«События и Персоны»: итоги 2022 года. Рейтинг газеты «Музыкальное обозрение»

«События и Персоны»: итоги 2022 года. Рейтинг газеты «Музыкальное обозрение»

Дамы и господа, коллеги, друзья!

С 1995 «Музыкальное обозрение» подводит итоги года и объявляет лауреатов Премии «Музыкальное обозрение», старейшей премии России в области академической музыки — рейтинг «События и Персоны». В этом рейтинге нет заранее заявленных номинаций, ограничений по количеству лауреатов. Мы отмечаем значительные, заметные события музыкальной жизни – оперной, симфонической, филармонической, издательской, конкурсной и другой…

Событие года

Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижеров имени С.В. Рахманинова. Москва, 14–27 июня 2022
Учредители — Правительство РФ, Министерство культуры РФ
Организатор — ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ» (генеральный директор Андрей Малышев)

Событие года

IV Всероссийский музыкальный конкурс 2022—2025. Первый год
Фортепиано
(Красноярск, 3–9 декабря)

Скрипка (Казань, 26 сентября – 3 октября) 
Виолончель (Уфа, 12–18 октября) 
Сольное пение (Ханты-Мансийск, 1–9 ноября)
Учредители — Правительство РФ, Министерство культуры РФ
Организатор — ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ» (генеральный директор Андрей Малышев)

Спектакль года – опера

Рихард Вагнер. «Лоэнгрин»
Большой театр, Историческая сцена
Премьера 24, 25, 27, 28 февраля 2022
Совместная постановка с театром Метрополитен-опера
Дирижер-постановщик Эван Роджистер
Режиссер-постановщик Франсуа Жирар
Консультант Серж Ламот
Режиссер по пластике Максим Петров
Сценограф и художник по костюмам Тим Йип
Художник по свету Дэвид Финн
Видеопроекция Питер Флаерти
Главный хормейстер Валерий Борисов

Спектакль года – опера

Антон Рубинштейн. «Демон»
Большой театр, Новая сцена
Премьера 22, 23, 24, 25 декабря 2022
Дирижер-постановщик Артем Абашев
Режиссер-постановщик, сценограф Владиславс Наставшевс
Художники по костюмам Владиславс Наставшевс, Мария Майер
Режиссер по пластике Екатерина Миронова
Художник по свету Дамир Исмагилов
Художник по видеопроекции Илья Старилов
Главный хормейстер Валерий Борисов

Спектакль года – опера

Гаэтано Доницетти. «Линда ди Шамуни»
Большой театр, Камерная сцена имени Б.А. Покровского
Премьера 9, 10, 11, 12 июня 2022
Дирижер-постановщик Антон Гришанин
Режиссер-постановщик Роман Феодори
Художник-постановщик Даниил Ахмедов
Режиссер по пластике Татьяна Баганова
Хормейстеры Александр Критский, Павел Сучков

Спектакль года – опера

Эрих Корнгольд. «Мертвый город»
Московский театр «Новая опера» имени Е.В. Колобова
Премьера 14, 17, 20, 22, 24 апреля 2022
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Валентин Урюпин
Режиссер-постановщик Василий Бархатов
Художник-постановщик Зиновий Марголин
Художник по костюмам Ольга Шаишмелашвили
Художник по свету Александр Сиваев
Хормейстер Юлия Сенюкова

Спектакль года – опера

Бела Барток. «Замок герцога Синяя Борода»
Пермский театр оперы и балета имени П.И. Чайковского
Сценическая версия с прологом и эпилогом Валерия Воронова
Премьера 18, 19 ноября 2022
Дирижер-постановщик Федор Леднев
Режиссер-постановщик, сценограф Евгения Сафонова
Художник по костюмам, художник по скульптуре Анастасия Юдина
Медиахудожник Алина Тихонова, Илона Бородина, Михаил Иванов
Звукорежиссер Марат Бариев
Художник по свету Ксения Котенева, Константин Бинкин
Оператор-постановщик Алексей Родионов
Коуч по венгерскому языку, автор перевода либретто и титров Оксана Якименко
При поддержке Aksenov Family Foundation

Спектакль года – опера

Карл Орф. «Мистерия на конец времени» (De temporum fine comoedia)
Дягилевский фестиваль («Дягилев+»)
Завод Шпагина, литера А
Премьера 26 декабря 2021, 18, 19 июня 2022
Музыкальный руководитель и дирижер Теодор Курентзис
Режиссер Анна Гусева
Хореограф Анастасия Пешкова
Художник Юлия Орлова
Художник по костюмам Сергей Илларионов
Художник по свету Иван Виноградов
Видеохудожники 2BLCK
Генеральный продюсер Екатерина Арсеньева
Оркестр и хор musicAeterna
Солистка Надежда Павлова (сопрано)

Спектакль года – балет

«Танцемания»
Большой театр, Новая сцена
Премьера 7, 8, 9, 10 июля 2022
Композитор Юрий Красавин
Хореограф-постановщик Вячеслав Самодуров
Дирижер-постановщик Антон Гришанин
Художник-постановщик Алексей Кондратьев
Художник по костюмам Анастасия Нефедова
Художник по свету Антон Поморев
Видеопроекция Илья Шушаров

Издательство года

Издательство Jaromir Hladik Press
Главный редактор Игорь Булатовский

Серия книг о новой и новейшей музыке (2019–2022)

Издательство года

Издательство имени Н.И. Новикова
Главный редактор Михаил Рейзин

Серия «Отечественные музыковеды. Избранное» (2017–2022)

Книга года

Узелки времени. Эпоха Андрея Волконского. Воспоминания, письма, исследования (издательство Jaromír Hladík press, 2022)
Автор проекта и главный редактор Игорь Блажков
Ответственный редактор Елена Дубинец

Книга года

100 лет Персимфанса / П.Э. Айду, К.В. Дудаков-Кашуро, Г.П. Кротенко, Я.В. Шварцштейн (издательство «Бослен», 2022)

Музыкальная организация года

Центр современной музыки Московской консерватории
Ансамбль солистов «Студия новой музыки»
Художественный руководитель Владимир Тарнопольский

Музыкальная организация года

Центр электроакустической музыки Московской консерватории
Директор Николай Попов

Жизнь в музыке

Аркадий Климовицкий
Доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Российского института истории искусств, профессор кафедры теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова

Поздравляем лауреатов!

Читайте и подписывайтесь на «Музыкальное обозрение»!

Подписываясь на «МО»,  вы поддерживаете все наши проекты!

Главный редактор Андрей Устинов
Редакция «Музыкального обозрения»

«События и Персоны»:
итоги 2022 года
Рейтинг газеты
«Музыкальное обозрение»

Событие года

Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижеров имени С.В. Рахманинова
Москва, 14–27 июня 2022
Учредители: Правительство РФ, Министерство культуры РФ
Организатор: ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ», генеральный директор Андрей Малышев
Председатель Оргкомитета: заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова
Директор конкурса Андрей Малышев
Художественный руководитель Денис Мацуев

Андрей Малышев

Конкурс имени С.В. Рахманинова проходил в преддверии 150-летия со дня рождения великого музыканта (в 2023, в год 150-летия Рахманинова, он совпал бы с XVII конкурсом имени П.И. Чайковского). Три специальности конкурса — три ипостаси творчества Рахманинова.

Как сообщили в Дирекции конкурса, было подано 529 заявок из 32 стран. К участию были допущены 62 музыканта (25 пианистов, 25 дирижеров, 12 композиторов) из 11 стран (37 из России, 13 из Китая, по два из Белоруссии, Великобритании, Германии, по одному из Бразилии, Италии, Сингапура, Словении, США, Франции).

Конкурс проходил на главных московских академических концертных площадках: Большом и Малом залах консерватории, Концертном зале имени П.И. Чайковского, Концертном зале имени С.В. Рахманинова «Филармонии-2» Были задействованы оркестры: Госоркестр имени Е.Ф. Светланова, оркестр Мариинского театра, БСО имени П.И. Чайковского, Госкапелла России под управлением Валерия Полянского, ГСО «Новая Россия».

Жюри, в которое вошли  возглавили Денис Мацуев (фортепиано), Александр Чайковский (композиция), Валерий Гергиев (дирижирование). Был обеспечен значительный призовой фонд, на уровне Конкурса имени Чайковского (I премия — $ 30 000, II — $ 20 000, III — $ 10 000, c IV по VI — 5, 4, 3 000 $ соответственно).

Конкурс был организован Дирекцией ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ» (руководитель Дирекции – генеральный директор Андрей Малышев), имеющей огромный опыт в проведении событий самого высокого уровня и колоссального масштаба, решении задач по логистике, трансляциям, привлечению творческих сил. В послужном списке «РОСКОНЦЕРТА» — проведение Конкурса имени Чайковского, Всероссийского и Международного конкурсов артистов балета, Всероссийского музыкального конкурса. А теперь и Конкурса имени Рахманинова.

Онлайн-прослушивания выступлений участников собрали более 10 млн просмотров почти в 70 странах мира.

Многие лауреаты конкурса имени Рахманинова, и ранее достаточно известные, после конкурса стали широко востребованы, много выступают в Москве и других городах России: пианист Александр Ключко (I премия) открывал концертные сезоны в Москве, Омске, дважды выступил на фестивале «Кружева» в Вологде (куда был приглашен еще до конкурса). Дирижеры-лауреаты Филипп Селиванов (I премия), Иван Никифочин (II премия) дирижируют спектаклями Большого театра. выступают с ведущими оркестрами Лауреат III премии пианист Константин Хачикян стал победителем Всероссийского музыкального конкурса и получил право без отбора участвовать в 2023 в XVII конкурсе имени П.И. Чайковского.

Событие года

IV Всероссийский музыкальный конкурс 2022—2025. Первый год
Фортепиано (Красноярск, 3–9 декабря)
Скрипка (Казань, 26 сентября – 3 октября)
Виолончель (Уфа, 12–18 октября)
Сольное пение (Ханты-Мансийск, 1–9 ноября)
Учредители — Правительство РФ, Министерство культуры РФ
Организатор — ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ» (генеральный директор Андрей Малышев)

Всероссийский музыкальный конкурс переживает период перезагрузки и работы в новом формате. История конкурса началась в 2010, он был задуман как правопреемник Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, проводившегося с 1933 по 1991. Учредители — Правительство и Министерство культуры РФ, организатор — ФГБУК «Росконцерт» (генеральный директор Андрей Малышев). В 2020 конкурс торжественным концертом отметил свое 10-летие, а начиная с 2021 — разительно поменял свой формат. Организаторы отказались от системы, при которой отборочные туры проводятся в федеральных округах, а финальный тур — в Москве. Теперь конкурс по каждой специальности от начала и до финала проводится в одном из городов России, при поддержке местных властей, с участием региональных филармоний, консерваторий. В 2022 первый этап Четвертого Всероссийского музыкального конкурса проходил по тем же специальностям, что и предстоящий в 2023 XVII конкурс имени Чайковского, и лауреаты первой премии получили возможность без отбора принять участие в Конкурсе Чайковского. Конкурс скрипачей прошел в Казани (26 сентября – 3 октября), виолончелистов — в Уфе (12 – 18 октября), вокалистов — в Ханты-Мансийске (1 – 9 ноября), пианистов — в Красноярске (3 – 9 декабря).

Параллельно конкурсу проходит насыщенная концертная и образовательная программа. В залах аншлаги, ведутся прямые трансляции. Яркие праздничные концерты-открытия и закрытия, сольные концерты выдающихся музыкантов, лауреатов самых престижных конкурсов, в том числе Конкурса имени Чайковского, членов жюри по каждой специальности. Среди участников концертов — пианисты Владимир Овчинников и Андрей Писарев, виолончелисты Александр Князев, Кирилл Родин, Нарек Ахназарян, Алексей Васильев, скрипачи Гайк Казазян, Граф Муржа, Михаил Гантварг, оркестр «Musica Viva» под управлением Александра Рудина, «Новый русский квартет», звезды мировой оперы Альбина Шагимуратова, Вероника Джиоева. Выступления мэтров и молодых музыкантов сопровождали оркестры Татарстана, Башкортостана, Красноярска, Сургута. Во время фортепианного конкурса в Красноярске прошел  концерт «Музыка для клавиш XXI века — 88 клавиш в четыре руки». Сочинения современных российских и зарубежных композиторов для клавишных инструментов исполнили пианистки Феодосия Миронова и Наталья Черкасова. Представление и комментарии к программе  — куратор проекта Андрей Устинов и директор Центра электроакустической музыки Московской консерватории и исполнитель на электронных инструментах композитор Николай Попов.

Изменился подход к составу жюри: в них приглашаются самые опытные педагоги, профессора заведующие кафедрами ведущих российских консерваторий. Увеличено количество финалистов (6 вместо 4 в предыдущие годы) и призовой фонд (I премия — 300 000 руб, II — 250 000 руб., III — 200 000 руб.). Введены поощрительные премии для участников II тура, не прошедших в финал.

В образовательной программе — мастер-классы членов жюри, круглые столы, лекции  московских музыковедов Ляли Кандауровой и Натальи Сурниной.

Фактически теперь конкурс проводится как конкурс-фестиваль, а город его проведения на эти дни становится музыкальной столицей России.

Спектакль года – опера

Рихард Вагнер. «Лоэнгрин»
Большой театр, Историческая сцена
Премьера состоялась 24, 25, 27, 28 февраля 2022

Совместная постановка с театром Метрополитен-опера
Дирижер-постановщик Эван Роджистер
Режиссер-постановщик Франсуа Жирар
Консультант Серж Ламот
Режиссер по пластике Максим Петров
Сценограф и художник по костюмам Тим Йип
Художник по свету Дэвид Финн
Видеопроекция Питер Флаерти
Главный хормейстер Валерий Борисов

"Лоэнгрин". Фото Дамир Юсупов / Большой театр

Поставленный Франсуа Жираром вагнеровский «Лоэнгрин» – вторая из трех запланированных копродукций ГАБТа с нью-йоркским театром Метрополитен-опера (первой в феврале 2021 была «Саломея» Рихарда Штрауса в постановке Клауса Гута; третьей должна была стать «Аида» Верди в постановке Майкла Майера) – пришелся на февраль 2022 и завершил (до недавнего времени так определенно думалось) прекрасную эпоху европейской культурной жизни в Москве. Еще 22 февраля на прогоне спектакля присутствовал генеральный директор Мет Питер Гелб, а через пять дней, 27-го, он выступил с заявлением о «приостановке работы с артистами и учреждениями, связанными с российскими властями». Американский дирижер Эван Роджистер из-за «сложившейся ситуации» не успел закончить серию спектаклей, последними показами дирижировал его ассистент Антон Гришанин (в 2010 под его руководством «Лоэнгрин» ставился в Челябинском театре оперы и балета). Апрельская серия показов была отменена.

«Возникла проблема с исполнителями. В спектакле было три состава, и, как вы знаете, все они были интернациональными. Наряду с нашими, главные партии пели немцы, американцы, австрийцы и не только. Теперь они уехали, и нам, чтобы запустить следующую серию показов, нужно иметь как минимум два своих, российских состава. Один у нас есть, сейчас готовим второй, и как раз к лету, надеюсь, сможем поставить спектакль в афишу», – прокомментировал тогда ситуацию генеральный директор Большого театра Владимир Урин.

В действительности возобновление случилось чуть позже, в ноябре 2022. Главные партии во втором премьерном блоке исполнили: Генрих Птицелов – Денис Макаров, Алексей Антонов; Лоэнгрин – Сергей Скороходов, Иван Гынгазов; Эльза – Анна Нечаева, Анна Шаповалова; Фридрих Тельрамунд – Александр Краснов, Павел Янковский; Ортруда – Зоя Церерина, Мария Лобанова. За дирижерским пультом – Антон Гришанин.

Визуальный ряд спектакля в Большом выстроен «в стиле Мет»: символизм, статуарность, масштаб замысла при минимуме декораций. Как и в «Кольце» Робера Лепажа (2010-2012), на сцене доминирует одна крупная деталь – в данном случае каменная плита с отверстием. Невозможность выбраться из-под плиты (времени, истории, обстоятельств, рока) – ключевая метафора сценографии. Пространство выворачивается, сжимается, схлопывается.

Костюмы центральных персонажей (Эльза, Фридрих, Ортруда, Генрих) средневеково-руинированные. Жители Брабанта одеты в одинаковые черные плащи с капюшонами, которые периодически распахиваются, демонстрируя подкладку одного из трех цветов-символов этого спектакля: белый, красный, зеленый. Белый – цвет Эльзы, чистоты, верности, веры. Красный – Ортруда, зависть, вражда, война, злоба. Зеленый – король Генрих, традиции, «добрая старина», земная жизнь.

Что поется главными героями – такой и становится одежда. Люди в массе своей подвержены манипуляции. Они готовы верить любому, кто пришел и объявил себя спасителем, не задавая вопросов о его происхождении и прошлом («…ты должна обещать мне одно: никогда меня не спрашивать и не пытаться узнать, откуда я пришел, откуда родом, и как мое имя»). Все, что можно с ними сделать – перекрасить и отправить на очередную битву при Риаде.

Костюм Лоэнгрина в этом спектакле – белая рубашка и классические брюки – «минус-костюм», одежда без опознавательных признаков. Лоэнгрин – Пришелец, Никто, Любой, Имярек. Он добро или зло? Зачем он явился в этот мир? Уходя обратно в свой космический Монсальват, он оставляет в яме преемника – а бетонная плита тем временем уже почти прихлопнула тех, кто остался по эту сторону.

Спектакль года – опера

Антон Рубинштейн. «Демон»
Большой театр, Новая сцена
Премьера 22, 23, 24, 25 декабря 2022

Дирижер-постановщик Артем Абашев
Режиссер-постановщик, сценограф Владиславс Наставшевс
Художники по костюмам Владиславс Наставшевс, Мария Майер
Режиссер по пластике Екатерина Миронова
Художник по свету Дамир Исмагилов
Художник по видеопроекции Илья Старилов
Главный хормейстер Валерий Борисов

Сцена из спектакля "Демон". Фото Дамир Юсупов / Большой театр
Владиславс Наставшевс
Артем Абашев

«Демон» – первая оперная премьера Большого театра в сезоне 2022/23. Параллельно показам в фойе театра проходила выставка артефактов, связанных с Рубинштейном: портреты, прижизненные издания нот.

Режиссер и сценограф Владиславс Наставшевс ставил на Камерной сцене Большого театра достойные обсуждения оперы «Искатели жемчуга» (2020) и диптих «Маддалена»/«Испанский час» (2021), а в 2022 вышел на качественно новый уровень работы в оперном театре, сделав в Перми постановку «Евгения Онегина», получившую 8 номинаций на «Золотую маску»-2023. В «Онегине» он должен был работать с Артемом Абашевым, но тот покинул пост главного дирижера Пермской оперы в январе 2022, и спектакль выпускал Михаил Татарников. Положенный круг замкнулся в Москве: Абашев стал дирижером-постановщиком «Демона». Его трактовка совершенно конгениальна спектаклю Наставшевса – с безукоризненной вежливостью пропуская вперед голоса, музыка льется, как вода кристальной горной речки, на которой нет ни высоких водопадов, ни глубоких заводей; холод вершин не может сковать ее, солнце не может прогреть, человек – отравить.

Показан в спектакле гармоничный, существующий по своим законам мир, куда вторгается чужак, который, не пытаясь разобраться, хочет навязать свою волю. И мир этот – мир театра, причем театра не закулисного, но и не обращающегося еще к публике, а театра за мгновение до встречи со зрителем, замкнутого пока еще на себе, но уже нацеленного вовне.

Демон (баритон Андрей Потатурин) вламывается в него самым невозможным образом: весь в черной коже, в черном шлеме (непроницаемость плюс немота), он въезжает прямо в сценический партер на мускулистом черном мотоцикле и белой фарой прорезает грязноватые желто-зеленые световые разводы (художник по свету Дамир Исмагилов).

Афишей к спектаклю хитрец Наставшевс умышленно вводит всех в заблуждение. Для нее использован «Скачущий всадник» Врубеля с несущимся по горной дороге конем и пригнувшимся к его шее седоком, но вместо исходных глухих сепийных тонов – кислотные переливы красок и неоновые контуры, скорость, помноженная на современность: всё то, чего в самом спектакле нет.

Спектакль года – опера

Гаэтано Доницетти. «Линда ди Шамуни»
Большой театр, Камерная сцена имени Б.А. Покровского
Премьера 9, 10, 11, 12 июня 2022

Дирижер-постановщик Антон Гришанин
Режиссер-постановщик Роман Феодори
Художник-постановщик Даниил Ахмедов
Режиссер по пластике Татьяна Баганова
Хормейстеры Александр Критский, Павел Сучков

"Линда ди Шамуни". Фото Павел Рычков | Большой театр
Антон Гришанин
Роман Феодори

«Линда ди Шамуни» (название следует фонетике франкопровансальского языка) – творение Доницетти, жемчужина бельканто, трагическая история с неизбежной сценой безумия героини-колоратурной сопрано, но, в отличие от «Лючии ди Ламмермур», с благополучным финалом. В постановке Большого театра сюжет спектакля дополнен режиссерскими вторжениями в нарратив и за счет этого считывается как история на все времена, актуальная и для нас сегодня. Сквозным фоном для происходящего служит третьеразрядный сентиментальный горный пейзаж с коровками, но пасторальность зрелища – театрально-наигранная, мир же спектакля циничен и жесток. Мужчины в нем используют женщин, женщины по возможности отыгрываются в ответ. Общество с одной стороны демонстрирует женщине, что она может добиться чего угодно, удовлетворяя сексуальные запросы мужчин, с другой – запрещает ей распоряжаться собой. Если что-то и сводит Линду с ума, то именно эта ситуация, в которой всё диктует ей предпочесть вместо соблазна осязаемой выгоды некую нематериальную награду за отказ от этой выгоды. Великолепны костюмные, сценографические и пластические решения второго акта, в котором и происходит основная борьба за тело и душу главной героини: в толпе аппетитных, будто пирожные, клонов Линда символически выполняет фантазии своих потенциальных возлюбленных – пока не погружается в безумие. Но безумие напускное, контролируемое: в итоге Линда презентует окружающим социально приемлемую, удобную версию себя, но истинная ее личность совершает вертикальный скачок: вместо фигуры в игре она становится игроком и начинает сама играть другими. И это выглядит как хороший способ выжить в мире, где каждая женщина, обладающая чем-то ценным для привилегированного пола, в какой-то момент оказывается либо на прилавке, либо за прилавком.

Спектакль года – опера

Эрих Корнгольд. «Мертвый город»
Московский театр «Новая опера» имени Е.В. Колобова
Премьера 14, 17, 20, 22, 24 апреля 2022

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Валентин Урюпин
Режиссер-постановщик Василий Бархатов
Художник-постановщик Зиновий Марголин
Художник по костюмам Ольга Шаишмелашвили
Художник по свету Александр Сиваев
Хормейстер Юлия Сенюкова

"Мертвый город" Фото Ирина Полярная / «Новая Опера»
Валентин Урюпин
Василий Бархатов

«Мертвый город» Эриха Корнгольда исполнил роль главной (и единственной) оперной премьеры театра Новая опера в сезоне 2021/22. Произведение выбрано редкое: хотя после премьеры в 1920 году эта опера получила свою долю международной популярности, ее быстро забыли; да и в принципе творчество Корнгольда в России известно смутно.

Василий Бархатов: «В личной трагедии мы всегда хотим, чтобы окружающий мир скорбел вместе с нами. Когда ты ощутил потерю, часы и трамваи непременно должны перестать ходить… но они, как назло, продолжают, тем самым оскорбляя своей непочтительностью нашу внутреннюю боль. Мир не желает замирать в угоду нашему несчастью, и тогда мы перестаем отражать его адекватно – накладываем свои меланхоличные фильтры на всё окружающее. Любой город хочется видеть исключительно скорбящим и “мертвым” в такие моменты. “Мертвый Брюгге” или любой другой город – в подобной ситуации не имеет значения. Ведь это “мертвое” не в архитектуре, а в глазах смотрящего. Опера “Мертвый город” всегда была и остается для меня историей мучительного освобождения от ушедшего человека, избавления от самой крепкой зависимости из известных мне».

Спектакль Василия Бархатова в Новой Опере предельно кинематографичен. Будто рассчитан на видеосъемку с крупными планами: многочисленные детали – волосы на расческе, свадебное фото на тумбочке, крошечная кофейная чашечка со следами красной помады – просматриваются лишь с первых рядов партера. Нельзя не признать, что в спектакле великолепно выстроены отношения между героями, а все мизансцены выглядят легко и естественно. Видно, что с певцами была проведена тщательная работа: каждый четко представляет свое сценическое существование в любой момент времени.

Визуальная часть спектакля (созданная постоянными соавторами Бархатова – художником-постановщиком Зиновием Марголиным и художником по костюмам Ольгой Шаишмелашвили) масштабна и эффектна: движущаяся двухуровневая декорация, стильная цветовая гамма, макабрический карнавал белых масок с рогами и черепами, огромные видеопроекции на окнах.

Чтобы приблизить певцов к публике и усилить кинематографический эффект, сценический павильон был размещен над оркестровой ямой. Оркестр, соответственно, пришлось убрать в глубину сцены, скрыв за декорацией. Для поддержания звукового баланса над оркестром разместили отражающие панели. Сотрудники театра и приглашенные эксперты искали акустическое решение спектакля в течение года.

Для того, чтобы выстроить «Мертвый город» во всей красе, театр пришлось закрыть почти на месяц. Апрельскую афишу заполняли исключительно события образовательной программы: экскурсии по театру, занятия любительского хора и тому подобное.

На главную роль был приглашен швейцарский тенор Рольф Ромей, которому пришлось добираться из Цюриха в Москву 30 часов и петь во всех спектаклях первого премьерного блока (во втором блоке в декабре 2022 Ромей выступил в двух спектаклях, в третьем партию исполнил Михаил Губский).

Несмотря на многочисленные организационные и технические проблемы, которые пришлось решать постановочной команде амбициозный проект интенданта Антона Гетьмана – в скромных условиях театра Новая Опера создать спектакль европейского уровня – удался.

Спектакль года – опера

Бела Барток. «Замок герцога Синяя Борода»
Пермский театр оперы и балета
Сценическая версия с прологом и эпилогом Валерия Воронова (2022)
Премьера 18, 19 ноября 2022

Дирижер-постановщик Федор Леднев
Режиссер-постановщик, сценограф Евгения Сафонова
Художник по костюмам, художник по скульптуре Анастасия Юдина
Медиахудожник Алина Тихонова, Илона Бородина, Михаил Иванов
Звукорежиссер Марат Бариев
Художник по свету Ксения Котенева, Константин Бинкин
Оператор-постановщик Алексей Родионов
Коуч по венгерскому языку, автор перевода либретто и титров Оксана Якименко
При поддержке Aksenov Family Foundation

"Замок герцога Синяя Борода". Фото Андрей Чунтомов / Пермский театр оперы и балета
Федор Леднёв
Евгения Сафонова

Спектакль заявлен театром как «мировая премьера», поскольку к партитуре 1911 года добавили новую музыку: живущий в Германии белорусский композитор Валерий Воронов по заказу театра написал для постановки пролог и эпилог. Премьерный показ транслировался онлайн на платформах ВК и YouTube. Большой мир впервые услышал «Замок» в мае 1918, незадолго до конца мучительно долгой мировой войны; в экспрессионистской партитуре оперы так же мучительно ведут обреченный диалог два голоса: меццо-сопрано и бас оспаривают друг у друга власть над замком, прикрываясь любовью – Шарль Перро не узнал бы свою страшную сказку в этой еще более страшной, безысходной истории. Оркестровая яма в спектакле приподнята, но мощный визуальный ряд (не зря в команде такое количество художников) заслоняет собой работу оркестра. Видеопроекции заливают сценический портал, выворачивая наизнанку любые представления о камерности и масштабности; в их абстрактном движении – жизнь замка, истекающего кровью и слезами. Артисты же подчеркнуто статичны (каждый из них меняет положение буквально несколько раз за весь спектакль), а Герцог так и вовсе иммобилизован и лишен зрения. В финале Юдит погибает, как положено по сюжету – визуализированный проекцией бег ее двойника по темным коридорам и не мог закончиться ничем иным – но и инвалидное кресло герцога полыхает, принимая символическую смерть. Замок же продолжает жить – в эпилоге перед зрителем бьется его огромное, состоящее из множества пульсирующих желудочков сердце, для которого и понадобился художник по скульптуре. Смыслы спектакля одновременно слишком просты и слишком громадны, чтобы стоило их вербализовывать; баланс крови, смерти и красоты в нем для каждого будет индивидуален.

Спектакль года – опера

Карл Орф. «Мистерия на конец времени» (De temporum fine comoedia)
Дягилевский фестиваль («Дягилев+»)
Завод Шпагина, литера А
Премьера 26 декабря 2021, 18, 19 июня 2022

Музыкальный руководитель и дирижер Теодор Курентзис
Режиссер Анна Гусева
Хореограф Анастасия Пешкова
Художник Юлия Орлова
Художник по костюмам Сергей Илларионов
Художник по свету Иван Виноградов
Видеохудожники 2BLCK
Генеральный продюсер Екатерина Арсеньева
Оркестр и хор musicAeterna
Солистка Надежда Павлова (сопрано)

Фото Гюйнай Мусаева
Теодор Курентзис
Анна Гусева

Последняя большая работа Карла Орфа, «De temporum fine comoedia» в редакции 1981 года,стала самым ожидаемым событием Дягилевского фестиваля-2022 и апофеозом присутствия на нем женщин-постановщиц. Режиссер Анна Гусева прежде создавала видеоработы – здесь она с помощью Анастасии Пешковой из труппы «Балет Москва» разводит по сложно сконфигурированной и виртуозно структурированной светом сцене громадные толпы людей, словно сошедших с картин Брюллова и Босха, которые в ужасе ждут неизбежного и с несбыточной надеждой молят об избавлении, а параллельно демонстрирует отсутствующий у Орфа сюжет о пришествии Христа. Кинохудожница Юлия Орлова сконструировала для спектакля настоящую долину Армагеддона – пространство со множеством уровней, позволяющих рассредоточить густонаселенные орфовские хоры по ступеням пирамид. Теодор Курентзис по любимой привычке от души дополнил партитуру сторонней музыкой: ударными, шумами и репризами – а для ее исполнения пришлось усилить оркестр musicAeterna приглашенными музыкантами. 

Спектакль ставит ребром вопросы, от которых мы привыкли бежать в суете, но с которыми каждому из нас неизбежно предстоит остаться один на один. Эти вопросы не дают человечеству покоя испокон веков – и Орф дает слово людям, заглядывающим по ту сторону земного существования: ансамблям античных сивилл и христианских анахоретов. Среди сивилл – сопрано Надежда Павлова из труппы Пермской оперы, греческая меццо-сопрано Ирини Циракидис, российский контратенор Андрей Немзер. Звучат греческий, латынь, немецкий; в отсутствии подстрочных титров (показаны только названия частей) «Мистерии» следует внимать словно богослужению восточного обряда, не обращаясь к вербальному уровню восприятия.

Два верующих христианина, Орф и Курентзис, отчетливо уповают на спасение и избавление – даже вопреки каноническим книгам; и в спектакле Люциферу в облике юного внегендерного создания даруется прощение – уже за последней чертой погибающего мира.

Спектакль года – балет

«Танцемания»
Большой театр, Новая сцена
Премьера 7, 8, 9, 10 июля 2022

Композитор Юрий Красавин
Хореограф-постановщик Вячеслав Самодуров
Дирижер-постановщик Антон Гришанин
Художник-постановщик Алексей Кондратьев
Художник по костюмам Анастасия Нефедова
Художник по свету Антон Поморев
Видеопроекция Илья Шушаров

Фото Павел Рычков/ Большой театр.
Юрий Красавин

«Танцемания» — часть балетного триптиха, репетиции которого начались еще в конце 2019. Премьера, запланированная на май 2020, сорвалась из-за пандемии, как и показ в конце 2020. После снятия пандемийных ограничений премьера балетов трех хореографов состоялась в июле 2022.

В обрамлении двух других одноактных балетов триптиха – «Времен года» хореографа Артемия Белякова на музыку А. Глазунова и «Сделано в Большом» в постановке Антона Пимонова на музыку Анатолия Королева – фееричная «Танцемания» Самодурова стала центром притяжения и кульминацией вечера одноактных балетов.

«Танец, вплетенный в музыку, принес ту самую радость и свет, которых так не хватает в сегодняшней жизни. Хореография Самодурова богато фантазийна, связана с харизмой исполнителя, с эмоциями, которые возникают от живого контакта постановщика и артиста, или дуэта, или группы артистов, от музыкального чутья его и их. Хореография сюжетна настолько, насколько сюжетен музыкальный фрагмент. У Красавина как обычно идет игровой диалог с музыкальными формами прошлых веков и совсем немного века нынешнего. Скрипичные гонки в оркестровой яме а ля Вивальди порождают на сцене бравурный смотр мужских сил Большого театра, соревнующихся в точности, ловкости и вместе с тем элегантности. У каждого солиста своя амплитуда, размах, высота полета и количество пируэтов или антраша. При этом они ведут командную игру, образуют группу, а позже становится ясно, что в каком-то смысле они являют собой свиту для дам.

Три пары (женщины плюс мужчины) выходят на сцену и ведут разговор на чисто танцевальном языке, используя лексику классического балета и балета современного, ловко ее смешивая. Самодуров делает акцент на личностях артистов, прорисовав танцевальный эскиз для каждой пары, чтобы потом уже артисты раскрасили полые рисунки своими эмоциями, выраженными исключительно с помощью балетных па <…>

Работа Самодурова точно «сделана в Большом» здесь и сейчас, так как в ней есть аллюзии на афишный контент главного театра страны – щиты из «Спартака» (именно любимый московскими зрителями «Спартак» пришел на замену многим печально выпавшим из репертуара спектаклям минувшей весной и летом) под колосниками и храбрые люди внизу – одни девушки в жестких юбках металлического цвета чего стоят. Отсылки к «Золотому веку» того же Григоровича в форме томных танго и других мелодий-деградантов из эпохи НЭПа. И легкий ветерок минимализма Филиппа Гласса из «Комнаты наверху» еле слышно подул из оркестра ближе к финалу. <…> И даже если не знать всего этого, не думать, не рефлексировать, а просто смотреть на сцену и слушать музыку, спектакль складывается – с сюжетом или без, так как в нем есть стержень, магнит, он же музыкальная драматургия, который все держит» (Екатерина Беляева, балетный обозреватель «МО»).

Издательство года

Издательство Jaromir Hladik Press
Главный редактор Игорь Булатовский

Серия книг о новой и новейшей музыке (2019–2022)

Игорь Булатовский

Уникальное по своему визуальному почерку и сущностному наполнению петербургское издательство Jaromír Hladík press (главный редактор – поэт и переводчик Игорь Булатовский) продолжает свой независимый путь в изменившейся реальности. По-прежнему не обладая теми финансовыми ресурсами, что доступны даже сейчас книжным гигантам, но последовательно и упорно – с несгибаемостью стоика – выпуская в свет книгу за книгой. Не просто серией, но важнейшей смысловой линией JHP остаются книги о музыке – предмет профессионального интереса «МО».

Весомый труд издательства и редакционного коллектива – книга «Узелки времени. Эпоха Андрея Волконского. Воспоминания, письма, исследования» (864 страницы, множество редких фотографий), вышедшая в 2022. Конечно, книги и статьи о Волконском выходили и прежде: вспомним Марка Пекарского с его «Назад к Волконскому вперед» (М.: Композитор, 2005), Елену Дубинец с ее «Князем Андреем Волконским. Партитурой жизни» (М.: РИПОЛ классик, 2010), Юрия Холопова (статья «Инициатор: о жизни и музыке Андрея Волконского» в сборнике «Музыка из бывшего СССР», выпуск 1, 1994). Но в данном случае мы имеем дело с первым настолько исчерпывающим и объемным собранием текстов Волконского и о Волконском.

Также в 2022 Jaromír Hladík press выпустило книгу Марка Булошникова «Метафорический стиль Валентина Сильвестрова»: это «попытка осмыслить творчество композитора в контексте “метафорического стиля” (в котором Сильвестров работает с 1970-х годов)», «в соответствии с авторской трактовой понятия “метафорический стиль” в работе рассмотрены такие параметры музыки Сильвестрова, как “слабый стиль” (“новая простота”), жанрово-стилевая диалогичность и постлюдийное начало. В музыкально-аналитический обиход вводятся багатели Сильвестрова, представляющие позднюю разновидность “метафорического стиля”».

Еще одной новинкой стала книга Владимира Мартынова «Где ты, Энкиду?». «Пандемия ковида не только унесла миллионы жизней и опустошила улицы городов, но и утвердила новый мировой порядок, который почти не оставляет места человеку – зато выводит на первый план нечеловеческие сущности. “Человек более не обладает инициативой преобразования мира”, – утверждает композитор и философ Владимир Мартынов. Первые сигналы этих революционных изменений он замечает в искусстве XIX-XX веков».

Ранее, в 2021, в Jaromír Hladík press вышли «Неопределенность» Джона Кейджа (истории, написанные Кейджем «в качестве лекции, которую он читал под музыкально-шумовое сопровождение, создаваемое пианистом Дэвидом Тюдором»), «Гленн Гульд берет интервью у Гленна Гульда о Гленне Гульде» («это растроение личности позволило великому затворнику коснуться некоторых острых тем помимо излюбленного противопоставления концерта и медиа»), «История ‘консонанса’ и ‘диссонанса’» Джеймса Тенни, где «прослеживается история концепций консонанса и диссонанса в западной музыкальной культуре от Пифагора и Аристоксена до Хиндемита и Шёнберга», и «Другой материал: фрагменты о Густаве Малере» Ханса Волльшлегера – «порой очень субъективное, но всегда любяще-проницательное прочтение Волльшлегером творений и судьбы австрийского композитора».

В 2020 появилась на русском книга Элвина Люсье «Музыка 109. Заметки об экспериментальной музыке», в основе которой лекции, прочитанные композитором в Уэслианском университете (США). В том же году вышел «Шмоцарт» Бориса Филановского, «профессиональный дневник человека, одержимого музыкальным временем и временем вообще».

А первыми музыкальными книгами Jaromír Hladík press стали в 2019 «Привет восьмой улице» Мортона Фелдмана, где собраны избранные разнохарактерные тексты композитора (его воспоминания, лекции, эссе, рецензии, комментарии), и «Стравинский за фортепиано» классика французской литературы Мишеля Бютора.

Издательство года

Издательство им. Н.И. Новикова
Главный редактор Михаил Рейзин

Серия «Отечественные музыковеды. Избранное» (2017–2022)

В каталоге санкт-петербургского издательства имени Н.И. Новикова, специализирующегося на выпуске интеллектуальной литературы, одно из главных мест занимают книги об академической музыке. За последние пять лет издательство выпустило (и продолжает выпускать) уникальную серию «Отечественные музыковеды. Избранное», в которой в великолепном «фирменном» дизайне вышли сборники статей крупнейших музыковедов старшего поколения: Инны Барсовой, Тамары Левой, Людмилы Ковнацкой, Марины Раку, Елены Зинькевич.

В 2022 в этой серии вышли два сборника. В книгу «Мои музыкальные миры» доктора искусствоведения, заведующего сектором теории музыки ГИИ Левона Акопяна вошли статьи и материалы, отражающие энциклопедический широкий круг его интересов: от вопросов методологии и философии музыкальной науки и исследования армянской музыки (анализ средневековых армянских духовных песнопений, творчество Арама Хачатуряна, музыка 1970-х – 1980-х годов) до классиков ХХ века (Стравинского, Шмидта, Ксенакиса, Такемицу). Особая часть книги посвящена Д.Д. Шостаковичу и теме «Вокруг Шостаковича»: в центре внимания исследователя — ранние опусы великого композитора (1920-х годов, когда он еще не был великим), русская и советская музыка «до и после Шостаковича» (в том числе скрупулезное перечисление исполнений музыки советских композиторов за рубежом в 1961-1986). Отдельная глава посвящена Мечиславу Вайнбергу — другу и одному из творческих последователей Шостаковича в советском музыкальном искусстве.

К 85-летию доктора искусствоведения, главного научного сотрудника РИИИ Аркадия Климовицкого издан сборник «Слух композитора. Память культуры», в который вошли статьи разных лет, посвященные различным аспектам музыкальной науки и искусства, которыми выдающийся ученый занимается на протяжении всей творческой жизни. Отдельные разделы посвящены творчеству Бетховена (Beethoven und kein Ende) и сюжетам музыкальной жизни Санкт-Петербурга – Петрограда – Ленинграда: от всегда актуального Стравинского до признания в любви и уважении учителям и коллегам. Приведен список опубликованных трудов А.И. Климовицкого.

Кроме того, издательством за последние 10 лет выпущены: новое издание монографии Инны Барсовой «Симфонии Густава Малера», «Избранные труды по теории музыки» Карла Дальхауса (впервые отдельным изданием на русском языке), «Опыты мелософии» Михаила Мищенко, «Давид Ойстрах. Беседы с Игорем Ойстрахом» Виктора Юзефовича, «Николо Паганини. Стилевые истоки творчества» Татьяны Берфорд.


Книга года

Узелки времени. Эпоха Андрея Волконского. Воспоминания, письма, исследования. – М.: Jaromír Hladík press, 2022
Автор проекта и главный редактор Игорь Блажков
Ответственный редактор Елена Дубинец

Андрей Волконский

Вышедшая в 2022 в издательстве Jaromír Hladík press (главный редактор – поэт и переводчик Игорь Булатовский) книга «Узелки времени. Эпоха Андрея Волконского. Воспоминания, письма, исследования» – объемный, в 864 страницы, сборник трудов Волконского и о Волконском, в котором впервые в столь полном объеме собраны собственные тексты композитора, воспоминания о нем родных, друзей и коллег, теоретические материалы о его творчестве. Здесь и хронология жизни Андрея Волконского (1933, Женева – 2008, Экс-ан-Прованс), и полный аннотированный каталог его произведений, и полная дискография, и не опубликованные ранее страницы переписки, бесед и мемуаров, и некоторая часть уже публиковавшихся текстов, и систематизированные отклики советской и зарубежной прессы на премьеры сочинений и концерты Волконского.

Поддержку этому масштабному проекту, воплощенному в жизнь независимым петербургским издательством, оказала двоюродная сестра Андрея Волконского – немецкая художница и скульптор Вера Рём.

Редакторы-составители – Елена Дубинец (ее авторству, напомним, принадлежит книга «Князь Андрей Волконский. Партитура жизни», 2010), Ирина Микаэлян, Алексей Любимов (пианист, клавесинист, друг Волконского и тонкий интерпретатор его музыкального искусства), Игорь Блажков (дирижер, знаток мирового авангарда, исполнитель музыки Волконского), Владимир Бойков.

Поскольку «Волконский не хранил документы, не любил писать письма и целенаправленно уничтожал ноты и другие материалы», о чем говорится в разделе «От редакции», «восстанавливать канву его деятельности приходилось по разрозненным упоминаниям фактов из его жизни и творчества в различных документах и мемуарах». И это действительно выдающаяся работа редакционного коллектива, касающаяся отбора, уточнения, комментирования всех доступных данных.

Книга года

100 лет Персимфанса / П.Э. Айду, К.В. Дудаков-Кашуро, Г.П. Кротенко, Я.В. Шварцштейн – М.: «Бослен», 2022

Петр Айду
Константин Дудаков-Кашуро
Григорий Кротенко
Ярослав Шварцштейн

К вековому юбилею уникального коллектива: Первого симфонического ансамбля без дирижера — в издательстве «БОСЛЕН» вышла книга «100 лет Персимфанса».

В превосходно изданной книге подробнейшим образом описывается история Персимфанса с 1922 по 2022. Точнее, две истории в одной: первого Персимфанса, существовавшего в 1922–1933, основателем которого стал скрипач оркестра Большого театра Лев Цейтлин, и нового Персимфанса, возрожденного в 2008 молодыми музыкантами: пианистом, мультиинструменталистом, перформером Петром Айду, контрабасистом Григорием Кротенко и их единомышленниками.

Айду и Кротенко, вместе музыковедом Константином Дудаковым-Кашуро и художником Ярославом Шварцштейном, составили коллектив авторов.

«Трудно описать суть всей книги кратко – слишком много вложено в нее идей, исторической информации, воспоминаний, моделирования будущего. Но, наверно, главное – честная попытка описать взаимодействия утопической «идеальной» концепции симфонического ансамбля с реальностью: от абстрактной идеи до ее материализации в различных социальных ландшафтах в течение ста лет. Что происходило в XX веке и что ждет нас в будущем – вопросы, которые рассматриваются здесь через призму симфонической музыки как модели человеческого общества в миниатюре» (Петр Айду).

«13 февраля 2022 года Персимфансу исполнилось 100 лет. Другого времени для выхода нашей книги нет. О чем она?

Значительную ее часть занимает «Ветхий завет» – текст Арнольда Цуккера «5 лет Персимфанса». В холодной и голодной Москве, пережив мировую и гражданскую войны, революцию, лучшие музыканты столицы воплощают свою мечту. Московский оркестр без дирижера становится мировой сенсацией – «единственной по-настоящему коммунистической организацией в системе государственного капитализма Советов». Эту фразу корреспондента «Манчестер гардиан» Цуккер приводит как очевидный курьез, но точнее описать симфонический ансамбль, так сильно опередивший свое время, невозможно.

Наша книга не только о прошлой и настоящей жизни ансамбля. Она о летаргическом сне, в котором Персимфанс видел апокалиптические кошмары ХХ века. Она о следующем столетии. Со времен Гутенберга не было напечатано книги важнее: она рассказывает о втором пришествии в прошедшем времени. Наш квартет — Айду, Дудаков, Шварцштейн и Кротенко — говорит из Миллениума. Персимфанс спасет мир: давайте играть вместе, мы знаем, как это делать» (Григорий Кротенко).

Музыкальная организация года

Центр современной музыки Московской консерватории
Ансамбль солистов Студия новой музыки
Художественный руководитель Владимир Тарнопольский

Фото Олимпия Орлова

Центр современной музыки Московской консерватории, которому в 2023 исполнится 30 лет – первый в России институт, созданный при участии композитора Владимира Тарнопольского для поддержки, продвижения и изучения актуального музыкального искусства. Это одновременно и государственная институция, встроенная в систему академического музыкального образования, и мобильная экспериментальная платформа. С 2001 ЦСМ является членом Международного общества современной музыки (ISCM), поддерживая связь со всеми музыкальными столицами мира.

Центр успешно работает по трем равноценным направлениям: концерты-портреты классиков мирового авангарда, премьеры сочинений молодых российских композиторов (многие партитуры написаны специально для Центра), образовательные проекты: лекции, семинары, конференции, круглые столы, библиотека современных партитур, композиторские конкурсы. Особое внимание ЦСМ уделяет раннему русскому авангарду 1910-20-х годов.

Многолетний профильный коллектив Центра – Ансамбль солистов «Студия новой музыки» (художественный руководитель – Владимир Тарнопольский).

Сезон 2022/23 ансамбль открыл серией монографических концертов, посвященных важнейшим композиторским фигурам 20-21 веков: Янису Ксенакису, Хорациу Радулеску, Сальваторе Шаррино.

Сам по себе жанр монографического концерта в России не расхож, если не касается фигур сверхпопулярных. Да и новая/новейшая музыка по-прежнему проживает свою здешнюю жизнь скорее эпизодически – хотя, безусловно, в сравнении с ситуацией десятилетней давности в нынешних афишах ее встретишь заметно чаще.

Продолжая – и сейчас, при дистанционном художественном руководстве – выстраивать свои программы так, что сложнейшая музыка, требующая немалой слушательской подготовки, не воспринимается стопроцентной экзотикой (оставаясь, впрочем, изыском), «Студия» последовательно и убедительно движется по все более необходимому здесь (рискнем даже сказать – единственно верному) пути: превращения «спорадических чудес» новой музыки в привычную концертную практику.

Музыкальная организация года

Центр электроакустической музыки Московской Консерватории (ЦЭАМ / CEAMMC)
Директор Николай Попов

Научно-творческий Центр электроакустической музыки (ЦЭАМ) образован в Московской консерватории в 2006. Его первым руководителем был композитор Игорь Кефалиди.

С 2021 директор и художественный руководитель центра – композитор Николай Попов.

ЦЭАМ – подразделение Московской консерватории, не имеющее аналогов в России. Центр оснащен современным профессиональным оборудованием и ведет обширную и многообразную деятельность в области электроакустической и мультимедийной композиции.

Важнейшие направления работы Центра – исследования истории и теории электроакустической музыки во всем многообразии форм на основе отечественного и зарубежного опыта, подготовка учебных и методических пособий.

Центр постоянно расширяет свою деятельность. На базе ЦЭАМ проходят образовательные программы: лаборатории современной музыки, семинары, лекции, мастер-классы, творческие встречи.

В 2022 в Рахманиновском зале Московской консерватории прошел Первый мультимедийный фестиваль «Биомеханика», в рамках которого состоялся дебютный концерт CEAM Artists – ансамбля, организованного на базе Центра электроакустической музыки. Основным направлением ансамбля является исполнение электроакустической музыки, звуковые эксперименты, работа с медиа. Солисты CEAM Artists – музыканты с большим опытом исполнения современной музыки, лауреаты международных конкурсов, готовые к самым разнообразным новациям в области музыкального исполнительства.

Ансамбль CEAM Artists принял участие в двух фестивалях, проведенных в 2022 «Музыкальным обозрением»: в сентябре – «Сотворчество» в Саратове (три концерта), в октябре – «Кружева» в Вологде (три концерта).

Жизнь в музыке

Климовицкий Аркадий Иосифович
Доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Российского института истории искусств, профессор кафедры теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова

Аркадий Иосифович Климовицкий — выдающийся музыковед, просветитель, главный научный сотрудник Российского института истории искусств, профессор Санкт-Петербургской консерватории и Санкт-Петербургского университета.

7 сентября 2022 Аркадий Климовицкий отметил 85-летие. Его жизнь в музыке — это широчайший диапазон творческих интересов: от музыкального источниковедения и текстологии до музыкальной поэтики; от музыкальной психологии, творческого процесса композитора до истории и теории европейской культуры; от коммуникативных проблем искусства до феномена творческого назначения и культурной стратегии композитора; от творчества Бетховена и Чайковского до забытых и малоизвестных имен, истории музыкальной культуры Санкт-Петербурга / Петрограда / Ленинграда.

Это интенсивная научная деятельность: более 150 научных работ, в том числе монографии «О творческом процессе Бетховена» (1979), «Игорь Стравинский. Инструментовки: “Песнь о блохе” М. Мусоргского, “Песнь о блохе” Л. Бетховена» (2003, на русском и английском языках), «Петр Ильич Чайковский: Культурные предчувствия. Культурная память. Культурные взаимодействия» (2015). Участие в международных и российских научных конференциях.

Это полувековая преподавательская деятельность в Ленинградской / Санкт-Петербургской консерватории: лекции по теории музыки, спецкурсы, руководство курсовыми, дипломными и аспирантскими работами.

Аркадий Климовицкий — почетный член Научного музыкального общества в Касселе, Российско-немецкого общества П.И. Чайковского в Тюбингене, Вагнеровского общества в Байройте. Заслуженный деятель искусств РФ (2008).

“События и персоны” подготовили Андрей Устинов, Павел Райгородский, Антон Дубин, Екатерина Романова, Кей Бабурина, Екатерина Беляева

Дизайн Андрей Устинов.

Верстка Александр Воробьев,

html-верстка (WordPress) Дмитрий Лилеев