OPUS 25: от шлягеров до раритетов

Концепция, статистика, анализ программ Всероссийского фестиваля
OPUS 25: от шлягеров до раритетов

С 2004 года национальная газета «Музыкальное обозрение» проводит Всероссийский фестиваль «OPUS». Порядковый номер фестиваля соответствует году издания газеты. В программах — произведения, отмеченные соответствующим опусом либо номером, написанные композиторами в соответствующем возрасте, имеющие в названии соответствующее число 24 произведения ор. 25.

Юбилей проекта

Первый фестиваль в 2004 прошел ровно 10 лет назад и был приурочен к 15-летию газеты и стал центральным событием празднования юбилея «МО». С тех пор фестиваль проходит ежегодно. Его участники — театры оперы и балета, филармонии, симфонические и камерные оркестры, солисты, маститые концертирующие музыканты и студенты и учащиеся консерваторий, колледжей, специальных музыкальных школ. Каждый год в фестивале принимает участие до 30 музыкальных организаций, проходят десятки концертов с участием сотен музыкантов. В рамках фестивалей неоднократно проводились конкурсы студенческих работ. Особыми масштабами отличались юбилейные фестивали. В 2004 году фестиваль opus 15 проходил в 40 городах (90 концертов). Его центральным проектом стало исполнение в 21 городе России 19 симфоническими оркестрами коллективного сочинения, написанного 10 ведущими российскими композиторами к 15-летию «МО»: Концерта для оркестра «Десять взглядов на десять заповедей». В 2009 году в рамках фестиваля «Музыкальное обозрение-ХХ» в 35 городах прошло 75 концертов. В 2008–2012 годах во Всероссийском фестивале участвовало радио «Орфей»: в совместном проекте радиостанции и газеты «С красной строки» звучали произведения из ор. 19–23.

OPUS 25

Фестиваль «Музыкальное обозрение–25» охватывает 56 городов, 52 региона, все 9 федеральных округов, более 10000 музыкантов. С марта по декабрь проходит 100 концертов, спектаклей, действ, конференций, других мероприятий. Основу концертных программ составляют произведения opus 25: обозначенные опусом либо номером 25, написанные композиторами в 25-летнем возрасте, имеющие в названии число 25, циклы из 25 произведений и т.д. Год назад, в начале сезона 2013–2014, эксперты «МО» составили список произведений ор. 25, включавший около 1000 сочинений композиторов XVII–XXI вв. — от Айвза до Яначека, от Монтеверди до нынешних 25-30-летних авторов. Как выяснилось, и этот список был неполным. В процессе подготовки программ, благодаря нашим партнерам, участникам фестиваля — солистам, дирижерам, филармониям — в него были внесены существенные дополнения, несомненно, обогатившие репертуар концертов. Несколько ярких штрихов внесли исполнители на виолончели, деревянных духовых инструментах, органе. В результате в концертах прозвучит более 120 произведений 60 композиторов (включая части циклов и отдельные номера опусов: песни, романсы, этюды, прелюдии, мазурки, «Песни без слов»; фрагменты из опер и т.д.)

Oрus 25

  • А. Аренский. Пьесы для фортепиано ор. 25 («Экспромт», «Грeзы», «Скерцино»)
  • А. Баццини. «Танец гномов» ор. 25 для скрипки с оркестром
  • Л. Бельман. Готическая сюита op. 25 для органа
  • Л. Боккерини. Струнные квинтеты №1, 4, 5, 6 ор. 25
  • Й. Боуэн. Концерт для альта с оркестром ор. 25, I часть
  • В. Бояшов. Сюита для оркестра «Конек-горбунок» оp. 25
  • И. Брамс. Квартет №1 для фортепиано, скрипки, альта и виолончели ор. 25
  • Б. Бриттен. Квартет №1 ор. 25 (1 программа, 2 исполнения)
  • Э. Григ. «Лебедь» ор. 25 № 2, «Песня птички» ор. 25 № 6 (слова Г. Ибсена)
  • Ф. Мендельсон. Концерт для фортепиано с оркестром №1 op. 25
  • Ж. Оффенбах. «Две души на Небесах» op. 25 для виолончели и камерного оркестра
  • Й. Пембаур. Латинская месса № 3 для хора и органа op. 25
  • С. Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая» op. 25
  • С. Рахманинов. Ария Франчески из оперы «Франческа да Римини» ор. 25
  • Н. Рыбников. Увертюра для оркестра оp. 25
  • П. Сарасате. Концертная фантазия на темы из оперы Бизе «Кармен» для скрипки и фортепиано оp. 25
  • А. Скрябин. Мазурки ор. 25 №2, 3, 5, 6
  • А. Холминов. Сюита для баяна в 4-х частях оp. 25
  • П. Чайковский. Шесть романсов op. 25
  • К. Черни. Блестящие вариации на тему «Ah come nancondere» для фортепиано в четыре руки op. 25
  • Ф. Шопен. Этюды для фортепиано ор. 25
  • Э. Шоссон. Поэма для скрипки с оркестром ор. 25
  • Ф. Шуберт. Песни из цикла «Прекрасная мельничиха» ор. 25: № 5 «Праздничный вечер», № 6 «Любопытство», № 17 «Злой цвет»
  • Р. Шуман. Песни из цикла «Мирты» ор. 25: №1 «Посвящение» (слова Ф. Рюккерта), № 3 «Орешник» (слова Ю. Мозена), № 7 «Лотос» (слова Г. Гейне), № 9 «Песня Зюлейки» (слова И. Гете), № 24 «Она как ландыш прекрасна» (слова Г. Гейне)

Написаны в 25 лет

  • И.С. Бах. Фуга BWV 946 (1710)
  • Г. Берлиоз. Увертюра «Уэверли» op. 1 (1828)
  • Л. Бетховен. Рондо для фортепиано с оркестром B-dur (1795)
  • Л. Бетховен. Соната № 1 для фортепиано (1795)
  • Л. Бетховен. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели № 1 ор. 1 ми-бемоль мажор (1795)
  • Л. Бетховен. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1-я ред., 1795)
  • Л. Бетховен. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели ор. 3 № 2 (1795)
  • А. Бойто. Ария Мефистофеля «со свистом» из I акта оперы «Мефистофель» (1867)
  • Й. Брамс. Серенада №1 op. 11 (1858)
  • Б. Бриттен. Концерт для фортепиано с оркестром ор. 13 (1938)
  • Б. Бриттен. Хорал Advance Democracy для хора а капелла (1938)  
  • Н. Брунс. Прелюдия соль мажор для органа (1690)
  • К.М. Вебер. Концерт для кларнета с оркестром №1 фа минор ор. 73 (1811)
  • К.М. Вебер. Концерт для кларнета с оркестром №2 ми-бемоль мажор, I часть (1811)
  • К.М. Вебер. Концертино для кларнета с оркестром op.26 ми-бемоль мажор (1811)
  • К.М. Вебер. Концерт для фагота с оркестром ор. 75 фа мажор (1811)
  • А. Веберн. Пассакалия для оркестра op. 1 (1908)
  • Г.Ф. Гендель. Concerto grosso HWV 312 (1710)
  • А. Глазунов. Симфония № 3 (1890)
  • Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром op. 16 (1868)
  • Э. Григ. «Сердце поэта» из вокального цикла «Мелодии сердца» на стихи Г.Х. Андерсена (1868)
  • К. Дебюсси. Ариетта «Oubliees» на стихи П. Верлена (1887)
  • М. Дюруфле. Скерцо ор. 2 для органа (1927)
  • Э. Лало. «Норвежская фантазия» для скрипки и фортепиано ля мажор (1848)
  • Ф. Лист. Этюды из цикла «Этюды высшего исполнительского мастерства» № 3, № 4 «Мазепа», № 10, № 12 «Метель»
  • В. Лютославский. Симфонические вариации (1938)
  • Ф. Мендельсон. Rondo brillant для фортепиано с оркестром op. 29 (1834)
  • Ф. Мендельсон. Увертюра «Морская тишь и счастливое плавание» op. 27 (1834)
  • Ф. Мендельсон. Две «Песни без слов» (1834)
  • О. Мессиан. «Вознесение», четыре симфонических медитации для оркестра (1933)
  • Н. Михеев. «Якутская сюита» (2009)
  • В.А. Моцарт. Увертюра и трио из оперы «Идоменей» (1781)
  • В.А. Моцарт. Kyrie из Мессы ре минор (1781)
  • В.А. Моцарт. Две концертные арии для сопрано с оркестром (1781)
  • В.А. Моцарт. Рондо для скрипки с оркестром C-dur KV 373 (1781)
  • В.А. Моцарт. Соната № 26 для скрипки и фортепиано KV 378 (1781)
  • В.А. Моцарт. Соната № 27 для скрипки и фортепиано KV 379 (1781)
  • С. Прокофьев. «Мимолетности» (переложение для оркестра) (1916)
  • С. Прокофьев. Пять романсов на слова А. Ахматовой ор. 27 (1916)
  • Дж. Россини. Увертюра к опере «Золушка» (1817) (она же увертюра к опере «Газета», 1816)
  • Дж. Россини. Секстет из оперы «Золушка» (1817)
  • Дж. Россини. Увертюра к опере «Сорока-воровка» (1817)
  • Г. Свиридов. Камерная симфония для струнного оркестра op. 14 (1940)
  • А. Скрябин. Соната-фантазия № 2 (1897)
  • И. Стравинский. «Фейерверк» для оркестра (1908)
  • А. Фельдман. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1972)
  • А. Цемлинский. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели op. 3 (1896)
  • П. Чайковский. Кантата «К радости» на текст Ф. Шиллера (1865)
  • А. Шенберг. Струнный секстет «Просветленная ночь» op. 4 (1899) (переложение для струнного оркестра)
  • А. Шенберг. Четыре песни op. 2 (1899)
  • К. Шимановский. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1907)
  • Ф. Шопен. Баллада № 1 op. 23 (1835)
  • Ф. Шопен. Два ноктюрна op. 27 (1835)
  • Ф. Шопен. Два полонеза ор. 26 (1833–1835, окончены в 25 лет)
  • Р. Штраус. Симфоническая поэма для оркестра «Дон Жуан» op. 20 (1889)
  • Р. Штраус. «Смерть и просветление», симфоническая поэма для оркестра op. 24 (1888–1889, окончена в 25 лет).
  • Д. Шостакович. Сюита из балета «Болт» op. 27а (1931)
  • Д. Шостакович. «Песня о встречном» из кинофильма «Встречный» (хор) (1931–1932)
  • Ф. Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная» (1822)
  • Ф. Шуберт. Фантазия «Скиталец» op. 15 (1822)
  • Р. Щедрин. «Юмореска» (1957)

№ 25

  • Л. Бетховен. Соната № 25 для фортепиано
  • Дж.Б. Виотти. Концерт для скрипки с оркестром № 25
  • Й. Гайдн. Симфония № 25
  • В.А. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 25
  • В.А. Моцарт. Симфония № 25
  • Н. Мясковский. Симфония № 25

Оригинальные проекты

  • Дж. Фарнэби. His Humour для фортепиано (в произведении 25 тактов)
  • Ф. Шопен. 25 прелюдий для фортепиано
  • В. Орлов. «Двадцать пять предложений» для фагота и струнного оркестра
  • А. Павлючук. «Двадцать пять комплиментов любимой газете» для фортепиано, флейты и альта

Выбор музыкантов России

Большинство участников фестиваля выбрали из предложенного репертуара наиболее популярные сочинения «opus 25»: симфонии и концерты Моцарта, увертюры Россини, симфонии Шуберта и Прокофьева, концерты Грига и Мендельсона, симфонические поэмы Р. Штрауса входят в «золотой фонд» музыкальной культуры и в репертуар многих коллективов и исполнителей. В то же время многих привлекли и музыкальные редкости, и малоизвестные произведения, и весьма сложные композиции, требующие от исполнителей — прежде всего, дирижеров и оркестрантов — особого мастерства. Среди них выделяются такие опусы, как «Вознесение» Мессиана (оркестр Госфилармонии Алтайского края), «Симфонические вариации» Лютославского (оркестр Иркутской филармонии), фортепианное трио Цемлинского (педагоги Саратовской консерватории), струнный квартет № 1 Бриттена (новосибирский «Филармоника-квартет») и его же фортепианный концерт (Петрозаводская консерватория, НСО Башкортостана), 25-я симфония Мясковского (Костромской губернский симфонический оркестр), 3-я симфония Глазунова (Тамбовский симфонический оркестр); фортепианный квартет и Серенада ор. 11 для симфонического оркестра Брамса, Пассакалия Веберна… Изобретательно поступили Кемеровская и Удмуртская филармонии, представив оригинальные программы opus 25, в которых практически каждое произведение звучит в рамках Всероссийского фестиваля только один раз: Ижевск, 1 октября И. Штраус (родился в 1825). «На прекрасном голубом Дунае» В. Городовская. «Памяти Есенина» (С. Есенин умер в 1925) П. Чайковский. Шесть романсов op. 25 Й. Пембаур. Латинская месса № 3 для хора и органа op. 25 Кемерово, 2 октября Л. Бельман. Готическая сюита op. 25 для органа Дж. Фарнэби. His Humour для фортепиано (в произведении 25 тактов) М. Дюруфле. Скерцо ор. 2 для органа (написано в 25 лет) Н. Брунс. Прелюдия G dur для органа (написана в 25 лет) Л. Боккерини. Струнный квинтет D dur ор. 25 № 1 (партия второй виолончели исполняется на фаготе) Л. Бетховен. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели ор. 3 № 2 (1795, написано в 25 лет) Независимо от количества исполнений, каждое из звучащих на фестивале произведений входит в «золотой фонд» газеты «Музыкальное обозрение».

От шлягеров до раритетов

 19 исполнений

  • В.А. Моцарт. Симфония № 25 (18 программ)

18 исполнений

  • С. Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая» (15 программ)
  • Ф. Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная»

 14 исполнений

  • В.А. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 25 (13 программ)
  • Дж. Россини. Увертюра к опере «Сорока-воровка» (13 программ): симфонический оркестр (13), переложение для 2-х фортепиано (1)

 9 исполнений

  • Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром

 7 исполнений

  • Й. Гайдн. Симфония № 25
  • В.А. Моцарт. Увертюра к опере «Идоменей»

 6 исполнений

  • И. Брамс. Квартет №1 для фортепиано, скрипки, альта и виолончели
  • Ф. Мендельсон. Концерт для фортепиано с оркестром № 1
  • Э. Шоссон. Поэма для скрипки с оркестром
  • Д. Шостакович. Сюита из балета «Болт»
  • Р. Штраус. Симфоническая поэма «Дон Жуан»

 5 исполнений

  • Л. Боккерини. Струнный квинтет op. 25 № 1
  • А. Шенберг. Струнный секстет «Просветленная ночь» (переложение для струнного оркестра)

 4 исполнения

  • Г. Берлиоз. Увертюра «Уэверли» (2 программы)
  • Г.Ф. Гендель. Concerto grosso HWV 312
  • Г. Свиридов. Камерная симфония для струнного оркестра op. 14

 3 исполнения

  • Л. Боккерини. Струнные квинтеты ор. 25 №№ 5, 6
  • К.М. Вебер. Концертино для кларнета с оркестром
  • К.М. Вебер. Концерт для кларнета с оркестром № 2 (2 программы)
  • Ф. Мендельсон. Увертюра «Морская тишь и счастливое плавание»
  • Дж. Россини. Увертюра к опере «Золушка» (2 программы)
  • П. Сарасате. Концертная фантазия на темы из оперы Бизе «Кармен» для скрипки и фортепиано
  • Р. Шуман. «Посвящение» из цикла «Мирты» (слова Ф. Рюккерта)

2 исполнения

  • Л. Бетховен. Рондо для фортепиано с оркестром
  • Л. Бетховен. Соната № 1 для фортепиано
  • Л. Бетховен. Соната № 25 для фортепиано
  • Л. Бетховен. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели ор. 3 № 1
  • Л. Боккерини. Струнный квинтет ор. 25 № 4
  • Й. Боуэн. Концерт для альта с оркестром (1 программа)
  • И. Брамс. Серенада № 1 для симфонического оркестра
  • Б. Бриттен. Концерт для фортепиано с оркестром
  • К.М. Вебер. Концерт для кларнета с оркестром № 1
  • К.М. Вебер. Концерт для фагота с оркестром
  • А. Веберн. Пассакалия для оркестра
  • Н. Михеев. «Якутская сюита» (1 программа, 2 исполнения)
  • В.А. Моцарт. Рондо для скрипки с оркестром KV373
  • В.А. Моцарт. Соната № 27 для скрипки и фортепиано KV 379
  • С. Прокофьев. Пять романсов на слова А. Ахматовой
  • А. Скрябин. Соната-фантазия № 2
  • Ф. Шопен. Два полонеза ор. 26
  • Р. Штраус. Симфоническая поэма «Смерть и просветление»
  • Ф. Шуберт. Фантазия «Скиталец» для фортепиано
  • Р. Шуман. «Орешник» из цикла «Мирты» (слова Ю. Мозена)
  • Р. Шуман–Ф. Лист. «Посвящение» (транскрипция для фортепиано)

 1 исполнение

  • А. Аренский. «Экспромт», «Грeзы», «Скерцино»
  • И.С. Бах. Фуга BWV 946
  • А. Баццини. «Танец гномов» для скрипки с оркестром
  • Л. Бельман. Готическая сюита для органа
  • Л. Бетховен. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1-я ред.)
  • Л. Бетховен. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели ор. 3 № 2
  • А. Бойто. Ария Мефистофеля «со свистом» из I акта оперы «Мефистофель»
  • В. Бояшов. Сюита для оркестра «Конек-горбунок»
  • Б. Бриттен. Квартет № 1 (1 программа, 2 исполнения)
  • Б. Бриттен. Хорал Advance Democracy для хора а капелла
  • Н. Брунс. Прелюдия соль мажор для органа
  • Дж.Б. Виотти. Концерт для скрипки с оркестром № 25
  • А. Глазунов. Симфония № 3
  • Э. Григ. «Сердце поэта» (стихи Г.Х. Андерсена)
  • Э. Григ. «Лебедь», «Песня птички» (стихи Г. Ибсена)
  • К. Дебюсси. Ариетта «Oubliees» (стихи П. Верлена)
  • М. Дюруфле. Скерцо для органа
  • Э. Лало. «Норвежская фантазия» для скрипки и фортепиано
  • В. Лютославский. Симфонические вариации
  • Ф. Мендельсон. Rondo brillant для фортепиано с оркестром
  • Ф. Мендельсон. Две «Песни без слов»
  • О. Мессиан. «Вознесение»
  • В.А. Моцарт. Kyrie из Мессы ре минор
  • В.А. Моцарт. Две концертные арии для сопрано с оркестром
  • В.А. Моцарт. Соната № 26 для скрипки и фортепиано KV 378
  • В.А. Моцарт. Рондо до мажор для камерного оркестра
  • Н. Мясковский. Симфония № 25
  • В. Орлов. «Двадцать пять предложений» для фагота и струнного оркестра
  • Ж. Оффенбах. «Две души на Небесах» для виолончели и камерного оркестра
  • А Павлючук. «25 комплиментов любимой газете» для флейты, альта и фортепиано
  • Й. Пембаур. Латинская месса № 3 для хора и органа
  • С. Прокофьев. «Мимолетности»
  • С. Рахманинов. Ария Франчески из оперы «Франческа да Римини»
  • Дж. Россини. Секстет из оперы «Золушка»
  • Н. Рыбников. Увертюра для оркестра
  • И. Стравинский. «Фейерверк» для симфонического оркестра
  • А. Скрябин. Мазурки ор. 25 № № 2, 3, 5, 6
  • Дж. Фарнэби. His Humour для фортепиано
  • А. Фельдман. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели
  • А. Холминов. Сюита для баяна
  • А. Цемлинский. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели
  • П. Чайковский. Кантата «К радости» на текст Ф. Шиллера
  • П. Чайковский. Шесть романсов ор. 25
  • П. Чайковский – К. Бугаенко. «Примирение» из цикла «6 романсов»
  • П. Чайковский. «Я с нею никогда не говорил» из цикла «6 романсов»
  • К. Черни. Блестящие вариации на тему «Ah come nancondere» для фортепиано в четыре руки
  • А. Шенберг. Четыре песни
  • К. Шимановский. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели
  • Ф. Шопен. Баллада № 1 для фортепиано
  • Ф. Шопен. Этюды для фортепиано ор. 25
  • Ф. Шопен. 25 прелюдий для фортепиано
  • Ф. Шопен. Два ноктюрна ор. 27
  • Д. Шостакович. «Песня о встречном» из кинофильма «Встречный»
  • Ф. Шуберт. Песни из цикла «Прекрасная мельничиха»: «Праздничный вечер», «Любопытство», «Злой цвет»
  • Р. Шуман. Песни из цикла «Мирты»: «Лотос» (слова Г. Гейне), «Песня Зюлейки» (слова И. Гете), «Она как ландыш прекрасна» (слова Г. Гейне)
  • Р. Щедрин. «Юмореска» для фортепиано

  Звучат в различных версиях:

  • Дж. Россини. Увертюра к опере «Сорока-воровка»: симфонический оркестр (13 исполнений), переложение для двух фортепиано (1)
  •  И. Брамс. Квартет № 1 для фортепиано, скрипки, альта и виолончели: фортепианный квартет (3 исполнения), переложение для симфонического оркестра А. Шенберга (2), версия для камерного оркестра (1)
  • А. Шенберг. «Просветленная ночь»: переложение для камерного оркестра (4 исполнения), для симфонического оркестра (1)
  • Э. Шоссон. «Поэма»: для скрипки с камерным оркестром (4 исполнения), для скрипки с симфоническим оркестром (1), для скрипки и фортепиано (1)
  • Д. Шостакович. Сюита из балета «Болт»: симфонический оркестр (5 исполнений), переложение для фортепианного трио (1)
  • Р. Шуман. «Посвящение»: для голоса и фортепиано (3 исполнения), в транскрипции для фортепиано Ф. Листа (2 исполнения: на центральном юбилейном концерте 1 октября в Москве и в балете «Посвящение», мировая премьера которого состоится 3 октября в Екатеринбургском театре оперы и балета).