150 лет со дня рождения архитектора Алексея Щусева

150 лет со дня рождения архитектора Алексея Щусева

8 октября 2023 исполняется 150 лет со дня рождения Алексея Щусева (1873-1949) – единственного архитектора, в равной степени проявившего себя в трех эпохах русской и советской архитектуры: в предреволюционном неорусском стиле, в конструктивизме 1920-х и в сталинской архитектуре 1930-1940-х. К юбилейной дате проходят выставки в Музее архитектуры и Всероссийском музее декоративного искусства.

В 1900-е Щусев состоялся как строитель церквей неорусского стиля. Его национально-романтический вариант опирался на псковско-новгородские и московcкие источники, сложные пространственные композиции, плавно перетекающие формы, отрицание симметрии и монументальности. До революции 1917 Щусев работал в стилистике русской неоклассики и в стилистике нарышкинского, петровского и елизаветинского барокко. После революции Щусев возглавил разработку плана развития Москвы. Во второй половине 1920-х Щусев построил ряд конструктивистских зданий в Москве и на Кавказе. С 1932 он работал в стилистике сталинского монументализма; здание института Маркса, Энгельса и Ленина в Тбилиси и перепроектированная Щусевым гостиница «Москва» стали образцами советской архитектуры.

Музей архитектуры представил проект «Алексей Щусев. 150» (с 4 октября 2023 по 21 января 2024) – первую за последние 50 лет монографическую выставку, посвященную творчеству Щусева. В экспозицию включено 600 экспонатов: проектные графические листы дополнены ученическими и художественными работами мастера, архивными фотографиями, письмами, документами и личными вещами Алексея Щусева, моделями и макетами (200 архитектурных проектов).

Экспозиция в Анфиладе посвящена проектам гражданской архитектуры и истории становления Щусева-архитектора: от его ученических работ в Академии художеств к главным творениям – Казанскому вокзалу в Москве, Мавзолею В. И. Ленина, Государственному театру оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте. Отдельный зал посвящен железнодорожным проектам Алексея Щусева: Казанскому вокзалу, над которым он работал 38 лет, и ранее неизвестным публике сооружениям железнодорожных линий Арзамас – Шихраны, Нижний Новгород – Котельнич и Казань – Екатеринбург. В разделе «Новая Москва» – произведения, созданные в первые советские годы и планы реконструкции столицы. Завершает экспозицию в Анфиладе рассказ о последнем детище Алексея Щусева – Музее русской архитектуры, созданном по его инициативе в 1945. Вторая часть выставочного проекта, представленная в Аптекарском приказе Музея архитектуры, раскрывает тему храмового зодчества Алексея Щусева: от первого проекта научной реставрации храма святого Василия в Овруче до заказов, выполненных зодчим для императорской семьи.

Всероссийский музей декоративного искусства проводит выставку-инсталляцию «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ» (с 12 сентября 2023 по 14 января 2024). В основу проекта легла поступившая в 2020 в собрание музея коллекция архитектурной графики Щусева. В экспозиции впервые показаны шаблоны, эскизы и зарисовки, большая часть которых относится к Марфо-Мариинской обители, созданной в «русском стиле».

Архитектор Юрий Аввакумов – куратор выставки – начинает проект ранними «замыслами» Щусева. Кроме Мафро-Мариинской обители зрители встретят созданный Щусевым Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле, Спасскую церковь в Натальевке, Церковь Николая Чудотворца в итальянском Бари и Церковь в имении помещика Богдана в молдавских Кугурештах. Помимо шаблонов и рисунков самого А.В. Щусева на выставке представлены специально подготовленные «макеты наизнанку» – пространственные модели выставляемых в наших залах храмов с фрагментами росписи. Заканчивается выставка арт-моделью Мавзолея Ленина.

«Иногда мне представляется, – отмечает куратор Юрий Аввакумов, – что за “фасадом” великого архитектора Щусева скрывается не один, а, по крайней мере, три разных человека: первый – до 1918 года, виртуозный мастер неорусского стиля, второй – до 1932 года, практичный конструктивист, третий – до конца жизни, придворный неоклассицист <…> До 1918 года – у него сказка, с 1918 по 1932 – утопия, с 1932 года – миф. Выбирая из трех его ипостасей, я предпочел первого как архитектора искреннего и непосредственного, движимого мотивами древнерусского зодчества

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.