«Симфопоросль»

Поручение Президента — создать Российский национальный молодежный симфонический оркестр — выполнено
«Симфопоросль»
Выступление НМСО в Концертном зале им. Чайковского, 7 февраля 2019. Новый просветительский проект Московской филармонии «Язык музыки». Авторы и ведущие — Ярослав Тимофеев и Мария Холкина. За дирижёрским пультом - Даниил Райскин

Молодежных и юношеских оркестров в мире и в России много. Есть постоянные и временные, симфонические и камерные, пользующиеся мощной финансовой поддержкой и независимые, стандартные и необычные…

В мире

Например, старейший юношеский оркестр Европы — Молодежный оркестр Уэльса, существующий с 1946, или Молодежный оркестр Густава Малера, основанный в 1986 Клаудио Аббадо. Молодежный оркестр Евросоюза, которым руководит Василий Петренко, или Таиландский молодежный оркестр, играющий музыку своего короля.

В конце ХХ века Даниэль Баренбойм вместе с литературным критиком-палестинцем Эдвардом Саидом создали оркестр «Западно-восточный диван» (названный по сборнику стихов И.В. Гете), в котором объединились юные музыканты — евреи и арабы, израильтяне и палестинцы. Первоначально это был чисто политический проект, попытка примирить врагов с помощью музыки. Искусство Д. Баренбойма принесло выдающиеся плоды: мастерство «Дивана» признано во всем мире, в том числе и в России, где оркестр гастролировал в 2009.

Вероятно, самый известный пример — Венесуэльский молодежный симфонический оркестр имени Симона Боливара (с 2010 имени Тересы Карреньо). Он — часть проекта El Sistema, основанного в 1978 музыкантом, экономистом и педагогом Хосе Антонио Абреу. El Sistema («Национальная система детских и юношеских оркестров») включает почти 300 оркестров для детей и юношества, начиная от дошкольников и заканчивая профессиональными коллективами. Возраст участников — от 4 до 26 лет, 75 процентов этих детей и молодых людей — выходцы из семей, живущих за чертой бедности.

В оркестре играет более чем 200 музыкантов от 12 до 26 лет. Оркестром дирижировали З. мета, С. Рэттл, К. Аббадо. Почти 20 лет его возглавляет Г. Дудамель.  О масштабах этого «монстра» могла судить и московская публика весной 2010.

Некогда этот проект патронировал Уго Чавес. Но продолжает ли Молодежный оркестр быть столь же массовым и успешным проектом после смерти Чавеса (в 2013) и Абреу (в 2018), тем более в ситуации политической нестабильности, которая длится уже много лет — неизвестно.

В России

В XXI веке мода на молодежные оркестры  достигла России. Первой ласточкой стал Молодежный симфонический оркестр Поволжья, созданный в 2002. Были попытки и в других регионах.

В 2006 в Екатеринбурге создан самый главный, самый качественный, продуманный, взвешенный проект — Уральский молодежный симфонический оркестр. Идея его создания, как и многие другие революционные для российской филармонической жизни идеи (подхваченные, а часто перехваченные коллегами), принадлежит директору Свердловской филармонии А. Колотурскому. Оркестр, основанный в 2006, встроен в систему филармонии как равноправный коллектив; коллектив высочайшего исполнительского качества, имеющий яркий творческий облик, участник всех фестивалей и проектов СГАФ, хорошо известный и востребованный в России и за рубежом. УМСО своими концертами и абонементами фактически заполняет те ниши, которые просто не успевает заполнять главный оркестр филармонии — Уральский филармонический: например, абонементы для детей и молодежи.

Конечно, такому коллективу нужен опытный и требовательный наставник, в качестве которого был выбран Энхэ: превосходный музыкант и жесткий, требовательный педагог. Выдающуюся роль в становлении оркестра сыграл его главный приглашенный дирижер А. Рудин. УМСО — постоянно действующий оркестр-академия, выпускники которой играют в оркестрах Екатеринбурга, Москвы, других городов.

В начале 2010-х начали свою деятельность оркестры в регионах: Санкт-Петербурге, Татарстане, Башкортостане и других (чаще, как ни странно, поволжских).

«На все руки Башмет»

В 2012 инициативу в свои руки взял Ю. Башмет. Под его имя и под его патронатом, по идее и при активнейшем участии его ближайшего помощника, талантливого менеджера Д. Гринченко, был организован Всероссийский юношеский симфонический оркестр, собранный из совсем молодых музыкантов: в основном школьников и учащихся колледжей. Оркестр получил широчайшую рекламу:  пресс-конференции, полные почти шекспировских страстей телерепортажи с отборочных прослушиваний, трансляции концертов. Оркестр создан на грант Министерства культуры РФ, одновременно в разных и регионах были созданы Образовательные центры Ю. Башмета. ВЮСО регулярно гастролирует: последний по времени концерт был 11 февраля в Берлине, он  также получил мощный пиар.

С международным участием

В 2009 образован Молодежный симфонический оркестр СНГ, которым дирижировали Ф. Мансуров, М. Горенштейн, Ю. Симонов, В Спиваков (судя по неработающему сайту и полному отсутствию информации, оркестр прекратил свое существование).

Также как в большей степени политический проект можно рассматривать Молодежный белорусско-российский симфонический оркестр появился в 2008. Его участниками за 10 лет были учащиеся московской ЦМШ и Республиканского колледжа при Белорусской государственной академии музыки, Московской консерватории и БГАМ. Оркестр выступал  в России, Беларуси, Великобритании, Германии, Италии, Чехии, Литве.

Коллектив был впервые собран в 2008 году по инициативе Постоянного Комитета Союзного государства и Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Ежегодные гастроли оркестра организовываются министерствами культуры двух стран. По традиции руководство оркестром осуществляют два дирижера — российский и белорусский. От России в проекте постоянно работает Вяч. Валеев. От Белоруссии — разные маэстро.

Особенность всех этих коллективов — сессионный метод работы. Юные музыканты, отобранные дирижерами и концертмейстерами оркестров, композиторами, менеджерами, собираются, как правило, два раза в год на сессии (зимние или летние После чего разъезжаются до следующей встречи.

Под контролем Президента

Казалось бы, что еще нужно? Но вот к вопросу подключили президента. Одним из пунктов нового «майского указа» «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» стал следующий:

  1. Правительству Российской Федерации при разработке национальной программы в сфере культуры обратить особое внимание на необходимость: <…>

г) продвижения талантливой молодежи в сфере музыкального искусства, в том числе посредством создания национального молодежного симфонического оркестра.

Идея возникла не случайно. В 2016 «МО» опубликовало интервью В. Петренко, в котором были важные рассуждения о Молодежном оркестре Евросоюза и о роли молодежных оркестров вообще. Эта информация привлекла внимание и вызвала некоторое ревностное отношение, в частности, со стороны Ю. Башмета. Вероятно, она стала и стимулом для дальнейшего движения в этом направлении. В игру вступила Московская филармония,  получившая большой президентский грант на создание Молодежного оркестра.

Первый состав оркестра набран по результатам Всероссийского конкурса оркестровых исполнителей, проведенного Московской филармонией летом 2018. В конкурсе приняли участие более 360 молодых музыкантов. Те из них, кто не прошел отбор, но получил рекомендацию членов жюри, вошли в стажерскую группу РНМСО. По уставу в оркестре работают музыканты от 22 до 28 лет. Это  старшекурсники, которые должны сочетать работу и учебу в своих вузах.

Между прочим, премии за победу на конкурсе в оркестр были немаленькими: премии: 200 тыс. руб. за первое место, 150 тысяч за второе и 100 — за третье.

Как это работает

О том, что такое РНМСО, рассказал его арт-директор Илья Репенак:

«Это штатная единица Московской филармонии, которая создается при поддержке Фонда президентских грантов. База оркестра — в Филармонии-2, это наш дом. Мы хотим стать лучшим молодежным оркестром в мире, и у нас для этого есть всё.

Есть шикарная база, большой репетиционный зал, классы для занятий, репетитории для групповых занятий, даже специальная комната со шкафчиками для хранения инструментов и одежды.

Мы закупаем инструменты и стараемся собрать лучших молодых музыкантов. С оркестром будут работать крупнейшие дирижеры из разных стран, концертмейстеры и солисты лучших оркестров мира. Мы заказываем в издательстве Schott Music сборники оркестровых трудностей с примерами и комментариями.

<…> На сегодняшний день мы планируем взять в штат 100 артистов оркестра, плюс будет стажерская группа. Туда приглашаются ребята, которые на конкурсе не набрали достаточно баллов, но получили рекомендацию.

<…> Мы приглашаем студентов старше третьего курса. Образование необходимо, и понятно, что придется находить компромиссы.

<…> [Проект делает] команда Московской филармонии во главе с Алексеем Алексеевичем Шалашовым. Мы живем этим проектом. Это мечта, которая реализовалась. И мы очень надеемся, что ребята также будут гореть идеей, что мы сможем собрать команду, где музыканты до 30 лет получат бесценный опыт.

Надеюсь, оркестр как-то поможет решить и проблему оттока кадров за рубеж; с моего курса в России осталось несколько человек, все остальные уехали. И очень радостно, что люди готовы возвращаться на тех условиях, которые мы предлагаем.

Оркестр будет функционировать как обычный симфонический коллектив с учетом того, что больше времени будет уделяться репетиционному и образовательному процессам. Будут концерты в Филармонии-2, в Концертном зале имени Чайковского, гастроли. В общем, обычный концертный сезон обычного симфонического оркестра, просто у наших музыкантов будут ярче гореть глаза.

<…> Мы на берегу договариваемся, что наш оркестр — основное место работы. И будем прощаться с такими людьми — пусть болезненно, но быстро. Потому что мы вкладываем в ребят всю душу… большие средства, но душа здесь на первом месте, потому что много людей работает днем и ночью для того, чтобы этот проект жил. И мы рассчитываем на взаимность».

Госпроект

Очевидно, что идея создания Национального молодежного симфонического оркестра определенно попадает в число государственных культурных приоритетов с политической и идеологической подоплекой: наряду с хоровым обществом, тысячеголосными детскими сводными хорами, духовым обществом.

Не случайно государственный статус РНМСО был определен с самого начала его существования. Был показан сюжет по Первому каналу ТВ. Официальная презентация коллектива прошла на закрытии VII Санкт-Петербургского культурного форума под управлением В. Гергиева (в присутствии О. Голодец и В. Мединского). РНМСО участвовал в концерте в Государственном Кремлевском дворце к 25-летию Конституции РФ в присутствии В. Путина, в исполнении Реквиема Верди (на русском языке) в день 75-летия снятия блокады Ленинграда с Капеллой им. Юрлова под управлением В. Федосеева.

Оркестр дает регулярные концерты в залах Москвы, участвует в новых проектах МГАФ для молодежи («Мама, я меломан!», «Язык музыки»). Правда, полноценных программ в афише пока мало, все больше миниатюры и части симфоний.

Новоиспеченный коллектив уже успел провести всероссийские гастроли (Нижний Новгород, Омск, Томск, Кемерово), концерты в вузах (Московский и Санкт-Петербургский университеты, ВГИК) и даже выступить на Старый новый год в «Крокус Сити холле» с Д. Мацуевым.

Первое выступление РНМСО в Концертном зале имени П. И. Чайковского, 27 ноября 2018

РНМСО изнутри

Как отмечается в статье об  оркестре на сайте МГАФ, оркестр действует на постоянной основе и сочетает в творчестве и работе российские музыкальные традиции и мировой опыт и решает сразу три принципиальные задачи — художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов.

Оркестр одновременно стабилен и мобилен, он действует как концертный коллектив и первая в стране симфоническая академия. С молодыми музыкантами РНМСО выступают и занимаются дирижеры мирового уровня (Валерий Гергиев, Василий Петренко, Михаил Юровский, Александр Лазарев), концертмейстеры оркестров России и Европы (в том числе, в сезоне 2018/19 — оркестра Консертгебау), специалисты по ансамблевому мастерству и оркестровым трудностям (по учебной литературе издательства Schott Music), историческим исполнительским стилям (в 2019 над французским репертуаром с оркестром работает известный аутентист Жан-Кристоф Спинози). Таким образом, РНМСО становится оркестром, придерживающимся мировых стандартов, — универсальным симфоническим коллективом, свободно ориентирующимся в стилистическом разнообразии музыки, владеющим широким репертуаром и разделяющим с публикой свободу и профессионализм ансамблевой игры, кругозора и творчества» (www.meloman.ru).

Концертами оркестра уже дирижировали Д. Ботинис, А. Рубин, Д. Райскин (он также провел мастер-классы).

У оркестра есть сайт https://www.rnmso.ru/, но информации на нем пока немного. Зато в соцсетях оркестр «светится» основательно. Ведущие концертов музыковед Ярослав Тимофеев и медиаменеджер Мария Холкина, хоть и старше оркестрантов, своим фирменным «прикидом» — майками с портретами великих композиторов, яркими костюмами и кроссовками — придают зрелищу дополнительный «молодежный» антураж. По их мнению, так и нужно завлекать публику нового поколения: ровесников музыкантов и тех, что помоложе.

Что дальше?

В РНМСО отбираются все-таки уже взрослые люди, которым пора переходить к обычной жизни оркестрового музыканта. Как правило, старшекурсники так и поступают, совмещая учебу с работой и устраиваясь в тот или иной коллектив всерьез и надолго.

Что же касается музыкантов РНМСО — тех же старшекурсников, то они попадают как бы в промежуточное положение: с одной стороны — студенты, с другой — оркестранты, с третьей — стажеры. С точки зрения житейской, ситуация несколько неустойчивая. Раньше или позже (через 3, 5, 8 лет) они и должны будут уступить свои места следующему поколению. Смогут ли устроиться в лучшие столичные оркестры? Ведь там-то места уже заняты, в том числе и теми их ровесниками, кто поступает в эти оркестры, минуя молодежный.

Но не исключен и вариант, при котором нынешний молодежный оркестр через несколько лет просто поменяет статус и станет вторым симфоническим оркестром Московской филармонии. А учитывая, что на следующий сезон у коллектива запланировано четыре персональных филармонических абонемента плюс участие еще в нескольких филармонических циклах (всего 25 концертов), это практически уже происходит.

Для сравнения: у АСО — три абонемента.

(В связи с этим стоит напомнить, что в МГАФ в 90-е годы уже был второй коллектив — Государственный симфонический оркестр, которым руководил Владимир Понькин, ранее это был Государственный малый симфонический оркестр при «Союзконцерте»).

А для следующего поколения молодых музыкантов будет создан еще один молодежный оркестр.

Такое развитие событий вполне возможно представить.

МО

Опубликовано МО № 1 (441, 442) 2019