Миграция, эмиграция, передислокация и другие приключения дирижеров в России

Круговорот conductors или кто здесь главный?
Миграция, эмиграция, передислокация и другие приключения дирижеров в России
Иллюстрация: Dr. Otto Bohler. Густав Малер, силуэты (фрагменты)

Время от начала пандемии (весна 2020) до кризиса весны 2022 оказалось весьма щедрыми на перемены в корпусе главных дирижеров и художественных руководителей российских оркестров.

Только с лета 2021 состоялись отставки и назначения в симфонических и камерных оркестрах 9 городов — Кирова, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Самары, Тамбова, Тольятти, Тюмени, Ульяновска, Хабаровска. .

Это не считая оркестров Москвы и Санкт-Петербурга: коллективы двух столиц составляют примерно треть российских оркестров. Большинство из симфонических — федеральные коллективы, и ситуация с отставками и назначениями здесь иная.

О многих изменениях «МО» уже писало в №№ 10 и 12 (2021). Вкратце напомним, о чем мы тогда писали подробно и обстоятельно. Разумеется, с учетом того, что изменилось с тех пор и в стране, и в музыкальной жизни, и в жизни оркестров.

У л ь я н о в с к
Фабио и Ко: Мастранджело, Кисс, Ткаченко, Дядюра

После ухода в конце июня 2021 Ильи Дербилова оркестр попал в зону турбулентности Мы подробно описывали проблемы Ульяновского оркестра в статье «Симбирские коленца» (2021, № 10; https://muzobozrenie.ru/simbirskie-kolenca/).

. Министр искусства и культурной политики Евгения Сидорова и директор «Ленинского мемориала» (в чьем чреве находится филармония) Лидия Ларина вызвали на должность художественного руководителя УГАСО «всероссийского Фигаро» Фабио Мастранджело. Но в Ульяновске он появляется редко. Дирижировали в основном Сергей Кисс и Юрий Ткаченко, а в последнее время — Эдуард Дядюра, ничем таким особенным на российском ландшафте не отметившийся. В российской Википедии последняя информация о деятельности Дядюры такова: 12 июня 2014 он «дирижировал симфоническим оркестром на открытии фитнес- клуба «Forte-Club» в городе Саратове». А при попытке открыть официальный сайт дирижера http://diadiura.com/ попадаешь на сайт сомнительных развлечений, причем на китайском языке.

В марте оркестр принял участие в фестивале «Мир, эпоха, имена». В апреле — программа «Симфонический блокбастер» для жителей Засвияжского района Ульяновской области (саундтреки из известных кинофильмов, дирижер С. Кисс), концерты в рамках «Дней русской музыки»: 17 апреля — Мусоргский. «Ночь на Лысой горе», Бородин. Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь», Римский-Корсаков. «Испанское каприччио» «Шехеразада» (дирижер С. Кисс); 24 апреля — Пасхальный концерт: Мусоргский. «Рассвет на Москва-реке», Глазунов. Концертный вальс № 1, Римский-Корсаков. «Светлый праздник», Чайковский. Симфония № 2 (дирижер С. Кисс); 30 апреля — Мусоргский. «Картинки с выставки, Лядов. Полонез, фрагменты опер Римского-Корсакова и Чайковского (дирижер Э. Дядюра). Все проблемы, о которых «МО» писало в прошлом году, остаются.

Т а м б о в

Новый оркестр вместо старого. Моргунов Симфонический оркестр, существовавший в Тамбове почти 25 лет, ликвидирован. Он был создан в 1997 на базе ТГМПИ им. Рахманинова (ректор Александр Базиков): администрация области выделила средства, филармония — помещение, ТГМПИ — кадры. Это был интересный пример строительства нового симфонического оркестра.

Но через несколько лет из Тамбова уехал главный дирижер оркестра Дмитрий Васильев. Уехал в Москву А. Базиков (ныне он проректор РАМ им. Гнесиных). Менялись дирижеры. В 2016 после пяти лет работы в Тамбове уехал главный дирижер и художественный руководитель Михаил Леонтьев, не выдержав борьбы с руководством «Тамбовконцерта» за нормальные условия для себя и оркестрантов.

Постепенно оркестр пришел в упадок: лишился концертного зала (ремонт в «Тамбовконцерте» идет уже 10 лет), не хватало инструментов, ощущался острый дефицит кадров.

Потом оркестр лишился концертного зала (ремонт в «Тамбовконцерте» идет уже 10 лет).

Казалось бы, логично укреплять существующий коллектив. Однако в мае 2021 образован новый оркестр — к 150-летию С.В. Рахманинова, которое будет отмечаться в 2023 (поскольку до эмиграции Рахманинов часто проводил лето в своем имении Ивановка в Тамбовской губернии, в 140 км от Тамбова, регион предполагается сделать одним из центров юбилейных торжеств).

Губернатор сразу вот так взял и назвал новый оркестр, не сыгравший еще ни одного концерта, именем Рахманинова и дал ему звание Академического, которое вообще-то присваивается зрелым коллективам за особые творческие достижения. Администрацией области на должность главного дирижерабыл назначен Алексей Моргунов: по специальности балалаечник и дирижер ОРНИ, в основном с народными оркестрами и работавший. Он пользуется покровительством влиятельных персон в регионе (см. статью «Симфоническая «феерия» в ДК «Пигмент», «МО» № 12, 2021).

В этом году оркестр побывал на гастролях в Саранске («Семь слов» Губайдулиной и «Кармен-сюита» Бизе – Щедрина). В афише — 3–4 концерта в месяц: «Петя и волк», музыкальный спектакль «Кармен», концерты с валторнистом А. Шилклопером и певицей О. Жигмитовой. И лишь одна симфоническая программа: на фестивале имени С.В. Рахманинова оркестр исполнит программу из произведений А. Чайковского (драматическая симфония «Слово о полку Игореве» для чтеца, альта, симфонического и народного оркестров) и П. Чайковского (Симфония № 4). Композиторы — не родственники и, как говорят, даже не однофамильцы.

Концерты симфонического оркестра проходят в ДК «Пигмент».

Р о с т о в-н а-Д о н у
Шабуров

В июне 2021 Валентин Урюпина, уехавшего в Москву «на повышение» (главным дирижером в театр «Новая опера») сменил Антон Шабуров. «Сезон, в который мы сейчас вошли, спланирован мной только частично, — говорил дирижер в одном из первых интервью в новой должности. — И непосредственно о моей работе художественного руководителя можно будет судить в следующем сезоне. Есть очень интересные наметки, но всему свое время. <…> Мой первый сезон во многом экспериментальный, поэтому посмотрим, насколько публике, да и мне самому это покажется нужным и интересным» («МО» № 10, 2021).

Среди недавних и ближайших концертов РАСО — «Сибелиус-гала»; Пасхальный концерт (Танеев. «Иоанн Дамаскин», Римский-Корсаков. «Светлый праздник», Рахманинов. Концерт № 2, солист С. Тарасов), два исполнения 7-й симфонии Шостаковича (7 и 8 мая), программы «Шехерезада» (Чайковский, Прокофьев, Римский-Корсаков, дирижер А. Чернушенко) и «Поручикъ Киже» (Прокофьев, Венявский, Рахманинов; дирижер И. Мокеров), в конце мая — фестиваль «Космогония Скрябина» (к 150-летию со дня рождения).

Т о л ь я т т и
Мокеров

В августе 2021 покинул свой пост главный дирижер симфонического оркестра Тольяттинской филармонии Алексей Верховен, работавший в Тольятти два сезона.

Руководство филармонии не продлило с ним контракт. Сведений о его новом трудосустройстве нет, известно, что он участвовал в конкурсе на должность главного диорижера Дальневосточного симфоничсеского оркестра в Хабаровске.

В январе 2022 на вакантную должность был назначен Игорь Мокеров, с 2017 — штатный дирижер Ростовского симфонического оркестра, в котором он продолжает работать до окончания сезона 2021/2022.

Весной 2022 у оркестра и нового главного дирижера в абонементе «Музыкальная Европа» — программы «Испания» и «Франция» (дирижер И. Мокеров); в апреле — «Моцарт & Бетховен» (флейтовый концерт Моцарта, «Творения Прометея» и «Героическая симфония», дирижер А. Данилов); Пасхальный концерт (Римский-Корсаков. «Светлый праздник», Сюита из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже», Свиридов. «Маленький триптих», Аренский. Вариации на тему П.И. Чайковского); «Семнадцать мелодий кино!» (музыка из советских кинофильмов); концерт «Играют юные солисты»; «Бетховен & Брамс» в рамках программы Министерства культуры РФ (Бетховен. Симфония № 2, Брамс. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, солист Т. Владимиров, дирижер А. Рубин), «Симфонические рок-хиты» (из репертуара групп Led Zeppelin, Deep Purple, Queen, Scorpions, Metallica, Linkin Park).

Х а б а р о в с к

Место главного дирижера и художественного руководителя Дальневосточного симфонического оркестра в этом сезоне вакантно. Михаил Леонтьев, проработав в этом качестве один сезон, по его окончании покинул Хабаровск. Леонтьев является художественным руководителем Сургутского симфонического оркестра. В 2020 он сменил в ДВАСО Антона Шабурова, который, проведя год «в свободном плавании», летом 2021 возглавил Ростовский симфонический оркестр.

В течение сезона за пультом оркестра стояли приглашенные дирижеры. Из них Экспертный совет филармонии выбирал претендентов на должность главного дирижера. Одним из нрих был Алексей Верховен, дирижировавший концертом в Хабаровске 5 февраля. На сайте Хабаровской филармонии есть информация о том, что к 1 марта были выбраны три финалиста конкурса. 24 апреля оркестр под управлением Андрея Аминова из Сургута исполнил английскую программу (Форсайт. Концерт для альта с оркестром, Элгар. Симфония № 2). В мае — два концерта, которыми дирижируют хабаровские дирижеры: 7 мая — Леонид Привалов (А. Рубинштейн. Симфония № 4, Рахманинов. «Утес», Чайковский. «Ромео и Джульетта»), 26-го — Руслан Антипинский (Бетховен. Концерт № 4, солист К. Емельянов; Рахманинов. Симфония № 2).

К и р о в
Дербилов

Илья Дербилов, уехав из Ульяновска, принял приглашение из Кирова и в сентябре 2021 возглавил Вятский симфонический оркестр (см. «МО», № 10; https://muzobozrenie.ru/budet-li-v-vyatke-vse-vporyadke/). Позже И. Дербилов был назначен художественным руководителем Кировской филармонии. Встречаясь с новым маэстро, губернатор Кировской области заявил, что оркестру должно быть уделено большое внимание как культурному бренду региона накануне 650-летия Кирова (Вятки), которое будет отмечаться в 2024.

Как рассказал И. Дербилов, с июля 2022 оркестр сменит статус и станет «Вятским губернаторским симфоническим оркестром» в составе Вятской филармонии. Симфонический оркестр укрупнится путем слияния с камерным. В ближайших планах — постройка нового концертного зала. Обновляется инструментарий: в течение трех лет оркестру будут закуплены инструменты на сумму 65 млн руб. Первые инструменты (два фагота фирмы Walter Soloist model, три гобоя Loree Royal model, английский рожок Loree и три пары кларнетов Buffeet Tosca) поступят в оркестр в мае 2022.

24 апреля оркестр дал «Большой Пасхальный концерт» на закрытии фестиваля «Вятская весна» (Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый праздник»; Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, солист А. Сандалов; Рахманинов. Кантата «Весна»).

Т ю м е н ь
Карабанов

В течение года в Тюмени ушли из жизни два маэстро, возглавлявших оркестры Тюменской филармонии. 11 октября 2020 скончался основатель, художественный руководитель и главный дирижер Тюменского филармонического оркестра Евгений Иванович Шестаков (1949–2020). (https://muzobozrenie.ru/ushel-iz-zhizni-evgenij-shestakov-glavnyj-dirizher-i-hudozhestvennyj-rukovoditel-tjumenskogo-filarmonicheskogo-orkestra/) Весь сезон оркестром руководил штатный дирижер ТФО Владимир Добровольский, работающий в оркестре с сезона 2018/2019, и логично было бы именно его поставить главным дирижером. Однако у руководителей Тюменской филармонии и Концертно-театрального объединения было другое мнение. Сначала они организовали «смотрины» на вакантную должность, а затем неожиданно объявили о назначении Алексея Карабанова, который до этого 15 лет руководил Центральным образцовым оркестром им. Римского-Корсакова ВМФ РФ в Санкт-Петербурге («МО» № 10, 2021; https://muzobozrenie.ru/tjumen-kapitan-kapitan/«Смотринами» Карабанова в качестве главного дирижера стало исполнение в Москве Немецкого реквиема Брамса. Этот концерт задумывал Е. Шестаков, но прошел он уже с другим маэстро. В течение сезона А. Карабанов дирижирует большинством концертов ТФО. В апреле и мае у оркестра концерты с пианистом М. Култышевым (в программе фортепианный концерт Скрябина, «Ромео и Джульетта» и Пятая симфония Чайковского); виолончелистом М. Дробинским (Концерт Лало, вторая сюита из «Арлезианки» Бизе, 4 симфонические поэмы Сен-Санса); программа из произведений Гайдна (Симфония № 103, Концерт для гобоя с оркестром) и Бетховена (Пятая симфония).

6 октября 2021 завершился жизненный путь Антона Георгиевича Шароева (1929–2021) («МО № 12, 2021; https://muzobozrenie.ru/pamyati-antonasharoeva/). Хорошо известный в СССР и России музыкант — скрипач и дирижер, он с 1993 работал в Тюмени, где основал камерный оркестр «Тюменьконцерта», а в 1998 — оркестр «Камерата Сибири» Тюменской филармонии, главным дирижером и солистом которого являлся более 20 лет. Также он создал филармонический ансамбль «Барокко».

С февраля 2022 художественным руководителем и главным дирижером оркестра «Камерата Сибири» является Фаузия Тажина — скрипачка оркестра, лауреат международных конкурсов, выпускница Новосибирской консерватории по специальностям «сольное исполнительство» (класс проф. М. Кузиной) и «оперно-симфоническое дирижирование» (класс доц. В. Прасолова).

Накануне Нового года ушла в отставку генеральный директор ТКТО Надежда Казначеева. Предполагалось что структура будет сокращена, но этого пока не произошло. Новый директор пока не назначен, формально организацию возглавляет первый заместитель генерального директора Вероника Кирюшина.

С а н к т – П е т е р б у р г
Титов

Много лет продолжается «сериал» в Санкт-Петербургском государственном симфоническом оркестре (бывшем оркестре стариной и современной музыки, основанном К. Элиасбергом и Н. Рабиновичем в 1967). Оркестром руководили Эдуард Серов, Равиль Мартынов, Василий Петренко, с 2007 — Александр Титов. В 2013 его сместил учредитель оркестра — Комитет по культуре Санкт-Петербурга. Был назначен Петер Феранец, но в 2017 учредитель вернул Титова на должность художественного руководителя и главного дирижера СПбГАСО. Осенью 2020 Титов вновь был уволен, на сей раз решение об увольнении было принято на собрании худсовета оркестра. По информации СМИ, претензии к работе худрука возникли из-за его «грубого обращения и оскорблений в адрес сотрудников», срыва контрактов и конфликтов с партнерами оркестра, а также «возможного злоупотребления должностными полномочиями».

На место Титова был назначен молодой дирижер Игорь Томашевский (см. «МО», № 12, 2020). Но он работал менее полугода. Титов предпринял усилия по возвращению в оркестр и добился своего. А многие оркестранты из тех, кто противился его возвращению, ушли из оркестра по собственному желанию или были уволены. Игорь Томашевский на сегодняшний день — штатный дирижер Михайловского театра, дирижирует и в НОВАТе (директор обоих театров — В. Кехман). Недавно он дирижировал в «Зарядье» оркестром Musica Viva в концерте памяти Елены Образцовой.

2 0 2 2: опять перемены

Казалось бы, только-только музыкальная жизнь оправилась от пандемии, все вздохнули с облегчением — и внезапно столкнулись с новым вызовом, который сопоставим с тем, что два года назад был порожден пандемией, и превосходит его. Снова рушатся все планы, гастроли, программы. Дирижеры уезжают и не приезжают. Оркестрам надо решать, как жить дальше и не стать «персимфансами».

С а м а р а
Щербаков, Десси

В начале марта 2022 было объявлено об изменениях в АСО Самарской филармонии. На должность дирижера оркестра назначен 28-летний Филиппо Десси. Именно как дирижер, а не главный дирижер, представлен Десси на сайте Самарской филармонии. Михаил Щербаков, возглавляющий оркестр с 1991, а с прошлого года являющийся и художественным руководителем филармонии, остался худруком оркестра и по-прежнему будет дирижировать: на следующий сезон запланированы более 10 его концертов.

Что касается нового маэстро, то он — креатура и ученик Ф. Мастранджело (и здесь без него не обошлось): по его призыву Десси в 2019 приехал в Россию и работал в Санкт-Петербургском Мюзик-Холле. В Самаре он уже успел продирижировать несколькими концертами. В марте — «Гений русской гитары», посвященная гитаристу И. Смирнову; «Необъятная русская душа» (Глазунов. «Стенька Разин»; Эшпай. «Переход Суворова через Альпы»; Рахманинов. Симфония № 3) — с показом полотен В. Сурикова и портретов русских художников 1-й половины XX в. из собрания Русского музея; в апреле — «Испания» (из произведений Хименеса, Фальи и Родриго — видимо, к гитаре молодой маэстро питает слабость); концерт артиста В. Баринова, литературно-музыкальная композиция по повести А. Пушкина «Метель». 9 июня он продирижирует программой «Чайковский» (Концерт для скрипки с оркестром, солистка Е. Ревич, и 4-я симфония).

На следующий сезон, судя по анонсам Самарской филармонии, у Десси запланировано 10 концертов.

В интервью самарскому изданию «Обозрение» Десси сообщил, что у него «рабочая виза и разрешение на работу сроком на один год. И контракт по закону не может быть дольше этого срока. Поэтому контракт у меня до марта 2023 года. Тем не менее уже запланировано, что я буду здесь до конца следующего сезона, то есть до июня 2023 года, и я надеюсь, что буду работать и дальше».

М о с к в а

В Москве — особая кадровая ситуация. Годами и десятилетиями в ведущих столичных оркестрах царит стабильность (в некоторых случаях плавно «модулирующая» в застой). Средний возраст художественных руководителей и главных дирижеров оркестров Москвы превышает 70 лет, а стаж руководства оркестром — от 20 до почти 50. Любой московский оркестр — это в первую очередь коллектив своего бессменного руководителя: В. Федосеева, Ю. Симонова, В. Спивакова, Ю. Башмета, В. Полянского, М. Плетнева, П. Когана… (в некоторых случаях это закреплено и в официальном названии). Исключение — Госоркестр имени Е.В. Светланова, где В. Юровского, которому 4 апреля исполнилось 50 лет, сменил 45-летний В. Петренко.

Коган

В конце 2020 – начале 2021 в кулуарах обсуждался вопрос о возможной смене руководителей в некоторых московских коллективах (в частности, в БСО им. Чайковского и МГАСО п/у Павла Когана). Шли разговоры об изменении юридического названия МГАСО и исключении из него имени Павла Когана, а вместе с этим — и об отставке маэстро. Тогда П. Коган остался на своей должности, но сменился менеджмент МГАСО: директором оркестра была назначена Ирина Шигорева. Теперь, в новых обстоятельствах, изменения не только реальны, но уже начались. В конце апреля Коган подал в отставку со своего поста. Он написал соответствующее заявление в адрес учредителя — Минкультуры РФ. По сообщению пресс-службы МГАСО, это заявление было зачитано на собрании оркестра. В Минкультуры отметили, что «вопрос об объединении МГАСО с каким-либо другим федеральным оркестром не стоит».

Коган постоянно живет в Литве, где у него есть недвижимость, и не собирается возвращаться в Россию. 17 апреля Коган дирижировал в Ереване Национальным филармоническим оркестром Армении. На 6 июня, день 70-летия дирижера, назначен его юбилейный концерт в КЗЧ.

Плетнев

Михаил Плетнев, худрук и главный дирижер РНО, постоянно живет за рубежом, в России давно не появляется. В прошлом году все его сольные концерты были перенесены на 2022, а затем отменены. Последний раз Михаил Васильевич дирижировал РНО 25 сентября 2021 на гастролях в ОАЭ. 14 апреля ему исполнилось 65 лет. 1На следующий день канал «Культура» показал концерт пианиста, записанный в 1990 в Большом зале Московской консерватории: в программе были «Картинки с выставки» Мусоргского и сюита из балета «Щелкунчик» Чайковского – Плетнева. В предъюбилейные дни Плетнев дал два концерта в Германии: 11 апреля в дюссельдорфском Тонхалле, 12-го — в Эльбской филармонии в Гамбурге (Английская сюита № 3 соль минор Баха, Три интермеццо ор. 117, Рапсодия ор. 79 № 1 и Баллада ор. 118 № 3 Брамса, Соната А. Шора, пьесы Дворжака). 15 апреля должен был состояться клавирабенд с той же программой в Берлинской филармонии, но он был отменен.

Вернется ли в обозримом будущем Плетнев к управлению РНО? Уже звучало в кулуарах имя преемника: пианиста Бориса Березовского. Возможно, кому-то пришла идея заменить одного пианиста на другого? Но Плетнев дирижирует уже больше 40 лет, а Березовский — ярый противник дирижеров, не раз заявлял (причем иногда в саркастической форме), что дирижеры только мешают солистам. И сам в последние годы предпочитает играть с оркестром без дирижера. Тем временем в РНО сменился директор: вместо Светланы Рипс (она заняла эту должность в ноябре 2020) им стала директор МГАСО п/у П. Когана Ирина Шигорева.

Юровский, Петренко

Василий Петренко, сменивший Владимира Юровского в должности художественного руководителя Госоркестра им. Светланова и приступивший к своим новым обязанностям 10 сентября 2021, приостановил свою работу в России.

Петренко уже давно живет и работает в Великобритании и имеет британское гражданство. В 2006–2021 он руководил симфоническим оркестром Ливерпуля, в 2013–2020 — филармоническим оркестром Осло (Норвегия), с 2015 — молодежным оркестром Евросоюза. В 2021 одновременно с Госоркестром возглавил Лондонский филармонический оркестр. Петренко — художественный руководитель фестиваля «Лето. Музыка. Музей» в Новом Иерусалиме (первый фестиваль прошел в 2018). Интересы дирижера представляет агентство IMG Artists. Неопределенность с художественным руководством московских оркестров не может продолжаться долго. Можно предположить, что учредитель — Минкультуры РФ — дождется окончания сезона и тогда уже примет кадровые решения. Но может быть, это произойдет и раньше.

Н о в о с и б и р с к
Зандерлинг

За прошедший год произошли кардинальные изменения в дирижерском корпусе Новосибирской филармонии. Новосибирский симфонический оркестр осенью 2021 отметил 65-летие. В начале юбилейного сезона вторым дирижером был назначен Рустам Дильмухаметов, дирижер Русского академического оркестра Новосибирской филармонии, преподаватель и главный дирижер оркестра русских народных инструментов НСМШ. В периоды отсутствия главного дирижера Томаса Зандерлинга именно Дильмухаметов работал с оркестром.

В марте Томас Зандерлинг покинул пост художественного руководителя и главного дирижера Новосибирского академического симфонического оркестра, который занимал с 2017 и в 2020 продлил контракт еще на три года (до этого он был в течение 15 лет главным приглашенным дирижером НАСО).

«К сожалению, я решил уйти с поста главного дирижера и художественного руководителя. Это решение далось мне очень болезненно, так как я родился в Новосибирске и чувствовал сильную связь с оркестром», — заявил Т. Зандерлинг.

Маэстро, которому 2 октября 2022 исполнится 80 лет, родился в Новосибирске в семье дирижера Курта Зандерлинга, бежавшего из гитлеровской Германии в СССР, в 1942–1960 годах ассистента Е. Мравинского в ЗКР АСО Ленинградской филармонии. Томас Зандерлинг имеет гражданство Германии и России, постоянно живет в Великобритании. В последнее время оркестром дирижировали И. Дербилов, В. Урюпин, Ф. Коробов. На Транссибирском Арт-Фестивале у НАСО было два концерта. Программой из произведений Бетховена (увертюра «Творения Прометея»), Бруха (Концерт для скрипки с оркестром, солист В. Репин) и Чайковского (Симфония № 4) вместо не приехавшего дирижера из Германии Адриана Прабавы дирижировал Дмитрий Лисс. В концерте, в котором прозвучала мировая премьера Концерта для скрипки с оркестром Ильи Демуцкого (солист В. Репин), арии из опер Римского Корсакова и Пятая симфония Чайковского, вместо Т. Зандерлинга, за пультом стоял Алексей Рубин.

По окончании сезона 2020/21 оставил свой пост главный дирижер Филармонического камерного оркестра Алим Шахмаметьев, руководивший ФКО с 2008. По словам Шахмаметьева, директор филармонии Александр Бочарников предложил ему перейти на договорные отношения: оставить должности худрука и главного дирижера вакантными и заключить договор на исполнение программ, заявленных в новом сезоне. «Генеральный директор вправе принимать решение о продлении или непродлении того или иного договора — это целиком его ответственность», — сказал Шахмаметьев в интервью изданию «Континент Сибирь» и добавил, что их разговор с директором прошел в дружеском тоне.

Поменялась картина и в ансамбле солистов «Новосибирская камерата». Этот коллектив традиционно выступает без дирижера. Ф. Мастранджело, числившийся художественным руководителем, с нынешнего сезона таковым не является. Новый худрук также пока не назначен. На наш запрос о ситуации с оркестрами мы получили ответ от пресс-службы Новосибирской филармонии:

«На данный момент место художественного руководителя и главного дирижера Филармонического камерного оркестра вакантно. Кандидатуры обсуждаются.

Ансамбль солистов «Новосибирская камерата» как административная единица входит в состав Новосибирского академического симфонического оркестра. Филармонический камерный оркестр остается самостоятельным штатным коллективом Новосибирской филармонии. Кандидатуры на должность художественного руководителя и главного дирижера Новосибирского академического симфонического оркестра обсуждаются, мы считаем, что такие важные решения не могут быть приняты поспешно».

Павел РАЙГОРОДСКИЙ

«МО» № 3 (492, 493) 2022

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм