Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов. Номинации «характерный и народно-сценический танец» (Йошкар-Ола, 7—11 апреля 2024)

Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов. Номинации «характерный и народно-сценический танец» (Йошкар-Ола, 7—11 апреля 2024)
Ева Цыбульская

Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов был учрежден Правительством РФ и Министерством культуры РФ в 2013. Его организатором является ФГБУК РОСКОНЦЕРТ.

Конкурс проходит как четырехлетний цикл. В течение цикла участники каждый год соревнуются по одной из специальностей: «характерный и народно-сценический танец», «хореографы», «современный танец в музыкальном театре», «классический танец». Нынешний смотр завершил третий, если считать с 2013, цикл: состязание в «характерном и народно-сценическом танце» в двух возрастных категориях — младшей и старшей.

Танцы для театра и концерта

В конкурсе по специальности «характерный и народно-сценический танец» разведены два направления – часть артистов (соло и ансамбли) соревнуется в характерном танце, часть, также соло и ансамбли, в народно-сценическом, плюс разделение на младшую и старшую группы в каждой специальности. Это на самом деле люди из разных «миров». Первое направление можно назвать “театральным”, так как в характерном танце соревнуются прежде всего студенты хореографических училищ и артисты академических театров. Причем это могут быть классические танцовщики, которые специально подготовили к конкурсу номера характерного танца. Чаще всего это танцы из оперных или балетных спектаклей или миниатюры, созданные хореографами XX века, также на конкурсе исполняются исторические номера их несохранившихся балетов. Самым популярным женским танцем из исторической серии традиционно является “Качуча” из балета Казимира Жида “Хромой бес” в хореографии Жана Коралли и Фанни Эльслер — ритмичный танец с кастаньетами, напоминающий болеро. На конкурсе в Йошкар-Оле-2024 “Качучу” выбрали четыре соискательницы. Соревнующиеся в категории “ансамбль” часто выбирали эффектный дуэт Зобеиды и Золотого раба из балета Фокина “Шехеразада”, Панадерос и Сарацинский танец из “Раймонды”, Испанский,  Неаполитанский и Русский танец из “Лебединого озера”. Танцовщицы выбирали сольные фрагменты из “Лауренсии” и Цыганский танец из “Дон Кихота”. Юноши подготовили вариацию Армена из балета Хачатуряна “Гаяне” (хореография Нины Анисимовой), который мало где сейчас идет и состоит практически весь из характерных танцев. Любопытно смотрелся дуэт танцовщиков из Ростова-на-Дону, которые исполняли танго на музыку Пьяццоллы из балета Алексея Фадеечева “Драма на охоте”, сохраняющегося в репертуаре Ростовского музыкального театра. Исполнители-юноши также выбирали Героический этюд из “Скрябинианы” Голейзовского. Девушки не раз представили на конкурсе экспрессивный Татарский танец или Танец с луком в хореографии Горского из балета “Конек-горбунок”, сейчас существующий как отдельный номер, поскольку балет не сохранился. Раритетом выглядел дуэт Цыганки и Северьяна из балета Прокофьева “Каменный цветок”.

Второе конкурсное направление — “народно-сценическое” — представляет танцы, исполняемые в концертах. Это могут быть как традиционные танцы народов мира и России, так и современные танцевальные композиции с бытовым сюжетом или танцевальные истории на злобу дня. На данном всероссийском конкурсе исполнители стараются по большей части показать именно танцы разных народов России. У республиканских коллективов в запасе имеются и свои традиционные танцы с набором обязательных элементов, характеризующих тот или иной национальный танец, и специально поставленные современными хореографами танцевальные композиции, в том числе и бытовые зарисовки, также часто связанные с культурой края, где коллектив базируется. Представители коллективов могут выступать на конкурсе соло, объединяться в дуэт, терцет, квартет или квинтет. В нынешнем конкурсе наблюдалась тенденция объединения по гендерному признаку — девушки или юноши разделились по ансамблям, хотя зачастую состав ансамбля формировался независимо от конкурса, в аналогичном камерном составе артисты могли иметь за плечами солидный гастрольный репертуар. В этом смысле конкурс имеет особое значение, когда призовые места достаются не коллективу в целом, а самым креативным его представителям.

“Будь в характере!”

Особенностью всероссийских конкурсов в последние годы стали мастер-классы, которые проводят для участников члены жюри. Эти классы обычно транслируются и сохраняются какое-то время в записи, набирая десятки тысяч просмотров. Так класс Сергея Горбатова, который много лет танцевал классические партии в разных театрах, занял позицию ведущего педагога характерного танца, произвел настоящий фурор на конкурсе. Его пластические и лингвистические комментарии, тонкости формулировок фиксировали на свои смартфоны другие педагоги. Горбатов не просто педагог, но и теоретик, который исследует истоки характерного танца и пути его развития в будущем. Специально для “МО” Сергей Горбатов комментирует конкурс, который состоялся в Йошкар-Оле.

Сергей Горбатов: “конкурс обозначил пути развития характерного танца в будущем. Я как многолетний педагог характерного танца могу от себя сказать, что данный конкурс был проведен на невероятной высоте. В том числе и благодаря таким конкурсам, характерный танец сохраняется, к нему возникает пристальное внимание. В задачу педагогов входит сохранение лучших традиций характерного танца, так как именно характерный танец является самым ярким на нашей сцене”.

Класс Горбатова имел необычное построение. Педагог предложил ученикам не отрабатывать порядок движений в разных характерных танцах из мирового репертуара под его руководством, но проследить за развитие базовых движений “в нескольких характерах”. Например, сначала он показал, что происходит с каноническим батман тандю в русском характере. Большую роль в его объяснениях играет так называемый препарасьон – подготовительная позиция и подготовительные движения перед основным набором танцевальных фраз. И в каждом характере есть свой препарасьон. “Быть в том или ином характере” значит выполнять определенный набор элементов, следить за положением рук и корпуса. Интересные нюансы Горбатов показал для цыганского танца в мужском и женском варианте. Через уроки Горбатова понятно, что совершенствоваться в характерных танцах могут любые артисты из классической позиции, и чистота исполнения у “классиков” будет более очевидной. Произвела впечатление фраза Горбатова о том, что медленно танцевать тяжелее, чем быстро. Много внимания педагог уделил положению руки в характерных танцах венгерских и польских дворян: только во время приветствия, имеющегося в танце чардаш или мазурке,  рука немного поднимается вверх перед собой, остальное время она находится на уровне плеча, за ней следует взгляд.

Совсем иную методику применяет на своем мастер-классе Юлиана Малхасянц. Юлиана большую часть своего времени отдает постановочному процессу, работает с огромными массами людей, репетирует с солистами (в мае 2024 в Красопере состоится премьера балета “Корсар” в постановке Малхасянц). В ее классе ценен индивидуальный подход, она следит за каждым участником процесса, поправляет корпус, руки, положение головы. И она всегда мыслит конкретной сценой из конкретного спектакля. Юлиана умеет передавать каноническую хореографию, прежде всего тех редакций, которые она сама много лет танцевала в Большом театре, а также сочиняет собственную, используя свои обширные знания и навыки, полученные от мастеров танца прошлого.

Народы танцуют

Классы Горбатова и Малхасянц прошли в день открытия конкурса 7 апреля, а вечером на сцене Марийского театра оперы и балета выступал прославленный Ансамбль народного танца имени Игоря Моисеевам (ГААНТ). В программу концерта вошли номера из цикла «Танцы народов мира»: визитная карточка коллектива, русский танец «Лето», калмыцкий танец, сюита молдавских танцев, старинная городская кадриль из цикла танцев «Картинки прошлого», хореографическая картина «Партизаны», танец аргентинских пастухов «Гаучо» и многие другие произведения в постановке отца основателя ансамбля. В завершении концерта ГААНТ представил легендарное моисеевское «Яблочко». В фойе театра также была устроена фотовыставка “Ансамбль Игоря Моисеева”, где вместе с фотографиями мастеров прошлого Бориса Кауфмана, Евгения Умнова, Владимира Вяткина, которые вели фотолетопись ансамбля, экспонировались фотографии действующего танцовщика труппы Евгения Масалкова. Сегодня он также отвечает за фотоархив ГААНТ.

Открытие конкурса, концерт ГААНТ им Моисеева

В перерыве между вторым и третьим турами прошли мастер-классы “народников” – их давали члены жюри Александр Тихонов и Валентина Слыханова. На их классы в обычной жизни попасть очень трудно, так как они трудятся в стенах своих театров – Ансамбле имени Моисеева и Московском театре танца “Гжель”. За многолетний период преподавания Валентина Слыханова разработала авторскую систему, которая рассчитана на обучение не только учащихся хореографических училищ и школ, но и взрослых артистов. У участников конкурса была уникальная возможность познакомиться с этой полезной во всех смыслах методикой. С другой стороны, Слыханова, которая создала не менее 20 постановок, знает толк в импровизации и никогда не учит застывшим моделям – она всегда исходит из имеющегося состава участников процесса и прямо на уроке создает что-то новое. Ее коньком является русский танец и его современные производные. Александр Тихонов предлагает ученикам очень динамичный класс, во время которого участники знакомятся с ключевыми понятиями техники народного танца по Моисееву. Это всегда работа с большим коллективом, ровное и синхронное исполнение обязательных элементов танца, и главное, отсутствие разницы между репетицией и выступлением, когда в репетицию вкладываются все силы артиста.

Связь времен

Вечером 9 апреля, когда участники готовились к третьему туру, в рамках конкурса на сцене театра была показана премьера этого года – балет “Весна священная” в постановке Лилии Симоновой. Хореограф заняла первое место на прошлогоднем конкурсе хореографов, прошедшем в Йошкар-Оле, и получила возможность осуществить балетную постановку на сцене Марийского театра. Она выбрала партитуру “Весны священной” Стравинского, чтобы показать миф в современной интерпретации. Симонова хотела “поэкспериментировать с техникой, не разрушая то прекрасное, что зритель привык видеть в классических танцовщиках”.

Игорь Стравинский. Весна Священная. Балетмейстер-постановщик Лилия Симонова

60 лет в движении

Во время конкурса состоялся традиционный круглый стол, который провела главный редактор журнала “Балет” Валерия Уральская. Он назывался “Роль балетных конкурсов в развитии разных форм сценического танца”. Будучи первопроходцем конкурсного движения и глубоким знатоком характерного и народно-сценического танца, Валерия Иосифовна поднимала актуальные вопросы о важности проведения конкурсов сегодня. Разговор был особенно интересен в контексте круглой даты, которую отмечает мировое конкурсное движение — 60 лет. Отсчет ведется с 1964 года, когда состоялся первый международный конкурс молодых артистов балета в Варне. Участники круглого стола дискутировали по следующим темам: роль конкурсов для развития мирового балета; значение для профессионализации молодых артистов преподавания характерного танца в учебных заведениях; роль конкурса в выявлении индивидуальности будущих артистов по владению характерным танцем; роль конкурсов в популяризации и профессиональном развитии танцевальной культуры народа.

Круглый стол

27 городов

В Оргкомитет Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов поступило 154 заявки из 34 городов России. Первый (отборочный) тур конкурса проходил по видеозаписям участников. Ко второму — очному — туру было допущено 106 конкурсантов из 27 городов России: Астрахани, Бийска, Воронежа, Грозного, Ижевска, Йошкар-Олы, Казани, Красноярска, Липецка, Луганска, Махачкалы, Москвы, Новосибирска, Омска, Оренбурга, Орла, Перми, Ростова-на-Дону, Сыктывкара, Ставрополя, Тольятти, Тюмени, Уфы, Череповца, Челябинска, Элисты, Якутска.

А ну-ка, девушки

Смотр открыли выступления соискателей младшей группы в характерном танце, и обнаружилось, что соревноваться будут только девушки. Качество выступлений как обычно напрямую зависело от учебного заведения, в котором учатся конкурсанты. Занявшая первое место в своей категории Арина Карасева представляла Московское государственное хореографическое училище им. Л.М. Лавровского, славное своими педагогами характерного танца. Во втором туре она танцевала фрагмент из балета “Лауренсия”, скрупулезно прорисовывая все нюансы танца с традиционным аксессуаром (платком), демонстрируя гибкость и изящество, а также нахождение “в характере”. Не менее эффектным был и ее выход во фрагменте из танца персидок из оперы “Хованщина” в хореографии Сергея Кореня. Артистка очень чувствует советский ретро стиль, который танцует, не добавляет в исполнение элементы, свойственные современной манере. Также она рискнула попробовать себя в народно-сценическом танце, исполнив на третьем туре лихой Сербский танец в хореографии своего училищного педагога Евдокии Токаревой, который та специально сочинила для показа на конкурсе.

Лауреат 1 премии - Арина Карасёва, Москва (характерный танец, младшая группа)

Яркие и оригинальные выступления были у двух студенток Колледжа культуры и искусств им. И.С. Палантая, представляющих Йошкар-Олу и уже танцующих в спектаклях Марийского театра оперы и балета. Обладательница колоритной восточной внешности Софья Дмитриева блеснула в “Персидском танце” Аралтай Каржаубаевой в редакции Дарьи Дмитриевой. Полина Скворцова показала в третьем туре лучшее из имеющихся исполнение “Качучи” и очень музыкально станцевала “Русскую” Голейзовского, что и принесло ей в итоге желанную вторую премию. Не могла обойтись без призового места и медали студентка сильнейшего московского вуза, где изучению характерного и народно-сценического танца уделяется огромное внимание. Виктория Соколова из Московского хореографического училища при театре “Гжель” запомнилась исполнением Танца с колокольчиками из балета Асафьева “Бахчисарайский фонтан” в хореографии Ростислава Захарова.

В младшей группе не лучшим образом сложилась ситуация с ансамблями – здесь друг с другом соревновались всего две пары студентов из Йошкар-Олы, не сговариваясь выбравшие почти одинаковую программу. Для поддержания номинации жюри пропустило в третий тур обе пары, и решило не присуждать первую и вторую премию.

“Я и сама могу”

Также не очень представительной была группа артистов соло, выступающих в номинации “народно-сценический танец”. Здесь соревновались четыре девушки из Москвы, Тольятти, Якутска и Череповца. Первое место заняла Таисия Скрипка из Череповца, которая танцевала оригинальный номер “Чудные башмачки” в хореографии Алеси Аршиновой. Эффектность номера в том, что в нем сюжетно обыгрывается традиционный аксессуар для народного танца – женские туфли с широким каблуком. Босая артистка выносит непривычную ей обувь в корзиночке и примеряет ее в танце. Вначале у нее ничего не получается, потом она чувствует, что в туфлях танец выходит выразительнее, но натирает ими ноги и в ярости сбрасывает. Она танцует босиком, больно ударяет пятку, а чудесные туфли, которые она забросила в кулису, едут к ней сами собой. Однако бедовая артистка выкрикивает “Я и сама могу!”.

Лауреат 1 премии - Таисия Скрипка, Череповец (народно-сценический, младшая группа)

Цифровой диалог

Один из самых интересных разделов конкурса – выступления артистов младшей группы в номинации “народно-сценический танец”, так как речь идет о новом поколении молодых артистов и еще, возможно, неизвестных широкой публике коллективах из разных городов России. Своего рода открытием данного конкурса стали артисты из Ижевска, представляющие Хореографический ансамбль “Город“. Полина Шубникова и Илья Емельянов, участвующий в конкурсе лишь как партнер, в номере “Удмуртский танец. Ритмический диалог” Леоноры Мамонтовой станцевали своеобразное чечеточное свидание, в котором двое общаются посредством ритмичного стука каблучков. Хотя номер не новый, в нем есть пульс современного города, где молодые люди общаются посредством технологий. Дуэт выступил более чем достойно и завоевал третье место, а второе досталось женскому Квинтету из Уфы, представляющему Детскую студию при Государственном Академическом ансамбле народного танца имени Файзи Гаскарова Республики Башкортостан. Во втором туре артисты станцевали Хорезмский танец «Лязги» в хореографии Руфины Латыповой. В энергичный танец с элементами вращения на манер дервишей заложен сюжет о прекрасном и богатом древнем государстве Хорезм, и девушки с энтузиазмом донесли его до зрителей. В финальный гала-концерт был вынесен другой номер этого коллектива — Башкирский танец “‘Коралай’ — лесная лань” в хореографии Альбины Нуримановой, как и “Лязги” предполагающий умение артистов танцевать в тяжелых костюмах (нагрудники с золотыми медальонами, курточки с жаркими меховыми оторочками).

Битва тореадоров

В номинации “характерный танец” в старшей группе интереснее выступили солисты-юноши, соревнуясь в номерах из одних и тех же балетов, поставленных разными хореографами, в том числе и современными. Так Руслан Аболмасов, серебряный лауреат конкурса, был принят в труппу Красноярского театра оперы и балета в 2023 году после окончания Красноярского хореографического колледжа. Во втором туре он танцевал вариацию Тореадора из балета “Дон Кихот” в хореографии Юлианы Малхасянц. Хореография вариации оказалась словно “подогнана” под данные танцовщика – подчеркнула его мягкую пластику. И совсем в другой эстетике выступал танцовщик из Москвы Ринат Котрикадзе, показавший Эспаду в хореографии своего педагога-репетитора народно-характерного танца из Красногорского хореографического училища Губернского колледжа искусств Екатерины Кугатовой. Резкие движения, острые углы, бравура, темперамент сопровождают героев Котрикадзе. Порывист его Армен из балета “Гаяне”. Хотя на конкурсе он завоевал третье место, стоит ожидать, что он станет достойным солистом в силовой советской хореографии, а Аболмасов, наоборот, украсит балеты-реставрации. Стоит отметить, что в номинации “характерный танец” в этом конкурсе девушки и юноши боролись за одни и те же призовые места. И третье место с Котрикадзе разделила Ксения Ляпина из Красноярска – высокая и очень изящная танцовщица, ярко заявившая о себе в балете Никиты Дмитриевского “Катарсис Данте” в сезоне 2022/2023.

Лауреат 2 премии - Руслан Аболмасов, Красноярск (характерный, младшая группа)

Фокин и снова Фокин

В ансамблевом соревновании выступили четыре пары из Москвы, Уфы, Воронежа и Ростова-на-Дону. Все пары демонстрировали высокое мастерство, подобрав для конкурса интересные сюжеты. Своеобразным лидером стала хореография Михаила Фокина, который работал на стыке жанров, вводил в классику элементы характерного и народного танца для достижения драматической подлинности переживания персонажей (артисты показывали дуэт Зобеиды и Золотого раба из “Шехеразады”). С не самой известной хореографией Фокина артисты Детского музыкального театра имени Н.И. Сац Полина Химич и Тимур Куаталиев завоевали третью премию конкурса, при том что первая и вторая не присуждались. Они показали Дуэт с вуалью из балета Фокина “Египетские ночи”, который был в итоге вынесен на гала из-за своей эффектности и необычности (артисты танцуют его в костюмах из лент и аппликаций, закрепленных на прозрачной ткани).

Война и мир

В номинации “народно-сценический танец” солисты мужчины и женщины соревновались в одном конкурсе. Кто-то из солистов выступал самостоятельно, продолжая при этом танцевать в том или ином прославленном коллективе, кто-то уже отделился и готовил номера для конкурса вне зависимости от танцевальной среды, в которой он вырос. Таков обладатель первой премии в категории соло Дмитрий Щербаков, представляющий сейчас Москву (студент 3-го курса РСУ им. Косыгина Института славянской культуры). С детства он занимался танцами в Студии народного искусства “Забава” при Оренбургском Русском народном хоре. Он исполнял на конкурсе хореографию Елены Бутылкиной, заведующей отделением спортивного бального танца МГИК. Хореограф создает здесь и сейчас новые номера, в которых, с одной стороны, отражены типичные вневременные темы народного танца, с другой стороны, слышна актуальная повестка. Все ее номера также участвуют в конкурсной программе.

Лауерат 1 премии - Дмитрий Щербаков, Москва (народно-сценический танец)

Забавный номер «Камаринский мужик» с народной музыкой в программе Щербакова соседствовал с грустной композицией Виктора Столярова “Когда мы были… [на войне]”. Артист смог показать разные грани своего таланта: продемонстрировал уверенную технику и умение играть. Александра Усова, завоевавшая третью премию, продолжает выступать в Образцовом коллективе Тюмени “Юность Сибири”. Она представила на конкурсе номера, больше напоминающие жанровые сценки: “Самарская барыня” на музыку Александра Большакова в хореографии Татьяны Шашковой и “Шла девица за водицей” на музыку Василия Устьянцева в обработке Сергея Кошевого в хореографии Татьяны Цепляевой. Другой артист из Тюмени — Александр Пьянков – танцует в ансамбле-победителе данного конкурса — “Зори Тюмени”. Он запомнился зрителям как очень обаятельный ухажер из одноименного номера в хореографии художественного руководителя коллектива “Зори Тюмени” Валерия Арцера.

Победительные квинтеты

Многие прославленные коллективы присутствовали на конкурсе в нескольких вариантах, например, “Зори Тюмени” представляли женский квинтет и дуэт, в котором выступал упомянутый выше Александр Пьянков. Победителями вышли девушки, которые исполнили на конкурсе “специфические” женские номера Валерия Арцера на народную музыку – “Лирично-задорная” и “Девичья победная”. Феминистичная лингвистика в названии номеров также сыграла свою роль, обособив выступление тюменских артисток. Номера созданы совсем недавно, в них удачно соседствуют традиционные элементы, характеризующие подобные композиции из 70-х годов прошлого века, и современные стилизованные детали.  Похожим образом позиционировал себя старейший коллектив народного танца Йошкар-Олы Государственный ансамбль танца “Марий Эл” — на конкурсе выступили дуэт и женский квинтет. Деятельность марийского коллектива направлена на популяризацию и продвижение культурного наследия народа мари. Оба номера, которые показывали артистки квинтета на в третьем туре, выглядели абсолютными хитами – и Лирический танец с ковшами “Девичий пир” в хореографии Михаила Мурашко, и Белорусский танец “Гаворки” в хореографии Елизаветы Селивановой. В этом последнем номере пять веселых кумушек со смешными косынками, завязанными на голове в форме клювика, соревновались в умении вести домашнее хозяйство, задорно кружась и танцуя вокруг корзиночки с сидящей в ней уткой.

Лауреат 1 премии - Квинтет Государственного ансамбля народного танца «Зори Тюмени», Тюмень (Народно-сценический, страшая группа)

Танец немаленьких лебедей

Несомненными фаворитами заключительного гала стали артисты из Государственного театра танца Калмыкии «Ойраты» (Элиста), занявшие третье место. Полный искрометного юмора номер создателя и бессменного художественного руководителя коллектива Петра Надбитова назывался «Улан залата» (Красная Кисточка) на музыку Савра Катаева. Сначала на сцене появлялись трое мужчин для выяснения (с помощью танца и забавной пантомимы) отношений, затем к ним присоединился четвертый. В какой-то момент одного из танцоров вытолкнули из группы, так как он якобы неправильно надел шапку с кисточкой. И дальше начался день сурка — мужчины вдруг принялись за танец маленьких лебедей, толкая друг друга и снова выталкивая из компании четвертого лишнего, не забывая соревноваться в личной виртуозности (здесь она выражается в мелком переборе ног, которые ставятся на пол разными частями ступни). Танцоры не унимались и после заслуженных аплодисментов, продолжая плясать несколько раз под появляющуюся откуда ни возьмись музыку.

Все события хореографического состязания в Йошкар-Оле доступны для просмотра на официальном сайте конкурса и в его официальном сообществе ВКонтакте.

Екатерина БЕЛЯЕВА


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях