«Царская невеста», «Русалка», «Снежная королева», «Красавицы не могут уснуть» – любовь и женщины в премьерах МАМТа в сезоне 2023/2024

«Царская невеста», «Русалка», «Снежная королева», «Красавицы не могут уснуть» – любовь и женщины в премьерах МАМТа в сезоне 2023/2024

Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (МАМТ) представил планы 105-го сезона. На пресс-конференции, прошедшей 8 сентября 2023 в Международном мультимедийном пресс-центре медиагруппы «Россия сегодня», выступили генеральный директор театра Андрей Борисов, художественный руководитель оперной труппы и главный режиссер Александр Титель, художественный руководитель балета Максим Севагин и главный дирижер Феликс Коробов.

«В опере нас ждет “русский сезон”. <…>. В этом сезоне мы продолжим исследовать тот мир, в котором мы живем – русский мир, посмотрим на него с разных хронологических ракурсов», – заявил Андрей Борисов.

Опера

Новый сезон откроется 20, 21 и 22 сентября премьерой оперы «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова. Режиссер-постановщик – Дмитрий Белянушкин, музыкальный руководитель и дирижер – Ариф Дадашев.

Дмитрий Белянушкин – ученик Александра Тителя (в 2012 закончил факультет музыкального театра Российской академии театрального искусства ГИТИС, мастерская Александра Тителя и Игоря Ясуловича). В 2022-м получил свою первую «Золотую маску» в номинации «Опера / работа режиссера» за спектакль «Свадьба Фигаро» Моцарта в нижегородском Театре оперы и балета им. А. С. Пушкина. С МАМТом режиссер сотрудничает с 2011. Ассистировал Александру Тителю в постановках опер «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (2011) и «Война и мир» С. Прокофьева (2012). Режиссер сценической версии вокального цикла Елены Лангер «Песни у колодца» (на народные тексты; мировая премьера) и оперы Леры Ауэрбах «Слепые» (по Морису Метерлинку; российская премьера) – в рамках проекта «Лаборатория современной оперы» (2012).

Действие «Царской невесты» будет перенесено в 2072 год: в стране вновь монархия, традиционная культура, исторические костюмы стали частью быта, а резиденция правителя вернулась в Александровскую слободу. «Эта история о людях, которые хотят жить надеждой на будущее счастье. В центре истории Грязной, который в погоне за личным счастьем разрушает все вокруг и лишь в конце приходит к покаянию. История мира имеет спиралевидную структуру, но хочется верить, что события нашей оперы не повторятся», – рассказал о своем замысле Дмитрий Белянушкин.

На 6 марта 2024 запланирована премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь», написанной на либретто В. Катаняна по мотивам рассказов С. Антонова (в либретто использованы тексты современных частушек). Первое представление состоялось 5 ноября 1961 в Новосибирском театре оперы и балета. 25 декабря 1961 прошла премьера оперы в Большом театре под управлением Евгения Светланова.

Родион Щедрин об опере: «Сюжет оперы был заимствован из рассказа современного российского писателя Сергея Антонова “Тетя Луша”. Рассказ повествовал о жизни заурядной русской деревни вскоре после окончания Второй мировой войны. Мужчин поубивали на фронте, и в деревне остались лишь бабы да безусые юнцы, полумальчишки, – в отрочестве моем я своими глазами видел такие деревни. Героиня оперы, немолодая женщина Варвара (с автором либретто Василием Катаняном мы поменяли ей имя), отчаянно влюбляется в такого юнца-полумальчишку. Любовное томление, сексуальное желание, да и нерастраченная материнская нежность, тайные встречи, деревенский любовный треугольник (у парня есть в деревне молодая невеста – одногодка), бурный конфликт и печальная, безрадостная развязка – невеселое многоточие. Деревня вновь погружается в скучные будни. Текст одной из частушек словно резюмирует главную мысль моей оперы: “Ой, маменька-мать, куда мне любовь девать? То ли по полю развеять, то ли в землю закопать?” <…> Постановка вызвала сильное раздражение начальства по культуре: откровенно фрейдистские мотивы, соседствующие с монументальными патриотическими шествиями других советских опер, красными знаменами и славословием, были слишком вызывающим контрастом. Объявленные следующие четыре представления были заменены на вердиевскую “Травиату”, и лишь через два месяца опера была показана на публике еще три раза, после чего тихо и бесславно исчезла из репертуара». (Цит. по: В. Холопова. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. М., Изд-во “Композитор”, 2022)

Музыкальный руководитель новой постановки – главный дирижер МАМТа Феликс Коробов. Спектакль поставит Евгений Писарев, художественный руководитель Театра имени Пушкина. Среди музыкальных работ режиссера: «Итальянка в Алжире» Россини в МАМТе (2013), «Свадьба Фигаро» Моцарта (2015) и «Севильский цирюльник» Россини (2018) на Новой сцене Большого театра, «Мазепа» Чайковского на Исторической сцене ГАБТа (2021), а также два громких успеха в жанре мюзикла: «Шахматы» в Театре МДМ (2021, 11 номинаций на премию «Золотая маска») и «Кабаре» в Театре Наций (2022, 5 премий «Золотая маска»).

26 июня – премьера оперы «Русалка» А. С. Даргомыжского в постановке художественного руководителя оперной труппы и главного режиссера МАМТа Александра Тителя и дирижера Тимура Зангиева. Зангиев – заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, штатный дирижер МАМТа, в его репертуаре – более тридцати оперных и балетных спектаклей. В Большом театре дирижировал премьерами балетов «Симфония до мажор» Баланчина на музыку Ж. Бизе (2019), «Парижское веселье» Бежара на музыку Ж. Оффенбаха в обработке М. Розенталя (2019) и премьерой оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова в постановке Дмитрия Чернякова (2020). В 2022 состоялся дебют Зангиева в театре Ла Скала: «Пиковая дама». В Михайловском театре дебютировал спектаклем «Тоска» Дж. Пуччини, с 29 июня 2022 – главный приглашенный дирижер театра.

Балет

24 ноября Максим Севагин представит мировую премьеру своего полноформатного балета «Снежная королева» по мотивам сказки Г. Х. Андерсена. Музыкальной основой спектакля станут фрагменты Четвертой, Пятой и Шестой симфоний П. И. Чайковского.

В мае 2024 состоится премьера современного балета «Красавицы не могут уснуть» Анастасии Вядро (танцовщица и хореограф, участница телепроекта «Танцы на ТНТ. Новый сезон», преподаватель по направлениям Strip plastica/ High Heels) на музыку Давида Оганяна. Балерины в спектакле будут танцевать на каблуках, а костюмы разработает Нино Шаматава – креативный директор бренда минималистичной одежды USHATÁVA.

В июле 2024 состоится вечер одноактных балетов современных хореографов. Вечер откроет «Великий плач» немецкого хореографа Марко Гёке на музыку песен американской певицы Тори Эймос (впервые был показан в 2021 в Театре Зейдерстранд в Гааге). В 2018 МАМТе уже шла одна работа Гёке – балет «Одинокий Джордж» на музыку на музыку Восьмого квартета Дмитрия Шостаковича, также в 2017 на фестиваль Context. Диана Вишнёва привозился балет Геке «Нижинский». Последняя премьера хореографа состоялась в феврале 2023 – балетный триптих «Вера. Любовь. Надежда» в Государственной опере Ганновера в Нижней Саксонии получил широкое освещение даже в немузыкальных СМИ, благодаря скандальному инциденту: во время премьеры Марко Гёке вымазал лицо балетного критика Вибке Хюстер фекалиями своей таксы Густава (о том, что собака принадлежит балетмейстеру и всегда его сопровождает сообщили немецкие СМИ). Подробнее – здесь.

Также в программе вечера – «Дуэнде» испанского хореографа и художественного руководителя балетной труппы Михайловского театра Начо Дуато (этот пост он занимал в 2011-2014 годах, в 2014-2018 был постоянным приглашенным хореографом театра, а с 2019 вновь стал худруком балета Михайловского). В сентября 2023 Дуато дебютировал в оперной режиссуре, поставив на сцене Михайловского театра «Кармен» Жоржа Бизе (в последнее время в российских театрах все смешалось – драматический режиссер Константин Богомолов поставил оперы «Кармен» и «Летучий голландец» в Пермском театре и балет «Ромео и Джульетта» в МАМТе, хореограф Юрий Посохов в конце прошлого сезона поставил в Мариинке оперу «Замок герцога Синяя Борода» в паре с балетом «Чудесный мандарин»). Спектакль «Дуэнде» на музыку Клода Дебюсси впервые был показан в Нидерландском театре танца в Гааге в 1991.

Замыкает программу балет «Отражения» российского и американского балетмейстера, постоянного хореографа Балета Сан-Франциско Юрия Посохова на музыку Феликса Мендельсона (впервые представлен в Сан-Франциско в 2005). Первой работой Юрия Посохова-хореографа в России стал балет Юрия Красавина «Магриттомания» 2000 года, перенесенный в 2004 на сцену Большого театра из Балета Сан-Франциско. В 2015 Посохов поставил в Большом театре трехактный балет Ильи Демуцкого «Герой нашего времени». Режиссером и художником-постановщиком спектакля выступил Кирилл Серебренников. Сотрудничество режиссера, хореографа и композитора продолжилось: в 2017 они выпустили в Большом театре балет «Нуреев». В 2021 в Большом театре была показана еще одна их совместная премьера – «Чайка» (режиссер Александр Молочников). Судьба последних трех работ известна и незавидна, однако хореографа, судя по всему, ограничения не коснулись: он продолжает работать с театрами Москвы и Санкт-Петербурга. В 2022 Посохов поставил в МАМТе новую версию «Щелкунчика» Чайковского. В 2023 в Мариинском театре на фестивале «Звезды белых ночей» – уже упоминавшийся диптих Белы Бартока: балет «Чудесный мандарин» и оперу «Замок герцога Синяя Борода».

В ноябре 2023 на Основной сцене МАМТа будет возобновлен балет «Минус 16», который в 2018-м поставил Охад Нахарин – самый известный израильский хореограф, в 1900-2018 художественный руководитель всемирно известной танцевальной труппы Батшева (с 2022 этот пост занимает Лиор Авицур, а Нахарин остается штатным хореографом труппы). Звуковой ряд балета «Минус 16» состоит из различных музыкальных композиций, от мамбы и техно до традиционных израильских мотивов. Хореографический язык построен на танцевальной импровизации и технике гага – уникальной танцевальной системы, придуманной Нахарином.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях