Вышли два новых номера газеты «Музыкальное обозрение» — 5 и 5а

Вышли два новых номера газеты «Музыкальное обозрение» — 5 и 5а
Фото Андрей Устинов

Вышли два новых номера газеты «Музыкальное обозрение» — 5 и 5а.

Читатели, успевшие получить эти газеты, пишут, что «МО» снова выпустило шедевры.

За время пандемии вышло четыре номера «МО».

Гравюра номера
Микеланджело Буонарроти. «Сон», около 1533

В номере 5 — воспоминания о «допандемической» жизни музыкального театра:

«Садко» и «Жизель» в Большом театре;

Сцена из спектакля «Садко». ГАБТ, Режисер Дмитрий Черняков. Фото Дамир Юсупов

«Лолита» Р. Щедрина и балетный фестиваль в Мариинском;

«Жестокие дети» Ф. Гласса в театре им. Сац;

"Жестокие дети", театр Сац, 2020

мюзикл «Фома» по песням Ю. Шевчука в Новосибирском театре музыкальной комедии.

События состоявшиеся и не состоявшиеся, но перенесенные — в обзоре балетной жизни.

«Постковидное» будущее: новый сезон Венской оперы, среди премьер которого — «Парсифаль» в постановке К. Серебренникова и «Евгений Онегин» в постановке Д. Чернякова.

Венская государственная опера. Фото wiener-staatsoper.at

Александра Раскатова можно вписать в когорту оперных композиторов. Автор трех опер: «Собачье сердце», «ГерМАНИЯ», «Затмение», исполненных и поставленных в Европе, — он сейчас работает на 4-й оперой, «Animal farm», по заказу Амстердамской Национальной  Оперы (премьера в сезоне 2022/23).

Специально для «МО» — интервью композитора Александра Раскатова Анне Амраховой: разговор о его опере «Затмение», посвященной декабристам, о творчестве, о жизни композитора в Советском Союзе и в сегодняшней Европе – открывает №5 МО

Александр РАСКАТОВ

Газета поздравляет с юбилеями выдающегося пианиста Григория Соколова — артиста Steinway & Sons, и вместе с Президентом РФ В. Путиным и многочисленными поклонниками — оперного режиссера Дмитрия Чернякова.

Дмитрий Черняков

Коронавирус изменил нашу жизнь и, к сожалению, унес жизни музыкантов.

В апреле в течение 10 дней от COVID-19 умерли композиторы, стоявшие у истоков АСМ-2, основанной в 1990 Э. Денисовым: в Англии — Дмитрий Смирнов, в Москве — Александр Вустин. Их коллега и соратник Юрий Каспаров написал слово памяти друзей.

Дмитрий Смирнов. Александр Вустин.

«Случаются моменты, когда опускаются руки, когда не знаешь, что делать и как реагировать. Тем более — что сказать. …Боль утраты выразить невозможно, как невозможно объяснить, почему происходит то, чем заканчивается все, и насколько беднеет мир, когда уходят твои друзья — замечательные люди и большие художники, оставившие яркий немеркнущий след в нашей жизни».

«МО» публикует фрагменты интервью Д. Смирнова из книги Елены Дубинец «Моцарт Отечества не выбирает. О музыке современного русского зарубежья»:

«Я считаю, что музыка — это большая традиция, которая развивается с очень древних времен, и один композитор передает эстафету другому.

Думаю также, что и я в какой-то мере принадлежу некоей традиции: она со­стоит из тех композиторов, которых я люблю и чью музыку ценю. <…> Я занима­юсь только тем, что меня интересует, а интересует все. Я все время жалею, что у меня всего одна жизнь. Хотелось бы иметь больше времени для того, чтобы сде­лать все, что мне интересно. <…> Понимаю, что это невозможно, но это — моя идеальная мечта».

Александр Вустин

Музыковед Анна Амрахова предоставила «МО» свое интервью с Александром Вустиным.

«У этого интервью печальная судьба, — пишет А. Амрахова. — Мой собеседник — Александр Кузьмич Вустин — так его и не увидел. Оно готовилось к очередному круглому столу Журнала Общества теории музыки, который был посвящен теме отсроченных премьер. Анкетирование участников затянулось, и случилось то, что случилось: не стало А.К. Вустина. Ничего исправить, переспросить или добавить я уже не могу. <…>

На протяжении последних 15 лет мы о многом говорили с Вустиным. Содержание этих бесед вылились в 4 интервью, опубликованных в прессе. Пятое интервью посвящено опере «Влюбленный дьявол». Но поскольку судьба распорядилась так, что оно стало последним, итоговым, я позволила себе вставить в текст какие-то мысли Александра Кузьмича из уже опубликованных бесед — те из них, в которых сконцентрированы мысли, характеризующие личность этого человека. Этот прием позволил сюжет оперы вставить в биографический контекст — сюжет жизни — самого композитора».

Оперу «Влюбленный дьявол» Вустин писал 14 лет, и еще 30 лет она ждала своей премьеры: «Я рассматриваю все, что со мной случилось, как чудо. Мне кажется, вместе с тем это какое-то завершение формы. Ведь я считал, что эта опера имеет открытую форму, и что вообще она написана “в стол”… И вдруг совершилось то, что свершилось. И у меня сейчас, во-первых, ощущение страшной усталости, я никогда не чувствовал себя таким переутомленным, дьявольски, можно сказать. А во-вторых, чувство, что есть какой-то сюжет, и для его завершения надо было, чтобы это состоялось. Видимо, судьбе было так угодно…»

Сцена из спектакля «Влюбленный дьявол», МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко, 2019. Фото Сергей Родионов

В рубрике In Memoriam — публикации памяти балетмейстера Николая Боярчикова и режиссера Станислава Гаудасинского, который скончался спустя полгода после смерти супруги — народной артистки СССР Ирины Богачевой и дочери Елены — пианистки, заслуженной артистки России.

«…Два замечательных человека, два мастера, деятельность которых составила славу не только города, но и российской культуры в целом… их объединяет почти тридцатилетнее совместное служение и сотрудничество в Малом оперном театре – Театре имени Мусоргского – Михайловском. Режиссер и Хореограф: высокие профессионалы, истинные люди театра, мыслители, хранители традиций и созидатели. Во многом похожие и одновременно совсем разные — и в творчестве, и по характеру. <…> Не всегда единомышленники, часто спорившие друг с другом, тем не менее, они оба уверенно вели театр к успехам и максимально возможному развитию в непростых условиях своего времени, объединяя усилия, избегая конфликтов, столь свойственных художественной среде…», — вспоминает о Н. Боярчикове и С. Гаудасинском Андрей Аниханов, в 1992–2008 главный дирижер Михайловского театра, на страницах «МО».

В этой же рубрике — статьи памяти директора Свердловского театра музыкальной комедии Михаила Сафронова и известного театрального художника Марта Китаева.

«МО» продолжает публиковать имена музыкантов, репрессированных в годы советской власти: с нынешнего года совместно с проектом «Последний адрес». В этом номере — «последние адреса» ленинградцев: виолончелиста Анатолия Экслера и скрипача Имре Вейса, расстрелянных в 1938 году.

В рубрике «Образование» — год 2019-й в жизни Ростовской консерватории имени С.В. Рахманинова;

В рубрике «Информация» — новые руководители во главе департаментов культуры, филармоний, музыкальных вузов России.

В рубрике «Конкурсы» — итоги и условия конкурсов, проходящих под эгидой Ассоциации музыкальных конкурсов России.

Номер 5а — специальный проект главного редактора «МО» Андрея Устинова «Безмолвие. Silenzio».

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: sw7800596@yandex.ru
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике