Британские оркестры могут не пережить пандемию. Открытое письмо Саймона Рэттла и Марка Элдера

Британские оркестры могут не пережить пандемию. Открытое письмо Саймона Рэттла и Марка Элдера

Сэр Саймон Рэттл и сэр Марк Элдер опубликовали открытое письмо о трудностях, с которыми сталкиваются британские музыканты. Два самых влиятельных дирижера Великобритании утверждают, что британские музыканты чувствуют себя «как в пустыне» и призвали правительство уточнить, когда и как они могут вернуться к выступлениям.

Исполнительское искусство, включая театр, музыку и танцы, станет одним из последних видов деятельности, которые возобновятся после выхода Великобритании из карантина. Многие художественные организации, лишившись дохода, тратят последние сбережения, и часть из них не сможет выжить без адресной помощи.

Ведущие деятели искусства Великобритании предупреждают, что компании, занимающиеся исполнительскими искусствами, находятся в опасном положении. Около 70% театров заявили, что в этом году у них закончатся деньги. Гораций Трубридж, генеральный секретарь британского Союза музыкантов, на этой неделе сказал депутатам: «Мы можем очень легко потерять половину музыкальных площадок Великобритании во время этого кризиса, если у них не будет постоянной поддержки».

Соня Фридман, продюсер из Вест-Энда, подчеркивает, что исполнительские искусства сталкиваются «с реальной возможностью полного уничтожения» без существенной государственной поддержки. Режиссер Сэм Мендес утверждает: «такая сложная и развитая экосистема не может быть восстановлена с нуля».

Лидеры культурной сферы говорят, что они ожидают инвестиций, которые не дадут обанкротиться всему искусству Великобритании именно в тот момент, когда оно больше всего необходимо.

Министр культуры Оливер Дауден заявил на этой неделе, что он участвовал в «сложных дискуссиях» с министерством финансов и отмечает, что им почти удалось договориться. «Я не собираюсь оставаться в стороне и видеть, как рушится наша ведущая в мире позиция в области культуры и искусства», – сказал он.

В письме, опубликованном The Guardian, Саймон Рэттл, музыкальный директор Лондонского симфонического оркестра, и Марк Элдер, музыкальный директор Оркестра Халле, описывают положение классической музыки как отчаянное.

Письмо Рэттла/Элдера

В Великобритании много серьезных проблем, требующих решения, поэтому требуется смелость даже чтобы упомянуть об отчаянном положении классической музыки во время Covid-19.

Но существует реальная возможность увидеть на месте классической музыки выжженную пустыню. Оркестры могут не выжить, а если и выживут, то им придется столкнуться с непреодолимыми препятствиями, чтобы оставаться платежеспособными. То, что мы пишем, относится, безусловно, ко всем жанрам музыки, а не только к музыке классической, которая является нашей специальной областью знаний. Наша музыка в основе своей является живым опытом и требует, чтобы все участники, и исполнители, и слушатели, находились вместе в одной комнате. То, что мы индивидуально делали в интернете на протяжении всех этих месяцев – хорошо и правильно, но сердцевина нашей работы – живое общение, разделение общего пространства, общего искусства и общих эмоций, которые дают жизнь и исцеление.

Это исцеление станет еще более необходимым в ближайшее время, когда мы попытаемся описать и осознать, через что все мы прошли. В таком экзистенциальном кризисе осознание нашей общей уязвимости, несомненно, изменит и углубит отношения с искусством. В нашей собственной области мы спрашиваем себя: как мы можем вернуться к живой музыке? Как мы можем дать нашей аудитории смелость для постепенного возвращения?

Вопрос нынешнего момента: как мы можем поддерживать непрерывность музыкального творчества, когда все оркестры молчат? Как мы воспитаем поколение молодых музыкантов, чьи перспективы выглядят безрадостными сейчас, когда они начинают карьеру в этом все более неустойчивом мире?

Недавнее расширение системы отпусков кажется благословением и помогает многим организациям продержаться. Но для музыкантов-фрилансеров, среди которых четыре лондонских оркестра, остаются огромные проблемы. Сейчас многие фрилансеры проваливаются в трещины, которые существуют внутри законодательства для самозанятых. Нам нужно найти способ сохранить базовый доход, чтобы мы смогли вернуться к исполнению музыки, как только это станет возможным. На самом базовом уровне, несмотря на все проявления обратного, музыканты – это люди. Им нужно есть и оплачивать счета. Но нам также нужно играть вместе и тренироваться, как всякой спортивной команде, хотя и в совершенно новых условиях. Важно отметить, что эта музыкальная команда является частью сложной структуры, сосредоточенной вокруг своего родного города и служащей ему.

Нам во многом придется заново изобретать велосипед. Научиться играть, оставаясь на расстоянии друг от друга, будет гораздо труднее, чем может показаться на первый взгляд.

Нашим площадкам придется научиться обеспечивать безопасный вход и выход для зрителей и принять тот факт, что максимальная заполняемость зала составит 25%, со всеми экономическими последствиями, которые подразумевает эта реальность. Мы ДОЛЖНЫ научиться играть вместе в ближайшее время, даже без зрителей, если мы хотим поддерживать хотя бы подобие наших нормальных стандартов, и нам крайне необходимо получить ясные инструкции от правительства, о том, когда это может произойти и как это можно реализовать. Мы понимаем, что мы не можем ожидать немедленного возвращению к прежнему порядку вещей; мы будем креативны и неутомимы в составлении планов действий в этой чрезвычайной ситуации и в решении проблем.

Все музыканты любого жанра разделяют невероятную проблему нашего искусства, которая, в основе своей, есть песни, спетые для людей, сидящих в зале. Когда у нашей аудитории будет возможность испытать это еще раз?

Мы отказываемся верить, что живая музыка умрет, но она не сможет выжить лишь благодаря энергии и оптимизму. Ей понадобится поддержка и понимание, особенно когда она вновь выйдет к публике. Первый год выступлений – с меньшим количеством музыкантов и для гораздо меньшего количества публики – станет для нас самым трудным временем, и нам понадобится рука помощи, чтобы пройти через этот период.

В континентальной Европе оркестры постепенно возвращаются к работе и находят разные пути решения проблемы социальной дистанции. Создаются хорошие практики. Мы в Великобритании должны выиграть время, изучая те методы, которые уже доказали свою эффективность, а не начинать все с самого начала, прислушиваясь к людям, которые, сами не занимаясь исполнительскими искусствами, наделены полномочиями принимать решения. Пока у нас не будет практического представления о том, что принесет с собой наше будущее, музыканты нашей страны будут продолжать чувствовать себя как в пустыне.

Сэр Саймон Рэттл, кавалер Ордена Заслуг, кавалер Ордена Британской империи, музыкальный директор Лондонского симфонического оркестра

Сэр Марк Элдер, кавалер Ордена Кавалеров Чести, кавалер Ордена Британской империи, музыкальный директор Оркестра Халле.

Материал подготовила Екатерина Романова