«Река Кёрлью» Бенджамина Бриттена: заключительная премьера сезона Пермской оперы (12—13 июля 2022)

«Река Кёрлью» Бенджамина Бриттена: заключительная премьера сезона Пермской оперы (12—13 июля 2022)

Заключительной премьерой 150-го сезона Пермской оперы станет «Река Кёрлью» (1964) – опера-притча Бенджамина Бриттена в постановке Федора Федотова – выпускника Санкт-Петербургской консерватории (кафедра режиссуры музыкального театра, мастерская Юрия Лаптева), с 2020 – режиссера Пермского театра оперы и балета. Сцена и зал в его спектакле поменяются местами: зрительский амфитеатр расположится на подмостках, а действие будет разворачиваться в зоне оркестровой ямы, в партере и на ярусах, сообщается на сайте театра. Премьерные показы – 12 и 13 июля 2022.

«Бенджамин Бриттен вошел в историю как один из самых удивительных новаторов оперного жанра музыка “Реки Кёрлью” воспринимается свежей и актуальной по сей день. А вот сценический язык, к которому апеллирует партитура, кажется сегодня очень архаичным. Перед нами стоит задача, оставаясь в рамках оригинального замысла композитора, попытаться подобрать для “Реки Кёрлью” некий новый эстетический код. Наш спектакль про порталы в прошлое. Мне хочется, чтобы у зрителя появилось ощущение, что мы все смотрим на небо и понимаем, что видим не звезды, а свет, который доходит до нас через 1000 лет», – говорит режиссер-постановщик Федор Федотов.

Партии готовят:

  • Сумасшедшая – Сергей Власов, Сергей Кузьмин
  • Паромщик – Эдуард Морозов, Евгений Икатов
  • Путник – Алексей Герасимов, Максим Бояршинов
  • Аббат – Александр Егоров, Тимофей Павленко
  • Дух – Василий Васильев, Марк Заньков, Владимир Лимпинский (учащиеся Пермской хоровой капеллы мальчиков)

Художники спектакля – Екатерина Барышникова и Артем Икона.

«С 50-х годов поиски в области оперного спектакля показывают, что Бриттена стремится к новой, максимально гибкой камерной опере. И композитор находит такой тип. Он воплощается в притче – одноактной опере, разыгрываемой монахами в церкви, на открытой площадке. Притча – по сравнению с камерной оперой – жанр еще меньшего масштаба и еще большей концентрированности выражения. <…> Притча – новый тип музыкально-сценического произведения – составляет отдельную, существенно важную главу творческой биографии Бриттена.

<…>

“Река Кёрлью” op. 71 написана в 1964 году. После долгих поисков мифа или сказки Бриттен воспоминаниями вернулся к поездке в Японию в феврале 1956 года, когда он дважды видел одну и ту же пьесу Но – “Река Сумида” (“Sumidagava”), созданную в XV веке Юро Матомаса. <…> В пьесе “Река Сумида” повествуется о том, как пришедший к переправе Путешественник предупреждает Перевозчика о приближении Сумасшедшей женщины. Слышен ее голос, и вскоре появляется она сама. Она просит перевезти ее на тот берег, но лодка полна паломников. Наконец Перевозчик соглашается. По дороге он рассказывает, что ровно год назад, в этот самый день, он вез этим путем обессиленного мальчика, которого похитили из дому разбойники. Измученный ребенок умер, и люди стали считать его святым. Теперь они приходят к его могиле, чтобы молиться, излечить раны, обрести душевный покой. Женщина узнает по рассказу в мальчике своего сына, которого ищет. Она подходит к могиле ребенка и слышит голос сына, который исцеляет ее от безумия.

В японской пьесе Бриттен обнаружил точки соприкосновения с английской средневековой религиозной драмой. <…> Либреттистом Бриттен избрал Уильяма Пломера, который был в Японии и хорошо знаком с японским искусством. Англизация пьесы заключалась, естественно, в смене места действия (из японской провинции оно переведено в болотистые районы Фенленда, где – вместо ворона в “Реке Сумида” – водятся редкие птицы кёрлью-кроншнепы) и в “модуляции” из буддизма в христианство. И сценически, и постановочно, и музыкально опера вибрирует между представлениями о восточной и европейской традиции.

<…>

Инструментальный состав притчи уменьшен, в сравнении с прежним небольшим оркестром Английской оперной труппы, но ударная группа расширена (ей отведена важная роль, как и в ритуальной музыке Но). Певцы образуют камерный ансамбль – такой же, как инструментальный ансамбль, и партитура оперы содержит ряд камерных вокально-инструментальных сочетаний: например, дуэтное сочетание голоса Безумной и флейты (флейта – важный, облигатный солирующий инструмент – обязательный атрибут древней ритуальной Но-музыки), трио ее голоса с флейтой и арфой, квинтет валторны, альта, контрабаса и барабанчиков с голосом Перевозчика, а орган, непременно сопровождающий хоровые эпизоды, – церковная традиция. Дирижера нет. Принцип концертирования здесь создан не только ансамблевыми комбинациями, – в исполнении оперы-притчи Бриттен значительную роль отводит импровизационности». (Из книги Людмилы Ковнацкой «Бенджамин Бриттен»; М: Советский композитор, 1974)

Впервые “Река Кёрлью” прозвучала силами English Opera Group 13 июня 1964 на Альдебургском фестивале (основанном в 1948 Бенджамином Бритенном и его спутником, тенором Питером Пирсом), в Оксфордской церкви Саффолка. Партию Безумной исполнил Питер Пирс, дирижировал Бриттен.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм