Вышел № 5-6 (448, 449) 2019 газеты «Музыкальное обозрение». Тема номера — Музыкальный театр

Вышел № 5-6 (448, 449) 2019 газеты «Музыкальное обозрение». Тема номера — Музыкальный театр
Фото Андрей Устинов

В номере:

Вперед в прошлое, назад в будущее
Большой театр России: итоги 243-го сезона и планы на предстоящий 244-й
Международный фестиваль современного танца DanceInversion:
9 спектаклей на 5 сценах Москвы
«Не спать!»
Итоги Дягилевского фестиавля-2019 в Перми: лебединая песня или новый виток?
Мы увидим небо в алмазах
Российская премьера в театре Урал Опера Балет: «Три сестры» Петера Этвёша
От Президента и Правительства
Присуждены и вручены премии в области культуры. Среди лауреатов — Родион Щедрин, Николай Луганский, Валентин Урюпин
Великий пересмешник
200 лет со дня рождения «отца оперетты» Жака Оффенбаха
В маске прорезь ярких глаз
Юбилейная 25-я церемония вручения премии «Золотая Маска».
Книги
Герои новых музыкальных изданий — Мариус Петипа и хор Большого театра
Конкурсы
Мария Мотолыгина — I премия Х Международного конкурса вокалистов имени Монюшко в Варшаве
Как всегда, победил Steinway!
Лучшие пианисты — лауреаты XVI конкурса имени П.И. Чайковского играли на лучших роялях в мире
Специальный номер «МО»
Александр Титель — художественный руководитель оперы МАМТа. «Сто лет в обет»
«Музыкальное обозрение» — 30 лет
Юбилейный концерт 20 декабря 2019, «Зарядье»

Страсти по Большому театру: итоги сезона 2018/2019

Большой театр был и остается главным. Он в центре страны и в центре внимания. Без больших сомнений можно представить, сколько Желающих им «порулить» — великое множество. Диктовать, советовать и управлять рвутся олигархи, политики, властные структуры, близкие и не очень близкие к президенту…

Но несмотря на это, а также и на определенное число недоброжелателей, тех, кому хочется «нарастить» вокруг Большого театра некий негатив, главный музыкальный театр страны уверенно идет вперед, в первую очередь благодаря руководству Владимира Урина — выдающегося директора, уникального человека в музыкальном и театральном сообществе. Урин проявляет себя как виртуозный дипломат и стратег, умеющий строить долгосрочные планы и отстаивать свою позицию. Такова была ситуация с балетом «Нуреев», который спустя два года после известных событий получил заслуженную «Золотая Маска» как лучший балетный спектакль сезона 2017/2018.

В статье представлены события уходящего сезона, прежде всего — премьеры. Из них эксперты «МО» выделяют три: оперы «Путешествие в Реймс» Россини (дирижер Т. Сохиев, режиссер П. Микьелетто), «Русалка» Дворжака (постановщики — дирижер А. Рубикис и режиссер Т. Кулябин, авторы спектакля «Тангейзер» в Новосибирском оперном театре) и балет «Зимняя сказка» (хореограф К. Уилдон, композитор Дж Тэлбот).

Сцена из спектакля "Путешествие в Реймс". Фото Дамир Юсупов

Важнейшим организационным событием сезона стало присоединение к Большому театру Камерного театра им. Покровского в качестве Камерной сцены. После скандалов, сотрясавших театр в последние два сезона, и в атмосфере ожидания новых скандалов (по словам В. Урина, некоторые журналисты нагнетали обстановку) объединение Камерного театра с Большим прошло спокойно. Все его артисты в одночасье стали артистами Большого театра, а композиторы, мечтавшие, чтобы их сочинения шли на главной сцене страны, получили желаемое.

В качестве основного события сезона на Камерной сцене газета выделяет премьеру двух опер итальянского композитора ХХ века Дж. Менотти: «Телефон» и «Медиум».

Вперед в прошлое, назад в будущее: планы на сезон 2019/2020

Подробно представлен и предстоящий сезон. Ожидаются семь оперных и пять балетных премьер. Громкими событиями должны стать возвращение в ГАБТ Д. Чернякова с «Садко» Римского-Корсакова (Основная сцена); еще одна опера Римского-Корсакова — «Сказка о царе Салтане», два старинных оперных шедевра — «Дидона и Эней» Перселла (Новая сцена, дирижер К. Мулдс, режиссер В. Уге) и «Санкт-Петербургский гостиный двор» В. Пашкевича – М. Матинского), балет Э. Клюга «Мастер и Маргарита» на музыку Шостаковича и Шнитке.

Как и всегда в последние годы, Большой театр станет основной площадкой Фестиваля современного танца DanceInversion, который в 2019 отмечает 20-летие.

Гастроли оперной и балетной трупп, оркестра Молодежной оперной программы пройдут в Омане, Франции, на Тайване, в Челябинске, Новосибирске, Доброграде Волгоградской обл.

Отметит 10-летие Молодежная оперная программа (худ. рук. Д. Вдовин). В преддверии юбилея нынешние и бывшие артисты МОП завоевывают гроздья премий на престижных вокальных конкурсах в России и мире.

Состоятся выставки, посвященные юбилеям и памятным датам театра. Обширна концертная программа (симфонические концерты в «Зарядье» и Зале им. Чайковского, камерные в Бетховенском зале). Немало событий посвящено 100-летию со дня рождения Мечислава Вайнберга, чье творчество было тесно связано с Большим театром: пресс-конференция к открытию «Года Вайнберга» в России, показы оперы «Идиот», два камерных концерта, фотовыставка «Два “Идиота»”, посвященная постановкам оперы в театре им. Покровского (1991) и на Новой сцене ГАБТа (2017).

DanceInversion

Международному фестивалю современного танца DanceInversion исполняется 20 лет.

Как отмечает продюсер и художественный руководитель фестиваля Ирина Черномурова, «За эти годы в Москве были представлены: 5 континентов и острова Новой Зеландии, Ирландия и Куба, 30 стран, 78 компаний и почти 90 хореографов…

В последние годы для нас очень важно показывать влияние национальных культур на развитие танца и обогащение его лексики… Нашей основной миссией всегда оставалось открытие для отечественной публики новых имен и новых направлений танцевального искусства. Этому Фестиваль остается верен и в юбилейной программе, включающей имена мастеров и уже ярко заявивших о себе дебютантов.»

В программе фестиваля-2019 — 9 спектаклей от балетных компаний Китая, Франции, Испании, Великобритании, Нидерландов, Норвегии, США, Ливана на 5 сценах Москвы.

«Не спать!»

Итоги Дягилевского фестиавля-2019 в Перми: лебединая песня или новый виток?

Фото Марина Дмитриева

Обозреватель Екатерина Бабурина подробно анализирует программу и ход форума:

«Ажиотаж, аншлаги, успех: Дягилевский фестиваль в очередной раз прошелся по пермской земле уверенным шагом священного чудовища. Самое ожидаемое музыкальное событие года не испортили ни отсутствие громких театральных премьер, ни тревожные слухи о расставании с художественным руководителем.

Слухи не подтвердились: 21 июня пресс-служба musicAeterna официально объявила, что Курентзис продолжит возглавлять Дягилевский фестиваль, — и что он покидает пост художественного руководителя Пермского академического театра оперы и балета, который занимал с 2011. Курентзис планирует сосредоточиться на проектах musicAeterna, активно гастролировать и к 2021 создать филиал Дягилевского фестиваля в Париже на площадке театра Шатле. В Перми основной базой фестиваля станет ДК имени Солдатова. <…>

По большому счету, Дягилевский уже и не нуждается в Пермском оперном (а вот обратное утверждение справедливо). Нынешний год показал, что фестиваль креативно подчинил себе городское пространство в небывалых доселе масштабах и запустил целый ряд процессов, трансформирующих взаимодействие со зрителями. В предыдущие годы «Музыкальное обозрение» писало о царящем на фестивале элитизме. На этот раз Дягилевский развернулся лицом к публике».

Как пишет обозреватель «МО», «…с театром или без, Дягилевский фестиваль перерастает любые рамки, в том числе и рамки личности Теодора Курентзиса. Добавляя в свою инфраструктуру даже такие мелкие кирпичики, как прокат электросамокатов или шоу-румы местных дизайнеров, он прорастает в городскую среду корнями, которые смогут питать не только мощный греческий кипарис, но и при необходимости — заросли местных кустарников, более тонких, но и более гибких.

Ибо, как поется в «Реквиеме» Брамса, «не все мы умрем, но все изменимся.»

Мы увидим небо в алмазах

В театре Урал Опера Балет (бывший Екатеринбургский театр оперы и балета) состоялась российская премьера оперы Петера Этвёша «Три сестры» по пьесе А.П. Чехова (мировая премьера состоялась в 1998 г. в Лионской опере). Это прощальная работа Оливера фон Дохнаньи в качестве главного дирижера театра: должность, которую он занимал в течение трех лет (2016–2019). Подробный анализ спектакля — в материале Екатерины Бабуриной.

С нового сезона театр возглавит новый маэстро — 37-летний москвич Константин Чудновский. Его инаугурационным спектаклем станет «Риголетто» (премьера 8 сентября, режиссер А. Франдетти). В планах театра — премьеры оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова (режиссер А. Степанюк) и балета «Конек-горбунок» Пуни (режиссер и хореограф В. Самодуров, дирижер П. Клиничев), гастроли в Таиланде и Израиле, второй балетный фестиваль Ural Ballet Fashion Gala.

Великий пересмешник

Исполнилось 200 лет со дня рождения Жака Оффенбаха.

Карикатура из журнала Le Hanneton, Франция, 1867

Как отмечает автор статьи об «отце оперетты» Екатерина Романова, «Если бы не цепь случайностей, мы знали бы Оффенбаха под именем «Якоб Эбершт». Его отец, Исаак Иуда Эбершт, синагогальный кантор, в поисках работы перебрался из городка Оффенбах-на-Майне в Кельн, где местные называли его «оффенбахцем» («Der Offenbacher»). Его десять детей, включая Якоба, уже были Оффенбахами. Поступив в консерваторию и переселившись в Париж, Якоб Оффенбах стал Жаком…

Его музыка всегда таит в себе некий подвох, существуя на грани между высоким и низким, французским кафешантаном и моцартовским изяществом. А Канкан из оперетты «Орфей в аду» и Баркарола из единственной оперы «Сказки Гофмана» входят в число самых популярных мелодий, звучащих по всему миру».

Автор подробно рассказывает об истории постановок произведений Оффенбаха в СССР и России.

2019 год объявлен в его родном городе Кельне «Годом Оффенбаха». Среди многочисленных юбилейных постановок — премьеры в московском Большом театре (балет М. Бежара «Парижская жизнь» и на Камерной сцене — «Перикола») и на Зальцбургском фестивале («Орфей в аду» в постановке Б. Коски).

От Президента и Правительства

Газета посвящает материал присуждению и вручению премий в области культуры. Среди лауреатов — коллектив РАМ им. Гнесиных во главе с ректором Г. Маяровской — за создание Хоровой лаборатории современной музыки (Премия Правительства РФ), кларнетист и дирижер Валентин Урюпин (премия Президента РФ для молодых деятелей культуры), композитор Родион Щедрин и пианист Николай Луганский (Государственная премия РФ).

Родион Щедрин, Владимир Путин. Вручение государственных премий Российской Федерации

В маске прорезь ярких глаз

В Большом театре прошла юбилейная 25-я церемония вручения Национальной театральной премии. Она стала одним из главных событий Года театра в России.

«За два с половиной десятилетия были попытки размыть «Золотую Маску», растворить в суете театральной жизни и на безграничном российском театральном пространстве. «Маска» выдержала все испытания. Выстояла и окрепла. Усилиями ее руководителей, и прежде всего — руководства СТД и генерального директора Премии и Фестиваля Марии Ревякиной — построен уникальный Институт театрального искусства», — пишет «МО».

Как всегда, есть вопросы к Экспертному совету. Ведь жюри выбирает исключительно из тех вариантов, которые им предлагает Совет. А определенный субъективизм членов Совета и предложение, основанное на мнении 2-3 человек, не всегда отражает картину состояния современного российского театра и то объективно лучшее, что в нем есть.

Существуют вопросы и по номинациям. Например, по мнению экспертов «МО», необходимо разведение на разные номинации работ танцовщиков и балетмейстеров в классическом балете и современном танце. Столь же актуально разведение больших и камерных оперных спектаклей (подобно аналогичным номинациям в категории «Драматический театр»).

Явный кризис переживает номинация «Работа композитора в музыкальном театре». Происходит фактически ее девальвация. Как отмечает «МО», при такой ситуации может наступить момент, когда премию в этой номинации будут присуждать авторам обработок, аранжировок, ремейков…

Книги

«МО» представляет новые издания, выпущенные к 200-летию великого хореографа Мариуса Петипа: «Мариус Петипа. Мемуары и документы» и «Два века Петипа», выпущенные Музеем имени А.А. Бахрушина, и «Балеты М.И. Петипа в Москве».

Матильда Кшесинская и Николай Солянников_в балете Мариуса Петипа Пробуждение Флоры. Архивное фото

Автор рецензий Екатерина Беляева подробно представляет все три книги. Первые две

связаны с публикацией и новым осмыслением материалов из фонда Петипа, который хранится в Театральном музее им. Бахрушина, и являются предтечей находящегося в печати

большого комментированного издания «Балетмейстер Мариус Петипа: из Франции в Россию». Собрание документов. Т.1 (1818–1869).

«Балеты М.И. Петипа в Москве» — сборник статей и материалов, подготовленный сотрудниками Московской государственной академии хореографии: хроника появлений Петипа в Москве и анализ его работ на сцене Большого театра. Составители книги — ректор МГАХ Марина Леонова и доцент кафедры хореографии и балетоведения МГАХ, главный балетмейстер Самарского театра оперы и балета Юрий Бурлака.

Как отмечает Е. Беляева, «идея издания очевидна: собрать под одной обложкой как можно больше материалов, посвященных деятельности великого хореографа в Москве».

«Большой театр России в биографиях артистов хора. Энциклопедический словарь» (автор — Ирина Парфенова, артистка хора ГАБТа и исследователь истории театра). Эта книга — продолжение дилогии автора об истории творческих коллективов Большого театра (первая книга — об оркестре — вышла в 2018 году и представлена в № 1 за 2019 год).

Цитаты из книги:

«Сохранились имена четырех хористов, имевших по 46 лет сценического стажа — дольше них по сей день не пел в хоре никто. В 1851 службу в театре оставили П. Пономарев, М. Смирягин и А. Соколова (все трое работали с 1805). Такой же стаж был у Н. Щербаковой (работала в 1813–1859 гг.)»

«По итогам выступлений в 1908 в Париже хор императорского Большого театра получил от правительства Франции почетную награду за заслуги в области образования и культуры — знак «Золотые Академические пальмы».»

«Конкурс среди желающих поступить в хор Большого театра был очень высоким: в 1905 на пробу голосов пришли 58 человек (в итоге в хор взяли двоих), в 1906 — 82 человека (взяли шестерых), в 1907 — 104 человека, в 1908 г. — 82 человека. Осенью 1909 года, после успеха хора в Русских сезонах С.П. Дягилева за границей, на пробу голоса пришли 247 человек: это был самый высокий конкурс в хор за всю историю Большого театра. Прослушивания проходили в три тура (3-й тур — на сцене), были приняты 7 человек.»

Конкурсы

Артистка Молодежной оперной программы Большого театра России Мария Мотолыгина — триумфатор Х Международного конкурса вокалистов имени Станислава Монюшко в Варшаве. Конкурс примечателен тем, что проходил в год 200-летия со дня рождения композитора (об этом подробно писало «МО» в предыдущем номере) и стал одним из главных событий «Года Монюшко».

Мария Мотолыгина на конкурсе им. Монюшко

О конкурсе и о его победительнице рассказывают обозреватель «МО» Павел Райгородский и худрук Молодежной оперной программы, профессор АХИ им. Попова Дмитрий Вдовин.

Газета публикует итоги и условия конкурсов, проводимых Ассоциацией музыкальных конкурсов России в 2019–2020 гг.

Книга памяти

«МО» совместно с обществом «Мемориал» продолжает публиковать списки музыкантов, репрессированных в годы Советской власти. В этом номере — тринадцатая публикация.

In Memoriam

Газета публикует материалы памяти ушедших из жизни музыкантов: композитора и пианистки, профессора Санкт-Петербургской консерватории Татьяны Ворониной; скрипачей профессора Санкт-Петербургской консерватории Антонины Казариной и профессора Новосибирской консерватории Виктора Минасяна; пианиста, преподавателя Училища им. Гнесиных Андрея Хитрука; исполнителя на альте и виоле да гамба, профессора Новосибирской консерватории Юрия Мазченко; руководителя ансамбля старинной музыки Da camera e da chiesa Виктора Фелицианта; известного омского музыканта Виктора Иоста.

Специальный номер «МО»

Александр Титель — художественный руководитель оперы МАМТа им. Станиславского и Немировича-Данченко. «Сто лет в обет». Интервью мастера по итогам юбилейного сезона театра и накануне юбилея самого Мастера.

Александр Титель. Фото Анна Артемьева / «Новая»

Вот некоторые высказывания из эксклюзивного интервью, которое А. Титель дал главному редактора «МО» Андрею Устинову.

«Почти ежедневно мы решаем «быть или не быть». И то, что театр выбирает, и то, как поступают герои «Онегина», «Хованщины», «Медеи», «Енуфы», «Снегурочки», что они выбирают и почему, как они это делают — все это и определяет диалог театра с публикой, тональность этого диалога, его бескомпромиссность, со-чувственность, уровень понимания и доверия.»

«Опера — сложная, тонкая материя, она по-своему откликается на события, ищет какие-то рифмы, аналогии. Но, конечно, наша общественная жизнь, наша общественная мораль, место нашей страны в мире, нас в этой стране — все равно это те предметы, которые нас занимают и заботят и по поводу которых мы каждый вечер должны вести разговор.»

«В России люди стали избегать сильных драматических сюжетов, требующих сопереживания. Но на самом деле они хотят этого, они хотят тайны, потрясения, они хотят, чтобы их перевернули, потому что они, оказывается, стояли на голове. И чтобы они о чем-то поплакали, и небосвод стал выше, а люди — ближе, и любимее, и милосерднее.»

Сцена из спектакля "Снегурочка". Фото Дамир Юсупов

О постановке оперы «Снегурочка» в Большом театре — одной из лучших работ А. Тителя последних лет — эссе А. Устинова:

«О чем поставили и сыграли оперу «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова и Александра Островского Александр Титель, Туган Сохиев, Владимир Арефьев и Большой театр России?

О нас. О нашей жизни.

Спектакли Тителя, как правило, о нас и о нашей жизни. О том, какие мы в ней, что мы с ней делаем и что она делает с нами.

Титель — режиссер, который ставит вопросы и ищет пути их решения, ответы, разгадки в мире русской оперы. Об этом его постановки последних лет: «Война и мир», «Борис Годунов», «Пиковая дама», «Хованщина», «Чародейка», «Любовь к трем апельсинам», «Влюбленный дьявол».

Но Титель всегда — нравится это или нет — ставит спектакли в диалоге с сегодняшним днем. Днем трудным, в котором есть и трудные проблемы, и трудные решения…»

«Музыкальное обозрение — 30»

На страницах газеты подробно представлен юбилейный проект «МО»: концерт к 30-летию газеты в Большом зале МКЗ «Зарядье 20 декабря 2019 года.

В программе — симфоническая поэма Р. Штрауса «Так говорил Заратустра», пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского в оркестровой версии С. Рыцарева-Абира (мировая премьера), коллективное сочинение «MO/Opus 30/2019» (авторы С. Невский, А. Сюмак, Д. Курляндский, А. Хубеев, Н. Попов; мировая премьера), кантата С. Прокофьева «Здравица», пьеса Ч. Айвза «Вопрос, оставшийся без ответа».

Исполнители — Госкапелла России под управлением В. Полянского, солисты — участники абонементных концертов «МО» в Московской филармонии: О. Сидягина (арфа), И. Бушуев (флейта), С. Полтавский (альт), Г. Кротенко (контрабас), И. Пуриц (баян).

Кликните, чтобы увеличить

Как всегда, победил Steinway!

Подавляющее большинство пианистов — лауреатов XVI конкурса имени П.И. Чайковского — играли на лучших роялях в мире.

Участникам конкурса, как всегда, была предоставлена возможность выбрать рояль для выступлений. На этот раз из инструментов 5 фирм: Steinway & Sons, Yamaha (Япония), Kawai (Япония), Fazioli (Италия), Yangtze River (Китай).

Из 7 пианистов, вышедших в финал, пятеро играли на Steinway & Sons: Александр Канторов (Франция, I премия и Гран-При); Мао Фудзита (Япония, II премия); Дмитрий Шишкин (Россия, II премия); Александр Мельников (Россия, III премия); Кеннет Броберг (США, III премия).

Как всегда, победил “Steinway”!

Александр КАНТОРОВ

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: sw7800596@yandex.ru
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике