«Музыкальное обозрение» и Чайковский

«Музыкальное обозрение» и Чайковский

«Чайковский — наше все», — повторяем мы в унисон поэту Аполлону Григорьеву, сказавшему: «Пушкин — наше все».

Для музыкантов Чайковский — Бог. Его место на музыкальном Олимпе не подлежит сомнению.

Он все время с нами. Статистики подсчитали, что каждые пять минут в мире звучат его произведения. Каждая его юбилейная дата отмечается все более торжественно и помпезно.

Рука об руку с Петром Ильичом

За 30-летнюю историю «Музыкального обозрения» не было года, который бы газета не прожила с Чайковским. Первый ее день рождения в мае 1990 совпал с 150-летием Петра Ильича. Этой дате был посвящен целый номер тогдашней «Музыкальной газеты»: фактически первый специальный номер «МО».

Прошел месяц, и новый номер газеты был почти полностью посвящен IX Конкурсу им. Чайковского.

Следующий год газеты — теперь уже «Музыкального обозрения» — открывался в январе 1991 интервью доктора искусствоведения Людмилы Корабельниковой, рассказавшей о завершении Полного собрания сочинений Чайковского, издававшегося 50 лет, с 1940 по 1990, между двумя юбилейными датами: 100-летием и 150-летием со дня рождения композитора. А каждое завершение есть начало нового. Так и этот рубеж оказался началом новой эры в освоении Чайковского для всех музыкантов — и для газеты «Музыкальное обозрение».

Конкурс Чайковского

Будучи все эти годы центром конкурсного движения в России, «МО» уделяло особое внимание Конкурсу им. Чайковского. Каждому состязанию посвящаются развернутые статьи, порой и целые номера, включающие исчерпывающие справочно-статистические материалы, аналитические эссе, эксклюзивные интервью членов жюри и многое другое.

В 1998 и 2002 на базе редакции «МО» работал Пресс-центр конкурса (руководитель — главный редактор А. Устинов).

Первый интернет-сайт конкурса также был создан газетой.

В 2014 в серии «Библиотека газеты “Музыкальное обозрение”» вышла книга «Международный конкурс имени П.И. Чайковского. Хроника событий. Факты. Интервью. Комментарии» (издательство «Композитор • Санкт-Петербург»), в которой опубликованы материалы из «МО» о пяти конкурсах им. Чайковского: 1994, 1998, 2002, 2007 и 2011.

Трижды на полях конкурса им. Чайковского — в 2011, 2015 и 2019 — проходили конференции Ассоциации музыкальных конкурсов России. В них приняли участие директора более 50 российских конкурсов из десятков городов. В рамках конференций проводились круглые столы, дискуссии, творческие встречи с руководителями конкурса и членами жюри, именитыми деятелями конкурсного движения из-за рубежа.

В 2019 одно из заседаний конференции прошло в Клину — городе, с которым связаны два последних года жизни Чайковского, совместно с музеем-заповедником композитора, отметившем в прошлом году 125-летие.

Наука о Чайковском: от ПСС к АПСС

«МО» было информационным глашатаем нового научного подхода к Чайковскому. Газета печатала материалы о подготовке так и не вышедшей Энциклопедии «Чайковский»: ее готовили доктора искусствоведения Полина Вайдман, Людмила Корабельникова и Валентина Рубцова. А затем о VKR — «Тематико-библиографическом указателе сочинений П.И. Чайковского», — который создавали те же авторы (проект назван по первым буквам их фамилий).

В 2006 VKR вышел в издательстве «Музыка» и был назван «Событием года» в рейтинге «МО» «События и персоны», а его редакторы-составители — «Персонами года» и удостоены Премии газеты «Музыкальное обозрение».

В 2010, в интервью к 170-летию П.И. Чайковского, П. Вайдман рассказала о готовящемся Академическом полном собрании сочинений. А спустя пять лет, в год 175-летия со дня рождения Чайковского — представила его первые тома. С тех пор «МО» ежегодно презентует новые тома АПСС.

Библиография о Чайковском — необъятна. По неполным подсчетам, за 140 лет (1866–2006) было выпущено более 13000 книг, статей, рецензий, и этот список ежегодно пополняется сотнями названий.

Невозможно сосчитать число проходящих в России и в мире событий, связанных с Чайковским — от конкурсов и конференций до флешмобов.

В 2015, в год 175-летия со дня его рождения, «МО» выпустило специальный номер, в который вошли подробное описание событий Года Чайковского; обзор нового АПСС и зарубежных изданий о композиторе.

Профессор Марина Рыцарева, близкий друг и постоянный автор газеты, рассказала о своей книге «Tchaikovsky’s Pathétique and Russian Culture», вышедшей в Великобритании, в которой изложила свое видение главной, как она считает, русской партитуры конца XIX века.

Чайковскому был посвящен особый раздел в спецвыпуске «Книги» (2017), в котором представлены российское издание книги М. Рыцаревой (под названием «Тайна Патетической Чайковского: О скрытой программе Шестой симфонии»); книги и статьи известных музыковедов; справочники и сборники статей, подготовленные Институтом искусствознания и Санкт-Петербургской консерваторией.

Две фотосессии

У «МО» есть своя уникальная иконография Чайковского: того Петра Ильича, что запечатлен великим скульптором Верой Мухиной возле Московской консерватории. Две фотосессии памятника, сделанные с разницей в 20 лет: в 1993 в черно-белом варианте, в 2014 — в цвете, на фоне июльского цветения.

Музыкальные проекты

Пьеса «Октябрь» из цикла «Времена года», наряду с мелодией боя часов на колокольне Софийского собора Вологодского кремля, стала музыкальным символом фестиваля «Кружева» в Вологде. На каждом фестивале (с 2008 по 2016) она обязательно звучала в разных вариантах: в оригинале для фортепиано, для камерного и народного оркестров, для фортепианного трио, для скрипки и фортепиано, для виолончели и фортепиано, для камерного ансамбля.

Эта «времен связующая нить» продолжилась в сотрудничестве с Сергеем Рыцаревым-Абиром, великолепным мастером инструментовки для симфонического оркестра: «МО» впервые представило на своих страницах его оркестровку «Времен года», которая теперь звучит в исполнении оркестров мира («МО», 2017, № 1) . А позже С. Рыцарев предоставил «МО» право мировой премьеры своего нового проекта — оркестровки «Детского альбома». Премьера прозвучала на юбилейном концерте «Музыкальное обозрение — 30» 20 декабря 2019 в Концертном зале «Зарядье» в исполнении Госкапеллы России под управлением Валерия Полянского. Исполнение было посвящено памяти основателей газеты — Петра Меркурьева (1943–2010) и Бориса Диментмана (1929–2014). («МО», 2020, № 1–2)

Так П.И. Чайковский соединил историю и современность, свой век и век нынешний.

Боги не умирают?

Прошло 180 лет со дня рождения Чайковского и почти 130 — со дня смерти, а его жизнь, смерть, судьба, творчество занимают нас все более и более. Как и его гомосексуализм (как сказал президент В. Путин, «…но мы его любим не за это»). И тайна его взаимоотношений с Н. фон Мекк, их романа в письмах (хотя об этом, как и обо всем остальном, кажется, уже все сказано и написано).

Чайковский по-прежнему волнует и будет волновать, будоражить сознание. К нему обращаются и будут обращаться музыковеды, писатели, режиссеры, чтобы отыскать в судьбе и творчестве гения что-то доселе неизвестное и поведать об этом миру. О нем ставят спектакли и снимают фильмы. Впереди — новый кинопроект Кирилла Серебренникова с Евгением Мироновым в главной роли.

Его будут переоркестровывать и переиздавать. Его «Щелкунчик» всегда будет главной рождественской и новогодней сказкой в театрах всего мира: от Норвегии до Египта, от Америки до Австралии. Но так и останется тайной, как (говоря словами пушкинского Сальери) из «простой гаммы» выросло гениальное Адажио.

Пока есть тайна, человечество будет снова и снова открывать Чайковского — известного и неизвестного.

«МО»

Опубликовано № 8 (465) 2020

Лучшие публикации о П.И. Чайковском на сайте «МО»