Вене вирус нипочем! Венская опера открывает сезон в сентябре

С новым руководством и постановками Серебренникова, Чернякова, Коски
Вене вирус нипочем! Венская опера открывает  сезон в сентябре
Фото https://zen.yandex

Венская опера, досрочно завершила свой сезон в марте, отменив премьеры: 22 мая «Так поступают все» Моцарта, дирижер Риккардо Мути, режиссер Кьяра Мути; 15 июня «Бал-маскарад» Верди, дирижер Микеле Мариотти, режиссер Йозеф Эрнст Кепплингер; 25 июня вечер балета «Нуреев Гала – 2020» хореография Манюэль Легри, дирижер Кевин Родс. Не успел попрощаться с артистами и зрителями директор Доминик Мейер, контракт которого завершился в конце сезона 2019/2020.

Доминик Мейер. Фото www.wiener-staatsoper.at

Доминик Мейер родился в 1955 в Эльзасе (Франция) в семье дипломата. Детство провел во Франции и Германии. Его карьера развивалась стремительно, ему удалось проявить себя в разных областях. В 1980–1984 Мейер работал в Министерстве промышленности Франции, где руководил отделами электроники и компьютерной промышленности; участвовал в планировании и создании первой французской фабрики компакт-дисков в Авертоне. С 1984 по 1989 — советник в Министерстве культуры, где отвечал за кино, культурную индустрию и телевидение. В 1991–1993 — советником в кабинете министров Франции по вопросам культуры и коммуникации, молодежи, образования и спорта. Преподавал в Университетах Парижа и Лиона.

Доминик Мейер более 30 лет занимает высокие посты в культурных институциях разных стран. С 1986 по 1988 он был советником президентов Парижской оперы Пьера Вио и Раймона Суби, а с 1989–1990 занимал пост генерального директора Парижской оперы (Palais Garnier и Opéra Bastille). С 1994 по 1999 занимал должность генерального директора Лозаннской оперы. С 1999 до конца сезона 2009/2010 он был генеральным и художественным руководителем Театра на Елисейских полях в Париже.

Одновременно с 1991 по 2007 Мейер — президент, с 2007 —почетный президент балета Анжелена Прельжокажа. С 1995 по 1999 он был членом правления Балета Мориса Бежара в Лозанне и танцевального конкурса Prix de Lausanne, а также членом Совета директоров Лозаннского камерного оркестра.

В 2000-х годах Мейер — президент Французского молодежного оркестра (2001–2010, с 2010 почетный президент). Как менеджер ProQuartet он организовывал концерты камерной музыки и выступления струнных квартетов. Был художественным консультантом Риккардо Мути во время основания оркестра Керубини в Пьяченце.

В 2000–2003 Доминик Мейер был президентом комитета «Телевидение, драма и музыка» в Национальном центре кинематографии Франции, а также автором и режиссером документального фильма Eclats de Voix — Schallende Stimmen («Резонансные голоса») о тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга» с участием Пьера Булеза, Патриса Шеро, Джеффри Тэйта.

С 2006 по 2010 работал в Совете фонда Нуреева.

В сентябре 2010 Доминик Мейер был назначен директором Венской государственной оперы.

В настоящее время входит также в Совета директоров Европейской академии музыкального театра (EMA) Венского университета и Парижской высшей национальной консерватории музыки и танца.

В конце 2016 было объявлено. Что по окончании сезона 2019–2010 Доминик Мейер покинет пост директора Венской оперы. С 1 сентября 2020 его сменит австриец Богдан Рошчич.

https://muzobozrenie.ru/poltora-veka-venskoj-opery/

И, хотя нет определенности, когда и как артисты смогут начать репетировать, а слушатели вернутся в зал, новое руководство театра – директор Богдан Рошчич и главный дирижер Филипп Жордан  – представили план сезона 2020-2021. Презентация прошла в пустом зале театра, о программе корреспонденту телеканала ORF III рассказал Рошчич, Жордан присоединился по телемосту из Парижа.

Богдан Рошнич
Филипп Жордан

Новый директор

Богдан Рошчич пришел из индустрии грамзаписи – его последней должностью было управление студией SonyClassic в Нью-Йорке. Рошчич сменил на этом посту Доминика Мейера, который возглавлял театр с 2010 года. Богдан Рошчич родился в 1964 в Белграде. Ему было 10 лет, когда семья переехала из Белграда в Австрию. Изучал философию и музыковедение в Венском университете. В 1989 защитил диссертацию о Теодоре Адорно, получив докторскую степень. Затем работал журналистом – писал о поп-музыке и медиа в ведущей австрийской газете Die Presse, заведовал отделом медиа и поп-музыки в Kurier. Потом возглавил и переформатировал радио O3 – музыкальную радиостанцию, входящую в телерадиоконцерн ORF. Оттуда ушел в звукозаписывающий бизнес. Сначала возглавил Universal Music Austria, потом стал художественным руководителем Deutsche Grammophon в Гамбурге, затем в Лондоне возглавил важный в мире классической музыки лэйбл DECCA и оттуда в 2009 году переехал в Нью-Йорк уже в качестве главы Sony Masterworks, включающей классическое направление.

Объявляя о назначении Рошчича на пост директора Венской оперы, министр культуры Австрии Томас Дрозда заявил, что этот выбор призван обозначить «взгляд в будущее» для театра, являющегося «главным институтом австрийского культурного ландшафта».

Концепция развития театра, которую Рошчич представил на конкурс, как сообщает австрийское информационное агентство APA, называлась «Вперед к Малеру». В 2022 году Рошчич собирается широко отмечать 125-летие вступления выдающегося композитора, дирижера и реформатора музыкального театра Густава Малера в должность директора Венской оперы.

Говоря о планах на сезон 2020-2021, Рошчич подчеркнул, что его задача «разом обновить наиболее исполняемый репертуар – и музыкально, и сценически». В планах на пять лет – на этот срок назначаются директора Венской оперы – он собирается каждый сезон делать премьеру одной оперы Моцарта, одной оперы Вагнера и одной оперы XX-XXI веков.

Художественное руководство

Первым новшеством станет появление в театре главного дирижера и музыкального руководителя («Generalmusikdirektor»). У Венской государственной оперы не было официального музыкального руководителя с 2014 года, когда в отставку с этого поста ушел Франц Вельзер-Мёст. С тех пор Доминик Мейер единолично руководил всеми сторонами деятельности театра. В новом сезоне главным дирижером и музыкальным руководителем театра станет швейцарец Филипп Жордан, который ранее занимал аналогичный пост в Парижской опере и возглавлял Венский симфонический оркестр.

Как сказал сам Жордан во время презентации сезона, основное направление их совместной с Рошчичем работы – создание «моцартовского ансамбля». Ожидается, что в последующие годы Барри Коски поставит на венской сцене весь «цикл Да Понте»: «Свадьбу Фигаро», «Так поступают все» и «Дон Жуана», а певцы, которые соберутся в театре уже в этом сезоне, станут в дальнейшем частью этого ансамбля.

Новый руководитель в этом сезоне появится и у балетной труппы. Им станет швейцарский хореограф Мартин Шлепфер, в прошлом художественный руководитель балетной труппы Немецкой оперы на Рейне в Дюссельдорфе, сменивший Мануэля Легри, руководившего Венский государственным балетом с 2010 года.

Грядут перемены

Новое руководство театра сильно сократило и обновило постоянную труппу театра, а также учредило молодежную программу. Из более тысячи соискателей выбрали двенадцать участников, с которыми заключили контракты на два года.

Отказавшись от детской сцены в подвальном театре на соседней улице, Венская опера поставит два спектакля для детей в здании на Рингштрассе. Это «Севильский цирюльник для детей» на основной сцене и детская версия «Похищения из сераля», которая будет происходить в формате променада на лестнице и в разных фойе театра. Ни одна из прежних детских опер не осталась в репертуаре.

В программе сезона появились дни, иногда и несколько в месяц, с пометкой «Закрыто на репетиции». Недостаток оркестровых и сценических репетиций был постоянной бедой театра при прежнем директоре, когда игрались 280 спектаклей за 300 дней сезона. Возможно, введение репетиционных дней – часть установки нового руководства театра на повышение качества.

«Мне никогда не нравилась идея оценивать такой институт, как Венская опера, по заполняемости зала, – сказал во время презентации Богдан Рошчич, заочно полемизируя со своим предшественником Мейером, который гордился тем, что зал был всегда заполнен. – Венская опера существует для того, чтобы быть великолепной, чтобы предлагать переживания абсолютно высшего уровня, которые никто больше предложить не может и без которых жизнь была бы бедной. А если вы это сделаете, то и зал у вас будет битком».

Сезон 2020-2021

На будущий сезон театр запланировал десять премьер, из которых только два спектакля будут абсолютно новыми. В их числе новый «Парсифаль» в постановке Кирилла Серебренникова в апреле 2021 года, который придет на смену относительно новой постановке Алвиса Херманиса, идущей в Вене с 2017. К ним добавятся две копродукции и шесть переносов на венскую сцену нашумевших за минувшее двадцатилетие радикальных произведений «режиссерской оперы»: «Евгений Онегин» Дмитрия Чернякова 2006 года из Большого театра, «Кармен» Каликсто Биейто, поставленный уже на 29 сценах мира, и «Макбет» Барри Коски из Цюриха. Кроме того, будут возобновлены две старые постановки Венской оперы – «Свадьба Фигаро» Жана-Пьера Поннеля и «Электра» Гарри Купфера. Балетных премьер в сезоне всего две, обе в постановке нового руководителя Венского балета Мартина Шлепфера.

Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ. Фото Ира ПОЛЯРНАЯ

Сезон откроется 7 сентября 2020 года премьерой «Мадам Баттерфляй» Пуччини. Режиссеры – Энтони Мингелла и Кэролайн Чоа. Дирижер – Филипп Жордан. Главную роль исполнит Асмик Григорян. Этот спектакль – копродукция Венской оперы, Метрополитен-оперы, Английской и Литовской национальных опер.

На следующий день, 8 сентября, будет показана «Электра» Рихарда Штрауса в восстановленной режиссуре Гарри Купфера, за пульт встанет бывший музыкальный руководитель Венской оперы Франц-Вельзер Мёст.

12 октября «Похищение из Сераля» Моцарта, опера, которая не шла в Вене с 200 года, будет перенесена из Штутгарта режиссером Хансом Нойенфельсом. Дирижер – Антонелло Манакорда.

25 октября состоится премьера «Евгения Онегина» Чайковского в нашумевшей постановке Дмитрия Чернякова, созданной в 2006 для Большого театра. Дирижер – Томаш Ганус. В ролях: Тамуна Гочашвили (Татьяна), Анна Горячева (Ольга), Андре Шюн (Евгений Онегин), Богдан Волков (Ленский) и Дмитрий Иващенко (Князь Гремин).

Дмитрий Черняков

24 ноября запланирована первая балетная премьера сезона – «Mahler, Live». Программа включает в себя два балета: «Live» на музыку Листа в хореографии Ханса ван Манена и «4» на музыку Малера в постановке Мартина Шлепфера.

13 декабря будет показан первая из обещанных Рошчичем современных опер – «Преданное море» Ханса Вернера Хенце, по роману Юкио Мисима «Моряк, который разлюбил море». Режиссеры Йосси Вилер и Серджио Морабито, дирижер – Симона Янг.

6 февраля 2021 года – «Кармен» Бизе в ставшей уже классикой современной оперной сцены постановке Каликсто Биейто, спектакль-копродукция Венской оперы, Сан-Францисского оперного театра и Бостонской Лирической оперы. Дирижер – Андрес-Ороско-Эстрада. В главных партиях Анита Рачвелишвили и Чарльз Кастроново.

4 марта копродукция «Травиата» Верди в постановке Саймона Стоуна. Молодой режиссер прошлым летом удивил Зальцбург своей «Медеей», а эту версию «Травиаты» с южноафриканской сопрано Претти Йенде он поставил в Париже прошлой осенью (спектакль транслировался в России в проекте OperaHD). Дирижер – Джакомо Сагрипанти.

1 апреля 2021 года состоится главное событие – премьера «Парсифаля» Рихарда Вагнера в новой версии Кирилла Серебренникова. Режиссер выступит не только в роли постановщика, но и сценографа и художника по костюмам. Дирижер постановки – Филипп Жордан. В главных партиях звездный состав: Людовик Тезье (Амфортас), Йонас Кауфман (Парсифаль), Элина Гаранча (Кундри).

23 апреля – «Фауст» Шарля Гуно, копродукция Венской оперы и Штутгартского оперного театра. Режиссер – Франк Кастроф, дирижер – Бертран де Бийи.

22 мая – «Коронация Поппеи» Монтеверди в постановке Яна Лауэрса, которую публика помнит по Зальцбургскому фестивалю 2018 года. Дирижировать будет Пабло Эрас-Касадо.

Завершится парад оперных премьер 10 июня 2021 года оперой «Макбет» Верди в постановке Барри Коски. Дирижер – Филипп Жордан. Партию Леди Макбет исполнит Анна Нетребко.

26 июня балетная премьера – вечер одноактных балетов «Tänze Bilder Sinfonien» («Танцевальные картинки симфоний»). Публика увидит «Симфонию в трех частях» на музыку Стравинского в хореографии Джорджа Баланчина, «Картинки с выставки» Мусоргского в постановке Алексея Ратманского и мировую премьеру балета Мартина Шлепфера «Симфония №15» на музыку Шостаковича.

Анна Нетребко

Звездные солисты

На протяжении всего сезона театр будет исправно предлагать публике звездные имена. Анна Нетребко выйдет на венскую сцену в «Макбете» и декабрьской «Тоске». В январе на смену ей в этой любимой публикой опере выйдет Соня Йончева. А Йонас Кауфман, кроме «Парсифаля», ожидается еще и во французской версии «Дон Карлоса» в сентябре вместе с Ильдаром Абдразаковым и Игорем Головатенко. Пласидо Доминго значится в афише сентября в «Симоне Бокканегре» вместе с Хиблой Герзмавой, а в январе – в «Набукко» Верди.

Имена видных российских певцов по-прежнему встречаются в венской афише. Дмитрий Корчак несколько раз за сезон выйдет на сцену государственной оперы в «Доне Паскуале» Доницетти, в том числе вместе с Борисом Пинхасовичем, а Ирина Лунгу – в «Ромео и Джульетте» Гуно.

Екатерина Романова, «МО»