«Персона-композитор». Представление и интервью — Андрей Устинов. Абонемент № 196 Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение»

«Персона-композитор». Представление и интервью — Андрей Устинов. Абонемент № 196 Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение»
Московская филармония, газета «Музыкальное обозрение» и Андрей Устинов представляют абонементы сезона 2020/21«Персона-композитор»
Андрей УСТИНОВ. Фото Дарья Каретникова

«Персона -композитор. Представление и интервью Андрей Устинов»
Двенадцатый сезон

Сезон 2020/2021 • Абонемент № 146
Камерный зал МГАФ • 19.00
Проект газеты «Музыкальное обозрение» и Московской филармонии
12 октября 2020
Памяти Александра Вустина

Александр Вустин умер 19 апреля 2020, в разгар пандемии. На 12 октября мы планировали концерт абонемента «Персона-композитор» с его участием. Это совместный проект газеты «Музыкальное обозрение» с Московской филармонией, который идет уже 12-й сезон.

Александр был одним из композиторов нашего проекта «Десять взглядов на десять заповедей» (2004). Мы предлагали ему стать участником абонемента несколько лет назад, но только в прошлом году он согласился и увлеченно включился в составление программы. Мы несколько раз ее корректировали – и, наконец, в декабре анонсировали концерт.

По традиции в концертах этого проекта принимает участие сам композитор. Но теперь мы устраиваем вечер памяти.

Со словами воспоминаний об Александре Вустине выступят: Анна Амрахова, Фарадж Караев, Юрий Каспаров, Александр Раскатов, Светлана Савенко, Ольга Седакова, Иван Соколов, Владимир Тарнопольский, Андрей Устинов, Рауф Фархадов.

Андрей УСТИНОВ

Памяти Александра Вустина

Александр Вустин (1943—2020)

«Посвящение» для виолончели, ударных и фортепиано (2013)
(Посвящается Юрию Полубелову, Дмитрию Щёлкину, Рустаму Комачкову)
Leggero
Passionato
Misterioso

«Памяти Григория Фрида» для альта и фортепиано (2014)
Вступление
Прощальная песнь

«Героическая колыбельная» для валторны, большого барабана, фортепиано, скрипки, альта и виолончели (1991)
(Посвящается Александру Раскатову)

Исполнители: Ансамбль «Студия Новой музыки». Дирижер Сергей Акимов

***

«Три торопецкие песни» для фортепиано (1972)
(Песни № 79, 73, 80 из сборника «Торопецкие песни. Песни родины М. Мусоргского», составленного И. Земцовским)
«Чистое поле»
«Соловей мой»
«Но я видел-повидал»

Соната для фортепиано (1973)

Lamento для фортепиано (1974)

Исполнитель: Иван Соколов (фортепиано)

«Влюбленный дьявол» (1989), фрагмент оперы (видеозапись). Спектакль МАМТ им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (2019), дирижер Владимир Юровский, режиссер Александр Титель, художник Владимир Арефьев.

«Музыкальная жертва» для виолончели и фортепиано (2007)
Solo
Duet
Ascent/Восхождение
In Memory of My Mother/Памяти моей мамы
Финал

Исполнители: Иван Соколов (фортепиано), Юлия Венделанд (виолончель)

Андрей Устинов (ведущий)
Иван Соколов (фортепиано)
Юлия Венделанд (виолончель)

Слово о композиторе:
Анна Амрахова
Фарадж Караев
Юрий Каспаров
Александр Раскатов
Светлана Савенко
Ольга Седакова
Иван Соколов
Владимир Тарнопольский
Андрей Устинов
Рауф Фархадов

Ансамбль солистов «СТУДИЯ НОВОЙ МУЗЫКИ»
Дирижер Сергей Акимов
Сергей Крюковцев (валторна)
Андрей Никитин (ударные)
Мона Хаба (фортепиано)
Екатерина Фомицкая (скрипка)
Екатерина Маркова (альт)
Ольга Галочкина (виолончель)

Студия новой музыки

Ансамбль солистов Студия новой музыки — ведущий российский ансамбль современной музыки – основан в 1993 в Московской консерватории композитором Владимиром Тарнопольским, дирижером Игорем Дроновым и музыковедом Александром Соколовым. В репертуаре ансамбля практически вся камерная и камерно-оркестровая музыка ХХ-ХХI веков, начиная от раннего русского авангарда и западного модернизма до сочинений написанных в последние годы. Специально для Студии писали такие композиторы как Маартен Альтена, Юрий Воронцов, Александр Вустин, Роман Леденев, Фарадж Караев, Юрий Каспаров, Игорь Кефалиди, Мартайн Паддинг, Луис Наон, Энно Поппе, Роджер Ретгейт, Владимир Тарнопольский, Иван Феделе, Николаус Хубер, Жерар Циннстаг и мн. др. Особое внимание музыканты ансамбля уделяют разнообразному сотрудничеству с молодыми композиторами – проведению мастер-классов, заказу новых сочинений.

Ансамбль активно концертирует в России и за рубежом – концерты Студии новой музыки проходили на таких известных площадках как Большой зал Московской консерватории и Берлинская филармония, Konzerthxus и парижский Cite de lx Musique, Санкт-Петербургская филармония и венецианский театр Малибран, а также во многих других крупнейших залах мира.

Ансамбль неоднократно выступал с совместными концертами с Ensemble Modern, музицировал с Шенберг-ансамблем и Klxngforum Wien. Студия новой музыки регулярно проводит мастер-классы в различных консерваториях мира, организовывает спецпроекты в университетах, в том числе таких известных как Оксфордский, Бостонский и Гарвардский. Студия стала первым и на сегодня единственным российским ансамблем, приглашенным на Международные курсы новой музыки в Дармштадте.


Юлия Венделанд (виолончель)

Родилась в 1986 году в Москве. Окончила Академическое музыкальное училище при МГК им. П. И. Чайковского (класс доцента О. Б. Галочкиной) и МГК им. П. И. Чайковского (класс профессора Д. Г. Миллера). Артистка ГАСО России им. Е. Ф. Светланова (художественный руководитель В. Юровский). Помимо академической музыки исполняет еврейскую традиционную инструментальную музыку (клезмер) на виолончели, контрабасе и скрипке. Совместно с Псоем Короленко создала проект «Песни Новеллы Матвеевой», где песни Н. Н. Матвеевой звучат в обработках для двух голосов, виолончели, и фортепиано во всех возможных сочетаниях. Постоянный участник фестиваля Yiddish Summer Weimar в Веймаре (Германия).


Иван Соколов

Иван Соколов (фортепиано)

Иван Соколов родился в 1960 году в Москве. В 1978 году окончил Музыкальное училище имени Гнесиных (класс фортепиано И.И. Наумовой), в 1983 году — Московскую консерваторию по двум специальностям: как композитор (класс профессора Н.Н. Сидельникова) и пианист (класс профессора Л.Н. Наумова). Среди его педагогов — Э.В. Денисов, И.А. Барсова, К.К. Баташов, Ю.Н. Холопов. В 1986 году окончил ассистентуру-стажировку Московской консерватории (руководитель Н.Н. Сидельников).

С 1990 года член Ассоциации современной музыки. С 1987 член Союза композиторов СССР, с 1992 года — Союза композиторов России.

Автор произведений в разных жанрах: от опер до фортепианных и вокальных

миниатюр. Большая часть музыки написана для фортепиано, вокальных или

инструментальных ансамблей с фортепиано. В списке его произведений — оркестровые партитуры, камерные ансамбли для разных составов, сонаты для различных инструментов, произведения романсы на стихи Ф. Тютчева, А. Фета, В. Брюсова, В. Хлебникова, А. Платонова, хоры на стихи А. Фета, Н. Заболоцкого, Д. Хармса и др.

С 1994 года музыкант попеременно живет в России и Германии. Выступает с

концертами и лекциями-концертами в России, странах Европы, США, Канаде. В репертуаре Соколова-пианиста — музыка барокко, классицизма, романтизма, XX и XXI веков. Он исполнил премьеры сочинений Э. Денисова, Н. Сидельникова, Н. Корндорфа, Т. Мансуряна, А. Рабиновича, В. Екимовского, А. Вустина, А. Шнитке, И. Юсуповой, А. Раскатова, П.

Деклерка, В. Шутя.

В числе партнеров Ивана Соколова по сцене — дирижеры Геннадий Рождественский, Александр Лазарев, Андрей Борейко, Александр Рудин, Александр Скульский, Дмитрий Лисс; пианисты Марта Аргерих, Алексей Любимов, Антон Батагов, Михаил Дубов, Константин Лифшиц; скрипачи Татьяна Гринденко, Коля Блахер, Патриция Копачинская;

виолончелисты Наталья Шаховская, Наталия Гутман, Александр Ивашкин, Соль Габетта; певцы Лидия Давыдова, Алексей Мартынов, Яна Иванилова, Алиса Гицба, Елена Брылева, Александр Науменко, Елена Васильева; Александр Корнеев (флейта), Лев Михайлов (кларнет), Валерий Попов (фагот), Марк Пекарский (ударные), Эрик Бруннер (кларнет).

Соколов — участник фестивалей «Московская осень», «Альтернатива», «Декабрьские вечера», имени А.Д. Сахарова в Нижнем Новгороде, Luezerner Festwoche (Швейцария), Icebreaker (Сиэтл, США), Frankfurter Feste, Schleswig-Holstein Musikfestival (Германия).

С 1988 года (с перерывом) Иван Соколов преподает в Московской консерватории. В 1988–1994 годах — на кафедре инструментовки и чтения партитур, с 2005 года — на кафедре междисциплинарных специализаций музыковедов, с 2007 года — на факультете исторического и современного исполнительского искусства МГК (камерный ансамбль).

Ведет курсы «Теория музыкального содержания», «Клавир и фортепиано: исполнительское искусство XVIII — начала XIX веков», факультатив по фортепианной музыке XX–XXI веков.

Также в 1986–1994 годах преподавал в музыкальном училище при Московской консерватории и в ДМШ при училище (композиция, импровизация). С 2006 по 2011гг. — в РАМ имени Гнесиных (класс специального фортепиано, ассистент профессора В.М. Троппа).

В 2018–2020 годах записал авторские циклы видеолекций: «От Баха до наших дней» (150 лекций) и «О современной музыке» (35 лекций).

Автор статей о творчестве А. Скрябина, Б. Бартока, А. Шнитке, Н. Сидельникова, А. Волконского, Г. Уствольской, Э. Денисова в журнале «Музыкальная академия», научных и мемориальных сборниках, других изданиях.

2 марта 2021
Владимир Тарнопольский

Perpetuum M bius для флейты, бас-кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано
Study of Breath для виолончели соло
Трио «Отзвуки ушедшего дня» для кларнета, виолончели и фортепиано
«Американские русские» для голоса и ансамбля на слова В. Маяковского (первое исполнение в России)

Ансамбль солистов
«Студия новой музыки»
Дирижер Игорь Дронов
Екатерина Кичигина (сопрано)
Ольга Галочкина (виолончель)

22 апреля 2021
Александр Хубеев

«Шрамы памяти» для флейты, кларнета, саксофона, скрипки, виолончели, контрабаса, фортепиано и электроники (российская премьера)
«Темные струны» для скрипки, виолончели и контрабаса
«Искаженные отражения» для фортепиано и электроники (российская премьера)
«Призма дуализма» для виолончели и фортепиано
«Шепот феникса» для альта соло
Massimo sempre для флейты, кларнета, альта, виолончели и фортепиано
Soundscape для флейты, саксофона, скрипки, виолончели и фортепиано

Исполнители — солисты московских ансамблей современной музыки