«Памяти Александра Вустина». Концерт абонемента «Персона-композитор». Ведущий — Андрей Устинов» (фотогалерея)

«Памяти Александра Вустина». Концерт абонемента «Персона-композитор». Ведущий — Андрей Устинов» (фотогалерея)
Фото Владимир Волков

«Персона -композитор. Представление и интервью Андрей Устинов»
Двенадцатый сезон

Сезон 2020/2021 • Абонемент № 146
Камерный зал МГАФ • 19.00
Проект газеты «Музыкальное обозрение» и Московской филармонии
12 октября 2020
Памяти Александра Вустина

Программа

Александр Вустин (1943—2020)

«Посвящение» для виолончели, ударных и фортепиано (2013)
(Посвящается Юрию Полубелову, Дмитрию Щёлкину, Рустаму Комачкову)
Leggero
Passionato
Misterioso

«Памяти Григория Фрида» для альта и фортепиано (2014)
Вступление
Прощальная песнь

«Героическая колыбельная» для валторны, большого барабана, фортепиано, скрипки, альта и виолончели (1991)
(Посвящается Александру Раскатову)

Исполнители: Ансамбль «Студия Новой музыки». Дирижер Сергей Акимов

***

«Три торопецкие песни» для фортепиано (1972)
(Песни № 79, 73, 80 из сборника «Торопецкие песни. Песни родины М. Мусоргского», составленного И. Земцовским)
«Чистое поле»
«Соловей мой»
«Но я видел-повидал»

Соната для фортепиано (1973)

Lamento для фортепиано (1974)

Исполнитель: Иван Соколов (фортепиано)

«Влюбленный дьявол» (1989), фрагмент оперы (видеозапись). Спектакль МАМТ им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (2019), дирижер Владимир Юровский, режиссер Александр Титель, художник Владимир Арефьев.

«Музыкальная жертва» для виолончели и фортепиано (2007)
Solo
Duet
Ascent/Восхождение
In Memory of My Mother/Памяти моей мамы
Финал

Исполнители: Иван Соколов (фортепиано), Юлия Венделанд (виолончель)

Андрей Устинов (ведущий)
Иван Соколов (фортепиано)
Юлия Венделанд (виолончель)

Слово о композиторе:
Анна Амрахова
Фарадж Караев
Юрий Каспаров
Александр Раскатов
Светлана Савенко
Ольга Седакова
Иван Соколов
Владимир Тарнопольский
Андрей Устинов
Рауф Фархадов

Ансамбль солистов «СТУДИЯ НОВОЙ МУЗЫКИ»
Дирижер Сергей Акимов
Сергей Крюковцев (валторна)
Андрей Никитин (ударные)
Мона Хаба (фортепиано)
Екатерина Фомицкая (скрипка)
Екатерина Маркова (альт)
Ольга Галочкина (виолончель)

Смотреть видеозапись концерта на сайте Московской филармонии

12-й сезон существует наш Абонемент «Персона – композитор», который мы делаем вместе  «Музыкальное обозрение» и Московская филармония

Героями, гостями Персонами абонемента были замечательные композиторы – Юрий Каспаров Фарадж Караев,  Виктор Екимовский, Сергей Жуков, Сергей Невский, Андрей Эшпай, София Губайдулина… и никогда не был Александр Вустин.

Несколько раз я приглашал его, но как-то не складывалось. И вот, осенью прошлого года Александр вдруг согласился  и активно и увлеченно стал делать программу. Несколько раз ее уточняли. В январе этот концерт был уже заявлен.

По традиции Абонемента в концерте принимает участие автор и мы несколько раз беседуем с ним..

И вот, теперь, Александра Вустина нет и беседа с ним на сцене не состоится.

Мы вообще не знали, что будет с концертом?  И потому я благодарен московской филармонии, что она решилась сохранить этот концерт.

Я обратился к друзья и коллегам Вустина с предложением выступить, сказать или написать, или записать несколько слов памяти Саши. Мы так и построили наш вечер. Между произведениями будут звучать слова, посвященные Александру Вустину.

Не все коллеги смогли прийти сегодня, но слова свои прислали.

Невольно наши пути с Александром пересекались в жизни и не раз, невольно, оказалось немало общего. Мы оба, в разные годы, учились в Мерзляковском училище.  В музыкальном училище при московской консерватории,  Его учителем и ориентиром для него был Григорий Самуилович Фрид, Я тоже считаю, что одним из моих учителей. Хотя уроки композиции я брал у Поля Двойрина.

Московский молодежный музыкальный клуб Григория Фрида был центром духовной, музыкальной, и интеллектуальной жизни. Таким же центром для меня был Клуб юных искусствоведов Пушкинского музея изобразительных искусств, Центром духовного роста, местами, где расширялись горизонты души.

Местом работы, и для Вустина, и для меня, стало Издательство Советский композитор, газета первые шаги делала там, и только после последнего переворота в СК России мы вынуждены были покинуть его стены.

В 2002 году, заметив, что голос композиторов в обществе слабеет, голос музыкального интеллекта, а усиливаются голоса исполнителей  – до шума и крика,  мы тогда решили,  в фестивале Московская осень  определить лучшие сочинения.

И в нашем проекте «События и персоны» Итоги года, назвать лучшие сочинения и их авторов композиторов  Событиями и Персонами года. Эксперты отобрали 10 сочинений и все они были объявлены Композиторами года, среди них был и Александр Вустин. А когда пришло время задуматься нам о юбилее газеты, мы сочли необходимым, чтобы на  концерте прозвучало новое произведение.

Встал вопрос  – кому заказывать?. Кто он этот автор? Но ответ был предопределен и дан ранее – все 10.  Вустин сразу согласился и на предложенные условия.  А они были следующими.

Кроме названия – Концерт для оркестра Десять взглядов на Десять заповедей. Кроме того, что каждый должен был написать 2 минуты музыки. Что-то должно было стать объединяющим для всех участников. Все решили составить звукоряд из нот входящих в имена и фамилии авторов. Ну, к примеру  – Андрей Эшпай – А(ля) и Ес (ми бемоль) Александр Вустин ( а – ля) … и каждый писал свободную композицию на этот звукоряд.

Премьера сочинения состоялась осенью 2004 года в 20 городах России, а 19 октября была показана по каналу Культура – на всю страну. Это был беспрецедентный случай в истории музыкальной страны.

Из 10 авторов четверо уже ушли из жизни Андрей Эшпай, Сергей Павленко, Роман Леденев и вот Александр Вустин.

Скоро будет полгода, как с нами нет Александра Вустина, и примириться с его безвременным уходом так и не получается. Утешение приносит его музыка, она осталась с нами, и в ней живет облик Саши и его душа. Это не метафора и не пустые слова, которые положено говорить об ушедших.

Его жизнь перелилась в звучание, и когда его сочинения вновь достигают нашего слуха, возникает ощущение его присутствия, продолжения физического существования за пределами земной жизни. И дело не только в том, что эту музыку написал близкий человек, давний друг.

Наверное, дело в ней самой, пламенной, отлитой в афористические формы,  не знающей излишеств, зачастую открыто трагической. У Вустина не было проходных сочинений, и его наследие оставляет впечатление редкой цельности. Но у меня есть среди них свои любимцы. Их немало, и некоторые я назову.

Например, «Посвящение Бетховену», вариации на тему чудной красоты, которой не постеснялся бы и сам адресат опуса; или неподражаемая «Музыка для 10», стремительно раскручивающаяся как пружина. Среди них и пьесы, которые мне довелось исполнять со «Студией новой музыки» – «К Софии», написанная на юбилей Губайдулиной, или совсем сольный «Голос». Обе они на стихи Ольги Седаковой. На ее же слова была создана и одна из последних вершин Вустина, Триптих для баса, хора и оркестра.

К моим любимцам относится и давний опус из нынешней программы: секстет «Героическая колыбельная» 1991 года. Образ ночного «потока сознания» замечательно воплощен в пьесе, движение которой приносит хаотические обрывки Бетховена, Малера, Мусоргского, Шёнберга, собственной киномузыки Вустина. Да и в самом титуле секстета содержится цитата: так называется одно из сочинений Дебюсси.

Всё это воспроизведено близко к оригиналам и без особых искажений; но, как комментировал автор, «если заглянуть в ноты, то, уверен, будут ошибки».

Приведенные по памяти цитаты усугубляют впечатление сюрреалистических видений,  господствующее в этой музыке.

Светлана САВЕНКО

Я счастлива, что мне довелось не только жить в одно время, в одной стране, в одном городе с Александром Вустиным  (и этого уже немало!), но многие годы дружить с ним. И больше того: я счастлива тем, что есть сочинения, где наши имена стоят рядом. Я имею в виду его музыку с моими стихами. Музыку – как обычно у Вустина – космического размаха.

То, что он создал, уникально. О его музыкальном гении я не буду сейчас говорить. Его сочинения уникальны той благородной силой, той высокой серьезностью и – я бы сказала – предельной надеждой, которая в них исполняется, каких мы не ждем от наших современников.

Необходимо быть не только гением музыки, но тем человеком, каким был Александр Кузьмич, чтобы так писать.

Его внезапный уход – горе. Его обращение к нам остается живым и полным тех смыслов и чувств, которые нам еще предстоит воспринять.

Я прочту посвященные ему стихи, которые он любил. Они внушены одним из его сочинений – тем, с которого началось мое знакомство с ним. Саша угадал, с каким.

«МО»