П.И. Чайковский. 180-летие «на удаленке»!

П.И. Чайковский. 180-летие «на удаленке»!

Совсем недавно Россия отметила 175-летие со дня рождения П.И. Чайковского. 2015 год был объявлен Годом Чайковского в России, торжества прошли повсеместно.

И вот — новый юбилей: 180 лет со дня рождения великого композитора. О том, какие памятные события предшествовали этой дате и как прошли празднования в условиях пандемии, рассказала зав. отделом рукописных и печатных источников Музея-заповедника П.И. Чайковского в Клину, старший научный сотрудник ГИИ, кандидат искусствоведения Ада Айнбиндер.

Академическое полное собрание сочинений

Государственный институт искусствознания и Государственный мемориальный музей-заповедник П.И. Чайковского продолжают  работу над собранием сочинений композитора. В 2019 вышли два тома Концерта для скрипки с оркестром, соч. 35 — партитура и переложение для скрипки и фортепиано (научные редакторы П. Вайдман и А. Айнбиндер). В нынешнем году готовятся к изданию «Всенощеное бдение» (науч. ред. Н. Плотникова), а также четвертый том переписки Чайковского с Н.Ф. фон Мекк.

Ведется работа по изучению источников текста и подготовка томов балета «Лебединое озеро» (науч. ред. А. Айнбиндер и А. Комаров), Первой симфонии (науч. ред. Д. Петров), Учебника гармонии (науч. ред. Е. Двоскина).

В настоящее время вышли в свет 12 томов АПСС. Сочинения Чайковского повсюду исполняются по текстам, подготовленным в рамках проекта — не только такие репертуарные, как Первый фортепианный концерт и Концерт для скрипки с оркестром, но и другие.

Так, 22 февраля 2020 в зале «Зарядье» на открытии фестиваля «Бетховен и Чайковский» в первом отделении прозвучала музыка к гимну Ф. Шиллера «К радости» для солистов, хора и оркестра (1865) — настоящий раритет, подготовленный и изданный в рамках АПСС (науч. ред. Т. Сквирская). Это дипломная работа Чайковского на окончание Санкт-Петербургской консерватории: произведение, которое положило начало его профессиональному композиторского пути. Первое крупное сочинение Чайковского прозвучало на открытии фестиваля  в один вечер с Девятой симфонией Бетховена. Оба сочинения исполнили Владимир Федосеев и Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, Пражский филармонический хор (худ. рук. — Лукаш Василек) и солисты: Любовь Петрова (сопрано), Дарья Хозиева (меццо-сопрано), Владимир Дмитрук (тенор) и Николай Диденко (бас).

180-летие «на удаленке»

Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля (7 мая) 1840  на Урале в небольшом заводском поселке Воткинске в семье горного начальника.

За 125-летнюю историю музея композитора в Клину день его рождения всегда отмечался как праздник, даже в годы Великой Отечественной войны.

И в год 180-летия композитора Музей-заповедник Чайковского готовился встретить этот день открытием новых экспозиций, уникальными концертными программами, по традиции должен был звучать рояль композитора. Но впервые в истории из-за пандемии 7 мая в Доме Чайковского было тихо и безлюдно.

Тем не менее, праздник состоялся — в абсолютно новом формате. Государственный музей-заповедник П.И. Чайковского при поддержке Министерства культуры Московской области организовал онлайн-челлендж «Отметим День рождения Чайковского вместе». Каждый желающий мог в своих соцсетях поздравить композитора любым доступным способом. В акции приняли участие около 1000 человек, а поздравления собрали более 100000 просмотров. Участниками ее стали любители музыки Чайковского самых разных возрастов и профессий, а также ученики музыкальных школ, студенты училищ и вузов, известные  музыканты, музыкальные коллективы, музыковеды и журналисты.

С Днем рождения Чайковского поздравили Владимир Федосеев и музыканты БСО имени П.И. Чайковского, Госоркестр имени Е.Ф. Светланова,  Александр Рудин и оркестр «Musica viva», театр «Геликон-опера», Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Александр Сладковский, Басиния Шульман и другие.

Сенсацией стало поздравление скрипачки Алены Баевой — она записала Andante cantabile из Первого квартета Чайковского, исполнив не только партии обеих скрипок, но и сыграв на альте и виолончели.

В марафоне приняли участие и драматические артисты: Ирина Гринева, Анна Терехова, Ольга Хохлова и др.

Музей-заповедник Чайковского подготовил еще один подарок к его 180-летию. В Клину в фонде С.И. Танеева хранится рукопись юмористического сочинения «День рождения композитора». Так Сергей Иванович поздравил Чайковского — своего друга и учителя — в 1892. На титульном значится: «День рождения композитора. Балет М. Петипа. Музыка П.И. Чайковского, фортепианное переложение С.И. Танеева. Москва, 25 апреля 1892 года». И это было не случайно — только что была закончена работа над балетом «Щелкунчик» по плану Петипа. А переложение этого сочинения для фортепиано делал Танеев.

Как и полагается балету, «День рождения композитора» сопровождается либретто, согласно которому «Композитор в серебряном венке принимает поздравления от лиц близко ему знакомых» — а это никто иные, как герои его сочинений. Танеев невероятно виртуозно и остроумно использовал музыку тех произведений Чайковского, персонажи которых приходят поздравить своего создателя.

Произведение не было издано, а исполнялось всего два раза: в конце 1970-х в Пятой студии Московского радио (в его исполнении участвовал Михаил Плетнев), а в 2006 для диска британского лейбла Toccata classics «День рождения композитора» исполнили Дж. Бановец и А. Водницкий, текст либретто читал Владимир Ашкенази.

Ныне ко дню рождения Чайковского эту музыкальную шутку из самоизоляции в предместье Парижа, представил российско-французский фортепианный дуэт: Людмила Берлинская и Артур Ансель.

После карантина

Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковский готовит обновленную экспозицию «Чайковский. Симфония “Жизнь”». Симфония «Жизнь» — один из программных замыслов Чайковского, который перерос в его Шестую «Патетическую» симфонию. Действительно, жизнь Чайковского неотделима от его музыки. Главный секрет его творчества — в исповедальности. В своих произведениях он абсолютно честен и искренен, каждая нота — о нем самом и о каждом из нас.

Основная линия выставки — жизненный путь композитора, со всеми сложными перипетиями, радостями, трагедиями, увлечениями и разочарованиями, изложенный им самим, документами и предметами его окружавшими, а главное, его музыкой. Впервые посетители смогут приоткрыть тайну творческой лаборатории Чайковского: увидеть все этапы рождения произведения, от наброска к партитуре. Создатели выставки постарались представить жизнь Чайковского и его творческий путь как очень личную историю, которую каждый посетитель будет переживать вместе с самим композитором.

На выставке представлены уникальные экспонаты: личные вещи, фотографии, книги, документы, письма, дневники рукописи сочинений Чайковского. В создании экспозиции применены самые современные технологии, мощный мультимедийный контент, который позволит каждому посетителю еще глубже погрузиться в мир композитора и его творчества.

Экспозиция приурочена к 180-летию со дня рождения Чайковского и рассчитана на пять лет.

Ада АЙНБИНДЕР

Опубликовано МО № 8 (465) 2020

Лучшие публикации о П.И. Чайковском на сайте «МО»