Последний адрес. Николай Парфенов

«Одно имя, одна жизнь, один знак». Имена и судьбы музыкантов, репрессированных в годы советской власти. Девятнадцатая публикация «МО»
Последний адрес. Николай Парфенов

Николай Гаврилович Парфенов — выдающийся арфист, педагог, композитор, профессор Московской консерватории. «Я глубоко чту память Николая Гавриловича Парфенова — чудесного музыканта и замечательного товарища, имя которого в кругах советских арфистов будет звучать всегда…», — писала в 1967 в своих воспоминаниях «Арфа в моей жизни» народная артистка СССР , солистка оркестра Большого театра Ксения Эрдели, много лет работавшая вместе с Н.Г. Парфеновым

Самородок из Курска

Николай Гаврилович Парфенов родился 10 октября (22 октября по новому стилю) 1893 в Курске в крестьянской семье. Его отец Гавриил Васильевич был певцом-самоучкой, обладал прекрасным голосом (тенор) и педагогическими способностями. До революции он пел в церковных хорах, на приемах в господских домах, занимался регентством. После революции, не имея специального образования, стал учителем пения в начальной школе.

Первые уроки музыки Николай получил в семье. Затем, как пишет в своих воспоминаниях К.А. Эрдели, «судьба его сложилась не совсем обычно: однажды какой-то крупный чиновник Придворного ведомства, услыхав чудесный голос маленького Коли, отвез его в Петербург и определил в Придворную певческую капеллу (в капелле Парфенов учился с 1901 по 1910 – ред.). Кроме пения, в капелле воспитанников обучали игре на различных инструментах. Парфенов стал там учиться игре на арфе у Ф.Ф. Шоллара (Франц Шоллар — чешский арфист и валторнист – ред.)».

Завершив обучение в Капелле, юноша несколько лет ездил с концертами по городам Российской империи, играл на арфе в симфонических оркестрах Баку, Кисловодска, Воронежа.

В 1914 Николай Парфенов поступил в Московскую консерваторию в класс проф. А.И. Слепушкина. «Николай Гаврилович в корне изменил свою прежнюю, чешскую, постановку и много, усиленно занимался», — вспоминала К. Эрдели.

Лучший арфист Москвы

Окончив консерваторию в 1917 с большой серебряной медалью, Парфенов поступил в оркестр Театра Совета рабочих депутатов (бывший Оперный театр С.И. Зимина), позже  сменившего название на Малую государственную оперу, а затем — на Театр музыкальной драмы.

8 октября 1924 Парфенов был временно принят в оркестр Большого театра на должность второй арфы. 12 августа 1925 он был утвержден на постоянной службе, с 1929 занимал должность арфы-регулятора, а через год переведен на должность первой арфы. Одновременно он был артистом Персимфанса (Первого симфонического ансамбля без дирижера, существовавшего с 1922 по 1932).

Будучи превосходным исполнителем, Парфенов регулярно выступал с сольными концертами и в дуэте с К.А. Эрдели, с которой его связывали более 20 лет творческой дружбы.

Педагог, композитор

В 1919–1926 Н.Г. Парфенов преподавал теорию музыки в Музыкальном училище имени С.И. Танеева, а с 1925 вел класс арфы в Московской консерватории. Среди его учеников — доцент МГК М. Мчеделов, заслуженная артистка РСФСР, солистка оркестра Большого театра, профессор ГМПИ (РАМ) им. Гнесиных К. Сараджева,  основатель класса арфы в МССМШ (колледже) им. Гнесиных М. Рубин, солистки оркестра Большого театра А. Эльдарова, М. Низковская.

«Стиль его занятий со студентами не давал нам возможности недостаточно интенсивно работать, заставляя углубленно заниматься <…> Особенно требователен и настойчив он бывал к тем, кто активно работал, творчески воспринимал его уроки, тогда как пассивный, мало работоспособный студент оставлял педагога равнодушным», — писала об уроках Парфенова Кира Сараджева.

«Встречи и беседы с Парфеновым имели громадное значение для меня и вылились в конце концов в большое творческое содружество. Ознакомившись с методом школы Слепушкина, я стала частично применять его в своих методических установках, а Парфенов специально для меня написал довольно много пьес, — вспоминала Ксения Эрдели. — Им созданы концерт для арфы с оркестром, соната для виолончели и арфы, мелкие пьесы. Многие пьесы Николая Гавриловича служили хорошим педагогическим материалом. Кроме того, он сделал ряд отличных обработок для ансамбля арф — дуэтов, трио, квартетов. По моей просьбе Николай Гаврилович оркестровал концерт Генделя, который я играла затем с оркестром под управлением Н.С. Голованова и Л.П. Штейнберга, а также с камерным ансамблем. Этот же концерт мы исполняли с Николаем Гавриловичем в его обработке для дуэта арф. Организовали мы с ним и специальный концерт дуэта арф».

В архиве Московской консерватории сохранился список сочинений Парфенова, среди которых — Концерт для арфы с оркестром, Баллада, Вальс, Элегия, Соната для виолончели и арфы, этюды, 11 прелюдий для фортепиано, романсы для голоса и арфы, многочисленные переложения и обработки для дуэта, трио, квартета арф.

К сожалению, почти все его сочинения утеряны. Сохранились лишь «Маленькая сюита» (1938) и «Вариации на тему Корелли» (1935, изданы под редакцией К. Эрдели в 1959), а также единственная архивная запись, где Парфенов аккомпанирует на арфе С. Хромченко, исполняющему арию Молодого цыгана из оперы Рахманинова «Алеко».

Парфенов — автор первой методической работы по игре на арфе «Техника игры на арфе. Метод профессора А.И. Слепушкина» (1927) и первой русской «Школы игры на арфе» (издана в 1960 под редакцией М. Мчеделова).

Страшный 38-й

Николай Парфенов был арестован 20 июня 1938. Его обвинили в участии в «антисоветской группе», готовившей «террористический акт над руководителями ВКП(б) и советского правительства во время посещения ими Большого театра». Теракт заговорщики якобы собирались «приурочить ко дню 20-й годовщины Октябрьской революции».

Личное дело музыканта находится в архиве ФСБ. Некоторые документы из дела, которое насчитывает около 80 страниц и частично засекречено до сих пор, приводит в своей кандидатской диссертации «История класса арфы Московской консерватории» (2018) преподаватель МГК Мария Федорова.

В документах есть показания человека, проходившего по тому же делу (позже этот человек также был осужден по выдуманному обвинению и расстрелян):

«Мы считали, что существующий строй в СССР свергнуть можно будет только путем устранения руководителей партии, в первую очередь Сталина, Молотова, Кагановича и Ворошилова <…> Примерно в октябре месяце 1937 г. Парфенов рассказал мне, что террористический акт в Большом театре вполне осуществим, так как оркестранты-контрабасисты и арфы располагаются близко к правительственной ложе и с места их расположения можно добросить бомбу или стрелять в правительственную ложу. Парфенов брался достать лично оружие. Наши террористические намерения не были выполнены лишь потому, что мы не успели в этот раз раздобыть оружие».

На первых допросах Николай Гаврилович полностью отрицал все обвинения. Но месяц спустя после ареста подал заявление с «чистосердечным признанием» в деяниях, никогда им не совершенных. Нет сомнений, что оно было написано под пытками.

Из статьи кандидата искусствоведения Марины Подгузовой «1938 год в судьбах арфистов Большого театра»:

«На следующий же день после ареста Н.Г. Парфенов был уволен из Большого театра, <…> о чем свидетельствует Сообщение из его Личного дела: «Сообщение за 21 июня 1938 года по коллективу артистов оркестра. Парфенов Н.Г. не является на работу с 21/VI — статья 47, пункт “Д” КЗОТ» <…> Пункт “Д” статьи 47 КЗОТ РСФСР предусматривал увольнение в случае совершения преступных действий, установленных приговором суда. Осужден арфист был лишь 3 октября, а уволен по вышеназванному пункту 21 июня. Практика увольнения сразу же после ареста по вышеназванной статье широко применялась в то время. <…> Можно предположить, что Н.Г. Парфенов был арестован бездоказательно, только лишь по обвинению в общении со своей сестрой, ее мужем, которые, проживая за рубежом, по определению были врагами Советского Союза. <…>

Личное дело арфиста содержит также Справку о его работе в оркестре Большого театра, выданную фактически двадцать лет спустя:

«Справка дана в том, что Николай Гаврилович Парфенов работал в Государственном Ордена Ленина Академическом Большом Театре Союза ССР в должности артиста оркестра с 8 октября 1924 года по 21 июня 1938 года. Освобожден от работы по пункту “Д” статьи № 47 КЗОТ». Справка была выдана отделом кадров Большого театра 26 марта 1956 года по запросу прокуратуры. <…>

Как известно, в то время широко применялся «списочный» механизм осуждения. Следствие по политическим делам производилось в ускоренном режиме. Слушание проходило без участия сторон и свидетелей; не допускались ни обжалование приговора, ни ходатайства о помиловании. Приговоры приводились в исполнение незамедлительно. 29 сентября 1938 года был сформирован Список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного Суда Союза ССР, в который вошли осужденные по первой и второй категориям из Москвы, Ростова-на-Дону; Калмыцкой, Крымской, Татарской АССР, Украинской ССР; Алтайского и Краснодарского краев; Ивановской, Куйбышевской, Московской, Омской, Ярославской областей. Имя арфиста находилось среди 864 человек, из которых 752, в том числе и Н.Г. Парфенов, были осуждены по первой категории, предполагающей такую меру наказания, как расстрел. По второй категории, предусматривающей наказание —  десять лет заключения, было осуждено 112 человек. Список подписан И.В. Сталиным и В.М. Молотовым» («Музыкальная академия», 2018, № 3).

3 октября 1938 Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Н.Г. Парфенова к высшей мере наказания по обвинению в «контрреволюционной деятельности». В тот же день он был расстрелян в поселке Коммунарка Московской области. Ему еще не было 45 лет.

28 марта 1957 Николай Гаврилович Парфенов был посмертно реабилитирован.

Последний адрес Н.Г. Парфенова

Москва, Крестовоздвиженский переулок, 2, строение 2

Шестиэтажное здание по адресу Крестовоздвиженский переулок, 2, строение 2 (между улицами Знаменкой и Воздвиженкой, с 1957 по 1996 — переулок Янышева) было построено в 1911 по проекту архитектора С. Родионова как доходный дом.

Сегодня в этом доме расположены помещения МССМШ (колледжа) им. Гнесиных.

19 мая 2019 на доме 2, строение 2 по Крестовоздвиженскому переулку была установлена мемориальная табличка с именем Николая Гавриловича Парфенова.