Балет «Танцемания» в Большом театре — спектакль года-балет в рейтинге «МО» 2022

Балет «Танцемания» в Большом театре — спектакль года-балет в рейтинге «МО» 2022
Фото Павел Рычков/ Большой театр.
Юрий Красавин
Вячеслав САМОДУРОВ

С 1995 «Музыкальное обозрение» подводит итоги года и объявляет лауреатов Премии «Музыкальное обозрение», старейшей премии России в области академической музыки — рейтинг «События и Персоны».

Спектакль года – балет

«Танцемания»
Большой театр, Новая сцена
Премьера 7, 8, 9, 10 июля 2022

Композитор Юрий Красавин
Хореограф-постановщик Вячеслав Самодуров
Дирижер-постановщик Антон Гришанин
Художник-постановщик Алексей Кондратьев
Художник по костюмам Анастасия Нефедова
Художник по свету Антон Поморев
Видеопроекция Илья Шушаров

«Танцемания» — часть балетного триптиха, репетиции которого начались еще в конце 2019. Премьера, запланированная на май 2020, сорвалась из-за пандемии, как и показ в конце 2020. После снятия пандемийных ограничений премьера балетов трех хореографов состоялась в июле 2022.

В обрамлении двух других одноактных балетов триптиха – «Времен года» хореографа Артемия Белякова на музыку А. Глазунова и «Сделано в Большом» в постановке Антона Пимонова на музыку Анатолия Королева – фееричная «Танцемания» Самодурова стала центром притяжения и кульминацией вечера одноактных балетов.

«Танец, вплетенный в музыку, принес ту самую радость и свет, которых так не хватает в сегодняшней жизни. Хореография Самодурова богато фантазийна, связана с харизмой исполнителя, с эмоциями, которые возникают от живого контакта постановщика и артиста, или дуэта, или группы артистов, от музыкального чутья его и их. Хореография сюжетна настолько, насколько сюжетен музыкальный фрагмент. У Красавина как обычно идет игровой диалог с музыкальными формами прошлых веков и совсем немного века нынешнего. Скрипичные гонки в оркестровой яме а ля Вивальди порождают на сцене бравурный смотр мужских сил Большого театра, соревнующихся в точности, ловкости и вместе с тем элегантности. У каждого солиста своя амплитуда, размах, высота полета и количество пируэтов или антраша. При этом они ведут командную игру, образуют группу, а позже становится ясно, что в каком-то смысле они являют собой свиту для дам.

Три пары (женщины плюс мужчины) выходят на сцену и ведут разговор на чисто танцевальном языке, используя лексику классического балета и балета современного, ловко ее смешивая. Самодуров делает акцент на личностях артистов, прорисовав танцевальный эскиз для каждой пары, чтобы потом уже артисты раскрасили полые рисунки своими эмоциями, выраженными исключительно с помощью балетных па <…>

Работа Самодурова точно «сделана в Большом» здесь и сейчас, так как в ней есть аллюзии на афишный контент главного театра страны – щиты из «Спартака» (именно любимый московскими зрителями «Спартак» пришел на замену многим печально выпавшим из репертуара спектаклям минувшей весной и летом) под колосниками и храбрые люди внизу – одни девушки в жестких юбках металлического цвета чего стоят. Отсылки к «Золотому веку» того же Григоровича в форме томных танго и других мелодий-деградантов из эпохи НЭПа. И легкий ветерок минимализма Филиппа Гласса из «Комнаты наверху» еле слышно подул из оркестра ближе к финалу. <…> И даже если не знать всего этого, не думать, не рефлексировать, а просто смотреть на сцену и слушать музыку, спектакль складывается – с сюжетом или без, так как в нем есть стержень, магнит, он же музыкальная драматургия, который все держит» (Екатерина Беляева, балетный обозреватель «МО»).

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм