29 апреля – Международный день танца

Танец – язык человечества
29 апреля – Международный день танца
Марианела Нуньес, сцена из балета «Aeternum» (Royal Ballet, хор. Кристофер Уилдон, 2014)

Ежегодно с 29 апреля 1982 по инициативе Комитета танца Международного института театра (МИТ) при ЮНЕСКО во всем мире отмечается Международный день танца. В этот день родился основоположник современного балета Жан-Жорж Новерр (1727–1810).

По традиции, в Международный день танца один из известных представителей мира хореографии обращается к общественности с посланием. В 2024 сайт МИТ опубликовал обращение аргентинской танцовщицы Марианелы Нуньес.

«Памяти недостаточно, чтобы творить историю. История театра – это также история, того, как искусство, в частности танец, мигрировало и развивалось в разных широтах.

Стены Королевского балета хранят фотографии, рассказывающие об этом путешествии, история зовет своих героев, а танец в Аргентине сияет каждым из этих имен.

Часто институции погружаются в молчаливую анонимность, без лиц и фамилий, избегают встречи с эхом прошлого. Организации, поддерживаемые МИТ ЮНЕСКО, такие как Аргентинский совет танца, встают как стена, преграждая дорогу беспамятности.

Я объединяюсь с вами в стремлении спасти и возродить историю мастеров, артистов и хореографов, которые обогатили мир танца и заслуживают того, чтобы их услышали будущие поколения. Мы все должны осознать, что мы не просто зрители, а наследники традиции, выкованной искусством, достоинством и самопожертвованием, которая насыщает наш путь чувством призвания и любовью к красоте. Хотя будущее и настоящее порой поглощают все наше внимание, без прочного фундамента прошлого, без плодородия нашей земли дерево танца не может процветать. Корни – это традиция и в то же время наши питательные вещества».

Марианела Нуньес (р. 1982) – артистка балета аргентинского происхождения, солистка труппы Королевского балета (Лондон). Родилась в Аргентине, в городе Сан-Мартин. В возрасте восьми лет была принята в Институт искусств при театре «Колон». В 1994 она начала танцевать в кордебалете театра, а через два года была принята в балетную труппу и тогда же приняла участие в гастрольном туре в Гавану (Куба). В 1997 была приглашена в Лондон на годичную стажировку в Королевском балете, по окончании которой в возрасте 16 лет была принята в труппу. В 1998-1999 также выступала на сценах других театров Европы и США. В 2001 впервые исполнила балеринскую партию – Китри в балете «Дон Кихот» (хореография Рудольфа Нуреева). В том же году была переведена в ранг первой солистки, в сентябре 2002-го получила статус прима-балерины (англ. principal dancer) труппы.

Обладательница престижных международных премий Benois de la Danse и премии Лоренса Оливье.

Танцевала ведущие партии как в классических, так и в современных произведениях хореографов, включая Фредерика Эштона, Джона Крэнко, Кеннета Макмиллана, Уэйна Макгрегора и Кристофера Уилдона.

Балетные премьеры в театрах России: апрель – июль 2024

4, 5 апреля. МАМТ. «В темных образах» (хореограф – М. Севагин). «Чай или кофе» (хореограф – А. Кайдановский). «Автоданс» (хореограф – Ш. Эяль)

4, 5, 6, 7 апреля. Большой театр. Прокофьев «Ромео и Джульетта». Хореография – Л. Лавровский. Балетмейстер – М. Лавровский. Дирижер – А. Гришанин

5, 6 апреля. Музыкальный театр Карелии. В. Пешков «Вертикаль». Хореограф – В. Арчая.

5, 6, 7 апреля, 24 и 26 мая. Урал Опера Балет. «Сказки Перро». Музыка: Н. Хрущева, А. Боловленков, Д. Мазуров. Хореографы: М. Петров, К. Хлебников, А. Меркушев. Дирижер – П. Клиничев.

12 апреля. Волга Опера. «Пушкиниана» по мотивам цикла «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. Хореографы: М. Большакова, А. Дорофеев, Д. Салимбаев, К. Скареднова. Дирижер – А. Вронский.

18, 19, 20 апреля. НОВАТ. А. Адан «Корсар». Балетмейстер – А. Омар. Музыкальный руководитель и дирижер – К. Дургарян.

19 апреля. ДК «ГЭС-2» (совместно с Урал Опера Балет). «Графит» на музыку В. Горлинского. Хореограф А. Пимонов.

27, 28 апреля. Краснодарский музыкальный театр. «Век Каллас» и «Кармен-сюита». Хореограф – А. Мацко.

19, 20, 21 мая. Красноярский театр оперы и балета. А. Адан «Корсар». Музыкальный руководитель и дирижер – Э. Нагиев. Дирижер – А. Богорад. Хореограф – Ю. Малхасянц.

23 мая. Саратовский театр оперы и балета. «Лабиринты». Одноактный балет на музыку А. Шнитке. Хореограф – Д. Вайлова.

1, 2 июня. Самарский театр оперы и балета. «Праздничный вечер» на музыку Л. Делиба. Музыкальный руководитель и дирижер – Е. Хохлов. «Два голубя» на музыку А. Мессаже. Постановка и новая хореографическая редакция – Ю. Бурлака. Дирижер – А. Бабаев.

7, 8 июня.Челябинский театр оперы и балета. «Мата Хари» (на музыку Ж. Массне, А. Пьяццоллы, К. Сен-Санса, Р. Штрауса). Хореограф – Н. Калинина. Дирижер – Е. Волынский.

7, 8, 9 июня. Нижегородский театр оперы и балета. Ю. Красавин «Пиковая дама. Балет». Хореограф – М. Петров. Режиссер – А. Морозов. Дирижер – Ф. Леднёв.

8, 9 июня. Урал Опера Балет (совместно с ГЭС-2). «Вариации Сальери» на музыку А. Сальери. Хореограф – В. Самодуров. «Графит» на музыку В. Горлинского. Хореограф – А. Пимонов. «Птицы» на музыку О. Респиги. Хореограф – И. Булыцын.

14, 15 июня. Новая Опера. И. Стравинский «Свадебка». Хореограф – П. Глухов. Музыкальный руководитель и дирижер – Д. Волосников. Композитор (пролог, эпилог) и автор музыкальной концепции – Н. Попов.

21 июня. Башкирский театр оперы и балета. «Моцарт и Сальери» на музыку В.А. Моцарта и А. Сальери. Хореограф – К. Матулевский. «Молчание сирен» на музыку Г. Бибера, Г. Генделя, Ж.-Ф. Рамо. Хореограф – В. Мулюкина.

4, 5, 6, 7 июля. Большой театр. Ю. Красавин «Буря». Хореограф – В. Самодуров. Дирижер – П. Клиничев.

«МО», Екатерина РОМАНОВА