Балетмейстер бросил в лицо критику собачьи фекалии

Балетмейстер бросил в лицо критику собачьи фекалии
Марко Геке со своим четвероногим другом Густавом.

11 февраля в Государственной опере Ганновера в Нижней Саксонии известный балетмейстер Марко Геке во время премьеры своего нового спектакля вымазал лицо балетного критика Вибке Хюстер фекалиями своей таксы Густава (о том, что собака принадлежит балетмейстеру и всегда его сопровождает, сообщили немецкие СМИ). Инцидент до сих пор обсуждается в немецкой и мировой прессе. Он произошел в день премьеры балетного триптиха «Вера. Любовь. Надежда», составленного из нового балета Гийома Юло и двух одноактных спектаклей в хореографии Медхи Валерски и Марко Геке.

В первом антракте художественный руководитель Ганноверского балета (работал в этой должности с 2019) Марко Геке в фойе театра начал неприятный разговор с обозревателем авторитетной немецкой газеты FAZ (Frankfurter Allgemeine Zeitung) Вибке Хюстер. Резкость Геке была спровоцирована рецензией Хюстер на предыдущую балетную премьеру хореографа в Гааге «В голландских горах» в Нидерландском театре танца (NDT).

«Геке сначала пригрозил Хюстер, с которой до сего момента был не знаком лично, запретом (Hausverbot) входить в Оперный дом и обвинил критика в отмене абонементов в Ганновере (продажа годовых абонементов на несколько спектаклей театра, включая основные оперные и балетные премьеры, является распространенной практикой реализации билетов во многих европейских театрах – «МО»). Затем, распаляясь все больше и больше, Геке применил физическую силу: он вытащил бумажный пакет с собачьими фекалиями и кинул танцевальному критику в лицо. После этого он беспрепятственно проследовал своей дорогой через переполненное фойе» (цитируем публикацию FAZ, которая появилась на следующий после гнусного случая день).

Та же FAZ, где супруг критика является одним из четырех издателей, сообщает о продолжающемся полицейском расследования и возбуждении уголовного дела. Данный «унизительный поступок» отдел фельетонов FAZ считает «попыткой скорректировать точку зрения свободных критиков газеты на искусство. <…> Переход Геке этой границы обнажает нарушенные отношения между художником и критикой».

Немедленно последовала реакция руководства Оперы. Оно потребовала от временно (тогда еще) отстраненного от оперного дома Геке принести официальные извинения критику, считая его поведение недопустимым.

В заявлении Геке, распространенном через его берлинское агентство, говорится примерно следующее: «Я прошу прощения за то, что мое терпение лопнуло. Но я также прошу определенного понимания, хотя бы в отношении причин, по которым это произошло».

В заявлении Геке подчеркнул, что хотел искренне извиниться перед всеми причастными, в первую очередь перед Вибке Хюстер, за свой «абсолютно неприемлемый поступок»: «Оглядываясь назад, я понимаю, что это был позорный поступок, совершенный в состоянии аффекта, и моя чрезмерная реакция». Тем не менее, по мнению балетмейстера, средствам массовой информации будет уместно переосмыслить «определенную форму репортажей, которая является разрушительной, ранящей и вредной для всех учреждений культуры».

Одновременно с заявлением через агента он попытался в ряде видеоинтервью объяснить свою атаку на танцевального критика. Он говорил, что «чувствовал себя обиженным, так как и он лично и его работы неоднократно подвергались критике со стороны Хюстер».

Геке проводит черту между понятной критикой, с которой он справляется, и критикой разрушительной: «Эта история с госпожой Хюстер длится уже 20 лет, и в какой-то момент я спросил себя, хочу ли я терпеть еще? Я также спросил себя, а как другие люди, которые много и тяжело работают, справятся с подобным, если их на протяжении долгого времени будут закидывать грязью? Уверен, что любой трудолюбивый человек не смог бы долго мириться с этим, и я не выдержал…».

Эти извинения не были приняты. Отвечая по телефону на вопрос NDR (Северно-немецкое радио) Нижней Саксонии, Вибке Хюстер сказала, что это заявление было «крайне неприемлемым» и «не оправдывает жестокого физического насилия», которое Геке применил к ней.

FAZ также продолжает публиковать послания ассоциаций театральных критиков Германии, Великобритании и США, и речь идет уже не об этом конкретно случае, за который Геке заплатил престижной должностью худрука в солидном театре (через несколько дней Опера Ганновера подтвердила информацию об увольнении Геке) и впоследствии, скорее всего, заплатит кругленькую сумму штрафа, а о свободе прессы в демократическом государстве. Авторы посланий насторожились замедленной реакцией интенданта Оперы Ганновера, уволившей хореографа под давлением земельного правительства (при этом его постановки останутся в репертуаре, как и в репертуаре NDT, а в Баварской опере он будет курировать молодых хореографов).

Выдержки из статьи, послужившей поводом к инциденту:

Статья под заголовком «Для рыб» написана в насмешливом духе. Автор уподобляет рыбам и зрителей, обреченных на безвольное созерцание скучного зрелища, и артистов, которые заслуживают гораздо большего, чем предложил им Геке.

«Он [Геке] однажды почувствовал желание поставить абстрактную хореографию, вместо того чтобы следовать за содержанием. Его вдохновило море, на которое он подолгу смотрел из своего гостиничного номера в Схевенингене во время репетиций. Свет, ветер, волнение, шум возящихся детей и лай собак: перед этим скучным и в то же время захватывающим зрелищем можно просидеть до конца жизни. Так и выглядит спектакль. Так и чувствует себя смотрящий этот балет: сидишь себе за стеклом в тепле с видом на зимний пляж, как вечный пенсионер. Спектакль останавливает вас перед фасадом спектакля и говорит, что это все, что можно увидеть за эти семьдесят минут <…> Проблема не в абстракции. Проблема в синтаксической бессмысленности данной абстрактной хореографии, тема которой в бесконечном перезапуске начала. Правда, в последние годы язык движений Марко Геке стал богаче: четко просчитанные разрозненные танцы, проходки с руками, приклеенными к телу, как подвернутые собачьи хвосты, красноречивые нелепые или трагические соло, дуэты с втянутыми животами… Во время просмотра вы будете периодически сбиты с толку. Остальное время будете умирать от скуки. В промежутках между скучными кусками найдутся две гениальные гармоничные минуты. Новый опус напоминает радио, которое не ловит нужную станцию. Это позор и наглость, и хореограф ответственен за то и за другое, поскольку виртуозность и “присутствие” танцовщиков Нидерландского театра танца требуют большего. Лучшие абстрактные хореографии создают внутреннее притяжение, в котором личности артистов действительно раскрываются, а их движения и взгляды создают значимую, плотную сетку».

Справка «МО»

Марко Геке родился в 1972 в Вуппертале. Получил балетное образование в Академии балета в Мюнхене, имеет диплом Королевской академии в Гааге. Свою первую работу представил уже в 2000 году. Далее его карьера развивалась стремительно через знаменитую штутгартскую «кузницу хореографов», гамбургский приз молодой хореографии, учрежденный компанией Дом Периньон. Он придумал своеобразную манеру движения, основанную на постоянном дрожании всего тела и отдельных его частей. Танцовщики называли эту технику «дрожалочкой». Всего за 23 года деятельности он создал более 60 работ, среди которых есть полномасштабные балеты, одноактовки и концертные номера. В России знакомы с его работами благодаря Лорану Илеру, который включил в репертуар МАМТа балет Геке на музыку Шостаковича «Одинокий Джордж» в 2018. Также в рамках фестиваля Context. Диана Вишнева привозился балет Геке «Нижинский», собравший негативные отзывы в прессе. 

Вибке Хюстер (1965) изучала сравнительное литературоведение и драматургию в Свободном Университете Берлине. Занималась балетом в Балетной академии Немецкой Оперы. Также изучала технику Каннингема. Ее первым местом работы был фестиваль «Танец в августе». В 1994 она стала ассистентом немецкого хореографа Йоахима Шлемера в Немецком национальном театре Веймара. После этого переехала в Базель, где работала в Театре Базеля и «Базельской газете» (занималась написанием фичеров – неформальных информативных статей, призванных заинтересовать читателя). С 1999 ее карьера тесно связана с крупнейшей немецкой газетой FAZ, где она ведет рубрику балета и танца, пишет о выставках, книгах и охоте.

Екатерина БЕЛЯЕВА, «МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм