Ушел из жизни виолончелист Аннер Билсма

Ушел из жизни виолончелист Аннер Билсма
Фото https://www.thestrad.com/news/obituary-period-cello-pioneer-anner-bylsma-1934-2019/9283.article
Голландский виолончелист Аннер Билсма, один из пионеров аутентичного исполнительства, скончался утром 25 июля в Амстердаме. Ему было 85 лет.

В карьере Аннера Билсмы особое место заняли записи виолончельных сюит Баха, сделанные в 1979 и 1992 гг. Запись 1979 г. была исторически первой записью, сыгранной на аутентичных струнах, и оказала огромное влияние на целое поколение виолончелистов, и на движение аутентичного исполнительства в целом. Аннер Билсма вместе с Густавом Леонхардтом, Франсом Брюггеном и другими в то время молодыми музыкантами составили то, что впоследствии стали называть Школой голландского барокко: именно с нее в 50-х годах XX века берет начало аутентичное исполнительское искусство.

Вторая запись была сделана на последней “большой” виолончели Страдивари Servais (и одной из трех, дошедшей до наших дней без позднейших внутренних переделок) и пятиструнной виолончели пикколо (Шестая сюита).

Билсма верил в сущностную точность рукописей виолончельных сюит, сделанной Анной Магдаленой Бах, хотя и допускал, что она может содержать ошибки. «Триста лет мнений различных людей – менее значительных, чем сам Бах – сделали практически невозможными попытки прочитать то, что было очень ясно написано пером, копии чего мы все имеем”, – писал он по поводу исполнения сюит.

Эта страсть, наряду с глубоким изучением партитуры и источников, стала контрапунктом его жизни и творчества. Он полагал, что слишком многие музыканты понимают эту музыку линейно. Благодаря использованию аутентичных струн, он нашел тонкие приемы артикуляции, и тем самым решил проблемы игры полифонической музыки на монофоническом инструменте.

Аннер Билсма, урожденный Анне Биилсма (Anne Bijlsma), родился в 1934, получил первые уроки музыки у своего отца. Закончил Королевскую консерваторию в Гааге, получив в 1957 году приз за выдающиеся успехи в учебе. В 1959 году получил первую премию на конкурсе Пабло Казальса в Мехико.

«Мой отец был моим первым учителем, и самым лучшим, – сказал он в короткометражном фильме, снятом его дочерью Карин Биилсма в честь его 80-летия в 2014 году. – Я многое от него узнал о сути музыки. Суть музыки не в том, чтобы правильно сыграть все ноты. Суть в том, чтобы понять, о чем эта музыка».

Билсма стал концертмейстером группы виолончелей оркестра Национальной оперы Нидерландов; в течение шести лет (с 1962 по 1968) занимал аналогичный пост в Оркестре Консертгебау. Затем он оставил работу в оркестре, и сосредоточился на сольном исполнении и камерной музыке.

Вместе со своей женой, скрипачкой Верой Бетс и альтистом Юргеном Куссмаулом, он создал струнный ансамбль L’Archibudelli – название составлено из слов “лук” (в честь первого струнного инструмента) и “кишки” (первый материал для изготовления струн), – который сделал ряд записей классического и романтического репертуара на аутентичных инструментах.

Билсма завершил карьеру музыканта-исполнителя в 2006 году. Для своего последнего публичного концерта во время первой Амстердамской виолончельной биеннале он, естественно, выбрал Баха. В последующие годы он продолжал давать мастер-классы и преподавать, и был постоянным участником биеннале, учредившей приз его имени.

Среди тех, кто уже откликнулся на кончину Билсмы в социальных сетях, – Стивен Иссерлис, который написал: «Аннер Билсма был чудом – необычайно изобретательным, совершенно оригинальным и остроумным, добрым, совершенно чудесным человеком. Его будет так сильно не хватать».

Готье Капюсон похвалил «великого виолончелиста, выдающегося музыканта и художника», чьи «сюиты Баха всегда будут эталоном и источником вдохновения для всех нас».

Ян Воглер отметил: «Он вдохновил многих на исполнение музыки Баха на «кишечных струнах». Его творчество и жизнь не будут забыты».

Источник публикации The Strad, 26.07.2019
Перевод Дмитрий Лилеев, Екатерина Романова