«Мистерия на конец времени» Карла Орфа на Дягилевском фестивале («Дягилев+») — спектакль года-опера в рейтинге «МО» 2022

«Мистерия на конец времени» Карла Орфа на Дягилевском фестивале («Дягилев+») — спектакль года-опера в рейтинге «МО» 2022
Фото Гюйнай Мусаева | Дягилевский фестиваль
Теодор Курентзис
Анна Гусева

С 1995 «Музыкальное обозрение» подводит итоги года и объявляет лауреатов Премии «Музыкальное обозрение», старейшей премии России в области академической музыки — рейтинг «События и Персоны».

Спектакль года – опера

Карл Орф. «Мистерия на конец времени» (De temporum fine comoedia)
Дягилевский фестиваль («Дягилев+»)
Завод Шпагина, литера А
Премьера 26 декабря 2021, 18, 19 июня 2022

Музыкальный руководитель и дирижер Теодор Курентзис
Режиссер Анна Гусева
Хореограф Анастасия Пешкова
Художник Юлия Орлова
Художник по костюмам Сергей Илларионов
Художник по свету Иван Виноградов
Видеохудожники 2BLCK
Генеральный продюсер Екатерина Арсеньева
Оркестр и хор musicAeterna
Солистка Надежда Павлова (сопрано)

Последняя большая работа Карла Орфа, «De temporum fine comoedia» в редакции 1981 года, стала самым ожидаемым событием Дягилевского фестиваля-2022 и апофеозом присутствия на нем женщин-постановщиц. Режиссер Анна Гусева прежде создавала видеоработы – здесь она с помощью Анастасии Пешковой из труппы «Балет Москва» разводит по сложно сконфигурированной и виртуозно структурированной светом сцене громадные толпы людей, словно сошедших с картин Брюллова и Босха, которые в ужасе ждут неизбежного и с несбыточной надеждой молят об избавлении, а параллельно демонстрирует отсутствующий у Орфа сюжет о пришествии Христа. Кинохудожница Юлия Орлова сконструировала для спектакля настоящую долину Армагеддона – пространство со множеством уровней, позволяющих рассредоточить густонаселенные орфовские хоры по ступеням пирамид. Теодор Курентзис по любимой привычке от души дополнил партитуру сторонней музыкой: ударными, шумами и репризами – а для ее исполнения пришлось усилить оркестр musicAeterna приглашенными музыкантами. 

Спектакль ставит ребром вопросы, от которых мы привыкли бежать в суете, но с которыми каждому из нас неизбежно предстоит остаться один на один. Эти вопросы не дают человечеству покоя испокон веков – и Орф дает слово людям, заглядывающим по ту сторону земного существования: ансамблям античных сивилл и христианских анахоретов. Среди сивилл – сопрано Надежда Павлова из труппы Пермской оперы, греческая меццо-сопрано Ирини Циракидис, российский контратенор Андрей Немзер. Звучат греческий, латынь, немецкий; в отсутствии подстрочных титров (показаны только названия частей) «Мистерии» следует внимать словно богослужению восточного обряда, не обращаясь к вербальному уровню восприятия.

Два верующих христианина, Орф и Курентзис, отчетливо уповают на спасение и избавление – даже вопреки каноническим книгам; и в спектакле Люциферу в облике юного внегендерного создания даруется прощение – уже за последней чертой погибающего мира.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм