Вышел № 9 (466) 2020 газеты «Музыкальное обозрение»

Вышел № 9 (466) 2020 газеты «Музыкальное обозрение»
Фото Андрей Устинов
Лукас ван Лейден (1494–1533). «Музыканты»

Гравюра номера

В номере:

Смерть в опере –  «Отравление». Отравители и их жертвы на оперной сцене: Собакина, Моцарт, Бокканегра, Лeкуврер, Измайлов. Расследование «МО»

«Протест» в опере». Расследование «МО». Попытки народных восстаний в оперных спектаклях: Швейцария, Иудея, Шотландия, Сицилия, Неаполь

«Беларусь! Беларусь! Хай цябе мiнуть усе нягоды». Народ Белоруссии , музыканты, спортсмены, артисты протестуют против диктатуры и насилия.

«Жизнь бесценна. Правда бессмертна». Вручена премия «Новой газеты» имени Анны Политковской

«А корабль все плывет и плывет». Перемены в Министерстве культуры и культурном блоке Правительства РФ

«Второе пришествие». Кадровые перестановки в руководстве культурой и организациями культуры в Новосибирске и Новосибирской области

Кино для всех. Новые стандарты «Оскара». Всем расам, полам, этносам, секс-меньшинствам etc.

Что общего у «Спартака» и Рахманинова, у Клина и «Сочи», у Дениса Мацуева с Беларусью? Расследование «МО»

Все публикации доступны только в бумажной версии «МО»

Смерть в опере – Отравление. Расследование «МО»

Опера – жанр, густо усеянный смертями. Опера существует, чтобы в ней умирали. Герои опер переходят из мира живых в мир мертвых по разным причинам и разными способами. Убийство, самоубийцйство, казнь, дуэль. Но «МО» расследует Отравления

«Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова;
«Симон Бокканегра» Верди;
«Адриана Лекуврер» Чилеа;
«Леди Макбет Мценского уезда» (во 2-й редакции — «Катерина Измайлова») Шостаковича.

Протест в опере: расследование «МО»

Опера родилась как сугубо эстетический, неполитизированный проект провластных кругов, и под такой эгидой провела основную часть своего существования. И все же, есть немало опер, в которых люди — как правило, доведенные до предела терпения, — брали свое будущее в собственные руки и шли свергать угнетателей, будь то захватчики извне или злоупотребляющие властью соотечественники.

И есть примеры, когда восставшие добиваются своего.

«Набукко», «Макбет» и «Сицилийская вечерня» Верди;
«Вильгельм Телль» Россини;
«Немая из Портичи» Обера.

«Беларусь! Беларусь! Хай цябе мінуць усе нягоды».

Взрыв негодования по всей Белоруссии, свободное выражение протеста сотнями тысяч людей, вышедших на улицы, их требования перемен, и злодейская реакция силовых структур не могли не вызвать и в мире, и в России чувства солидарности с белорусским народом, ощущения сопричастности к тем историческим событиям, которые происходят у ближайших соседей.

Вероника Цепкало, Светлана Тихановская, Мария Колесникова. Фото Сергей Сацюк /БелаПАН

Сочувствуя тем или иным образом протестам в Белоруссии, граждане России выражали свой протест против диктатуры и насилия вообще, против авторитаризма, тотальной лжи, невежества и неуважения к себе.

К 29-й статье Конституции

В Москве в 8-й раз вручена премия «Камертон». Премия носит имя журналиста «Новой газеты» Анны Политковской, убитой 7 октября 2006 года, в 54-й день рождения президента Владимира Путина, и присуждается за профессиональное мастерство, за мужество и последовательность в отстаивании принципов свободы слова, за честность, достоинство, подлинную гражданскую ответственность и человеческое сострадание.

Фото Влад Докшин / «Новая газета»

Девиз премии «Камертон»: «Жизнь бесценна. Правда бессмертна». Об истории премии, ее лауреатах; о прошедшей 30 августа, в день рождения Анны Политковской, церемонии вручения премии «Камертон» – 2020 — в новом номере «МО».

«А корабль все плывет и плывет»

«МО» рассказывает о череде отставок и назначений, касающихся сферы культуры и произошедших в результате смены Правительства России: новый вице-премьер, курирующий вопросы культуры; новый министр культуры; новые лица в культурном блоке Правительства; перестановки руководящих кадров в Министерстве культуры. Что и кто стоит за всеми этими переменами — в статье «МО» на эту тему.

Время «второго пришествия»

Фото https://rusevik.ru/

Серьезные изменения произошли минувшим летом в руководстве организаций и ведомств культуры Новосибирска и Новосибирской области. «МО» подробно останавливается на переменах, особенность которых — «второе пришествие» во власть испытанных руководителей, ранее уже работавших в Новосибирске на руководящих должностях. Что это — признак стабильности и преемственности или кадрового дефицита? Об этом — исследование «МО».

“Oscar” — вид спереди и сзади

Американская академия киноискусств «Оскар» утвердила новые стандарты, которых вскоре должны будут придерживаться создатели лент, претендующих на премию в номинации «Лучший фильм». Речь идет о четырех критериях, по меньшей мере два из которых всегда должны быть соблюдены.

В частности, как минимум один из актеров, играющих роль первого или второго плана, должен быть представителем расовых или этнических меньшинств. Не менее 30 процентов всей остальной группы должны быть женщинами, представителями расовых, этнических, сексуальных меньшинств или людьми с ограниченными возможностями.

«Мотив разработчиков новых стандартов понятен, — пишет «МО». — Они хотят добиться равноправия в разнообразии. Но какими документами соискатель должен подтвердить свою принадлежность к той или иной национальности, полу, этническому меньшинству? Как доказать, что ты японец, а не китаец? Представитель ЛГБТ-сообщества, а не натурал? Мужчина, а не женщина?»

Ничьей быть не может
Что общего у «Спартака» с Рахманиновым, у Клина с «Сочи», у Дениса Мацуева с Беларусью?

В тот же вечер, когда драмой и массовыми народными протестами завершились выборы в Белоруссии, массовый протест созрел и в России: он был вызван предвзятым судейством матча чемпионата России по футболу «Спартак» – «Сочи». Денис Мацуев в тот вечер играл 2-й концерт Рахманинова.

«Последний адрес»

«Одно имя, одна жизнь, один знак». Имена и судьбы музыкантов, музыкальных деятелей, репрессированных в годы советской власти. Двадцатая публикация «МО»

В № 9 — рассказ о трагических судьбах Александра Семеновича Ефремова, мастера Фабрики народных музыкальных (щипковых) инструментов им. Луначарского крупнейшего в СССР предприятие по производству музыкальных инструментов, и Альвины Карловны Петерсон, до ареста проживавшей в доме № 17 по Никольской улице в Москве, где долгие годы находился Камерный музыкальный театр Бориса Покровского, а ныне Камерная сцена Большого театра имени Б.А. Покровского.

In memoriam

Памяти известных музыкантов и музыкальных деятелей:

профессора Московского государственного педагогического университета (бывшего МГПИ им. Ленина) Эдуарда Абдуллина (1940–2020);
виолончелиста, профессора Казанской консерватории Альберта Асадуллина (1949–2020);
саратовского композитора и театрального деятеля Феликса Аронса (1940–2020);
профессора, бывшего проректора Уральской консерватории Нины Вольпер (1930–2020);
композитора и пианиста Игоря Голубева (1945–2020);
исполнителя на балалайке, профессора Петрозаводской консерватории Анатолия Денисенко (1947–2020);
музыковеда, профессора Саратовской консерватории Татьяны Малышевой (1947–2020);
известного скрипичного педагога Галины Турчаниновой (1930–2020);
народного артиста СССР, солиста балета Большого театра СССР Николая Фадеечева (1933–2020);
музыкального и театрального критика Андрея Хрипина (1970–2020);
известного деятеля музыкальной культуры Самары Рудольфа Шейнина (1937–2020).

Конкурсы

В № 9 «МО» — Представление Всероссийского музыкального конкурса и Всероссийского балетного конкурса 2020 года;
итоги онлайн-конкурса молодых пианистов Владимира Крайнева;
Итоги и условия конкурсов, входящих в Ассоциацию музыкальных конкурсов России.

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: sw7800596@yandex.ru
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике