События и персоны. Итоги 2020 года. Премия газеты «Музыкальное обозрение»

<strong>События и персоны.  Итоги 2020 года.  Премия газеты «Музыкальное обозрение»</strong>

«Музыкальное обозрение». Итоги 2020 года. События и персоны. Премия национальной газеты «Музыкальное обозрение». Спектакли. Фестивали. Книги. Исполнители. Композиторы. Музыковеды. Критики. Проекты. Премия существует с 1995.

События и персоны.
Итоги 2020 года.
Премия газеты «Музыкальное обозрение»

Персона — пианист
Михаил ПЛЕТНЕВ
Пианист, дирижер, композитор
Основатель, художественный руководитель и главный дирижер Российского национального оркестр
Оркестр, дирижер, концертмейстер
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер Валерий ГЕРГИЕВ
Директор-художественный руководитель Мариинского театра
Лоренц НАСТУРИКА-ГЕРШОВИЧИ — приглашенный концертмейстер
Симфонического оркестра Мариинского театра
Персона — директор
Наталия СИПОВСКАЯ
Директор Государственного института искусствознания
Персона — музыковед
Ляля КАНДАУРОВА
Музыкант, журналист, лектор
Персона музыковед
Дина КИРНАРСКАЯ
Музыковед, профессор, проректор РАМ имени Гнесиных
Композитор
Александр ВУСТИН (1943—2020)
Спектакль – Опера
Николай Римский-Корсаков
«Садко»
Государственный академический Большой театр России
Историческая сцена
Дирижер Тимур ЗАНГИЕВ
Режиссер и сценограф Дмитрий ЧЕРНЯКОВ
Художник по костюмам Елена ЗАЙЦЕВА
Художник по свету Глеб ФИЛЬШТИНСКИЙ
Главный хормейстер Валерий БОРИСОВ
Премьера 14 февраля 2020
Спектакль – Опера
Филип Гласс
«Les Enfants Terribles / Жестокие дети»
Московский государственный академический
Детский музыкальный театр имени Н.И. Сац
Малая сцена
Музыкальный руководитель и дирижер Алевтина ИОФФЕ
Режиссер Георгий ИСААКЯН
Художник-сценограф Ксения ПЕРЕТРУХИНА
Художник по костюмам Алексей ЛОБАНОВ
Художник по свету Евгений ГАНЗБУРГ
Дирижер Сергей МИХЕЕВ
Российская премьера 12 марта 2020
Спектакль – Опера
Жорж Бизе
«Искатели жемчуга»
Государственный академический Большой театр России
Камерная сцена им. Б.А. Покровского
Дирижер Алексей ВЕРЕЩАГИН
Режиссер и сценограф Владиславс НАСТАВШЕВС
Художник по костюмам Елисей КОСЦОВ
Художник по свету Антон СТИХИН
Хормейстеры Александр РЫБНОВ, Павел СУЧКОВ
Премьера 10 декабря 2020
Проект — Оркестр
Российский национальный молодежный симфонический оркестр — Симфоническая академия
Куратор — Московская филармония
при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства культуры РФ в рамках национального проекта «Культура»
Проект — Оркестр
Первый симфонический ансамбль
«Персимфанс»
Фестиваль
VII Международный фестиваль актуальной музыки
«Другое пространство» (17—21 ноября 2020)
Художественный руководитель — Владимир ЮРОВСКИЙ
Московская государственная академическая филармония
Проект
«Домашний сезон»
Московской государственной академической филармонии
Трансляции из Концертного зала им. П.И. Чайковского
(20—29 марта прямые трансляции, с 30 марта по 18 июня — записи из фондов МГАФ)
Жизнь в музыке
Инна БАРСОВА
Музыковед, профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, заслуженный деятель искусств РФ

Персона — музыкант

Михаил ПЛЕТНЕВ
Пианист, дирижер, композитор
Основатель, художественный руководитель и главный дирижер Российского национального оркестра

Михаил Плетнев не одно десятилетие — на Олимпе мирового исполнительского искусства. В одном ряду с ним — Григорий Соколов, Евгений Кисин, Даниэль Баренбойм, Андраш Шифф…

Немногословный эксцентрик, Плетнев предпочитает не говорить о музыке, а создавать ее. Те глубины, в которые он погружается в своих интерпретациях, те горизонты, которые открывает Плетнев — поражают воображение.

Оркестр, дирижер, концертмейстер

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер Валерий ГЕРГИЕВ

Директор-художественный руководитель Мариинского театра
Лоренц НАСТУРИКА-ГЕРШОВИЧИ — приглашенный концертмейстер Симфонического оркестра Мариинского театра

Фото https://www.mariinsky.ru/
Фото https://www.mariinsky.ru/

Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева давно уже стал явлением не только театральной, но и оркестровой жизни. В последние годы график коллектива был настолько плотным, что музыканты зачастую представали перед публикой опустошенными, особенно в конце Пасхального марафона. Осенне-зимние выступления в Москве — фестиваль В. Гергиева в «Зарядье» и «Летучая мышь» в КЗЧ — показали, что коллектив в прекрасной форме и остается безусловным флагманом российских оркестров. Есть в этом и заслуга приглашенного концертмейстера Лоренца Настурика-Гершовичи, «арендованного» В. Гергиевым у Мюнхенского филармонического оркестра. В его лице Мариинский оркестр обрел харизматичного лидера, чья роль сравнима с ролью Месси или Роналду в их командах: качество игры взлетает до космических высот, результаты впечатляют.

Персона — директор

Наталия СИПОВСКАЯ
Директор Государственного института искусствознания

Фото http://sias.ru/

Год назад Государственный институт искусствознания в очередной раз испытал давление чиновников. На этот раз коллектив отстоял своего руководителя. С 2013 г. директором ГИИ является Наталья Сиповская — известный ученый, специалист в области русского фарфора, доктор искусствоведения. Все эти годы ГИИ уверенно развивается, а то, что происходит в музыкальной деятельности, можно назвать прорывом. Стартовали проекты ПСС П.И. Чайковского (в 2015), М.П. Мусоргского (в 2020), готовится Летопись жизни и творчества С.В. Рахманинова. Регулярно выходят музыкальные монографии, сборники статей, материалы лекций и дискуссий. Проводятся концерты, в т.ч. цикл лекций-концертов «Сюита зеркал» совместно с музеем AZ. Проходят конференции, круглые столы, семинары по различным направлениям музыкального искусства.

Персона — музыковед

Ляля КАНДАУРОВА
Музыкант, журналист, лектор

Слово о музыке для широкой публики сегодня обрело формат, которого раньше не было и не хватало: популярных лекций от профессиональных музыкантов. Пропасть между широким кругом любителей музыки и научным сообществом существовала всегда, а те, кто пытался привлечь неофитов, как правило, не были оснащены серьезным музыкальным образованием и знанием. Появление на этом поле, на ниве популяризации академической музыки таких игроков, как Дина Кирнарская  и Ляля Кандаурова, чрезвычайно важно.

Персона — музыковед

Дина КИРНАРСКАЯ
Музыковед, профессор, проректор РАМ имени Гнесиных

Фото https://www.culture.ru/

Слово о музыке для широкой публики сегодня обрело формат, которого раньше не было и не хватало: популярных лекций от профессиональных музыкантов. Пропасть между широким кругом любителей музыки и научным сообществом существовала всегда, а те, кто пытался привлечь неофитов, как правило, не были оснащены серьезным музыкальным образованием и знанием. Появление на этом поле, на ниве популяризации академической музыки таких игроков, как Дина Кирнарская  и Ляля Кандаурова, чрезвычайно важно.

Композитор

Александр ВУСТИН (1943—2020)

Фото из личного архива семьи Александра Вустина

Творческий взлет Александра Вустина (1943–2020) пришелся на последние пять лет его жизни. По инициативе Владимира Юровского Вустин стал композитором-резидентом Госоркестра им. Светланова, который исполнил мировые премьеры нескольких его сочинений. А в 2019 Юровский продирижировал премьерой оперы «Влюбленный дьявол» в МАМТе. В 2020 году Вустин был удостоен «Золотой маски» в номинации «Работа композитора в музыкальном театре». Увы, посмертно. Композитор ушел из жизни на взлете: коронавирус оказался сильнее…

12 октября в Камерном зале МГАФ должен был состояться концерт совместного абонемента газеты «Музыкальное обозрение» и Московской филармонии «Персона – композитор» с участием Александра Вустина. Концерт прошел уже в память о нем.

Спектакль — Опера

Николай Римский-Корсаков
«Садко»
Государственный академический Большой театр России
Историческая сцена
Дирижер Тимур ЗАНГИЕВ
Режиссер и сценограф Дмитрий ЧЕРНЯКОВ
Художник по костюмам Елена ЗАЙЦЕВА
Художник по свету Глеб ФИЛЬШТИНСКИЙ
Главный хормейстер Валерий БОРИСОВ
Премьера 14 февраля 2020

Сцена из спектакля «Садко». ГАБТ, Режисер Дмитрий Черняков. Фото Дамир Юсупов

Представляется, что любой спектакль, поставленный в России Дмитрием Черняковым, априори признается спектаклем года. Так случилось и с «Садко», которого Черняков поставил в феврале в Большом театре.

«“Садко” решен фирменным черняковским приемом: его герои — наши современники, играющие в ролевую игру, расклады которой задает оперная партитура  <…> Роли персонажей былин примеряют на себя клиенты “Парка исполнения желаний” — тематического заведения, моделирующего в масштабных павильонах то лубочный Новгород и Ильмень-озеро, то фантасмагорическое Подводное царство. Для оформления Черняков взял эскизы самых знаковых художников, в свое время работавших над постановками “Садко”: от Васнецова и Билибина до Рериха» («МО», 2020, № 5).

Спектакль – Опера

Филип Гласс
«Les Enfants Terribles / Жестокие дети»
Московский государственный академический
Детский музыкальный театр имени Н.И. Сац
Малая сцена
Музыкальный руководитель и дирижер Алевтина ИОФФЕ
Режиссер Георгий ИСААКЯН
Художник-сценограф Ксения ПЕРЕТРУХИНА
Художник по костюмам Алексей ЛОБАНОВ
Художник по свету Евгений ГАНЗБУРГ
Дирижер Сергей МИХЕЕВ
Российская премьера 12 марта 2020

Фото https://teatr-sats.ru/

12 марта 2020 года, в день, когда из-за коронавируса разом закрылись большинство европейских и американских театров, Георгий Исаакян представил на малой сцене Детского музыкального театра имени Наталии Сац премьеру оперы про добровольную самоизоляцию: «Жестокие игры» Филипа Гласса по мотивам романа Жана Кокто «Les Enfants Terribles».

«Этот спектакль — о том, как жестока бывает любовь, неспособная отпустить на свободу свой объект; о том, что невинность не коррелирует с отсутствием плотского; о том, что играя другими, можно очень скверно доиграться»  («МО», 2020, № 5).

Спектакль — Опера

Жорж Бизе
«Искатели жемчуга»
Государственный академический Большой театр России
Камерная сцена им. Б.А. Покровского
Дирижер Алексей ВЕРЕЩАГИН
Режиссер и сценограф Владиславс НАСТАВШЕВС
Художник по костюмам Елисей КОСЦОВ
Художник по свету Антон СТИХИН
Хормейстеры Александр РЫБНОВ, Павел СУЧКОВ
Премьера 10 декабря 2020

Фото Фото Павел Рычков / Большой театр

«Искатели жемчуга» — четвертая премьера Камерной сцены Большого театра  — бывшего Камерного театра имени Б.А. Покровского, который в 2018 вошел в состав  ГАБТ. Сцена начала жить новой жизнью. «Искатели жемчуга» — не лучшая опера в наследии Бизе, однако постановочной бригаде (дирижер Алексей Верещагин, режиссер и сценограф  Владиславс Наставшевс) и всем исполнителям удалось создать спектакль, благодаря которому обрела новое, высокое звучание не самая выдающаяся музыка, а ограниченное сценическое пространство (которому вскоре, вероятно, предстоит  реконструкция) наполнилось воздухом перспективы.

Проект — Оркестр

Российский национальный молодежный симфонический оркестр — Симфоническая академия
Куратор — Московская филармония
при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства культуры РФ в рамках национального проекта «Культура»

Фото https://meloman.ru/

Российский национальный молодежный симфонический оркестр — Симфоническая академия, созданный в 2018 году при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства культуры РФ в рамках национального проекта «Культура» и кураторстве Московской филармонии. РНСМО стал, по сути, вторым оркестром МГАФ, имеет персональные абонементы.

За два сезона РНСМО провел 78 концертов в 20 городах России.

В числе дирижеров-наставников, выступающих с оркестром и проводящих мастер-классы — В. Гергиев, Ш. Дютуа, А. Лазарев, В. Петренко, Ю. Рахлин, В. Синайский, А. Сладковский, Ж.-К. Спинози, В. Федосеев, Т. Цетмайр, П. Цукерман, М. Юровский.

Идея создания молодежного симфонического оркестра не нова, и в России XXI века то и дело возникают подобные проекты: в Волгограде, Воронеже, Казани, Поволжье, Сибири, молодежный оркестр СНГ, юношеский — Башмета…

Пожалуй, лишь два коллектива смогли обрести достойное качество: Уральский  молодежный симфонический оркестр (Свердловской филармонии) и Российский национальный молодежный симфонический оркестр.

Проект — Оркестр

Первый симфонический ансамбль
«Персимфанс»

Персимфанс — команда превосходных исполнителей, высококлассных музыкантов, собрание вольных, свободно мыслящих людей. Горизонтальное сообщество на фоне все более укрепляющейся вертикали — что во власти, что в культуре. Все они — востребованные солисты и ансамблисты, инициаторы и участники самых резонансных проектов.

Правление

Петр Айду
Идеолог, председатель правления

Григорий Кротенко
Комиссар, секретарь правления

Ярослав Шварцштейн
Заведующий ИЗОчастью

Рафаэль Шварцштейн
Комиссар по международным делам

Оксана Сидягина
Комиссар по соцсетям

Константин Дудаков-Кашуро
Библиотекарь, заведующий отделом теории

Марина Катаржнова
Ведущий специалист (струнные)

Евгений Субботин
Ведущий специалист (струнные)

Ася Соршнева
Ведущий специалист (струнные)

Ольга Демина
Ведущий специалист (струнные)

Евгений Бархатов
Ведущий специалист (духовые)

Дмитрий Щелкин
Ведущий специалист (ударные)

СКРИПКИ

Бабинкова Полина
Баскова Варвара
Бородин Дмитрий
Брем Роберт
Гаспарян Ашот
Катаржнова Марина
Коган Даниил
Майборода Александр
Нанаян Наринэ
Нурлыбек Абылай
Песин Владислав
Петрунина Анастасия
Поршнева Татьяна
Притчин Айлен
Путникова Елена
Рамазанова Светлана
Рухадзе Андрей
Соршнева Ася
Спиридонова Дарья
Субботин Евгений
Стрельникова Дарья
Федякова Татьяна
Хохлов Глеб
Чепижная Ирина
Чепижная Ольга
Чиркунов Вячеслав

АЛЬТЫ
Бакулина Анастасия
Дубов Сергей
Журавлёва Анна
Петрова Алина
Полтавский Сергей
Серов Лев
Сопова Ирина
Сидоров Никита
Тищенко Сергей
Усов Андрей
Усов Дмитрий
Филиппенко Дарья
Хабаров Константин

ВИОЛОНЧЕЛИ
Березин Андрей
Бобович Игорь
Гор Наталья
Дёмина Ольга
Землеруб Фёдор
Калмыкова Татьяна
Кондрашин Пётр
Румянцев Евгений
Худяков Степан

КОНТРАБАСЫ
Бакулин Леонид
Беликов Владимир
Богомаз Александр
Виноградов Антон
Воробьёв Алексей
Жукова Тамара
Корниенко Сергей
Кротенко Григорий
Крылов Антон
Оганесян Гурген

ФЛЕЙТЫ
Бушуев Иван
Вязовская Зоя
Ефимов Константин
Игрунов Сергей
Федотова Мария

ГОБОИ
Беспалова Екатерина
Зисман Владимир
Освер Денис
Сурков Леонид
Томилова Ольга

КЛАРНЕТЫ
Бархатов Евгений
Мойсеенко Антон
Прищепа Антон

ФАГОТЫ
Батракова Анастасия
Бысова Ирина
Кострыкин Ярослав
Шиленков Михаил

ВАЛТОРНЫ
Арапов Александр
Ревин Марк
Семёнов Максим
Слёзкин Тимофей

ТРУБЫ
Григорьев Константин
Каменев Николай
Шварцштейн Ярослав

ТРОМБОНЫ
Оленев Михаил
Полозов Александр
Принцев Андриан

УДАРНЫЕ
Айду Пётр
Власик Дмитрий
Михалевский Антон
Орлов Алексей
Петрунин Денис
Щёлкин Дмитрий

АРФА
Парамонова Светлана
Сафиханова Лилиана
Сидягина Оксана

КЛАВИШНЫЕ
Айду Пётр
Алмазова Вера
Амиров Федор
Генюшас Лукас
Дубов Михаил
Карманов Павел
Коренева Александра
Фаворин Юрий

Фестиваль

VII Международный фестиваль актуальной музыки
«Другое пространство» (17—21 ноября 2020)
Художественный руководитель — Владимир ЮРОВСКИЙ
Московская государственная академическая филармония

«Другое пространство» — сегодня единственный в России фестиваль современной музыки, стилистически выходящий за рамки общего потока филармонического репертуара, основанного на европейской классике XVIII – первой половины XX вв., по сути, на эстетике позапрошлого столетия. «Пространство», находящееся за гранью этой эстетики и отрицающее ее. В этом — особенность и ценность фестиваля. А еще в том, что только на нем, тем более в пандемию, можно было услышать Ensemble intercontemporain, один из лучших в мире ансамблей современной музыки, основанный Пьером Булезом. И хотя бы только ради одного концерта этого выдающегося коллектива стоило проводить нынешнее «Другое пространство».

Проект

«Домашний сезон»
Московской государственной академической филармонии
Трансляции из Концертного зала им. П.И. Чайковского
(20—29 марта прямые трансляции, с 30 марта по 18 июня — записи из фондов МГАФ)

С установлением карантина все — театры, оркестры, ансамбли, солисты — ринулись в борьбу за слушателей в онлайн-формате. Количество трансляций превзошло все мыслимые пределы. Но первой на этот путь вступила Московская филармония, которая организовала на своем сайте «Домашний сезон» — трансляции концертов в реальном времени из Зала им. Чайковского. Это была попытка сохранить антураж живого концерта: фраки, цветы после выступления, бисы… только без публики. Гулкий стук каблуков исполнителей в пустом зале и вынос букетов лишь усугубляли драматизм ситуации. Но при всем драматизме и даже трагизме происходящего, оно воспринималась как луч надежды.

Жизнь в музыке

Инна БАРСОВА
Музыковед, профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, заслуженный деятель искусств РФ

Даже если бы Инна Алексеевна Барсова написала только одну книгу «Симфонии Густава Малера», она бы осталась в истории отечественного музыкознания. Барсова фактически заново открыла Малера в нашей стране, после полувекового негласного запрета. Она же заново открыла и творчество Александра Мосолова, умершего в забвении. Внесла большой вклад в изучение творчества Вагнера, Хиндемита, советских композиторов, многие другие направления музыкальной науки. Огромное значение имеют ее труды в области оркестра и инструментоведения.

За 66 лет работы Барсовой в Московской консерватории в ее классе по инструментовке и истории музыки обучались более 500 студентов.

И.А. Барсова прожила великую жизнь в искусстве. И эта жизнь продолжается!