Триумф русского вокала на конкурсе Монюшко

Мария Мотолыгина (Россия) — первая премия (15 000 евро) 10-й Международный вокальный конкурс им. Станислава Монюшко 5–11 мая 2019, Варшава
Триумф русского вокала на конкурсе Монюшко

5 мая 2019 Польша торжественно отметила 200-летие со дня рождения выдающегося композитора, основоположника национальной оперы Станислава Монюшко.

Можно восхищаться тем, как поляки почитают память своих гениев и отмечают их юбилеи и памятные даты в государственном масштабе. В России эта традиция, к сожалению, пока не прижилась (за исключением празднования 175-летия со дня рождения П.И. Чайковского в 2015).

Двухсотлетие С. Монюшко отмечала, без преувеличения, вся Польша: как и 9 лет назад 200-летие Ф. Шопена, а 6 лет назад — 100-летие В. Лютославского, как и каждый юбилей ныне здравствующего К. Пендерецкого. Польский парламент объявил 2019 «Годом Монюшко». Год начался с церемонии присвоения его имени Центральному вокзалу Варшавы 5 января (теперь оба главных транспортных узла польской столицы носят имена великих композиторов поскольку аэропорту в 2001 присвоено имя Шопена).

Имена польских гениев носят главные польские международные конкурсы: фортепианные — Шопена и Падеревского, скрипичный — Венявского. Все они входят в top-10, а возможно, и в top-5 музыкальных состязаний в мире по своим специальностям. Все они — члены WFIMC (Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов), а конкурсы Шопена и Венявского были в числе учредителей WFIMC в 1957. Эти конкурсы — несомненно, национальное достояние, как и творчество великих музыкантов, композиторов и исполнителей: от Шопена до наших современников.

Фасад конкурса

Конкурс имени Монюшко — самое престижное в Польше состязание оперных певцов. Оно было основано в 1992, его инициатором и художественным руководителем стала выдающаяся польская оперная певица, режиссер, педагог Мария Фолтын (1924–2012) — страстный пропагандист творчества Монюшко: организатор и председатель Общества любителей музыки Монюшко, организатор и директор фестиваля композитора в польском курортном городе Кудова-Здруй, постановщик его опер на многих сценах Польши и мира.

Конкурс проходит один раз в три года, на сцене Большого театра — Национальной оперы Польши (Teatr Wielki – Opera Narodowa). За 27 лет его лауреатами становились певцы из 15 стран; многие из них ныне поют в Ковент-Гардене, Дойче Опер, Национальной опере Франции, Цюрихской опере, Ла Моннэ в Брюсселе, Опере Торонто, Театро Массимо в Палермо, Театро Комунале в Болонье, Большом и Мариинском театрах и многих других ведущих оперных домах мира.

До нынешнего года последний раз российская вокалистка была призером Конкурса им. Монюшко в 2010: вторую премию получила сопрано Гелена Гаскарова. Для российских певцов самым удачным был Шестой конкурс (2007), на котором первые премии завоевали сопрано Оксана Шилова и баритон Алексей Марков, и Пятый (2004): первой премии удостоен бас Михаил Колелишвили, вторых — сопрано Виктория Ястребова и бас Илья Банник.

На Четвертом конкурсе (2001) третьи премии получили меццо-сопрано Анна Кикнадзе, сопрано Екатерина Соловьева и тенор Даниил Штода. В 1990-х лауреатами становились баритон Андрей Спехов (победитель Первого конкурса), тенор Михаил Губский и Андрей Григорьев (вторая и третья премии на Третьем конкурсе).

Все наши лауреаты, кроме москвичей А. Григорьева (Большой театр) и М. Губского («Новая опера») стали солистами Мариинского театра.

Юбилей + Юбилей

В нынешнем году совпали конкурс под юбилейным номером 10 и 200-летие композитора, чье имя он носит. Потому и внимание к нему было соответствующее, и  аура соревнования — особенной. Главную роль в организации конкурса сыграл Teatr Wielki, основная сцена которого носит имя Монюшко. Собственно, весь 2019 год в театре проходит под знаком Монюшко. В конце сезона 2018/2019 состоялись премьеры балета «Фердинанд» на его музыку (апрель), оперы Анджея Квечиньского «Монюшко в Париже» (апрель) и новой постановки «Гальки» в первой, вильнюсской версии (май), прошел конкурс. В постановке Д. Паунтни идет опера «Страшный двор» (премьера состоялась в 2015). Кстати, за заслуги в продвижении польской музыки и, в частности, творчества М. Вайнберга, которого в Польше считают своим национальным композитором, Паунтни получил польское гражданство.

Сезон 2019/2020 откроется в сентябре образовательным проектом для детей “I Love Moniuszko”. На февраль 2020 запланирована премьера еще одной версии «Гальки» (в основной редакции 1858 года).

Выставка

Монографическая выставка “Viva Moniuszko!”, проходившая с 27 декабря 2018 по 12 мая 2019, также стала частью «Года Монюшко» и была не менее грандиозной, чем экспозиция “Ignacy Jan Paderewski: The Anatomy Of Genius” (сентябрь – декабрь 2018). Выставка представила юбиляра не только как композитора, но и как дирижера, педагога, директора оперного театра. Документы и иконография, представленные на выставке, отражают жизнь композитора и премьеры его опер, его положение в обществе, круг общения, польскую интеллектуальную среду середины XIX века.

На выставке можно было «полистать» электронные архивы и послушать, как знаменитые польские музыканты (Петр Бечала, Урсула Кригер и др.) отзываются о творчестве композитора; поучаствовать в творческих встречах перед спектаклями; купить сувениры, специально выпущенные театром к 200-летию Монюшко — от фарфоровых чашечек с вензелем-логотипом «М» до детских книг и настольных игр, героем которых явился композитор.

Конкурс, как он устроен

Состязание проходило в три тура в залах Варшавской оперы. I и II туры — в зале Redutowe, в сопровождении фортепиано. Финал — в аудитории Moniuszko, в сопровождении симфонического оркестра.

Возраст участников — от 18 до 32 лет.

По результатам предварительного отбора к I туру было допущено 82 вокалиста, приняли участие в конкурсе 78. На второй тур прошло 36 участников, и лишь 12 были отобраны в финал.

Программа Конкурса включала оперные арии XVIII–XX вв., камерные произведения XIX–XX вв. На III туре было возможно исполнение арии из оперы, оперетты или оратории С. Монюшко.

Жюри: Джон Элиссон (Великобритания) — музыкальный критик, редактор Opera Magazine; Петр Бечала (Польша) — оперный певец; Джонатан Френд (США) — художественный администратор Метрополитен Опера; Тобиас Оливер Хасан (Германия) — генеральный менеджер Государственной оперы Unter den Linden; Борис Игнатов (Германия) — кастинг-директор Штуттгартской оперы; Петер Марио Катона (Великобритания) — кастинг-директор Королевской оперы Ковент-Гарден; Изабелла Клошиньска (Польша) — оперная певица, кастинг-директор Teatr Wielki; Роберт Кёрнер (Франция) — арт-директор, кастинг-директор Лионской оперы; Джанлука Маседа (Италия) — основатель и директор продюсерской компании  GM Art&Music; Пол Кристиан Мо (Норвегия) — кастинг-консультант Баварской государственной оперы и Глайндборнского фестиваля; Николас Пейн (Великобритания) — директор Opera Europa; Ален Перро (Франция) — руководитель художественной администрации фестиваля в Экс-ан-Провансе; Эва Подлесь (Польша) — оперная певица, лауреат VI Международного конкурса имени П.И. Чайковского; Тобиас Трунигер (Германия) — директор Оперной студии Баварской государственной оперы; Ева-Мария Визер (Австрия) — художественный администратор Зальцбургского фестиваля и европейский кастинг-консультант Лирической оперы Чикаго.

Большинство членов жюри занимают высокие должности в ведущих оперных театрах мира. И для них конкурс стал своеобразным смотром молодых певцов. Так что можно предполагать, что лауреатов, и не только лауреатов, скоро можно будет услышать на лучших сценах Европы и Америки.

Лауреаты

I премия (€ 15 000) — Мария Мотолыгина (сопрано, Россия).
II премия (€ 11 000) — Славка Замечникова (сопрано, Словакия).
III премия ( 9 000) — Лонг Лонг (тенор, Китай)
IV премия (€ 7 000) — Руслана Коваль (сопрано, Украина)
V премия (€ 5 000) — Гихун Ким (баритон, Корея)
VI премия (€ 4000) — Петр Бушевский (тенор, Польша)

Остальные финалисты получили по € 2 000.

Все участники второго тура, не прошедшие в финал, получили по € 500.

Приз Марии Фолтын за лучшее исполнение произведения Станислава Монюшко (€ 8 000) — Лонг Лонг.

Приз за лучшее исполнение сочинения Мечислава Вайнберга (€ 2 000)Ян Жадло (баритон, Польша).

Приз лучшему пианисту (не старше 34 лет, € 1500) — Александр Ходацкий (Польша).

Было также вручено около 30 специальных призов, в т.ч. денежные премии и  ангажементы на участие в фестивалях, спектаклях и концертах. Среди их обладателей — российские вокалистки Мария Мотолыгина (участие в спектакле Польской национальной оперы) и меццо-сопрано Мария Остроухова (приз имени Карло Мария Джулини от Фонда Костюшко (США) «За глубокую музыкальную выразительность исполнения», $ 5 000).

Приглашение принять участие в заключительном оперном гала-концерте Международного фестиваля Станислава Манюшко в Опере г. Щецина получила российско-израильская певица, меццо-сопрано Злата Хершберг.

Польский баритон Павел Трояк приглашен к участию в Летней оперно-симфонической лаборатории “New Opera World”, которая проходит с 1 по 31 июля 2019 на Камерной сцене им. Б.А. Покровского Большого театра России.

Общий призовой фонд конкурса — более 100 000.

Дважды юбилейный конкурс им. Монюшко сотрудничает с Европейским конкурсом оперных режиссеров: лауреаты-певцы будут участвовать в постановке «Страшного двора», которую осуществит победитель-режиссер в Большом театре Познани в сезоне 2020/2021.

Кстати, в 2005 конкурс режиссеров выиграл американец Тадеуш Штрасбергер, за последние пять лет поставивший три спектакля в Екатеринбургском театре оперы и балета: «Сатьяграху» Ф. Гласса, «Пассажирку» М. Вайнберга и «Греческие пассионы» Б. Мартину.

Мария Мотолыгина на конкурсе им. Монюшко

Мария Мотолыгина род. в 1990 в Саратове. В 2011 окончила Саратовский областной колледж искусств (класс М. Степанчук), в 2016 — Саратовскую консерваторию им. Собинова по специальности «оперное пение» (класс проф. Л. Беловой). В настоящее время — ассистент-стажер УГК  им. Мусоргского (класс доц. Л. Поляковой).

В 2015 — стипендиат Фонда им. Муслима Магомаева.

В 2016–2018 — солистка Екатеринбургского театра оперы и балета. Исполняла партии Второй дамы («Волшебная флейта» Моцарта), Власты («Пассажирка» Вайнберга), Алисы («Граф Ори» Россини), Чужеземной княжны («Русалка» Дворжака), Миссис Найду («Сатьяграха» Гласса), Графини («Свадьба Фигаро» Моцарта), Купавы («Снегурочка» Римского-Корсакова).

Участвовала в проекте Саратовской филармонии «Молодежь XXI века» и благотворительном проекте «Орган в подарок детям» для воспитанников детских домов-интернатов. Лауреат и дипломант международных конкурсов.

С 2018 — артистка Молодежной оперной программы Большого театра.

Лауреат Международного конкурса молодых музыкантов им. Кабалевского в номинации «Академическое пение» (I степень; Самара, 2014), 44-го Смотра-конкурса вокалистов-выпускников музыкальных вузов России (Санкт-Петербург, 2016), III Всероссийского музыкального конкурса по специальности «Сольное пение» среди женщин (I премия; Москва, 2018), XVI международного конкурса им. П.И. Чайковского (III премия; Москва, 2019).

Дипломант II Международного конкурса им. Б.Т. Штоколова (Санкт-Петербург, 2009).

Мария Мотолыгина продемонстрировала на конкурсе необыкновенное вокальное дарование. Можно сказать, что она продолжает архиповскую линию развития русского вокального искусства. Ее характерные черты — эмоциональная глубина и сдержанность, яркий драматизм, выразительная подача смысла исполняемой музыки, благородное и филигранно отточенное мастерство владения голосом. Эти черты выделяли и специалисты, и слушатели. Победа Мотолыгиной стала еще одним подтверждением выдающейся по своей эффективности и качеству работы Молодежной оперной программы Большого театра и ее руководителя Дмитрия Вдовина. И особенно важно и даже поразительно то, что российская певица победила на конкурсе в Польше, и эту победу приветствовали все без исключения, вопреки всем политическим разногласиям и существующему недоверию между Россией и Польшей.

Дмитрий ВДОВИН, художественный руководитель Молодежной оперной программы Большого театра России:

«На фоне тех конкурсных побед, которыми был отмечен уходящий сезон Молодежной оперной программы Большого театра (первые премии на шести весьма или самых значительных вокальных конкурсах), очень серьезными видятся мне успехи сопрано Марии Мотолыгиной. Выпускница Саратовской консерватории была замечена нами на прослушиваниях в Екатеринбурге, где она начинала свою работу в местном оперном театре. Она присоединилась к Программе в январе 2018, работала чрезвычайно интенсивно и уже в ноябре того же года победила во Всероссийском музыкальном конкурсе, заняв первое место. Это была первая серьезная проба «конкурсного пера», которая вдохновила Марию продолжать свою конкурсную активность. В мае 2019 она представляла Россию и Большой театр на очень сложном и престижном соревновании — Международном конкурсе имени Станислава Монюшко в Варшаве и стала абсолютной победительницей, получив первую премию и обойдя с большим отрывом всех соперников.

Победа досталась Марии в непростой борьбе, ей очень помогло партнерство с пианисткой Валерией Прокофьевой. Особенно ценной, помимо незаурядных качеств голоса, была глубина и искренность трактовок романсов и оперных арий, особенно трагических героинь опер «Валли» Каталани, «Пассажирка» Вайнберга и «Галька» Монюшко.

В этом состязании принимала участие еще одна представительница Молодежной оперной программы Большого театра, сопрано Руслана Коваль, наша выпускница-2017, которая получила четвертую премию.

Поскольку этот конкурс имени Монюшко был юбилейным (10-м по счету), правительство Польши сделало все, чтобы он стал ярким событием в международной музыкальной жизни. Большие средства и усилия были вложены в пропаганду и рекламу конкурса, в привлечение к участию лучших молодых певцов со всего мира.

Чрезвычайно сильным был и состав жюри, в которое вошли представители крупнейших оперных театров и фестивалей: Метрополитен опера, Ковент-Гарден, Чикаго Лирик, Варшавской, Берлинской, Лионской, Штутгартской оперы, фестивалей в Зальцбурге, Экс-ан-Провансе и Глайндборне».

Сайт конкурса: https://teatrwielki.pl/en/

МО