Проекты Государственного института искусствознания по направлению «Музыка» 2019—2020 гг

Проекты Государственного института искусствознания по направлению «Музыка» 2019—2020 гг

Титульные проекты

Полное академическое собрание сочинений М.П. Мусорского:

Мусоргский М.П. Полное академическое собрание сочинений. Т. 1: Борис Годунов. Клавир. Ч. 1. М., 2020.
Мусоргский М.П.Полное академическое собрание сочинений. Т. 1: Борис Годунов. Клавир. Ч. 2. М., 2020.
Презентация – 3 ноября 2020, Большой театр

Академическое полное академическое собрание сочинений П.И. Чайковского:

П.И. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром, соч. 35. Партитура / Отв. ред. А.Г. Айнбиндер. Челябинск: MPI, 2019. (АПСС П.И. Чайковского) ISMN 979-0-9003295-7-8

П.И. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром, соч. 35. Переложение для скрипки и фортепиано / Отв. ред. А.Г. Айнбиндер. Челябинск: MPI, 2019. (АПСС П.И. Чайковского) ISMN 979-0-9003295-7-8

Также в рамках проекта в 2020 г.:

Запущена электронная энциклопедия «Чайковский» (ресурс на новом сайте ГИИ) Электронная энциклопедия «Петр Ильич Чайковский»

Вышел в свет:

П.И. Чайковский: забытое и новое: Альманах. Вып. 4 / Отв. ред.  Айнбиндер А.Г. Клин, 2020.

«Сюита зеркал» — музыка послевоенного авангарда
Совместный проект ГИИ, Музея Анатолия Зверева (Музей AZ).

Программа концертов, лекций семинаров в рамках программы в рамках исследовательской программы «Советское неофициальное искусство 1950-х–1980-х годов».

Концерты: София Губайдулина24.01.2019

Открытая дискуссия: «Музыка шестидесятых: 60 лет спустя». Открытая дискуссия в рамках исследовательской программы. Совместный проект ГИИ, Музея Анатолия Зверева (Музей AZ) и портала Stravinsky.online с участием музыковедов, композиторов, исполнителей, деятелей культуры разных поколений (отв. С.И. Савенко).

Материалы лекций и дискуссий изданы в сборнике: «Я могу говорить: Кино и музыка оттепели» / Ред.-сост. З. Кошелева. М.: Музей AZ, 2020. 360 с.: ил. ISBN 978-5-6042659-4-9

Конференции 2020

Международная научная конференция «Музыковедческий форум 2020» Организаторы: РАМ им. Гнесиных и ГИИ. 19–21 октября 2020.

Тематические блоки: «Н.К. Метнер: взгляд из XXI века» (к 140-летию со дня рождения композитора)», «Симфония и симфонисты: прошлое и настоящее (к 250-летию со дня рождения Л. ван Бетховена и 160-летию со дня рождения Г. Малера)», «Мода как фактор музыкально-исторического процесса». Очно-заочный формат.

В конференции приняли участие 43 исследователя из разных городов России (Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Петрозаводска, Екатеринбурга, Уфы, Красноярска, Саратова, Краснодара) и Украины (два доклада профессора из Киевской консерватории Е.С. Зинькевич). Среди онлайн-слушателей конференции были музыковеды из Германии (в частности, известный исследователь творчества Н.К. Метнера Кристоф Фламм).

 

Международная научно-практическая конференция «Рок-музыка в контексте современной культуры»

Организатор: ГИИ. 19–20 ноября 2020. Онлайн-формат (ZOOM).

В конференции приняли участие 37 докладчиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, ученые из Японии, Польши и Украины.

Конференция сопровождалась двумя онлайн-концертами российских рок-музыкантов и джазового музыканта из Польши.

 

Международная научная конференция «Опера в современном музыкальном театре: история и современность»: к 75-летию Российской академии музыки им. Гнесиных и Государственного института искусствознания, к Году театра в России.

Организаторы: РАМ им. Гнесиных и ГИИ. 11–15 ноября 2019.

На конференции рассматривался широкий спектр вопросов:

Опера как синтетический жанр;
Старинная опера: жанры, стиль, культурный контекст;
Музыкальный театр XIX века: общее и особенное;
Национальные оперные школы – «свое» и «чужое»;
Отечественная опера: диалоги и пересечения; Оперное наследие Н.А. Римского-Корсакова (к 175-летию со дня рождения);
Опера в социокультурном контексте;
Либретто и литературные источники: от dramma per musica к литературной опере; Декорационное искусство и сценография;
Музыка и драматический театр;
Оперная классика XX века; Новейшие тенденции в музыкальном театре XXI века;
Певец в опере: вопросы исполнительской интерпретации;
Опера в руках режиссера.

 

Международная научно-практическая конференция «Российско-британский культурный диалог: русская музыка в Великобритании — британская музыка в России».

Организаторы: ГИИ, Университет Центрального Ланкашира (Престон, Великобритания) при содействии Министерства культуры РФ, Фонда «Искусствознание: наука, опыт, просвещение». ГИИ — 10–11 октября 2019 г., Университет Ланкашира — 6–7 ноября 2019 г.

В центре внимания участников — культурное наследие обеих стран с точки зрения их культурного диалога и духовного общения, осмысление творческих взаимосвязей и взаимовлияния России и Великобритании в области музыки и ее взаимодействия с другими видами искусств, введение в научный оборот ранее неизвестных фактов и материалов из истории российско-британского культурного диалога, новая оценка его результатов.

 

Вторая научная конференция с международным участием «Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования».

Организаторы: ГИИ, Московская консерватория (кафедра теории музыки), 18–19 ноября 2019 г.

В конференции приняли участие 20 докладчиков, в том числе 1 сотрудник ГИИ и 3 зарубежных музыковеда из Германии и Украины.

Форум продемонстрировал широкое развитие данной исследовательской области за время, прошедшее после первой конференции в 2016 году, в сфере изучения различных видов партесного многоголосия (партесные гармонизации и концерты), публикаций, составления каталогов партесных сочинений, а также в рассмотрении явлений переходной эпохи (от Средневековья к Новому времени, от монодии и безлинейного многоголосия к партесному стилю).

 

Международная конференция «Судьба и творчество М.С. Вайнберга. К 100-летию со дня рождения».

Организаторы: ГИИ, Институт Адама Мицкевича в Варшаве, Национальная газета «Музыкальное обозрение». ГИИ, 8-10 декабря 2019 года.

В конференции приняли участие 19 докладчиков из России, Польши, Германии, Великобритании.

Конференция сопровождается концертами музыки М. Вайнберга.
Всероссийская научная конференция «Богатыревские чтения 2019: Ракурсы этноинструментоведения. Музыкальный инструмент и инструментальная музыка в традиционных культурах».

Организатор: сектор фольклора и народного искусства ГИИ, 21 ноября 2019 г.

Подготовка, организация и проведение мероприятия — Н.И. Жуланова.
VII Научно-практическая конференция директоров музыкальных конкурсов России.  25-27 июня 2019 г. Организаторы: Министерство культуры РФ, Ассоциация музыкальных конкурсов (АМКР), национальная газета «Музыкальное обозрение», Музей-заповедник П.И. Чайковского в Клину, ГИИ.

В работе Конференции приняли участие представители Министерства культуры, члены жюри Международного конкурса им. П.И. Чайковского, директора музыкальных конкурсов в России, специалисты конкурсного дела из России и Европы.

 

Международная междисциплинарная научная конференция «Мысль о музыке в авраамических традициях – 2019. Концепции звука & звучания с древнейших времен к XXI веку». Москва, Государственный институт искусствознания, 6–7 ноября 2019 г.

По итогам конференции вышел сборник: «Мысль о музыке в авраамических традициях – 2019. Концепции звука & звучания с древнейших времен к XXI веку: Материалы международной научной конференции» (Москва, 6–7 ноября 2019) / Отв. ред. Г.Б. Шамилли. – М.: Государственный институт искусствознания, 2019. 248 с.

Круглые столы

Круглый стол Сектора истории музыки к 75-летию Сектора и Государственного института искусствознания. 11 марта 2020.

Докладчики: М.Г. Раку, А.С. Виноградова, С.А. Петухова, А.В. Лебедева-Емелина, К.В. Меледина.

 

Круглый стол (конференция) «Почему опера?» к 100-летию МАМТа им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

Организаторы: МАМТ совместно с ГИИ. 16 февраля 2019. (отв. М.Г. Раку).

К участию в Круглом столе были приглашены ведущие деятели мирового музыкального театра: композиторы, дирижеры, режиссеры, певцы, театральные интенданты, критики. Обсуждались вопросы современного репертуара, постановочных стратегий в подходе к оперной классике, творческих взаимоотношений внутри постановочного коллектива, проблема зрителя и его подготовки к восприятию новой музыки.

 

Семинары

Научный семинар с международным участием «Музыкальные инструменты и инструментальная музыка в традиционных культурах. Новые, неопубликованные и малоизвестные материалы» в рамках цикла «Московские этноинструментоведческие семинары», 26 ноября 2020 года на платформе Zoom.

Организатор: ГИИ (автор проекта Н.И. Жуланова).

В семинаре приняли участие 12 этноинструментоведов, в том числе два зарубежных докладчика из Японии и Украины, а также 9 отечественных специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ижевска, Петрозаводска, Липецка и Перми.

В центре внимания полевые материалы о сохранившихся до нашего времени очагах фольклорного музицирования, а также малоизвестные факты, касающиеся народных музыкальных инструментов, впервые вводимые в научный обиход.

 

Научный семинар «Традиционные музыкальные инструменты в современной культуре. Проблемы интерпретации, популяризации, преподавания» в рамках цикла “Московские этноинструментоведческие семинары», 27 ноября 2020 года на платформе Zoom.

Организатор: ГИИ (автор проекта Н.И. Жуланова).

В семинаре участвовали 9 докладчиков, один зарубежный ученый из Университета Киото (Япония) и специалисты из Москвы, Петрозаводска, Перми и Липецка.

Дискуссия была сосредоточена на анализе разнообразных способов актуализации традиционного музыкально-инструментального наследия, обсуждении новых, экспериментальных и проектных форм включения народных инструментов в современные социокультурные практики.

В рамках семинара представлена онлайн-фотовыставка Михаила Горшкова «О разных дудках из травы и веток», а также концертная программа с участием музыкантов-инструменталистов.

 

Междисциплинарный научный семинар «Мысль о музыке в авраамических традициях» (10 заседаний ежегодно и итоговая международная конференция):

Проводится ГИИ при участии ведущих академических институтов России. Идея, концепция, анонсы (рус/англ.), информационное продвижение проекта Г.Б Шамилли. В задачи семинара входит:

а) изучение языка музыки и языка описания музыки с Древности до Новейшего времени в различных жанровых и научных парадигмах, выработанных в культурах авраамических традиций (иудаизм, христианство, ислам), связанных едиными этико-эстетическими ценностями и общей рефлексией древнегреческого наследия;

б) продвижение новых научных идей, их популяризация с целью обеспечения толерантности в обществе и противодействия угрозам террористической безопасности.

 

Международные семинары к премьерам опер европейских композиторов в ГАБТе (кураторы А.С. Виноградова и О.А. Бобрик):

Международный научный семинар (конференция) к премьерам балета «Парижское веселье» и оперетты «Перикола» Жака Оффенбаха в Большом театре. Организаторы: Государственный институт искусствознания, Большой театр России. ГАБТ, пресс-центр. 16 июня 2019.

Семинар посвящен истории постановок оперетты «Перикола» и балета «Парижские веселье» (по мотивам оперетты «Парижская жизнь») Ж. Оффенбаха в ГАБТе. Приурочен к 200-летию со дня рождения Оффенбаха (20 июня 1819), который отмечали ведущие театры мира.

В докладах участников были освещены история постановок Оффенбаха во Франции и России, а также рецепция тем и образов его творчества в искусстве Франции и России.

На круглом столе обсуждались вопросы приверженности российского театра оффенбаховским темам и образам, а также постановкам Большого театра, которые продемонстрировали верность традиционной симпатии российских театров к творчеству Оффенбаха и способность к свежему восприятию и новым решениям.

В завершение семинара состоялся круглый стол, на который были приглашены участники постановки в Большом театре, журналисты и музыковеды.

 

Международный семинар к премьере оперы Генри Перселла «Дидона и Эней» на новой сцене Большого театра России. ГИИ, 2 декабря 2019.

Издательская деятельность

2020

Российско-британский культурный диалог: русская музыка в Великобритании – британская музыка в России: сборник по материалам Международной научно-практической конференции. 5-6 октября (Москва, ГИИ), 6-7 ноября (Великобритания, Uclan) 2019 года // Ред-сост. Е.А. Артамонова, Г.У. Лукина, О.М. Табачникова. – М.: Государственный институт искусствознания, 2020. – 452 c., ил., нот.

Proceedings of the 4th International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE 2020) Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 469 Moscow, Russia 27-28 Aug. 2020. Atlantis Press, 2020. ISSN: 2352-5398 ISBN: 978-94-6239-051-5

Тараканова Е.М. Фоносфера – сфера музыки, слова и звука. М.: Государственный институт искусствознания, 2020. – 120 с. ISBN 978-5-98287-158-9.

Шамилли Г.Б. Философия музыки. Теория и практика искусства maqām / Отв. ред. И.К. Кузнецов. М.: ООО «Садра»: Издательский Дом ЯСК, 2020. — 552 с., ил., вкладка. — (Философская мысль исламского мира: Исследования. Т. 5. ISBN 978-5-907041-30-1.

Рок-музыка в контексте современной культуры: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции / Ред.-сост. Е.А. Савицкая. М.: Государственный институт искусствознания / ИП Галин А.В., 2020. – 208 с. ISBN 978-5-906326-15-7

2019

Акопян Л. Великие аутсайдеры музыки XX века. Эдгар Варез. Роберто Герхард. Джачинто Шельси. Жан Барраке. М.: ГИИ, 2019. 319 с.

Коршунова Н.А. Мысль о танце: Критика и московский балет начала ХХ века. СПб.: Реноме, 2019. 320 с., илл. ISBN 978-5-00125-175-0

«Стравинский жив!» Сборник статей / ред.-сост. Е. Д. Кривицкая. — М.: Композитор, 2019. 280 с. ISBN 978-5-6042096-5-3

Опера в музыкальном театре: история и современность: Материалы Международной научной конференции 23–25 октября 2017 г. / Сост. И.П. Сусидко. М.: РАМ им. Гнесиных, Гос. институт искусствознания, 2019. 304 с.

М.С. Сабинина. Записки / Сост., текстологич. подготовка, предисловие, коммент. О. В. Лосевой и М. П. Рахмановой. М.: Кучково поле, 2019. 672 с.

Периодическое отраслевое издание ГИИ — электронный журнал «Искусство музыки: теория и история». http://imti.sias.ru/