Jaromir Hladik Press — издательство года в рейтинге «МО» 2022

Jaromir Hladik Press — издательство года в рейтинге «МО» 2022
Игорь Булатовский

С 1995 «Музыкальное обозрение» подводит итоги года и объявляет лауреатов Премии «Музыкальное обозрение», старейшей премии России в области академической музыки — рейтинг «События и Персоны».

Издательство года

Издательство Jaromir Hladik Press
Главный редактор Игорь Булатовский

Серия книг о новой и новейшей музыке (2019–2022)

Уникальное по своему визуальному почерку и сущностному наполнению петербургское издательство Jaromír Hladík press (главный редактор – поэт и переводчик Игорь Булатовский) продолжает свой независимый путь в изменившейся реальности. По-прежнему не обладая теми финансовыми ресурсами, что доступны даже сейчас книжным гигантам, но последовательно и упорно – с несгибаемостью стоика – выпуская в свет книгу за книгой. Не просто серией, но важнейшей смысловой линией JHP остаются книги о музыке – предмет профессионального интереса «МО».

Весомый труд издательства и редакционного коллектива – книга «Узелки времени. Эпоха Андрея Волконского. Воспоминания, письма, исследования» (864 страницы, множество редких фотографий), вышедшая в 2022. Конечно, книги и статьи о Волконском выходили и прежде: вспомним Марка Пекарского с его «Назад к Волконскому вперед» (М.: Композитор, 2005), Елену Дубинец с ее «Князем Андреем Волконским. Партитурой жизни» (М.: РИПОЛ классик, 2010), Юрия Холопова (статья «Инициатор: о жизни и музыке Андрея Волконского» в сборнике «Музыка из бывшего СССР», выпуск 1, 1994). Но в данном случае мы имеем дело с первым настолько исчерпывающим и объемным собранием текстов Волконского и о Волконском.

Также в 2022 Jaromír Hladík press выпустило книгу Марка Булошникова «Метафорический стиль Валентина Сильвестрова»: это «попытка осмыслить творчество композитора в контексте “метафорического стиля” (в котором Сильвестров работает с 1970-х годов)», «в соответствии с авторской трактовой понятия “метафорический стиль” в работе рассмотрены такие параметры музыки Сильвестрова, как “слабый стиль” (“новая простота”), жанрово-стилевая диалогичность и постлюдийное начало. В музыкально-аналитический обиход вводятся багатели Сильвестрова, представляющие позднюю разновидность “метафорического стиля”».

Еще одной новинкой стала книга Владимира Мартынова «Где ты, Энкиду?». «Пандемия ковида не только унесла миллионы жизней и опустошила улицы городов, но и утвердила новый мировой порядок, который почти не оставляет места человеку – зато выводит на первый план нечеловеческие сущности. “Человек более не обладает инициативой преобразования мира”, – утверждает композитор и философ Владимир Мартынов. Первые сигналы этих революционных изменений он замечает в искусстве XIX-XX веков».

Ранее, в 2021, в Jaromír Hladík press вышли «Неопределенность» Джона Кейджа (истории, написанные Кейджем «в качестве лекции, которую он читал под музыкально-шумовое сопровождение, создаваемое пианистом Дэвидом Тюдором»), «Гленн Гульд берет интервью у Гленна Гульда о Гленне Гульде» («это растроение личности позволило великому затворнику коснуться некоторых острых тем помимо излюбленного противопоставления концерта и медиа»), «История ‘консонанса’ и ‘диссонанса’» Джеймса Тенни, где «прослеживается история концепций консонанса и диссонанса в западной музыкальной культуре от Пифагора и Аристоксена до Хиндемита и Шёнберга», и «Другой материал: фрагменты о Густаве Малере» Ханса Волльшлегера – «порой очень субъективное, но всегда любяще-проницательное прочтение Волльшлегером творений и судьбы австрийского композитора».

В 2020 появилась на русском книга Элвина Люсье «Музыка 109. Заметки об экспериментальной музыке», в основе которой лекции, прочитанные композитором в Уэслианском университете (США). В том же году вышел «Шмоцарт» Бориса Филановского, «профессиональный дневник человека, одержимого музыкальным временем и временем вообще».

А первыми музыкальными книгами Jaromír Hladík press стали в 2019 «Привет восьмой улице» Мортона Фелдмана, где собраны избранные разнохарактерные тексты композитора (его воспоминания, лекции, эссе, рецензии, комментарии), и «Стравинский за фортепиано» классика французской литературы Мишеля Бютора.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм