Пермский театр оперы и балета: новые и старые имена в сезоне 2023/24

Пермский театр оперы и балета: новые и старые имена в сезоне 2023/24

Пермский театр оперы и балета объявил планы на 152-й сезон: анонсированы 3 оперные и 2 балетные премьеры.

Прошлый сезон: руководители и премьеры

В конце прошлого сезона в Пермском театре оперы и балета вновь сменилось руководство. Свои посты покинули гендиректор театра Довлет Анзароков и главный дирижер Мигран Агаджанян. Новым директором стала театровед и театральный менеджер Анна Волк. Она планирует оставить без изменений уже сформированные планы сезона, но активно включиться в работу над сезоном 2024/2025.

С сентября 2023 в театр вернулся руководитель балетной труппы Алексей Мирошниченко, возглавлявший Пермский балет с 2009 по 2020, на этом посту он сменил Антона Пимонова.

Творческое руководство театра на сегодняшний день выглядит так: Алексей Мирошниченко – руководитель балетной труппы, Екатерина Антоненко – главный хормейстер, Дмитрий Ренанский – программный директор. Новый главный дирижер на данный момент не назначен. Анна Волк в недавнем интервью отметила, что пока не видит острой необходимости в назначении главного дирижера. При этом театр восстанавливает отношения с Артемом Абашевым, который в 2019-2021 был главным дирижером Пермской оперы, сменив на этом посту Теодора Курентзиса, и покинул театр из-за разногласий с руководством. В новом сезоне Абашев продирижирует премьерой балета Бориса Тищенко «Ярославна». Ведутся переговоры с Теодором Курентзисом – по поводу возобновления сотрудничества Пермской оперы с Дягилевским фестивалем, а также о возможном участии Курентзиса в будущих спектаклях театра в качестве дирижера-постановщика.

В прошлом сезоне Пермский театр оперы и балета получил премию «Золотая маска» (лучшая работа режиссера в опере – Владиславс Наставшевс, опера «Евгений Онегин», 2022); выпустил российскую премьеру оперы Бенджамина Бриттена «Река Керлью» (музыкальный руководитель Евгений Воробьев, режиссер Федор Федотов); премьеру оперы «Замок герцога Синяя Борода» с прологом и эпилогом Валерия Воронова (режиссер Евгения Сафонова, дирижер Федор Леднёв) – спектакль отмечен премией «МО» 2022; премьеру оперы Вагнера «Летучий голландец» в постановке творческой команды режиссера Константина Богомолова, дирижера Филиппа Чижевского и художницы Ларисы Ломакиной – в октябре этим спектаклем откроется сезон театра Новая Опера, вместе с которым и была создана постановка. С 30 мая по 3 июня Пермский ТОиБ выступил с гастролями на фестивале «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, а 10 июня представил премьеру оперы Верди «Бал-маскарад» (дирижер Мигран Агаджанян, режиссер Владиславс Наставшевс). Уход Агаджаняна совпал с приходом нового директора театра. Агаджанян провел гастроли в Петербурге, продирижировал премьерой «Бала-маскарада» и 14 июня написал заявление об уходе, а 15 июня к работе приступила Анна Волк.

Анна Волк. Фото предоставлено пресс-службой Пермского театра оперы и балета

Анна Волк – театровед и театральный менеджер. В 1999 окончила театроведческий факультет РАТИ (ГИТИС) с красным дипломом. В разные годы занимала пост директора театра «Центр драматургии и режиссуры» (Москва, 2016–2022) и Театра имени Пушкина (Москва, 2012–2015), возглавляла продюсерский отдел БДТ им. Товстоногова (Санкт-Петербург, 2015–2016), была руководителем фестивального штаба и техническим директором фестиваля «Золотая Маска» (2004–2012). Работала в театре «Ленком» и в Международном Фонде К. С. Станиславского. Среди режиссеров, с которыми сотрудничала Анна Волк – Марк Захаров, Эймунтас Някрошюс, Дмитрий Черняков, Деклан Доннеллан, Евгений Писарев.

Опера. Планы

21 и 22 октября 2023 –премьера монооперы Франсиса Пуленка «Человеческий голос» (1958) в новой сценической версии с прологом и эпилогом Владимира Горлинского, написанными по заказу Пермского театра оперы и балета. Аналогично была дополнена опера Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода», где пролог и эпилог дописал Валерием Воронцовым (спектакль стал лауреатом Премии «МО» 2022). Музыкальный руководитель и дирижер новой постановки – Владимир Ткаченко. Режиссер-постановщик и сценограф – создатель «театра post» Дмитрий Волкострелов, с 2020 по 2022 – художественный руководитель Центра имени Всеволода Мейерхольда. В активе режиссера постановка оперы «Евгений Онегин» Чайковского в театре Урал Опера Балет (2021), современной оперы «Три четыре» Бориса Филановского на тексты Льва Рубинштейна в башне «Федерация» в «Москва-Сити» (2012) и спектакли с музыкой («Русскiй романсъ» по романсам русских композиторов XIX века в Театре Наций, 2014; музыкально-хореографический спектакль «театра post» «Диджей Павел», 2018).

Владимир Ткаченко. Фото предоставлено пресс-службой Пермского театра оперы и балета

Владимир Ткаченко – дирижер. В 2007 окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова, класс альта Алексея Людевига, и поступил в аспирантуру консерватории, класс Александра Рихтера. Стажировался в Университете Северной Айовы (США, 2009) под руководством Джулии Буллард и в Струнной академии Нидерландов (2010), в классах Стефана Метца и Марка Данеля. Продолжил обучение в направлении дирижерской деятельности: в 2014-2015 в Академии музыки и театра ADADS (Пьяченца, Италия), класс Марко Беретта; в 2016-м – у профессора Берлинской консерватории Фреда Буткевица. Был стипендиатом Правительства Российской Федерации. В 2011 стал солистом оркестра Бурятского академического театра оперы и балета им. Г. Ц. Цыдынжапова (Улан-Удэ) с совмещением позиции ассистента главного дирижера театра. Спустя год был назначен дирижером театра. В 2013 при поддержке Министерства культуры Республики Бурятия создал Молодежный камерный оркестр Республики Бурятия. В 2015-2019 был дирижером Бурятской государственной филармонии. С сезона 2019/20 – концертмейстер группы альтов и дирижер Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского. Дирижер-постановщик проекта «Севагин/ Самодуров/ Пимонов» на музыку Вивальди, Раннева и Светличного (мировая премьера, 2022).

В марте 2024 – премьера «Тоски» Джакомо Пуччини. Спектакль станет первой полноформатной постановкой резидента Пермской оперы Федора Федотова. Сценограф будущей премьеры – Лариса Ломакина – Главный художник Театра на Малой Бронной, сценограф в спектаклях Константина Богомолова, также она оформляла постановку оперы М. Вайнберга «Пассажирка» в Новой Опере (режиссер А. Лебедев, 2017). «Тоска» – ее третья по счету работа в Перми после «Кармен» и «Летучего голландца» в постановке Богомолова. Музыкальное руководство премьерой осуществит Тимур Зангиев – дирижер МАМТа, главный приглашенный дирижер Михайловского театра – который впервые будет работать с Пермской оперой.

Федор Федотов. Фото ВКонтакте https://vk.com/f.fedotov

Федор Федотов – молодой режиссер, в 2022-м закончивший Санкт-Петербургскую консерваторию (кафедра режиссуры музыкального театра, мастерская Юрия Лаптева), с сентября 2020 работает в Пермской опере, где успел поставить несколько концертов и концерт-перформанс на музыку Валерия Гаврилина «Вечерокъ». В 2021 выступил куратором инсталляции «Лимб» (Международный Дягилевский фестиваль), в сезоне 2021/22 – ассистентом режиссера в постановках опер «Фауст» (режиссер Василий Бархатов) и «Норма» (режиссер Максим Петров). Осуществил постановки оперных спектаклей «Река Керлью» Бриттена (2022) и «Похмелье» Георгия Федорова (2023).

В мае 2024 «Похождения повесы» Игоря Стравинского станут оперным дебютом Андрея Прикотенко, главного режиссера новосибирского театра «Красный факел», сменившего на этом посту Тимофея Кулябина.

Над спектаклем он будет работать с дирижером Федором Леднёвым – два года спустя после премьеры спектакля по опере Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» Леднёв вновь возвращается в Пермскую оперу. Художник-постановщик грядущей премьеры – Ольга Шаишмелашвили, лауреат премии «Золотая Маска» 2023 в номинации «Лучшая работа художника в драме» за спектакль «Серотонин» (театр «Приют комедианта», Санкт-Петербург). Также Шаишмелашвили была художником по костюмам в спектакле театра Новая Опера «Мертвый город» (музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Валентин Урюпин, режиссер-постановщик Василий Бархатов, художник-постановщик Зиновий Марголин, 2022) – спектакль отмечен Премией «МО» 2022 и премией «Золотая маска» 2023 в номинациях «Лучший спектакль в опере», «Лучшая женская роль» (Марина Нерабеева), «Лучшая работа художника» (Зиновий Марголин). С 2016 Шаишмелашвили сотрудничает с Андреем Прикотенко.

Андрей Прикотенко. Фото предоставлено пресс-службой театра "Красный факел"

Андрей Прикотенко – театральный режиссер. В качестве режиссера-постановщика работал в театрах Москвы, Риги, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Орла. Всего на сценических площадках поставил более 30 спектаклей. С 2002 по 2007 руководил мастерской Санкт-Петербургского театра на Литейном. С 2007 по 2009 был художественным руководителем Рижского русского театра имени М. Чехова. С 2017 он занимал пост главного режиссера Новосибирского драматического театра «Старый дом». С 17 января 2023 главный режиссер Новосибирского государственного академического театра «Красный факел», с которым ранее сотрудничал как приглашенный режиссер: в частности, в 2005 поставил в театре «Тартюфа» Мольера.

Ольга Шаишмелашвили. Фото предоставлено пресс-службой театра "Старый дом"

Ольга Шаишмелашвили – сценограф и художник по костюмам. Она создала костюмы к нескольким оперным спектаклям Бархатова (сценографом выступил Зиновий Марголин): «Хованщина» (дир. Кирилл Карабиц, 2015), «Игрок» (дир. Модестас Питренас, 2018), «Мадам Баттерфлай» (дир. Антонелло Аллеманди, 2019) в Театре Базеля (Швейцария); «Солдаты» Бернда Алоиса Циммермана (дир. Жолт Хамар, 2016), «Евгений Онегин» (дир. Даниэла Муска, 2017) в Государственном театре Висбадена (Германия); L’Invisible («Невидимая») Ариберта Раймана (дир. Дональд Ранниклс, 2017) в Немецкой опере в Берлине; «Евгений Онегин» (2018) в Королевской опере в Стокгольме (Швеция); «Игрок» (дир. Модестас Питренас, 2020) в Литовском национальном театре оперы и балета. В 2021 Ольга Шаишмелашвили выпустила костюмы оперы «Мазепа» (реж. Евгений Писарев, дир. Туган Сохиев) в Большом театре и для мюзикла «Три товарища» (реж. Борис Мильграм) в пермском Театре-Театре. Шаишмелашвили с 2016 сотрудничает с Андреем Прикотенко. Была автором сценографии и костюмов для его драматических спектаклей в новосибирском театре «Старый дом» («Вишневый сад», 2016; «Sociopath / Гамлет», 2018; «Идиот», 2019; «Петерс» по рассказу Татьяны Толстой, 2020); а также спектаклей в других театрах: «Опера нищих» (Московский академический театр сатиры, 2017); «Сон в купальскую ночь» по пьесе Шекспира (Национальный академический театр им. Янки Купалы, Минск, Республика Беларусь, 2018); «Русская матрица» (Театр имени Ленсовета, Санкт-Петербург, 2018); «Зощенко Зощенко Зощенко Зощенко» (2019) и «Одиссея» (2021) в театре «Балтийский дом», Санкт-Петербург.

Балет. Планы

Балетный сезон 2023/24 пройдет под знаком возвращения в Пермь Алексея Мирошниченко. 15, 16, 17 декабря 2023 хореограф выпустит новую постановку «Ярославны» Бориса Тищенко (1939-2010). Впервые этот балет был поставлен полвека тому назад – в 1974 году в Ленинградском академическом малом оперном театре (МАЛЕГОТ) в соавторстве с режиссером Юрием Любимовым. Идею спектакля придумал хореограф Олег Виноградов. В прошлом году Виноградов отметила 85-летний юбилей, а премьера приурочена к полувековому юбилею балета «Ярославна».

Олег Виноградов

Олег Виноградов (р. 1937) – артист балета, балетмейстер, хореограф, педагог, сценарист, сценограф. В 1967-1972 – балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, в 1973-1977 – главный балетмейстер Ленинградского Малого театра оперы и балета, в 1977-2001 (фактически до 1997) – художественный руководитель балетной труппы и главный балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (с 1992 – Мариинский театр). В феврале 2008, после 18 лет преподавания за границей, вернулся в Санкт-Петербург в качестве главного приглашенного балетмейстера Михайловского театра. В Новосибирском театре оперы и балета поставил балеты «Золушка» С. С. Прокофьева (1964), «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1965). В Мариинском театре – «Горянка» М. М. Кажлаева (1968, 1970, 1973), «Двое», хореографическая композиция на музыку А. Д. Меликова по мотивам стихотворения Р. И. Рождественского (1969), «Александр Невский» на музыку С. С. Прокофьева (1969), «Зачарованный принц» Б. Бриттена (1972), «Гусарская баллада» Т. Н. Хренникова (совм. с Д. А. Брянцевым, 1979), «Фея Рондских гор» на музыку Э. Грига (1980), «Ревизор» А. В. Чайковского (1980), «Асият» М. М. Кажлаева (новая редакция балета «Горянка», 1984), «Витязь в тигровой шкуре» А. Д. Мачавариани (1985), «Броненосец Потёмкин» А. В. Чайковского (1986), «Петрушка» И. Ф. Стравинского (1990), «Коппелия» Л. Делиба (1992), «Тщетная предосторожность» П. Л. Гертеля (1994), «Баядерка» Л. Минкуса (1994), «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (1994), «Шехерезада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (1994). В Ленинградском Малом театре оперы и балета – «Тщетная предосторожность» Ф. Герольда (1971), «Коппелия» Л. Делиба (1973), «Ярославна» Б. И. Тищенко (совместно с Ю. Любимовым, 1974), «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1976, 2007), «Педагогическая поэма» В. М. Лебедева (совм. с Л. С. Лебедевым, 1977), «Золушка» С. С. Прокофьева (1977). Большой театр – «Асель» В. А. Власова (1967), «Гусарская баллада» Т. Н. Хренникова (совм. с Д. А. Брянцевым, 1980), «Сильфида» Г. С. Лёвеншёльда (1994).

В команде постановщиков нового спектакля также дирижер Артем Абашев и сценограф Альона Пикалова.

Альона Пикалова

Альона Пикалова – художник-сценограф, лауреат премии «Золотая Маска» 2022 в номинации «Лучшая работа художника» за спектакль «Байка. Мавра. Поцелуй феи» (Мариинский театр, 2021). Пикалова с 2000 возглавляет службу художников Большого театра. В 2000 участвовала в возобновлении спектакля «Евгений Онегин» (постановка 1944) в Большом театре (режиссер Борис Покровский). В качестве сценографа приняла участие в постановке Большого классического па из балета «Пахита» Л. Минкуса (балетмейстер-постановщик Ю. Бурлака, 2008), балетов: «Эсмеральда» Ц. Пуни (по мотивам хореографии М. Петипа, балетмейстеры-постановщики Ю. Бурлака, В. Медведев, 2009) и  «Драгоценности» на музыку Г. Форе, И. Стравинского, П. Чайковского, хореография Дж. Баланчина, 2012). В 2014 заново оформила «Царскую невесту» Н. Римского-Корсакова по мотивам сценографии Ф. Федоровского, созданной к спектаклю 1955 года. В 2020 принимала участие в восстановлении исторических декораций к опере «Садко» Н. Римского-Корсакова. Оформляла балет «Катарина, дочь разбойника» в Красноярском театре оперы и балета (хореографы-постановщики С. Бобров, Ю. Малхасянц, 2021). В 2022 оформила мировую балетную премьеру в Пермской опере – спектакль Севагин/Самодуров/Пимонов» из одноактных балетов на музыку Антонио Вивальди, Владимира Раннева и Антона Светличного.

В завершение сезона, в июле 2024, театр представит обновленную версию «Золушки» Прокофьева в постановке Алексея Мирошниченко 2016 года. Постановка получила 8 номинаций на премию «Золотая маска» и три награды, в том числе за лучшую работу балетмейстера/хореографа. По замыслу Мирошниченко архетипический сюжет о девушке, которая много работает и находит свое счастье, перенесен в театральную среду конца 1950-х. Главная героиня спектакля – юная балерина Вера Надеждина, которая готовит партию Золушки в новом балете. На ее руку и сердце претендуют сразу два принца – звезда Парижской оперы Франсуа Ренар и начинающий советский балетмейстер Юрий Звездочкин. Нелегкий выбор разрешается просто: за героиню его делает само время и ее окружение. Алексей Мирошниченко говорил о спектакле: «Наша новая “Золушка” – это действительно не сказка в привычном понимании слова, а драма, через призму которой мы рефлексируем над собственной жизнью и историей балетного мира и страны в целом. Этот балет – дань уважения балетному миру. В нашем спектакле раскрываются многие детали артистических будней. Кроме того, я специально вплел в хореографический текст пластические цитаты, характерные для советского времени. “Двойная рыбка”, “флажок”, “ласточка” и так далее – часть этих поддержек сегодня не в ходу, а хочется, чтобы этот пласт балетной истории не был утрачен окончательно».

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.