Памяти Мариса Янсонса

Памяти Мариса Янсонса
Марис Янсонс. Фото Ernst von Siemens Music Foundation / Manu Theobald

В ночь на 1 декабря 2019 в Санкт-Петербурге от острой сердечной недостаточности скончался великий дирижер Марис Янсонс. Ему было 76 лет. Его смерть потрясла музыкальный мир.

Марис Янсонс останется в истории и в памяти музыкантов как великий представитель великой Ленинградской – Санкт-Петербургской дирижерской школы, продолжатель традиций своих учителей и старших друзей: Мравинского, Мусина, Зандерлинга, Рабиновича, Элиасберга, своего отца Арвида Янсонса.

Марис Янсонс останется в памяти и в истории дирижерского искусства как совесть профессии, ее этический эталон. Человек и музыкант  высочайшей культуры и интеллигентности. Символ художественной и профессиональной честности и стойкости. Идеал музыканта, артиста, творца. Столп, атлант той культуры, которую олицетворяли великие мастера далекого и недавнего прошлого.

В наш век бешеных скоростей, преимущественного онлайн-общения, погони за количеством в ущерб качеству, облегченного отношения к профессии, свойственного, в том числе, и многим музыкантам, жизнь и искусство Мариса Янсонса, его интерпретации — пример вдумчивости, сердечности, благородства, тонкости, душевности, огромной воли и силы духа. Наверное, ему были известны какие-то глубинные тайны как дирижерского ремесла, так и устройства мира, неведомые другим.

Исключительно принципиальный и щепетильный во всем, что касается творчества и отношений между людьми, человек и художник, Янсонс своим искусством символизировал противостояние халтуре, мимолетности, неразборчивости, нетребовательности, «целям, оправдывающим средства».

Марис Янсонс был первым советским дирижером, возглавившим ведущие, а затем и лучшие оркестры Европы и мира. У него были многочисленные звания, награды, в том числе и советские, и российские. Но главной наградой для него была удовлетворенность результатом собственного труда. Как-то в интервью «МО» он вспомнил слова своего отца:

«Лучше дать на один хороший концерт меньше, чем на один плохой больше».

Мюнхен скорбит

Огромной, невосполнимой потерей назвали смерть Мариса Янсонса в Германии и особенно в Баварии, где он работал с 2003 года и в 2018 продлил контракт с оркестром Баварского радио до 2024.

Премьер-министр Баварии Маркус Седер назвал Янсонса «великим артистом и послом Баварии во всем мире».

«С уходом Мариса Янсонса мы потеряли одного из величайших дирижеров нашего времени», — отметил министр науки и искусства Баварии Бернд Зиблер.

по словам мэра Мюнхена Дитера Райтера, «Мюнхен и музыкальный мир потеряли одного из величайших музыкантов и организаторов музыкальной жизни. Для многочисленных музыкантов маэстро был и останется образцом».

Генеральный директор Баварского радио Ульрих Вильгельм: «Мы оплакиваем потерю великого артиста и замечательного человека. Именно Марис Янсонс сделал симфонический оркестр и хор Баварского радио одними из лучших в мире. Его мастерство и отношение к музыкантам были  исключительными. Благодаря его неустанным ближайшие годы в Мюнхене будет построен новый концертный зал. Баварское радио будет хранить память о Марисе Янсонсе. Мы выражаем сочувствие его семье».

Директор оркестра Баварского радио Николас Понт:  «Известие о смерти нашего главного дирижера Мариса Янсонса наполнило нас глубокой печалью и невероятной скорбью. С его смертью музыкальный мир потерял одну из величайших артистических личностей. Как человек и как музыкант, он сделал богаче жизнь стольких людей! Нам очень повезло, что последние 17 лет у нас были с ним столь близкие художественные и человеческие контакты. Мы всегда будем помнить незабываемые концерты, его неустанные требования к себе и своим музыкантам, его всегда уважительное отношение к своим коллегам и его преданность музыке. Марис Янсонс займет почетное место в истории нашего оркестра».

Главная мысль большинства высказываний: со смертью Мариса Янсонса в оркестре Баварского радио закончилась целая эпоха.

Марис Янсонс. Фото из редакционного архива «МО»

«Вместе с ним ушла эпоха»

На смерть Мариса Янсонса откликнулись его друзья, коллеги, политические деятели разных стран.

Анни-Софи Муттер: «Марис Янсонс был музыкантом с особым измерением. Очень редко в своей жизни я чувствовала рядом с собой музыканта, который мог погрузиться в глубины партитуры всем своим сердцем и душой. Он был человеком, который рассматривал музыку как возможность для нас, музыкантов, и для слушателей воспарить к высшим сферам.

Если мы действительно хотим почтить наследие этого уникального человека и музыканта, нам непременно нужно завершить строительство концертного зала, который даст нам, музыкантам, новые силы — так же, как это мог сделать дирижер Марис Янсонс!»

Франц Вельзер-Мёст: «У меня прекрасные воспоминания о Марисе Янсонсе. Однажды он приехал в Венскую государственную оперу на репетицию, а потом мы немного поболтали. Это было как раз перед новогодним концертом, который я должен был дирижировать. Он положил руки мне на плечи и просто сказал: «Мы знаем, как это тяжело на самом деле». Это было так трогательно! Он был одним из самых приятных и скромных коллег, которых я когда-либо встречал».

Владимир Федосеев близко знал Мариса Янсонса и его семью:

«Ушел один из гениально одаренных людей, которые вмещают в своей душе счастье, музыку, просвещение. Он был чистейшей души музыкантом. Это громадная утрата не только лично для меня, а для всей мировой культуры. Марис был художником, который никогда в жизни никому не сделал зла. Человек, относившийся ко всем с любовью, пиететом».

Василий Петренко: «Мне всегда казалось, что я немного следую по стопам Мариса Янсонса: это наиболее ощутимо по тем личным и творческим следам, которые он оставил своим долгим и прославленным пребыванием в Филармонии Осло, где для меня большая честь быть его преемником.

Его присутствие в моей жизни с первых дней было определяющим и глубоко любимым: посещение его репетиций и мастер-классов в Санкт-Петербурге, наследие его концертов, записей, уроков и советов, которые всегда были для меня эталоном.

Спасибо, дорогой Маэстро, за всё, что вы нам дали, за вашу улыбку, щедрость и теплоту, и за то, что вы просто вложили всё своё сердце в наш музыкальный мир.

На прошлой неделе было счастьем создавать музыку вместе с вашими замечательными коллегами в Симфоническом оркестре Баварского радио, хотя сейчас эти обстоятельства связаны с такой печалью. Вы всегда будете живы в наших воспоминаниях, в наших душах и в наших выступлениях».

Сергей Стадлер: «Кончина Мариса Янсонса — огромная утрата. Он был одним из самых востребованных дирижеров сейчас и, может быть, самый значительный из российских музыкантов, если смотреть на нас из Европы. Он был невероятный профессионал — это жизнь, отданная музыке, отданная дирижированию, выдающийся пример служения искусству».

Денис Мацуев участвовал в последнем из 177 концертов М. Янсонса, которыми маэстро продирижировал в Большом зале Ленинградской – Санкт-Петербургской филармонии за 50 лет (9 февраля 2019 с АСО филармонии, к 100-летию со дня рождения писателя Даниила Гранина):

«Ушел один из самых гениальных и добрых людей на свете. Мы должны были с ним через час сегодня выходить на сцену Музикферайна и играть концерт с Венским филармоническим оркестром. Мы с оркестром приняли решение, что откроем его не концертом Чайковского, а любимым произведением дорогого маэстро — этюдом-картиной Рахманинова “Море и чайки”».

Его ждали в Зальцбурге…

Начиная с 1990, Марис Янсонс почти каждый год участвовал в Зальцбургском фестивале. Он выступал здесь с семью оркестрами и дирижировал двумя спектаклями: «Катериной Измайловой» в 2017 и «Пиковой дамой» в 2018.

В 2018 Марис Янсонс был награжден высокой наградой Зальцбургского фестиваля — Почетной брошью с рубинами.

«Спасибо вам, дорогой Марис Янсонс, за неукротимую волю, которую вы принесли в свою профессию и свое призвание, делая это больше, чем справедливость до самого конца. Когда вы выходили на подиум, вы наполняли зал особой атмосферой. Мы всегда чувствовали ваше огромное уважение к музыке и глубокую любовь к музыкантам, с которыми вы работали. Мы будем скучать по вам!» — сказала президент Зальцбургского фестиваля Хельга Рабл-Штадлер.

«Мы потеряли одного из выдающихся дирижеров нашего времени и настоящего друга. Глубина, эмоциональность, этические стандарты и талант художника придавали его исполнению искренность, которая столь же редка, сколь и драгоценна. Жизнь Мариса Янсонса была признанием в любви к музыке; он был одним из деятелей искусства, которые сделали Фестиваль таким особенным явлением за его 100-летнюю историю»,

— заявил артистический директор фестиваля Маркус Хинтерхойзер.

Летом 2019 Марис Янсонс по состоянию здоровья отменил свои выступления в Зальцбурге. Он был приглашен дирижировать на юбилейном фестивале в 2020 новой постановкой оперы Мусоргского «Борис Годунов» (режиссер Кристоф Лой). Увы, это уже не случится. Из-за того, что программа фестиваля в этом году сокращена, спектакли перенесены на 2021, ими будет дирижировать Туган Сохиев.

Память Янсонса почтили на его родине. Президент Латвии Эгилс Левитс подчеркнул, что талант дирижера «навсегда останется в созвездии латышской и мировой музыки и в наших сердцах».

Соболезнования выразил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.

«Выражаю самые глубокие и искренние соболезнования родным и близким, коллегам и ученикам Мариса Арвидовича Янсонса в связи с его  безвременной кончиной. Выдающийся дирижер и блестящий интерпретатор, ученик Евгения Мравинского и Герберта фон Караяна, Марис Янсонс прославил музыкальное искусство Ленинграда – Санкт-Петербурга во всем мире.

Маэстро Янсонсу рукоплескали лучшие залы Европы, он был удостоен высших наград музыкального сообщества. Но самым дорогим для Мариса Арвидовича всегда оставалось признание  любимого города, который дарил ему вдохновение и радость творчества. Маэстро всю свою жизнь оставался верен Ленинграду – Санкт-Петербургу, руководил симфоническим оркестром филармонии, преподавал в консерватории и воспитал целую плеяду талантливых музыкантов. Его труд был отмечен почетным знаком “За заслуги перед Санкт-Петербургом”.

Светлая память о Марисе Арвидовиче и искренняя благодарность за его великое искусство навсегда останутся с нами».

5 декабря в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии прошло прощание с Марисом Янсонсом. Церемонию открыл струнный квартет оркестра Баварского радио. ЗКР АСО филармонии дирижировал Юрий Темирканов.

Марис Янсонс похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища Санкт-Петербурга рядом с могилой отца.

Дань маэстро от коллег

Концерты и спектакли памяти Мариса Янсонса прошли во многих городах и залах мира.

Валерий Гергиев и Мариинский театр почтили память маэстро исполнением оперы Пуччини «Девушка с Запада» в «Мариинском-2» 3 декабря.

Валерий Полянский и Госкапелла России посвятили его памяти концерт 5 декабря в Концертном зале им. Чайковского. Прозвучали Концерт № 23 Моцарта (солист Андрей Коробейников) и «Альпийская симфония» Р. Штрауса.

Юрий Темирканов, немецкий баритон Маттиас Герне и ЗКР АСО Санкт-Петербургской филармонии посвятили Марису Янсонсу концерт 12 января 2020 в Большом зале филармонии. В программу концерта музыканты включили  «Песни об умерших детях» Малера и Четвертую симфонию Брамса.

Ровно 40 лет Марис Янсонс был связан с Веной. Венская филармония выпустила специальную брошюру «Mariss Jansons im Musikverein», в которой представлены 146 концертов маэстро с разными оркестрами: от первого — 11 июня 1978 с оркестром Ленинградской филармонии до последнего — 12 июня 2018 с Венским филармоническим. Трижды — в 2006, 2012 и 2016 — Янсонс дирижировал Новогодними концертами Венских филармоников.

14 января 2020 в Золотом зале Музикферайна прошел концерт-церемония памяти маэстро. В этот день ему исполнилось бы 77 лет. Марис Янсонс был почетным членом Общества друзей музыки в Вене и Венской филармонии.

Прозвучала первая часть «Неоконченной симфонии» Шуберта (дирижер Риккардо Мути), песню Шуберта Pax vobiscum (“Der Friede sei mit Euch!” — «Мир вам») спел хор Общества любителей музыки Вены (дирижер Иоханнес Принц), а завершила церемонию вторая часть Первой симфонии Чайковского (дирижировал Валерий Гергиев, который в те дни гастролировал в Вене).

Со словами прощания выступили интендант Общества друзей музыки в Вене Томас Ангиан и председатель Совета директоров Венской филармонии, концертмейстер Венского филармонического оркестра профессор Даниэль Фрошауэр.

Вход на концерт был свободным.

Вечером того же дня в Музикферайне в память о Марисе Янсонсе звучал «Реквием» Верди в исполнении Чикагского симфонического оркестра и хора под управлением Риккардо Мути.

Два мемориальных концерта состоялись в Мюнхене. 15 января оркестр и хор Баварского радио исполнили Вторую симфонию Малера — одно из самых дорогих для маэстро сочинений. Дирижировал близкий друг Янсонса Зубин Мета. Перед началом концерта было объявлено, что Марис Янсонс посмертно удостоен почетной награды оркестра Баварского радио: ордена Клауса Амадеуса Хартмана. До него лауреатами ордена становились почетные дирижеры оркестра: Ойген Йохум, Рафаэль Кубелик, сэр Колин Дэвис и Леонард Бернстайн. Средства от продажи билетов пойдут на создание нового Концертхауса в Мюнхене, одному из залов которого будет присвоено имя Мариса Янсонса.

Слово о Янсонсе произнес министр науки и искусства Баварии Бернд Зиблер.

На следующий день в «Геркулес-холле» — резиденции оркестра Баварского радио — прозвучали Концерт № 22 Моцарта (солист Игорь Левит) и Симфония № 4 Чайковского, дирижировал Иван Фишер.

25, 26 и 27 марта мемориальные концерты должны были пройти в зале Консертгебау в Амстердаме под управлением итальянского дирижера Джанандреа Нозеды.

«Марис Янсонс был главным дирижером оркестра с 2004 по 2015 годы, — говорится на сайте коллектива. — С тех пор, как он оставил этот пост, он каждый год возвращался за пульт оркестра. У него сохранилась тесная связь с музыкантами и с публикой.

Программа была частично “адаптирована”: вместо “Увертюры в итальянском стиле” Шуберта концерт откроет Адажиетто из Пятой симфонии Малера. Затем прозвучат скрипичный концерт Мендельсона в исполнении концертмейстера оркестра Веско Эшкенази и поэма Р. Штрауса “Так говорил Заратустра” — одна из драгоценных жемчужин репертуара Мариса Янсонса и оркестра Консертгебау».

Концерты были отменены из-за пандемии COVID-19, но обязательно состоятся, когда оркестр и зал возобновят свою деятельность.

«МО»

Я оказался в Вене в 77-й день рождения Мариса Янсонса. Первый его день рождения уже без него. И был на концерте-панихиде памяти Маэстро в Музикферайне. Риккардо Мути и Венский филармонический оркестр исполнили первую часть «Неоконченной симфонии» Шуберта так, что показалось, будто звучит великая драма, Высокая Месса, трагические Страсти.

Марис Янсонс с особым участием и заботливым вниманием, деликатно и трепетно относился к другу своей юности, одному из основателей «Музыкального обозрения» Петру Меркурьеву.

Они были ровесниками, оба родились в 1943. Познакомились в середине 50-х, когда Янсонсы переехали из Риги в Ленинград, и дружили более полувека.

Отношения с Петром оказали влияние и на расположение Мариса Янсонса к нашей газете. В разные годы, когда нам было трудно, Марис всегда спрашивал, чем помочь, а иногда и помогал деньгами. Его отношение всегда шло от сердца, он как никто умел выстроить эту связь, протянуть эту нить от сердца к сердцу.

Осознание того, что Маэстро Янсонса больше нет с нами, внушает определенные опасения. Его присутствие в нашем мире, его человеческая, художественная, профессиональная, этическая позиция всегда служила некой опорой; убеждала в том, что маэстро, его талант, его деятельность, его отношение к творчеству и есть мерило искусства. Кому теперь, без него, держать эту космическую планку?

Андрей УСТИНОВ