Вышел № 7 газеты «Музыкальное обозрение» 2020

Вышел № 7 газеты «Музыкальное обозрение» 2020
Фото Андрей Устинов

Вышел № 7 (463) 2020 газеты «Музыкальное обозрение». Седьмой выпуск с начала года, шестой выпуск за время пандемии, начиная с № 3, который вышел 20 марта, в день объявления карантина. № 7 планировался как номер «ОРКЕСТР».

Гравюра номера. Friedrich Bercht. A quartet of 3 strings and a trombone. 1581, Dresden

В номере:

Синдром Каштанки
«Особенно мучителен был следующий фокус: Федюшка привязывал на ниточку кусочек мяса и давал его Каштанке, потом же, когда она проглатывала, он с громким смехом вытаскивал его обратно из ее желудка. И чем ярче были воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка.» (А .П . Чехов . «Каштанка»)

«Начнется — начнется, любит – не любит, верить – не верить, или Синдром Каштанки». Разрешат — не разрешат концертный сезон в России? (читать на сайте «МО»)

Герои номера — личности, оставившие исключительный след в музыкальной культуре. Евгений Мравинский, Дмитрий Шостакович, Марис Янсонс, Кшиштоф Пендерецкий, Сергей Слонимский.

Авторы номера — выдающиеся музыканты, ученые, деятели культуры: Марина Рыцарева, Елена Долинская, Иосиф Райскин, Виктор Юзефович, Юрий Симонов, Юрий Каспаров.

Культурный шок и его последствия
Жизнь внесла свои ошеломляющие коррективы и вывела на актуальные проблемы сегодняшнего дня. Что происходит сегодня, в ситуации, в которую попало человечество в високосном 2020 году?

Как живут музыканты в условиях пандемии? Как они будут жить и работать по ее окончании (когда-нибудь она закончится)? Что ждет музыкальную культуру в будущем? Об этом — размышления профессора, доктора искусствоведения Марины Рыцаревой:

«Это не первый мировой кризис, и те глубокие изменения в культуре, в частности музыкальной, которые нам известны по истории музыки, как правило были следствием таких кризисов. Культура — это часть природы. Она способна выжить и как-то вновь вырасти из-под земли, как можно видеть в парках и лесах после пожаров.

Когда кризис далеко позади, людям свойственно успокоиться и созидать. С этим приходит забвение того, что если прошедший кризис далеко позади, то новый кризис близко впереди. Надежда, что это если это и будет, то когда-нибудь потом, не при нас, сбывается только у тех, кто успевает уйти в мир иной раньше. Тогда что лучше: не дожить до кризиса или попытаться его пережить? Это не наш выбор, мы со своей культурой — часть природы» (Марина Рыцарева). (читать на сайте «МО»)

Нам выпало “счастье” жить в “эпоху перемен”
Композитор Юрий Каспаров ответил на вопросы главного редактора «МО» Андрея Устинова.

«Так или иначе, пусть не сей момент, но после завершения смены общественно-экономической формации перемены в нашей культурной жизни будут впечатляющими и произойдут стремительно» (Юрий Каспаров) (читать на сайте «МО»)

Юрий Каспаров на фестивале "Кружева", Вологда, 2015

Пендерецкий — музыкант и бренд
Эссе крупнейшего российского музыковеда-полониста Ирины Никольской о культовом композиторе современности, ушедшем из жизни во время пандемии. (читать на сайте «МО»)

Фото Bruno Fidrych / Krzysztof Penderecki European Centre for Music

Оркестр

Возвращение к жизни
Как музыканты стран Европы выходят из кризиса.

Пандемическая симфония
Инструкция. Регламент работы оркестрантов и оркестров в условиях пандемии написали руководители Берлинских оркестров с ведущими медиками Германии. (читать на сайте «МО»)

Первый дирижер мира
Воспоминания о маэстро Марисе Янсонсе, чье творчество — художественный и этический эталон дирижерского искусства и профессии музыканта. В номере опубликованы фрагменты четырех интервью с Марисом Янсонсом, опубликованных в разные годы в «МО». (читать на сайте «МО»)

Марис Янсонс. Фото Ernst von Siemens Music Foundation / Manu Theobald

Дорога на подиум
Итоги Третьего Всероссийского музыкального конкурса по специальности «оперно-симфоническое дирижирование». «Дорога на подиум». Монолог председателя жюри, народного артиста СССР, профессора Юрия Симонова. (читать на сайте «МО»)

ЮрийСимонов. Фото Дмитрий Линников / «Музыкальное обозрение»
Никита СОРОКИН (Санкт-Петербург), II премия
Николай ЦИНМАН (Москва), II премия
Андрей КОЛЯСНИКОВ (Екатеринбург), III премия
Хетаг ТЕДЕЕВ (Москва), III премия

Новые руководители в российских оркестрах: Тольятти, Уфа, Ижевск, Сургут.

«Чем открылись?». Программы концертов-открытий сезона 2020/2021 48 симфонических оркестров в 38 городах России: от Петрозаводска до Хабаровска, от Якутска до Ростова-на-Дону. Воспоминания о докоронавирусных временах. (читать на сайте «МО»)

Жизнь оркестров и филармоний «в эпоху коронавируса»:

• планы Свердловской филармонии на предстоящие два сезона;

• к 180-летию со дня рождения П.И. Чайковского Государственный симфонический оркестр Татарстана выпустил на лейбле Sony Classical бокс из 10 CD «Чайковский-2020» — запись всех симфоний и инструментальных концертов композитора.

«Вспоминая Мравинского» — книга о великом дирижере ХХ века.

«Вы были музыкой во льду…» — книга воспоминаний скрипача, концертмейстера АСО Московской филармонии Валентина Жука.

«Тромбон. Эволюция в ХХ веке и новые приемы игры» — книга композитора, профессора Московской консерватории, превосходного знатока оркестра и оркестровки Юрия Каспарова. (читать на сайте «МО»)

«От Гайдна до Шостаковича» — новое издание популярной книги ленинградского, а ныне американского музыковеда Владимира Фрумкина об истории симфонии. (читать на сайте «МО»)

Учебник по инструментоведению. Автор — нижегородский музыкант и педагог Сергей Попов. (читать на сайте «МО»)

In Memoriam
Памяти выдающихся музыкантов и педагогов: композиторы Сергей Слонимский, Витаутас Баркаускас, дирижер Вадим Венедиктов, пианист Григорий Гордон, контрабасист Лев Раков, заместитель директора Капеллы Санкт-Петербурга Федор Романов, альтист Алексей Силаев, фаготист Олег Талыпин.

Расследование с опровержением
Иосифа Райскина об интерпретации великим дирижером Пятой симфонии великого композитора. «Мравинский — соавтор Шостаковича».

«Последний адрес»
Николай Парфенов — лучший арфист Москвы 20-х – 30-х годов, солист Большого театра, профессор Московской консерватории, погибший в годы сталинских репрессий. (читать на сайте «МО»)

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: sw7800596@yandex.ru
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике