Вышел № 3 (492,493) газеты «Музыкальное обозрение» за 2022 год. Тема номера — «Оркестр».

Вышел № 3 (492,493) газеты «Музыкальное обозрение» за 2022 год.  Тема номера — «Оркестр».
Фото Андрей Устинов

В номере 3 газеты «Музыкальное обозрение» — оркестры и дирижеры со всех сторон. Под микроскопом и с квадрокоптера. Тайны, проблемы, интриги, приобретения и потери. Что было, что есть и что б….?  Темы номера — «Оркестр», «Персимфанс».

В номере:

Из жизни играющих. Российский оркестровый ландшафт в 2020–2022:

Статья Андрея Устинова и Павла Райгородского.

Симфонический форум в Екатеринбурге,
«Год Шостаковича», репертуар,
оркестры посчитали и поделили,
оркестры-лидеры и «оркестры-невидимки»,
дирижеры и гастроли, юбилеи и памятные даты,
отставки и назначения, опустевшие подиумы…

“Облегчение программ, снижение репертуарной планки неизбежно ведут за собой дефицит ответственности, снижение требований оркестрантов и дирижеров к самим себе, дирижеров — к оркестрантам. Отсюда — падение качества игры, звучания. На вальсах и польках И. Штрауса, балетной музыке, песнях, музыке кино, аккомпанементе певцам, программах опен-эйров и концертов в школах трудно профессионально совершенствоваться, заставлять себя выкладываться, нацеливаться на высокие достижения. У части музыкантов формируется легкое (если не сказать легкомысленное), потребительское отношение к работе. Оркестры напоминают футбольную сборную России на чемпионате Европы, которая выходила на поле, не понимая зачем”.

“Зачастую в провинциальных филармониях, оркестрах главными людьми становятся администраторы. Этой проблеме уже не один год, но она все время усугубляется. Из управленческого аппарата оркестров и филармоний уходят профессионалы, а на их места приходят люди, не знакомые с этой сферой, не понимающие специфику работы и не желающие ее изучать: главное — улавливать, что хочет начальство, и соответствовать его указаниям”.


Полный текст статьи доступен в электронной версии газеты «Музыкальное обозрение»

Круговорот conductors или кто здесь главный?

Миграция, эмиграция, передислокация и другие приключения дирижеров в России. Оркестры Москвы и регионов:
Ульяновск: Фабио и Ко.
Тамбов: Новый оркестр вместо старого.
Ростов-на-Дону: Шабуров
Тольятти: Мокеров
Хабаровск
Киров: Дербилов
Тюмень: Карабанов
Санкт-Петербург: Титов
Самара: Щербаков vs Десси
Новосибирск: Зандерлинг

Павел Коган по собственному желанию покинул МГАСО имени себя. Василий Петренко приостановил сотрудничество с Госоркестром имени Е.Ф. Светланова.

Темирканов попрощался

Юрий Темирканов. Фото Владимир Григорович (1922–1995)

Юрий Темирканов передал пост худрука Заслуженного коллектива России АСО Санкт-Петербургской филармонии Николаю Алексееву, но остался художественным руководителем филармонии.  (материал на сайте «МО»)


Готовьтесь к концертам

Фото Вера Журавлева

«Готовьтесь к концертам!» — призывает любителей музыки Владимир Юровский, бывший художественный руководитель, а ныне почетный дирижер Госоркестра имени Е.Ф. Светланова и художественный руководитель Баварской оперы. 4 апреля ему исполнилось 50 лет. (материал на сайте «МО»)


Souvenirs d’une belle époque — «Воспоминания о прекрасной эпохе»

Фото Владимир Волков / Московская филармония

Лучшие страницы концертной жизни Москвы в сезоне 2021/2022 в обзоре Антона Дубина: Гендель и Губайдулина, L’Ensemble intercontemporain и Иан Бостридж, Уильям Кристи и Les Arts Florissants, Марк Минковски и «Музыканты Лувра», Филипп Херревеге и Пааво Ярви… Самые памятные концерты со 2 сентября по 26 февраля.


Полный текст статьи доступен в электронной версии газеты «Музыкальное обозрение»

Молодежные сборные

Российский национальный молодежный симфонический оркестр. Фото предоставлено Московской филармонией

Молодым везде у нас — оркестр! О молодежных и юношеских оркестрах России, их достижениях, проблемах, перспективах — в эксклюзивном аналитическом материале «МО» от Андрея Устинова и Павла Райгородского. (материал на сайте «МО»)


«И назвавши себя — Седьмая»

Дмитрий Шостакович, декабрь 1941

Воспоминания и размышления Иосифа Райскина (очевидца и слушателя премьеры 7-й симфонии Шостаковича в Куйбышеве 5 марта 1942) о Седьмой симфонии, истории ее создания, премьерах в Куйбышеве и в блокадном Ленинграде. (материал на сайте «МО»)


«Седьмая симфония»: мнения, сомнения

"Седьмая симфония", сериал, 2021. Кадр из сериала

Отклики СМИ на показ сериала «Седьмая симфония» на телеканале «Россия» (материал на сайте «МО»)


Оркестр Сибирью прирастет

Новосибирский юношеский симфонический оркестру имени В.Я. Янковского

История и современность Новосибирского юношеского симфонического оркестра, которому исполнилось 25 лет. (материал на сайте «МО»)


«Оркестровая карта России»

Новосибирский филармонический и Ярославский губернаторский симфонические оркестры.


Полный текст статьи доступен в электронной версии газеты «Музыкальное обозрение»

In memoriam

Памяти дирижера Михаила Юровского (25 декабря 1945 – 19 марта 2022). ((материал на сайте «МО»)
Памяти пианистки Юлии Туркиной, музыковеда и хормейстера Ларисы Абелян, музыковеда Изольды Цахер, органистки Татьяны Чаусовой.

ПЕРФОРМАНС – ПЕРСИМФАНС!

Специальный выпуск «МО» — № 3 (493) «100 лет Персимфанса».

Персимфанс на репетиции с Сергеем Прокофьевым в Большом зале Московской консерватории. 1927

Первый симфонический ансамбль без дирижера, существовавший в 1922–1933. История Персимфанса, музыканты, жившие и творившие в те годы, рецензии, высказывания современников. Музыкальный ландшафт 20-х годов ХХ века. Хроника 1922 года: окончание Гражданской войны, НЭП, «Философский пароход», образование СССР. Первый концерт Персимфанса. И возрожденный Персимфанс наших дней. Новый Персимфанс – Арт-группа Персимфанс.

«Персимфанс образца 2008 — персонализированная, опирающаяся на мировоззрение, знания и восприятие искусства и его эволюции идея пианиста, мультиинструменталиста, перформера Петра Айду, о чем он сам говорит, ссылаясь на то, что когда-то ему попалась книга “Персимфанс – оркестр без дирижера” Станислава Понятовского, вышедшая в издательстве “Музыка” в 2003». Скепсис вокруг Персимфанса умножает уверенность в правоте выбранного пути. Обсуждение темы — с дирижером или без — обязательный атрибут, сопровождающий ПЕРФОРМАНС Персимфанс. Свобода творчества — это вызов рутине и стимул к рождению идей. Это собрание близких людей для сотворчества в сегодняшнем опустошающем мире, где умные голоса заглушаются шумом времени и шумом бессмыслицы». Чем интересно это явление сегодня и почему? Чем мотивировано возвращение к этому объединению? Концерты, книги, личности, планы на ближайшие 100 лет. Персимфанс XXI века ставит вопросы о положении дел в сегодняшней оркестровой, музыкальной и общественной жизни России. И о роли дирижера в оркестре. «Сегодня иногда кажется, что вот он, дирижер — стоит к нам спиной, производит действия руками, ногами, подпрыгивает, приседает (как иногда говорят: “Поблагодарим маэстро за хореографию”), а кажется, что его и нет. На звучании и результате его “хореография” никак не сказывается».

Андрей Устинов. Статья «Перформанс – Персимфанс»


Полный текст статьи доступен в электронной версии газеты «Музыкальное обозрение»

ДнепроГЭС, химия и второе пришествие

Концерт Персимфанс. Концертный зал им. П.И. Чайковского. Февраль 2022/ Фото предоставлено Московской филармонией

Комиссар, секретарь правления Персимфанса Григорий Кротенко: «Персимфанс — это не оркестр в привычном филармоническом смысле этого слова. Персимфанс — арт-группа. Смыслы наших акций находятся и в сфере искусства, и в социальном поле. Само наше существование — убедительный пример демократии, яркий и серьезный политический жест». (Читать на сайте «МО»)


«Явление нового искусства»

Леонид Сабанеев. Фрагменты книги «Музыка после Октября». М.: 1926 (из книги А. Цуккера «Пять лет Персимфанса», опубликованной в книге «100 лет Персимфанса»).

«Как бы то ни было, явление оркестра без дирижера симптоматично в том отношении, что является провозвестником назревающего в близком будущем серьезнейшего кризиса оркестрового исполнения… Скоро наступит момент, когда по ряду причин экономического, профессионального и “потребительского” свойства устройство какого бы то ни было симфонического концерта станет вовсе невозможным: труд оркестрантов станет слишком дорог, покупательная способность публики еще уменьшится…»

«У нас в России никогда не было настоящей профессиональной, устойчиво сложившейся музыкантской культуры: в оркестранты шли или неудачники по виртуозной части, или просто из-за заработка».


Полный текст статьи доступен в электронной версии газеты «Музыкальное обозрение»

Книги номера

Мелодические лица
Михаил Юровский. «Династия Юровских. Больше века в музыке». – М.: Музыка, 2022

«О профессии дирижера я мечтал с детства, но, признаться, не с самого раннего, и эти мечты возникли из первоначального желания стать режиссером кино или даже театра: естественно, ни об опере, ни о балете, ни о симфонической музыке я тогда и думать еще не мог!». Воспоминания маэстро, вышедшие незадолго до его ухода из жизни. (Читать на сайте «МО»)

Взгляд из нового века
Станислав Понятовский. «Персимфанс – оркестр без дирижера». – М.: Музыка, 2003

«В начале 2000-х годов мне в руки попала книга Понятовского о Персимфансе. — Конечно, то, что я там прочел, было поразительно. Размах деятельности Персимфанса, концептуальная ясность и продуманность, масса оригинальных новаторских идей, объем сыгранных программ, уровень артистов, выступавших с Персимфансом и в Персимфансе — это действительно сногсшибательно» (Петр Айду, инициатор воссоздания Персимфанса в XXI веке).

Персимфанс: 1922–2122
100 лет Персимфанса / П.Э. Айду, К.В. Дудаков-Кашуро, Г.П. Кротенко, Я.В. Шварцштейн. – М.: Бослен, 2022

«Наша книга не только о прошлой и настоящей жизни ансамбля. Она о летаргическом сне, в котором Персимфанс видел апокалиптические кошмары ХХ века. Она о следующем столетии. Со времен Гутенберга не было напечатано книги важнее: она рассказывает о втором пришествии в прошедшем времени. Наш квартет — Айду, Дудаков, Шварцштейн и Кротенко — говорит из Миллениума. Персимфанс спасет мир: давайте играть вместе, мы знаем, как это делать» (Григорий Кротенко).


Фото первой полосы

Фото Андрей Устинов

Гравюра номера

«Морские чудовища вокруг корабля», Адриан Колларт (ок. 1560—1618) Ruks Museum, Амстердам, Нидерланды

Фото номера

Вучетич Е.В. (1908—1974). «Перекуем мечи на орала», 1957. Авторская копия. Филиал Третьяковской галереи на Крымском валу, парк «Музеон». Фото Андрей Устинов

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: sw7800596@yandex.ru
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм