«www.баян.ru». Представление и интервью — Андрей Устинов. Абонемент № 196 Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение»

«www.баян.ru». Представление и интервью — Андрей Устинов. Абонемент № 196 Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение»
Московская филармония, газета «Музыкальное обозрение» и Андрей Устинов представляют абонементы сезона 2020/21 «www.баян.ru».
Андрей УСТИНОВ. Фото Дарья Каретникова

«www .баян .ru»
Представление и интервью Андрей Устинов»

Сезон 2020/2021 • Абонемент № 196
Камерный зал МГАФ • 19.00
Проект газеты «Музыкальное обозрение» и Московской филармонии

6 декабря 2020
Иосиф ПУРИЦ (баян)

Программа

I отделение

Сергей Прокофьев (1891-1953)
Соната для флейты и фортепиано ре мажор, соч. 94 (1943)
Переложение для кларнета и баяна Михаила Меринга и Иосифа Пурица
«Ромео и Джульетта», десять пьес для фортепиано, соч. 75 (1937)
«Сцена»,
«Джульетта-девочка»
«Танец девушек с лилиями»
«Меркуцио»
Переложение для кларнета и баяна Михаила Меринга и Иосифа Пурица
Исполнители: Михаил Меринг (кларнет), Иосиф Пуриц (баян)

II отделение

Гиора Фейдман (р. 1936)
«Крики из Одессы»
«Nigun»
«Ora’s Freilach»

Сергей Рыцарев-Абир (р. 1944)
Maxi Freilach

Гиора Фейдман (р. 1936)
«Dance of Souls»
«Wedding Waltz»
«Klezmer 26»
«Dance of Joy»
«Ale Brider» (обработка Михаила Меринга)
«Trolls Freilach»
7:40 (обработка Гиоры Фейдмана)
«Song of rejoicing»

Исполнители: Puritz Band в составе Михаил Меринг (кларнет), Иосиф Пуриц (баян), Игорь Никифоров (контрабас), Алексей Бударин (кахон)

О программе

В центре программы две темы: творчество Сергея Прокофьева и клезмерская музыка.

Открывает концерт Соната для флейты и фортепиано Ре мажор в переложении для кларнета и баяна. Начав сочинять сонату будучи в эвакуации в Алма-Ате, Прокофьев завершает работу в 1943 году уже находясь в Перми. В противовес драматизму войны, который Прокофьев отразил в некоторых других сочинениях того времени , этой сонате свойственны «безоблачная ясность, улыбчивая лирика, хотя и не чуждо острохарактерное, подчас озорное, по-прокофьевски «задиристое» начало. Произведение лишено острых драматических коллизий, непримиримых образных конфликтов».

Если версия этой сонаты для кларнета и фортепиано хорошо известна, то вариант с баяном будет исполнен впервые. Родственная природа возникновения звука этих инструментов порождает новые интерпретационные возможности прочтения музыки композитора.

Подобный «симбиоз» позволяет по-новому раскрыть и следующее произведение программы: Фортепианную сюиту из балета «Ромео и Джульетта». В «Сцене» и «Джульетте-девочке» веселое и беззаботное начало обретает особые краски, при помощи природной остроты и четкости звучания баяна, воздушности и легкости «кларнетовых» попевок. Лиричное же начало получает более оркестровый характер, мех становится сродни смычку и позволяет передать образ струнной группы. Разнообразие инструментальной партитуры «Меркуцио» в полной мере высвечивает многотембровые возможности баяна, а «Танец девушек с лилиями» напротив обретает «монолитность» краски благодаря уже упомянутой выше родственности звука инструментов

Во втором отделении концерта звучит еврейский фольклор. Это музыка, наследующая традиции клезмерских капелл – ансамблей еврейских музыкантов, которые были когда-то очень популярны в небольших губернских городках. В наши дни одним из самых популярных исполнителей клезмерской музыки является Гиора Фейдман – всемирно известный израильский кларнетист, исследователь истоков еврейской музыки, собиратель мелодий евреев-выходцев из разных стран мира. Многие из композиций, исполненных музыкантов, были аранжированы для него Сергеем Рыцаревым-Абиром, который также посвятил значительную часть своего творчества изучению этого пласта еврейской народной музыки.

Иосиф Пуриц — один из самых ярких молодых баянистов мирового уровня. Будучи продолжателем династии выдающихся музыкантов, лауреатом более тридцати международных конкурсов, он активно выступает на всемирно известных концертных площадках, сотрудничает с ведущими музыкантами в России и за рубежом.

В 2013 г. Иосиф выиграл высший гранд объединенного комитета Королевских школ музыки (ABRSM) на обучение в Королевской академии музыки в г. Лондон (Великобритания), которую закончил с отличием в 2017 г. Он оказался одним из двух баянистов, кто был удостоен этой награды за все 30 лет с момента основания факультета. В 2015 г. Иосиф стал первым в истории классическим музыкантом «BBC Introducing». С тех пор он неоднократно выступал в эфире Британской телерадиовещательной корпорации, а также на фестивалях и концертах, организуемых БиБиСи. Также Иосиф является обладателем главного гранта Drake Calleja Trust за 2016-2017, будучи выбранным из нескольких сотен претендентов. Иосиф – «Музыкант года» (2011) по версии национальной газеты «Музыкальное обозрение».

Сезон 2019/2020 Иосиф откроет сольным концертом в рамках “Two Moors Festival” (Великобритания), а также новой программой в Московском международном доме музыки. Выступления музыканта пройдут во многих городах России, Китае, Франции, Великобритании и других странах. Из новых переложений в репертуаре Иосифа прозвучат: «Времена года» Чайковского, Сюита из балета «Щелкунчик» в транскрипции для ансамбля клезмерской музыки Puritz-Band. Весной 2020 в Московской филармонии в рамках абонемента «Музыкального обозрения» – www.баян.ру будет представлена программа, посвященная музыке Прокофьева. Иная сторона репертуарного направления охватит французскую музыку: в выступлениях музыканта прозвучат произведения Мессиана, Пуленка, Дебюсси, Равеля и Рамо. В 2020 году Иосиф Пуриц даст сольный концерт в новом московском концертном зале – «Зарядье».

Сезон 2018/2019 отмечен в биографии Иосифа выступлением в Венском Концертхаусе с австралийским гитаристом Андреем Лебедевым, концертами в Израиле и Франции, Великобритании и других странах. Российское турне в декабре 2018, в котором музыкант выступал вместе с Сесилией Бигналл (виолончель, Великобритания) и Андреем Лебедевым (гитара, Австралия) охватило ведущие филармонические и концертные сцены 20 городов от Смоленска до Камчатки. В Москве Иосиф выступал с сольными концертами на ведущих концертных площадках, таких как Московский международный дом музыки, Московская филармония. Музыкант активно сотрудничает с современными композиторами и в 2019 г. исполнил в России и за рубежом ряд мировых премьер.

Иосиф родился в семье музыкантов, с раннего возраста начал осваивать инструмент. Отец — известный баянист-исполнитель, педагог и методист Иосиф Григорьевич Пуриц стал систематически давать ему уроки игры на баяне. Однако продолжалось это недолго. После внезапной болезни отец ушёл из жизни. Иосиф продолжил обучение в классе своей матери—Натальи Васильевны Пуриц, которая, подхватив дело мужа, создала уникальный класс начального обучения игре на баяне.

В восемь лет Иосиф получил своё первое лауреатское звание на Международном конкурсе «Классика нова» в Германии. С тех пор музыкант начал вести интенсивную творческую жизнь. Ежегодными становятся его победы на Международных конкурсах, участие в различных фестивалях, концертах в России и за рубежом. Иосиф явился первым ребёнком в России, победившем на Международном конкурсе в Клингентале в категории до 12 лет. Неоднократно он выступал на Международном фестивале «Баян и баянисты» в Москве. Является стипендиатом международных благотворительных фондов Владимира Спивакова, «Новые Имена». Ещё в раннем детском возрасте за проявленную творческую активность он был удостоен звания Лауреата шестой артиады народов России в гильдии профессионалов.

Гастролировал в США, Великобритании, Канаде, Австрии, Швеции, Финляндии, Германии, Чехии, Китае, Франции, Испании, Израиле, Дании и других странах. Выступал в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале Чайковского (Москва), Carnegie hall (Нью-Йорк), Wigmore hall (Лондон), George Weston Recital Hall (Торонто), Nybrokajen Concert Hall (Стокгольм), National House of Vinohrady (Прага), Concert Hall of Central Conservatory of Music (Пекин), Royal Danish Academy of Fine Arts (Копенгаген), UNESCO (Париж), Зале Государственной капеллы (Санкт-Петербург).

Иосиф победитель таких конкурсов как: Международный конкурс баянистов и аккордеонистов (Кастельфидардо, Италия 2009 г.), Международный конкурс «Трофей мира» (Спокэйн, США 2012 г.), Международный конкурс баянистов и аккордеонистов “Arrasate Hiria” (Аррасате, Испания 2011), Международный конкурс баянистов и аккордеонистов в г. Клингентале (Германия 2013), Первый Всероссийский музыкальный конкурс (Москва 2013). В 2014-2016 г. Иосиф стал лауреатом конкурсов: Karl Jenkins Classical Music Award (Лондон 2014 г.), Hattori Foundation Senior Awards (Лондон 2015 г.), Patrons’ Award (Лондон 2016 г.), выступая среди представителей различных классических инструментов.

С 2004 по 2008 учился в Музыкальном колледже при МГИМ им. Шнитке в классе профессора Андрея Ивановича Леденева. Является выпускником Российской академии музыки им. Гнесиных, где занимался в классе профессора, Народного артиста России Фридриха Робертовича Липса. C 2014 по 2017 г. обучался в Королевской академии музыки (г. Лондон) в классе профессора Овена Маррея.

Puritz Band

Puritz Band – уникальный коллектив в России, который заново раскрывает Клезмерскую музыку, сочетая умение донести простоту и драматизм еврейских мелодий до каждого слушателя, вместе с исключительным уровнем профессионализма и артистизма. Помимо «Клезмера» репертуар ансамбля охватывает классику, аргентинскую музыку и другие направления.

Музыканты Puritz Band – это лауреаты многих международных конкурсов, признанные в мире исполнители на своих инструментах, выпускники лучших ВУЗов России, Франции, Великобритании. Они выступали на таких площадках как Carnegie Hall (Нью-Йорк), Wigmore Hall (Лондон), UNESCO (Париж), БЗК (Москва) и многих других.

Впитавший в себя лучшие традиции академического исполнительства – Puritz Band по-новому показывает внутренний мир как еврейского фолка, так и других музыкальных направлений. Исполнители выступают как равноправные партнеры, привнося свой индивидуальный характер в общую художественную картину.

Михаил Меринг (кларнет) – Обладатель национальной премии “Молодой Триумф”. Победитель 3-его международного конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах МГК им. П.И.Чайковского. Играет на инструменте, подаренном Маэстро Владимиром Спиваковым. Является выпускником консерватории Версаля (CRR de Versailles). Солист оркестра Большого Театра России. Лауреат международных конкурсов.

Иосиф Пуриц (баян) – лауреат более тридцати Международных конкурсов, среди которых такие как Международный конкурс «Трофей мира» (Спокэйн, США 2012 г.), Международный конкурс баянистов и аккордеонистов в г. Клингентале (Германия 2013), Первый Всероссийский музыкальный конкурс (Москва 2013). Музыкант года по версии газеты «Музыкальное обозрение» (2012). Выступал в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале Чайковского (Москва), Carnegie Hall (Нью-Йорк), Wigmore Hall (Лондон), Konzerthaus (Вена) и других ведущих концертных залах мира. Выпускник РАМ им. Гнесиных, Королевской академии музыки (г. Лондон).

Игорь Никифоров (контрабас) – является артистом БСО им Чайковского. Гастролировал в Германии, Франции, Китае, США, Испании, Италии, Южная Кореи и других странах. Лауреат международных конкурсов. Успешно охватывает самые различные стили, такие как классика, барокко и джаз.

Алексей Бударин (кахон, перкуссия) – участник проектов Puritz Band,  “Compromise Quartet”,”Kreda”и других. Как ансамблист неоднократно становился лауреатом международных конкурсов, включая такие как «Terem Crossover Competition», «Весенние голоса». Выпускник Российской Академии Музыки им. Гнесиных. Занимается популяризацией игры на кахоне в России.

23 ноября 2020
Камерный зал 19.00
Абонемент № 196:
www.баян.ru
Звёзды баяна и аккордеона.
Мария Власова
Представление и интервью — главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов
“3+”

Программа

1 отделение:

Johann Sebastian Bach  (1685-1750)
Johannes-Passion BWV 245
№26 Chorale: In meines Herzens Grunde
(Во мне в глубинах сердцах)
Юлия Попкова, Константин Волошко – аккордеон

София Губайдулина (р.1931)
Чакона для фортепиано (1962)
Посвящается Марине Мдивани
Транскрипция для аккордеона Марии Власовой
Мария Власова – аккордеон

Эдисон Денисов (1929-1996)
«От сумрака к свету» («Des ténèbres à la lumière») для баяна (1995)
Мария Власова – аккордеон

Артем Васильев (р. 1974)
Чакона для аккордеона и электроники (2020)
Мировая премьера
Мария Власова – аккордеон
Артем Васильев – электроника

Johann Sebastian Bach (1685-1750)
Johannes-Passion BWV 245
№28 Chorale: Er nahm alles wohl in acht
(Обо всех подумал Он даже в час последний)
Юлия Попкова, Константин Волошко – аккордеон

2 отделение

Николай Попов (р. 1986)
«Detto» для аккордеона и электроники (2020)
Посвящается Марии Власовой
Мировая премьера
Мария Власова – аккордеон
Николай Попов – электроника

Мартин Ромберг (р. 1978)
«Flores malum» для кларнета и струнного оркестра (2019)
Авторская версия для аккордеона

  1. Vorgedanken
  2. Élévation
  3. La Musique
  4. Zwischengedanken
  5. Le coucher du soleil romantique

Мировая премьера
Мария Власова – аккордеон

Альфред Шнитке (1934-1998)
Concerto grosso № 3 для двух скрипок, клавесина, челесты, фортепиано? 14 струнных и колоколов (1985)
Транскрипция Марии Власовой

  1. Allegro
  2. Risoluto
  3. Pesante
  4. Moderato

Святослав Липс — фортепиано, клавесин, челеста
Виктор Сыч – колокола
Мария Власова, Роман Малявкин, Алексей Логанов, 

 Юлия Попкова, Константин Волошко – аккордеон

Мария Власова родилась во Владимире. Окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных и ассистентуру-стажировку (класс народного артиста России, профессора Липса Ф.Р.).

Лауреат престижных международных конкурсов в России, Германии, Италии, Испании и Китае.

Постоянный участник российских и международных фестивалей, таких как  «Московская осень» (Россия – Москва), «Баян и баянисты» (Россия – Москва), «Возвращение» (Россия – Москва), «Преображение» (Россия – Ярославль), «Дни аккордеона» (Сербия – Крагуевац), «Фогтландские дни музыки» (Германия – Клингенталь), «Мост Александра III» (Россия – Москва), «Les Heures Concertantes de Touraine» (Франция – Лош),  «Rencontres Musicales Internationales de Graves» (Франция –Бордо), Canterbury international music festival (Англия – Кентербери), и других.

Мария сотрудничает с коллективами: ГАСО им.Е.Светланова (дирижер В.Юровский), МГАСО под управлением П.Когана, Камерным оркестром «Времена года» (дирижер В.Булахов), Камерным оркестром KREMLIN (дирижер М.Рахлевский), Государственным ансамблем солистов «Орфарион» (дирижер О.Худяков), Камерным оркестром Вятской филармонии (дирижер К.Маслюк), Камерным оркестром Тверской филармонии «Российская Камерата» (дирижер А.Кружков), Вологодским губернаторским оркестром РНИ (дирижер Г.Перевозникова), Нижегородским русским народным оркестром (дирижер В.Кузнецов), Орловским Губернаторским симфоническим оркестром (дирижер В.Шкапцов), и другими.

Выступала с сольными концертами в Польше, Украине, Германии, Австрии, Франции, Англии, Дании, Швейцарии, США, а также во многих городах России.

В репертуаре Марии Власовой такие крупные классические циклы как «Хорошо темперированный клавир», «Французские сюиты» и «Гольдберг – вариации» И.С.Баха, «Ludus tonalis» П.Хиндемита, «Рождение Господа»  девять медитаций для органа О.Мессиана, «Времена года» П.И.Чайковского, «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.

С  2007 года солистка Московской государственной филармонии.

С 2008 года совместно со Святославом Липсом возглавляет дирекцию международного фестиваля классической и современной музыки «Рандеву…» (Москва).

В 2013 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Творчество Михаила Броннера для баяна» (РАМ им.Гнесиных).

К 2019 году выпущены семь сольных СД: «Рождение Господа», «Силуэт», «П.И.Чайковский Времена года – М.П.Мусоргский Картинки с выставки», «Ожидание нежности», «Сад снов», «Серьезные вариации», «Возникновение».

В настоящее время доцент кафедры баяна и аккордеона Российской академии музыки им.Гнесиных.

Святослав Липс родился 5 марта 1974 года в семье выдающегося музыканта, баяниста Фридриха Липса. Музыкальные способности проявились у него в раннем детстве: первые занятия проходили с отцом, а с пяти лет – с замечательным детским педагогом А.Д. Артоблевской, у которой Святослав впоследствии учился в ЦССМШ при МГК им. Чайковского. С 4 класса с ним стал заниматься профессор Московской консерватории Л.Н.Наумов. В 1992 году Святослав Липс продолжил занятия с этим выдающимся педагогом в стенах Московской консерватории, в дальнейшем став его ассистентом-стажером (1998–2000). Лев Николаевич говорил о своем воспитаннике: «Святослав Липс – очень талантливый музыкант-пианист. Его выступления всегда радуют публику яркой образностью, своим особым «почерком» и интересными замыслами. Нет нужды говорить, что это очень профессиональный (в самом лучшем, высоком смысле слова) современный исполнитель, все время ищущий. Творческий потенциал его велик».

Еще во время обучения в музыкальной школе, Святослав победил на международном конкурсе молодых пианистов в итальянском городе Стреза, завоевав помимо Гран-при специальный приз европейского фонда «Teresa Maria Dragan». В 1994 году Святослав был удостоен I премии и Золотой медали на одном из самых престижных конкурсов мира – Международном конкурсе пианистов имени Марии Канальс в Барселоне, где приняло участие 120 пианистов.

Святослав Липс гастролировал более чем в 70 городах России, его выступления проходили в Австрии, Германии, Швейцарии, Италии, Испании, Швеции, Латвии, Эстонии, Японии.

Музыкант играл в крупнейших залах мира: во Дворце каталонской музыки в Барселоне, «Зале Моцарта» в Сарагосе, Театре Виктории-Евгении в Сан-Себастьяне (Испания); зале имени Рудольфа Эткера в Билефельде, «Тонхалле» в Дюссельдорфе (Германия); «Нюброкаен» в Стокгольме (Швеция), Токийском международном форуме в Токио, Концертном зале префектуры Канагава в Иокогаме (Япония); в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Светлановском зале Московского международного Дома музыки, Кремлевском Дворце съездов (Россия).

Партнерами Святослава Липса по ансамблевому музицированию были скрипачи Гидон Кремер, Владислав Иголинский, Аркадий Гутников, Елена Ревич; баянисты Фридрих Липс, Матти Рантанен (Финляндия); виолончелисты Кирилл Родин, Владимир Тонха, Александр Бузлов; альтист Михаил Березницкий; саксофонист Алексей Волков; фаготист Валерий Попов; ударник Марк Пекарский;

певицы Татьяна Куинджи, Айлиш Керриган (Ирландия) и другие музыканты. Святослав Липс неоднократно выступал с оркестрами под управлением Виктора Барсова, Андрея Борейко, Евгения Бушкова, Сергея Кондрашева, Дмитрия Лисса, Валерия Полянского, Владимира Понькина, Михаила Щербакова, Урса Шнайдера (Швейцария), Франца Пауля Деккера (Канада) и других маэстро.

Святослав Липс принимал участие в международных музыкальных фестивалях «Салют, Америка!» в Самаре (1991), фестивалях камерной музыки в Локенхаузе (Австрия, 1995) и в Костомукше (2001), III Международном фестивале современной музыки в Москве (1996), «Камчатская музыкальная весна» в Петропавловске-Камчатском (1996), «А.Н. Черепнин» (Япония, 2000), ArsLonga в Москве (2002), VI фестивале «Дворянские сезоны» в Москве (2008), фестивале Софии Губайдулиной «Софии – с любовью» в Москве (2011), является постоянным участником фестиваля «Московская осень» (1991, 1999–2004, 2006–2011).

Большая часть репертуара пианиста – произведения современных композиторов. Для Святослава Липса писали музыку Сергей Беринский, Ефрем Подгайц, Михаил Броннер, Александр Розенблат, Татьяна Сергеева, Екатерина Анисимова и другие авторы. Пианист представил 24 премьеры новых сочинений – помимо уже названных композиторов, это музыка Александра Розенблата и Александра Бертрама. В числе премьер – восемь произведений Ефрема Подгайца. Композитор говорит о таланте молодого пианиста: «Главным отличием Святослава Липса, делающим его фигуру просто уникальной среди многочисленных коллег-пианистов, является его отношение к современной музыке. Пожалуй, после Святослава Рихтера и Алексея Любимова, именно С.Липс становится одним из ведущих исполнителей новой фортепианной музыки. Не случайно, что уже стали появляться сочинения, написанные специально для него». Композитор Кирилл Волков отмечает: «Святослпав Липс – молодой виртуоз, соединяющий в своем творчестве и техническое совершенство, и, главное, глубокое осмысление и умение передать слушателю замысел автора (к какому бы столетию и стилю это произведение не относилось). На мой взгляд, Святослав Липс является наиболее перспективным и разносторонне одаренным пианистом молодого поколения».

Совместно с аккордеонисткой Марией Власовой Святослав Липс является автором идеи и художественным руководителем Международного фестиваля классической и современной музыки «Рандеву».

Музыкант имеет многочисленные записи на компакт-дисках, которые выходили на лейблах Nonesuch Records(США), Triton (Япония), «Грамзапись» (Россия). Ряд эксклюзивных дисков с записями современных композиторов был выпущен независимыми издателями.

Виктор Сыч – выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных по специальности «Ударные инструменты». Лауреат Всероссийского конкурса исполнителей на медных духовых и ударных инструментах (I премия, Нижний Новгород).

С 1992 года – солист-литаврист в оркестре Московского театра Новая Опера им. Е.В. Колобова, с 2005 также преподает в Российской академии музыки имени Гнесиных.

В. Сыч – виртуоз в игре на всевозможных видах ударных, его называют мастером на все руки и человеком-оркестром. Сам музыкант отдает предпочтение маримбе и вибрафону.

С сольными концертами выступает в различных городах России и за рубежом (Германия, Франция, США, Эстония, Украина, Грузия, Азербайджан). Часто – в сопровождении симфонических и камерных оркестров. Сотрудничает с выдающимися дирижерами современности (Э. Клас, Я. Латам-Кёниг, Ф. Мастранжело, Б. Тевлин, Е. Бушков и др.), является участником Международных музыкальных фестивалей («Московская осень», «Декабрьские вечера», «Созвездие мастеров», «Рандеву», «Ночь в музее»).

Виртуозное мастерство исполнения позволяет музыканту иметь в репертуаре произведения разных жанров и направлений: от классики до джаза; но особое место в нем занимает музыка современных российских композиторов (Р. Щедрин, М. Броннер, Е. Подгайц, Т. Сергеева и др.).

Является автором многочисленных переложений и аранжировок произведений для ударных инструментов.

7 марта 2021
Фридрих ЛИПС (баян)
К 100-летию со дня рождения Астора Пьяццоллы

Квартет Пьяццолла-Studio:
Фридрих Липс (баян)
Владислав Иголинский (скрипка)
Кирилл Родин (виолончель)
Святослав Липс (фортепиано)