Премьера балета «Чудесный мандарин» и оперы «Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока в Мариинском театре

Премьера балета «Чудесный мандарин» и оперы «Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока в Мариинском театре
«Чудесный мандарин». Фото Мариинский театр, официальный сайт

«Мандарин» с «Бородой»

В Мариинском театре на 31-м музыкальном фестивале «Звезды белых ночей» состоялись премьеры двух театральных произведений Белы Бартока (1881–1945) – балета «Чудесный мандарин» (1924) и оперы «Замок герцога Синяя Борода» (1917). По форме эта сдвоенная премьера напомнила о событии, которое случилось 6 (18) декабря 1892. В тот вечер на сцене Императорского Мариинского театра состоялась премьера сразу двух сочинений Петра Ильича Чайковского – оперы «Иоланта» и балета «Щелкунчик». Заказ на создание одноактной оперы и двухактного балета, которые должны были идти в один вечер, композитор получил от Дирекции Императорских театров. В конце 90-х годов прошлого века в Мариинском театре возникла традиция объединять в один вечер одноактные балеты, например, разные спектакли одного хореографа (Балеты Фокина, Баланчина, Ратманского). Однако одноактные оперы разных композиторов или одноактные оперы и балеты в одной программе на этой сцене шли не часто.

На Камерной сцене Большого театра имени Б.А. Покровского в Москве не раз представляли вместе оперы разных композиторов в постановке одного режиссера, например «Белую розу» Удо Циммермана и «Дневник Анны Франк» Григория Фрида (режиссер Ханс-Йоахим Фрай), или оперы «Маддалена» Прокофьева и «Испанский час» Равеля (режиссер Владиславс Наставшевс). К подобному формату в сезоне 2022/23 обратилась и московская Новая Опера, где режиссер Денис Азаров объединил «Иоланту» Чайковского и «Карлика» Цемлинского. Опусы Бартока, написанные в разное время, вместе прежде в России не исполнялись.

В 2016 российско-американский хореограф Юрий Посохов получил заказ от Кливлендского оркестра, руководимого специалистом по музыке Бартока, австрийским маэстро Францем Вельзер-Мёстом, на постановку в один вечер оперы и балета Бартока. Премьера состоялась в 2017 при участии Балета Джоффри (Чикаго) в Кливленде. Инициатором переноса спектаклей в Мариинский театр стал исполнитель партии Герцога Синяя Борода в американской премьере бас Михаил Петренко и балерина Диана Вишнева, которая искала новую хореографию для своего очередного бенефиса на фестивале «Звезды белых ночей». Это первые постановки Юрия Посохова на Мариинской сцене. Спектакли были перенесены в Мариинский театр из Кливленда («Чудесный мандарин» после кливлендской премьеры исполнялся отдельно в Театре «Аудиториум» Университета Рузвельта в Чикаго в мае 2017).

«Чудесный мандарин». Фото Мариинский театр, официальный сайт

Скандальный «Мандарин»

На сочинение «Чудесного мандарина» Белу Бартока вдохновил успех дягилевской труппы, в 1910-е годы сделавший балет модным и востребованным музыкальным жанром. Но фривольный экспрессионистский сюжет, взятый композитором за основу либретто «Чудесного мандарина», не способствовал признанию этого сочинения в 1920-х. Постановку балета планировала Будапештская опера, однако ее дирекцию отпугнул «безнравственный сюжет». Мировая премьера «Чудесного мандарина» состоялась в Городской Опере Кельна в 1926 (хореограф Г. Штробах), хотя и там очень скоро спектакль был снят с репертуара по причине скандальности сюжета. При жизни композитора состоялась еще только одна постановка в миланском театре Ла Скала в 1942 (хореограф А. Миллош). Музыка балета обрела признание после Второй мировой войны: с конца 1940-х в разных театрах мира стали появляться ее хореографические интерпретации. В Венгрии и Германии была популярна несколько десятилетий подряд постановка венгерского хореографа Дьюлы Харангозо-старшего. К балету обращались Флеминг Флиндт, Ролан Пети, и самый знаменитый западный спектакль, показанный в России на гастролях, в 1993 выпустил Морис Бежар.

«Чудесный мандарин» дважды ставили в СССР. В Москве в Большом театре балет с измененным либретто шел под названием «Ночной город» в хореографии Леонида Лавровского (премьера в мае 1961; главные роли исполняли Нина Тимофеева и Марис Лиепа). В Ленинграде в 1977 на труппу, которая стала позже именоваться «Театр Балета Бориса Эйфмана», балет Бартока поставила хореограф из Эстонии Май Мурдмаа (премьеру танцевали Алла Осипенко и Джон Марковский).

«Чудесный мандарин». Фото Мариинский театр, официальный сайт

Юрий Посохов

Первой работой Юрия Посохова-хореографа в России стал балет Юрия Красавина «Магриттомания» 2000 года, перенесенный в 2004 на сцену Большого театра из Балета Сан-Франциско. Должность хореографа в резиденции в Балете Сан-Франциско Посохов получил в 2006 году и в настоящее время продолжает сотрудничать с компанией, для которой создал в общей сложности 14 балетов (он начинал свою карьеру в Калифорнии как танцовщик в 1992, в 1994 был возведен в ранг премьера). В 2009 в Пермском театре оперы и балета состоялась премьера балета “Медея” на музыку Концерта для фортепиано № 2 (для левой руки) Мориса Равеля (перенос спектакля Damned из Балета Сан-Франциско). В 2006 в Большом театре Посохов выпустил премьеру балета Сергея Прокофьева «Золушка» вместе с режиссером Юрием Борисовым. В 2012 хореограф перенес свой третий балет из Сан-Франциско в Россию («Классическая симфония» на музыку Первой симфонии Сергея Прокофьева, Большой театр).

В 2015 Посохов поставил в Большом театре трехактный балет Ильи Демуцкого «Герой нашего времени». Режиссером и художником-постановщиком спектакля выступил Кирилл Серебренников. Сотрудничество режиссера, хореографа и композитора продолжилось: в 2017 они выпустили в Большом театре балет «Нуреев».

В 2019 в Чикаго прошла мировая премьера балета Демуцкого и Посохова «Анна Каренина» (копродукция Балета Джоффри и Австралийского балета). В 2021 в Большом театре состоялась еще одна их совместная премьера – «Чайка» (режиссер Александр Молочников). В 2022 хореограф поставил балет Полины Назайкинской The Rising (мировая премьера) для гала “La Grande Fеte”, посвященного многолетнему худруку Балета Сан-Франциско Хельги Томассону, который в конце года покидал свой пост. В афише Балета Сан-Франциско на 2024, сформированной новым худруком компании Тамарой Рохо, значится балет Юрия Посохова «Скрипичный концерт» на музыку Концерта для скрипки Игоря Стравинского, премьера которого состоялась в январе 2023 в рамках юбилейных мероприятий компании (90-летие Балета Сан-Франциско). «Скрипичный концерт» станет частью вечера одноактных балетов, объединенных в программу NEXT@90 CURTAIN CALL (2–13 апреля 2024). Также в эту программу входят спектакли хореографов Николаса Бланка (Gateway to the Sun на музыку Анны Клайн) и Даниэль Роу (Madcap на музыку Пера Хагстрема).

Юрий Посохов

Диана Вишнева

Вишнева, несмотря на возраст, в котором прима-балерины задумываются об уходе со сцены (13 июля ей исполнилось 47 лет), не собирается объявлять о конце танцевальной карьеры. Ее временный уход со сцены был связан с рождением сына. В репертуаре балерины сохраняются несколько балетов, которые она продолжает исполнять. В декабре 2022 Вишнева танцевала «Кармен-сюиту» Бизе-Щедрина в хореографии Альберто Алонсо на сцене Мариинского театра, в мае 2023 – в Almaty Theatre в Казахстане и в Москве в Концертном зале «Зарядье» на вечере «Диана Вишнева приглашае» В рамках фестиваля Context. Diana Vishneva 10 и 11 июля 2023 на сцене БДТ прошла премьера спектакля Duo (музыка Алексея Ретинского, идея и хореография Павла Глухова) с участием Дианы Вишневой и Дарьи Павленко.

Танцующие в тесноте

Чикагская программа называлась «Барток на сцене с Кливлендским оркестром». По многолетней традиции Кливлендский оркестр раз в год представляет на сцене концертного зала Северенс Холл оперу. В 2017 оркестр объединился с чикагским Балетом Джоффри для двух сценических постановок Белы Бартока. На компактной сцене Северенс Холла не было места для полетов и ограничены возможности для установки декораций, поэтому Юрию Посохову пришлось применить всю свою изобретательность. На премьере в Кливленде оркестр был размещен в глубине сцены, а действие происходило на полу поднятой оркестровой ямы (в Мариинском театре на этом месте сидели зрители дополнительных литерных рядов). Театральная сцена глубже концертной, и в Мариинском театре перед сидящим на сцене оркестром места для танцев оказалось больше.

Единственной жесткой декорацией «Чудесного мандарина» служит хромированная коробка, изображающая балкон, с которого Девушка заманивает мужчин в свою комнату, чтобы трое головорезов могли их ограбить. В спектакле Посохова первые два клиента «выныривают» на сцену из оркестра, имитируя музыкантов. Один (Константин Зверев) приходит со скрипкой, другой (Александр Сергеев) – с трубой. Когда бандиты обнаруживают, что у первого клиента нет денег, они выгоняют его. То же самое происходит со вторым, хотя он нравится Девушке. Третья жертва – Мандарин (китайский чиновник). В нем есть что-то таинственное, притягивающее женщину.Пока пара танцует с растущим пылом, преступники нападают на Мандарина и убивают его.Но он не умирает и заново начинает свой танец с женщиной.Головорезы снова пытаются убить его через повешение, но он воскресает. Наконец, женщина уступает ухаживаниям Мандарина, и он умирает у нее на руках.

Свой «Чудесный мандарин» Посохов строит на принципе усложнения танцев по мере сближения Девушки с партнером не от мира сего. Выходное соло героини представляет собой эксцентричный танец с большими батманами, шпагатами и резкими выбросами рук вверх. Затем к ней присоединяются бандиты, танцы с которыми поставлены намеренно неярко. В этом начальном эпизоде Посохов упрощает хореографию, чтобы дальше красочнее живописать дуэты Девушки с разными клиентами. Для дуэтов с «музыкантами» предусмотрено много виртуозных поддержек: к одному из них Диана Вишнева элегантно садится на плечи. С Кимином Кимом-Мандарином сначала происходит обмен взглядами, оглядки друг на друга. Девушка уверена в своей неотразимости, Мандарин – в своей (он одет в костюм цвета электрик, рассыпает кругом виртуозные антраша). Ему нравится ее агрессивная пластика, но в диалоге с воскресающим после каждого убийства Мандарином Девушке приходится менять тактику, поэтому хореограф делает их дуэт к финалу очень напряженным.

Несмотря на возраст, Диана Вишнева точно и искусно выполняет все поставленные хореографом движения. Она всегда со своих 16 лет была бесстрашной, шла вперед, не обращая внимания на боль и разочарования. И другое важное качество настоящей балерины проявилось в этом новом проекте (а бенефисных проектов у Вишневой в прошлом было немало – и «Красота в движении», и «Диана Вишнева: Грани», и многие другие): продвижение ее партнеров по сцене, раскрывающихся в балетах разных хореографов – Алексея Ратманского, Дуайта Родена, Джона Ноймайера, Пола Лайтфута и Соль Леон. В большинстве спектаклей, которые для себя выбирала Вишнева, предусмотрены значимые дуэты с партнерами и соло для них. В «Чудесном мандарине» также можно говорить о целой россыпи интересных работ. Вот элегантный Константин Зверев с аккуратной пластикой героя-интеллигента, вот чуткий к современной лексике Александр Сергеев, чью подвижность не скрыть никаким широким костюмом, вот энергичный Кимин Кин, всегда готовый прыгнуть и полететь.

"Замок герцога Синяя Борода". Фото Мариинский театр, официальный сайт

Иногда они возвращаются

Опера «Замок герцога Синяя Борода» впервые прозвучала в СССР в 1978 году на русском языке. В сезоне 2009/2010 оперу сначала в концертном исполнении, а затем в постановке (совместной с Английской Национальной Оперой) Дэниела Креймера представили в Мариинском театре. В роли Герцога Синяя Борода и Юдит выступили звезды мировой оперы Елена Жидкова и Уиллард Уайт. В Москве в 2014 на фестивале «Опера априори» опера прозвучала в концертном исполнении в БЗК вместе с премьерным сочинением Алексея Курбатова «Черный монах». Осенью 2022 «Замок герцога Синяя Борода» поставили в Пермском театре оперы и балета (режиссер  Евгения Сафонова). В Перми опера прозвучала в обрамлении пролога и эпилога, написанных к партитуре Бартока композитором Валерием Вороновым.

По сюжету Герцог Синяя Борода приводит новую жену Юдит в свой темный, мрачный замок с его семью запертыми дверями.В течение пятидесяти минут оперы Юдит выманивает ключи у Синей Бороды и отпирает двери, пытаясь принести в замок свет и счастье.Но ответы, спрятанные за дверями, как бы прекрасны они ни были, имеют мрачный подтекст: сокровища Герцога за третьей дверью обагрены кровью;прекрасные сады у четвертой двери также залиты кровью и вянут на глазах Юдит.Кровь и мрак обнаруживаются повсюду.

В минималистской постановке Посохова замка как такового нет, а двери представлены подвесными портьерами из тонкой ткани, на которые проецируется изображение содержимого комнат. Одна за другой шторы падают на пол по ходу действия. У пятой двери счастье на мгновение кажется возможным, когда Юдит видит обширные владения Синей Бороды. Но счастье растворяется, когда спускаются кроваво-красные облака. За седьмой последней дверью Юдит видит запертых женщин – бывших жен Синей Бороды. В спектакле Посохова жен изображают танцовщицы, которые выходят на сцену и исполняют чувственный танец. Юдит обнаруживает, что она не умеет так двигаться, как эти женщины, и горюет. Но жены в свою очередь принимают ее – все вместе они трогательно укладываются на пол. Герцог остается один стоять на авансцене.

В дальнейшем спектакли должны войти в репертуар театра.

Екатерина БЕЛЯЕВА, «МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях