Опера Эриха Корнгольда «Мертвый город» в Московском театре «Новая опера» — спектакль года-опера в рейтинге «МО» 2022

Опера Эриха Корнгольда «Мертвый город» в Московском театре «Новая опера» — спектакль года-опера в рейтинге «МО» 2022
"Мертвый город" Фото Ирина Полярная / «Новая Опера»
Валентин Урюпин
Василий Бархатов

С 1995 «Музыкальное обозрение» подводит итоги года и объявляет лауреатов Премии «Музыкальное обозрение», старейшей премии России в области академической музыки — рейтинг «События и Персоны».

Спектакль года – опера

Эрих Корнгольд. «Мертвый город»
Московский театр «Новая опера» имени Е.В. Колобова
Премьера 14, 17, 20, 22, 24 апреля 2022

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Валентин Урюпин
Режиссер-постановщик Василий Бархатов
Художник-постановщик Зиновий Марголин
Художник по костюмам Ольга Шаишмелашвили
Художник по свету Александр Сиваев
Хормейстер Юлия Сенюкова

«Мертвый город» Эриха Корнгольда исполнил роль главной (и единственной) оперной премьеры театра Новая опера в сезоне 2021/22. Произведение выбрано редкое: хотя после премьеры в 1920 году эта опера получила свою долю международной популярности, ее быстро забыли; да и в принципе творчество Корнгольда в России известно смутно.

Василий Бархатов: «В личной трагедии мы всегда хотим, чтобы окружающий мир скорбел вместе с нами. Когда ты ощутил потерю, часы и трамваи непременно должны перестать ходить… но они, как назло, продолжают, тем самым оскорбляя своей непочтительностью нашу внутреннюю боль. Мир не желает замирать в угоду нашему несчастью, и тогда мы перестаем отражать его адекватно – накладываем свои меланхоличные фильтры на всё окружающее. Любой город хочется видеть исключительно скорбящим и “мертвым” в такие моменты. “Мертвый Брюгге” или любой другой город – в подобной ситуации не имеет значения. Ведь это “мертвое” не в архитектуре, а в глазах смотрящего. Опера “Мертвый город” всегда была и остается для меня историей мучительного освобождения от ушедшего человека, избавления от самой крепкой зависимости из известных мне».

Спектакль Василия Бархатова в Новой Опере предельно кинематографичен. Будто рассчитан на видеосъемку с крупными планами: многочисленные детали – волосы на расческе, свадебное фото на тумбочке, крошечная кофейная чашечка со следами красной помады – просматриваются лишь с первых рядов партера. Нельзя не признать, что в спектакле великолепно выстроены отношения между героями, а все мизансцены выглядят легко и естественно. Видно, что с певцами была проведена тщательная работа: каждый четко представляет свое сценическое существование в любой момент времени.

Визуальная часть спектакля (созданная постоянными соавторами Бархатова – художником-постановщиком Зиновием Марголиным и художником по костюмам Ольгой Шаишмелашвили) масштабна и эффектна: движущаяся двухуровневая декорация, стильная цветовая гамма, макабрический карнавал белых масок с рогами и черепами, огромные видеопроекции на окнах.

Чтобы приблизить певцов к публике и усилить кинематографический эффект, сценический павильон был размещен над оркестровой ямой. Оркестр, соответственно, пришлось убрать в глубину сцены, скрыв за декорацией. Для поддержания звукового баланса над оркестром разместили отражающие панели. Сотрудники театра и приглашенные эксперты искали акустическое решение спектакля в течение года.

Для того, чтобы выстроить «Мертвый город» во всей красе, театр пришлось закрыть почти на месяц. Апрельскую афишу заполняли исключительно события образовательной программы: экскурсии по театру, занятия любительского хора и тому подобное.

На главную роль был приглашен швейцарский тенор Рольф Ромей, которому пришлось добираться из Цюриха в Москву 30 часов и петь во всех спектаклях первого премьерного блока (во втором блоке в декабре 2022 Ромей выступил в двух спектаклях, в третьем партию исполнил Михаил Губский).

Несмотря на многочисленные организационные и технические проблемы, которые пришлось решать постановочной команде амбициозный проект интенданта Антона Гетьмана – в скромных условиях театра Новая Опера создать спектакль европейского уровня – удался.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм