Григорий Кротенко: «Отсутствие дирижёра — точно не главное наше отличие». Юбилейный концерт к 100-летию Персимфанса (13 февраля 2021, КЗЧ)

ДнепроГЭС, химия и второе пришествие
Григорий Кротенко: «Отсутствие дирижёра — точно не главное наше отличие». Юбилейный концерт к 100-летию Персимфанса (13 февраля 2021, КЗЧ)
Фото https://www.facebook.com/persimfans

13 февраля 2021 в Концертном зале имени П.И. Чайковского – юбилейный концерт «100 лет Персимфансу». В исполнении симфонического оркестра «Персимфанс» прозвучат Бранденбургский концерт № 2 Баха, «Плач по жертвам Хиросимы» Пендерецкого, Увертюра-фантазия Чайковского «Ромео и Джульетта», Сюита «На Днепрострое» Мейтуса, «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано с оркестром Гершвина. Напомним также, что солисты Персимфанса Петр Айду, Григорий Кротенко и Марина Катаржнова выступят в абонементном цикле к 100-летию Персимфанса 8 февраля, 23 февраля и 1 марта соответственно. О предстоящих юбилейных мероприятиях и не только рассказывает комиссар, секретарь правления Персимфанса Григорий КРОТЕНКО.

Персимфанс – это не оркестр в привычном филармоническом смысле этого слова. Персимфанс – арт-группа. Смыслы наших акций находятся и в сфере искусства, и в социальном поле. Само наше существование – убедительный пример демократии, яркий и серьёзный политический жест. Мы исследуем альтернативные иерархии, показываем возможности самоуправления, налаживания горизонтальных связей. Наши концертные программы могут органично сочетать арт-рок и барокко на старинных инструментах, китайский рэп и ораторию Бетховена. Персимфанс начинается с дуэта, максимальный же состав участников нашего концерта на данный момент 486 человек. Аутентичный, исторически достоверный подход к музыкальному материалу мы не противопоставляем творческой свободе обращения с авторским текстом, а совмещаем. Но Персимфанс принадлежит не только академической сцене филармоний. Мы успешно выступаем на театральных подмостках, на территории современного искусства и перформанса, саунд-арта. Мы – исследователи культуры. В конце концов, вскоре в издательстве “Бослен” выходит наша книга “100 лет Персимфанса”. Чуть ли не впервые со времён Гутенберга будет напечатан текст от четырёх авторов о втором пришествии.

Отсутствие дирижёра – точно не главное наше отличие. В Персимфансе с удовольствием играют дирижеры. Можно сказать, что это ансамбль дирижеров и режиссеров – от каждого участника зависит и процесс, и результат. Наш подход к исполнению музыки интересен каждому, кто хоть немного интересуется искусством звука. Мы не доставляем привычные удовольствия – мы сами с удовольствием погружаемся в сердцевину музыки, разбираемся, как она устроена, что в ней особенного и замечательного. Когда мы репетируем, я чувствую себя как на уроке химии в школе – мы разбираем формулы, а потом делаем эксперимент. Каждая реакция – чудо! Это правда работает! Тот, кому интересно понять, как устроена музыка, как звук становится искусством, будет вместе с нами счастлив на концерте.

Фото https://www.facebook.com/persimfans

Мы прекрасно отдаем себе отчет, что музыка – это язык общения. О чем и с кем говорить на этом языке, используя партитуры лишь как повод рассказать историю, – это предмет постоянного поиска и переосмысления. Просветительские проекты – большая часть нашей работы. Встречи со слушателями, лекции, культурологичесие штудии важны не только для объяснения наших поступков и жестов, наших программ публике, но и помогают нам самим разобраться и осмыслить подоплеку музыкальной практики. С другой стороны, мы никогда не спрашиваем “чего изволите” с ласковой улыбкой опытного официанта. Удивительная смесь высокомерия и холуйства, столь часто отравляющая концерты “классической” музыки, нам глубоко чужда и противна. Уж точно мы не будем играть “только сегодня и только для вас уникальную программу из шедевров великих композиторов”. Мы очищаем отношения с музыкой от выспренности, штампов, придыхания и ложного пафоса. И – да, мы не раскланиваемся перед публикой. После исполнения 9-й Бетховена мы обнимались и пели караоке с залом.

Юбилейная программа в зале Чайковского пройдёт 13 февраля. В этот самый день в 1922 году в Колонном зале выступил Первый симфонический ансамбль. Играли “Героическую” Бетховена, в скрипичном концерте солировал проф. Цейтлин, основатель Персимфанса. Наша программа строится по географическому принципу – мы взяли по произведению от каждой страны, в которой в 1920-е по примеру и в подражание Персимфансу возник свой симфонический ансамбль (без дирижера). Также мы показываем пять разных ансамблей по составу. Лейпцигский Гевандхаус в 1920-е несколько сезонов давал концерты симфоническим ансамблем. Из Лейпцига, города Баха, в нашей программе Второй бранденбургский концерт. На этом материале мы показываем барочную инструментальную капеллу. К тому же, среди важнейших фигур Персимфанса 1920-х – трубач Михаил Табаков. Мы даем карт-бланш первому трубачу Персимфанса сегодняшнего – Константину Григорьеву. Варшавский симфонический ансамбль дал нам повод обратиться к знаковой для 20-го века партитуре: “Плач по жертвам Хиросимы” Пендерецкого – демонстрация универсальных возможностей струнной группы Персимфанса. “Ромео и Джульетта” Чайковского – привет Петросимфансу и романтическому оркестру XIX века. Здесь Персимфанс реконструирует коллективное рубато и специфические приемы игры позапрошлого уже века. Рапсодия Гершвина взята в честь American Symphony Ensemble, “клона” Персимфанса из Нью-Йорка. Ансамбль базировался и выступал в Карнеги-холле. Здесь Персимфанс перевоплощается в биг-бэнд. Наконец, партитура классика украинской музыки Мейтуса и основателя первого джаз-банда в СССР, – эксклюзивная репертуарная находка Персимфанса. Яркая индустриальная пьеса пролежала на полке 80 лет, была нами вновь открыта и триумфально исполнена в Германии и в России. На Украине в 1920-е работали Вторсимфанс и Укрсимфанс – в Харькове и Киеве. В симфонической картине изображена стройка плотины ДнепроГЭС.

Григорий КРОТЕНКО

«МО» № 3 (492, 493) 2022