Беларусь! Беларусь! Хай цябе мінуць усе нягоды*

Беларусь! Беларусь! Хай цябе мінуць усе нягоды*
Вероника Цепкало, Светлана Тихановская, Мария Колесникова. Фото Сергей Сацюк /БелаПАН

События после выборов в Белоруссии отозвались в России волной поддержки протестов и протестующих. В то, что диктатор выиграл выборы, мало кто поверил. Напротив, нечестность проведения выборов, грандиозная фальсификация объявленных результатов и победа оппозиции не вызывали сомнений у всех, кто был готов получать и получал правдивую и реальную информацию, а не информацию из официальных источников.

Взрыв негодования по всей Белоруссии, свободное выражение протеста сотнями тысяч людей, вышедших на улицы, их требования перемен, и злодейская реакция силовых структур не могли не вызвать и в мире, и в России чувства солидарности с белорусским народом, ощущения сопричастности к тем историческим событиям, которые происходят у ближайших соседей.

И если мы, в отличие от белорусов, еще не готовы столь массово выйти на улицы с требованиями политических перемен, то все-таки многие из нас оказались готовы преодолеть апатию, страх, равнодушие. Выразить свою позицию в разных формах: открытыми письмами, постами в соцсетях, честными поступками. Сочувствуя тем или иным образом протестам в Белоруссии, граждане России выражали свой протест против диктатуры вообще, против авторитаризма, тотальной лжи, невежества и неуважения к себе.

Респект Спивакову

Скрипач, дирижер и президент ММДМ Владимир Спиваков отказался от ордена Франциска Скорины, который в 2014 получил от Лукашенко.

Владимир Спиваков

«В 2014 году Вы наградили меня Орденом Франциска Скорины за особые заслуги в области гуманитарной и благотворительной деятельности, успехи на почве национально-государственного возрождения, в защите человеческого достоинства и прав граждан Беларуси. Видимо, в то время эти понятия еще были Вам близки. Сегодня я по-прежнему разделяю эти ценности, но не с Вами, правителем, создавшим для своего народа условия жизни, несовместимые с гуманизмом и демократией.

Сегодня на вашем «празднике» царит мракобесие, тирания, насилие и бесконечные примеры крайней жестокости, с которой власти подавляют волеизъявление множества граждан по всей стране.

За десятилетия активной концертной деятельности мне посчастливилось многократно выступать как в Минске, так и в других городах Беларуси. Недавно отмечался 10-летний юбилей созданного мною фестиваля «Владимир Спиваков приглашает», благодаря которому к Вам в страну приезжали выдающиеся артисты мира, прославленные балетные труппы, уникальные хоровые коллективы.

Сегодня мое сердце бьется в унисон с народом Республики Беларусь, правомерно требующим соблюдения элементарных прав и свобод, включая права на мирные протесты. Поэтому, в сложившейся ситуации, я вынужден отказаться от ордена, которым Вы меня ранее наградили. Мне стыдно его носить, так как это связано с Вашим правлением. Ваша «черная» сила — это Ваша огромная слабость. Люди рождаются для того, чтобы их любили, а не унижали, и, тем более, калечили.

Вы, вероятно, слышали о том, что «плачущие утешатся»? Так и будет!

Народный артист СССР,
Артист мира (ЮНЕСКО)
Владимир Спиваков»

Это был благородный жест, поступок, за который Владимир Спиваков заслуживает несомненного уважения. Как и за участие в церемонии вручения премии «Камертон» памяти Анны Политковской в новом зале Дома музыки 30 августа.

Орден Франциска Скорины – высшая награда Республики Беларусь, учрежденная в 1995. Присуждается с 1997 за вклад в развитие белорусской культуры, за гуманитарную, благотворительную деятельность. Орденом награждены 30 граждан РФ. Среди них Б. Ельцин, Алексий II, Ж. Алферов, Г. Селезнев, Ю. Лужков, В. Матвиенко, А. Пахмутова, В. Садовничий, Ю. Григорович, Ю. Башмет, А. Шилов, М. Пиотровский, В. Захарченко, Ю. Антонов, В. Дробыш, Ф. Киркоров, Н. Басков, Н. Бабкина, З. Трегулова.

Франциск Лукич (Францишек Лукианович) Скорина (1470; по другим сведениям, 1490 или вторая половина 1480-х гг., Полоцк — 1551 или начало 1552, Прага) — белорусский первопечатник, философ-гуманист, просветитель, писатель, общественный деятель, предприниматель, ботаник, ученый-медик. Переводчик на белорусский извод (диалект) церковнославянского языка книг Библии, издатель этих книг. В Белоруссии Франциск Скорина считается одним из величайших исторических деятелей. В его честь названы две награды страны: медаль и орден.

Однако поступок Спивакова вызвал странную реакцию. Коллеги из круга академических музыкантов промолчали, как и в отношении событий в Белоруссии вообще. Зато некоторые орденоносцы — В. Дробыш, Ю. Антонов (и примкнувшие к ним коллеги, например, Иосиф Пригожин), вместо того чтобы четко высказать позицию по отношению к событиям в Белоруссии, выступили с осуждением Спивакова: якобы они «вне политики», к ситуации в соседней стране это «не имеет отношения» и т.п.

Некоторые российские поп- и рок музыканты отказались выступать в Белоруссии на провластных мероприятиях — как до выборов, так и после них. Но были и те, кто согласился поддержать Лукашенко. Например, кавалеры ордена Франциска Скорины Ф. Киркоров и Н. Басков, а также А. Буйнов, Д. Майданов, А. Цой, Д. Гурцкая и др. записали клип на песню «Любимую не отдают» в поддержку Лукашенко (Басков к тому же поучаствовал в официальном концерте в Минске 17 сентября). За это артисты получили массу негативных комментариев в соцсетях (особенно Басков и Киркоров), а их представители утверждают, что их клиенты «не знали о политической подоплеке» и «просто согласились записать хорошую песню, про мир и за мир». Сами певцы от комментариев отказываются. Вероятно, кому-то стало стыдно. Но «деньги не пахнут»…

Голоса из России

В то же время многие российские деятели искусств четко обозначили свою позицию (жаль, среди них было мало академических музыкантов). «Полем протеста» стали в основном соцсети.

Данила Козловский

Данила Козловский: «То, что сейчас происходит в Беларуси, ошарашивает людей, даже очень далеких от политики. Когда на улицах городов избивают дубинками, применяют светошумовые гранаты, переезжают грузовиками живых людей, стреляют по балконам жилых домов, калечат детей, это уже не вопрос политических убеждений, не вопрос отдельно взятого президента или лидера оппозиции.

Я убежден, что ни один политический строй, в том числе и демократия, не имеет такого «великого смысла», чтобы оправдать кровь и насилие.

Когда действующий президент называет «овцами» свой народ, который вышел на улицу МИРНО выразить свое отношение к прошедшим выборам и в ответ, спускает СЛАЖЕННО организованный ОМОН и ещё десяток силовых ведомств, в эту секунду как таковая политика перестаёт существовать. Проходится точка невозврата. На улицах прекрасной страны кровавый террор, задача которого, напугать, заткнуть, шокировать. В конечном итоге, уничтожить любое инакомыслие. Сломать».

Чулпан Хаматова

Чулпан Хаматова:  «Восхищаюсь бесстрашием людей, которые находят в себе мужество отстаивать самые базовые права и свободы.

Мне очень страшно от того, какой опасности они себя подвергают.

Мне больно видеть с какой жестокостью существа в форме, защищённые оружием, бронежилетами и касками убивают и избивают беззащитных. Я верю, что под касками есть люди.

Я обращаюсь к вам, люди под касками. Остановитесь.

У вас тоже есть матери, жены, отцы, братья, сёстры и дети. Они заслуживают жить в свободной, счастливой стране, жить без страха.

Неужели вы не видите, что дороги назад уже не будет.

Чем раньше вы остановитесь, тем меньше будет крови».

Гарик Сукачев. Фото Facebook

Рок-музыкант Гарик Сукачев опубликовал в своем Инстаграме видео, в котором выразил возмущение действиями властей Беларуси и ее правоохранительных органов по отношению к собственному народу: «Верю в то, что многие у нас в России так же, как и я, возмущены происходящим, бесчеловечным отношением ко всем людям, нашим братьям и сестрам. Надеюсь, что и президент России Владимир Владимирович Путин, как и многие из нас, выразит свое возмущение тем, что простые люди в Беларуси подвергаются нечеловеческой террористической атаке со стороны власти».

Открытые письма

Более 350 российских музыкантов, артистов, режиссеров, композиторов, литераторов, в том числе Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук, Найк Борзов, Максим Леонидов, скрипач Александр Тростянский и Татьяна Самуил, пианисты Петр Лаул и Сергей Кузнецов, кларнетист, концертмейстер оркестра Новосибирской филармонии Станислав Янковский, композиторы Ираида Юсупова, Антон Батагов, живущие за рубежом Владимир Генин и Александр Гаспаров, актрисы Елена Коренева и Анна Ардова подписали открытое письмо, опубликованное в The Village по поводу политической ситуации, сложившейся в Республике Беларусь:

«Мы хотим заявить о солидарности с народом Беларуси в его стремлении добиться справедливости. Мы знаем, что прошедшие 9 августа в Беларуси президентские выборы были проведены с множеством нарушений, зафиксированных внешними наблюдателями, а голоса жителей Республики были украдены. Украденные голоса и невозможность быть услышанными – то, что мы, люди, выходящие на сцену, понимаем и должны понимать, может быть, острее других», — говорилось в письме.

13 сентября появилось Письмо российских деятелей искусства в поддержку белорусских коллег, которое может подписать любой желающий на сайте журнала «Театр».

«Мы, деятели российского искусства, не можем оставаться в стороне от событий, происходящих сейчас в Беларуси.

В двадцать первом веке в центре Европы происходят пытки, репрессии, похищения людей, преследования, убийства.

Действия белорусских властей по отношению к своему народу вызывают наше негодование и протест.

Мы выражаем нашу поддержку народу Беларуси, который мирно и в рамках закона добивается уважения своих гражданских прав.

Белорусы поставили своё человеческое достоинство, свою честь, будущее своих детей выше страха, корысти, комфорта. Они не побоялись рискнуть всем: работой, учебой, свободой, здоровьем, наконец, жизнью. Мы восхищены мужеством этих людей, их любовью к своей стране и своей культуре.

Среди протестующих наши коллеги – актеры и режиссеры, музыканты и писатели, художники и кинематографисты. Мы хорошо знаем, что всем им есть, что терять. Их преследуют, их лишают работы, их избивают, сажают в тюрьмы.

Им – наше бесконечное уважение и наша поддержка. А тем, у кого в руках оружие, кто применяет силу по отношению к мирным гражданам своей страны, мы говорим: дайте народу свободу выбора!

Мы призываем остановить чудовищные репрессии, насилие и произвол, развязанные действующей властью республики Беларусь.

Мы призываем уважать суверенитет республики Беларусь, уважать выбор ее народа.

Мы призываем всех, от кого зависит судьба Беларуси, и, прежде всего, российское руководство, использовать своё влияние для начала мирного внутриполитического диалога в братской стране и сдерживания нынешнего руководства республики Беларусь от жестокости и беззакония.

Мы заявляем о нашей солидарности с белорусскими коллегами, со всем народом этой прекрасной страны. Знайте, мы вместе, мы с вами».

В числе подписавших — Андрей Могучий, Михаил Бычков, Константин Райкин, Евгений Писарев, Юрий Бутусов, Константин Богомолов, Марина Давыдова, Алексей Бородин, Чулпан Хаматова, Ксения Раппопорт, Зиновий Марголин, Александр Сокуров, музыковед Людмила Ковнацкая, композиторы Сергей Невский и Александр Маноцков, пианисты Полина Осетинская, Полина Осетинская, певица Наталья Пшеничникова, главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов, заместитель главного редактора «МО» Павел Райгородский.

Дубинопись

Новосибирский художник и организатор шествий «Монстрация» Артем Лоскутов нарисовал картину «Беларусь». Растекающиеся кроваво-красные полосы, отпечатанные на белом холсте полицейской дубинкой, складываются в бело-красно-белый флаг — государственный флаг Беларуси в 1991–1995, а сейчас – символ несогласных с белорусским режимом, и кричат о жестокости, применяемой к протестующим.

«Я в шоке. Я удивлен зверству минских и белорусских силовиков. Я не понимаю причин таких действий. Тут видно, что люди себя мирно ведут, может, даже и демонстративно мирно в этой ситуации, и никому ничем не мешают, никакой агрессии – подбегают менты и начинают их дубасить дубинками. Сейчас насилие какого-то иного порядка», — сказал Лоскутов в интервью DW. Картина «Беларусь» выполнена в стиле «дубинописи», придуманном им самим. Художник выставил ее в Фейсбуке на аукцион, а половину собранных от продажи средств собирался перечислить на поддержку белорусов. Ее стоимость достигла около ₽500 тыс.

Артем Лоскутов. Беларусь, 2020.

Голоса белорусов

Вскоре после выборов с открытым письмом к Лукашенко обратилась всемирно известная оперная певица Мария Гулегина:

Мария Гулегина. Фото с официального сайта Марии Гулегиной

«С огромной болью воспринимаю все то, что происходит в эти дни в родной Беларуси. Я 30 лет с гордостью носила паспорт Беларуси, оставалась гражданкой, всегда помнила свою колыбель, которая стала для меня взлетной полосой и живя за рубежом не брала никакой другой паспорт другой страны!

Как Посол Доброй Воли UNICEF,  Почетный член Попечительского совета International Paralympics Committee, оперная певица и просто мать и бабушка, считаю невозможным оставаться в стороне и быть равнодушной к происходящему.

Убеждена, что в современном цивилизованном европейском обществе и государстве, в стране, пережившей Великую Отечественную войну, сегодняшнее, доходящее до крайних форм звериной жестокости применение силы с использованием запрещенных законом методов воздействия по отношению к собственным гражданам абсолютно не допустимы. Задержание и избиение подростков — за гранью всего. У Вас же у самого сын!  Подумайте о родителях тех подростков! Что с ними, что у них в душе зреет после такого  обращения с их детьми — гражданами  Беларуси!

Я убеждена в то, что в Ваших силах и Вашей власти остановить кровопролитие и строго разобраться с виновными в этих преступлениях. Прошу Вас сделать все необходимое для этого во избежание тяжелых и непоправимых последствий для нашей страны и ее народа. Народ Беларуси очень терпеливый, но этого он не простит!»

Видеообращение интеллигенции

137 известных белорусов — актеры, режиссеры, художники, писатели, чиновники, спортсмены, представители других профессий — записала видеообращение к соотечественникам.

«Нам говорят, что нас мало, но мы знаем: нас очень много. И мы видим, как каждый из нас поддерживает друг друга. И жаждет перемен. Рабочие, ученые, художники, врачи, водители, строители, предприниматели, юристы, учителя — все мы требуем прекращения беспрецедентных актов насилия, террора, издевательств, унижений со стороны правоохранительных органов. Сегодня белорусы жестоко истязают белорусов, независимо от того, женщина это, старик, студент или даже студент.

Мы требуем немедленной отставки и возбуждения уголовного дела в отношении тех, кто отдавал преступные приказы, и всех должностных лиц, виновных или причастных к этим преступлениям. Невозможно говорить о легитимности избирательной кампании, которая прошла в атмосфере террора и страха. Принимая во внимание все нарушения закона и факты мошенничества, мы требуем немедленного освобождения всех политзаключенных и задержанных в ходе мирных акций протеста, новых прозрачных выборов в соответствии с международными нормами и нового состава ЦИК».

В числе подписавших обращение — известные музыканты: художественный руководитель и главный дирижер Национального академического народного хора Республики Беларуси имени Г.И. Цитовича Михась Дриневский, композитор Валерий Иванов, дирижер, профессор и бывший ректор консерватории Михаил Казинец, солист Большого театра РБ баритон Владимир Петров, юрист и певец Владимир Пугач, худрук Государственого ансамбля танца Беларуси Валентин Дудкевич, экс-министр культуры, директор театра им. Янки Купалы Павел Латушко и главный режиссер театра Николай Пинигин, бывшие заместители министра культуры Владимир Гилеп и Тадеуш Стружецкий.

Филармония

12 августа на главной магистрали Минска, проспекте Независимости, у Белорусской государственной филармонии собрались артисты и сотрудники. Они вышли на мирный протест против официальных итогов выборов и проявления насилия со стороны властей. «Могучий Боже! Властелин мира, Огромных солнц и сердец малых! Над Беларусью, тихой и светлой, Рассыпь лучом свои похвалы», — звучала музыкальная молитва в исполнении около 40 артистов филармонии на белорусском языке под солидарные гудки проезжающих мимо автомобилей и аплодисменты прохожих. В руках певцов были цветы и листки с буквами, из которых складывается надпись «У меня украли голос». Своих сотрудников поддержал директор филармонии Александр Никита, назвавший эту акцию  «криком души творческих людей».

Театр оперы и балета

На сайте Большого театра РБ было опубликовано письмо «Большой театр против насилия», адресованное обеим сторонам:

То, что сейчас происходит в нашей стране, похоже на пожарище. Его дым будет очень долго печь наши сердца, так как никакой конфликт не может быть решен из-за разрушения и насилия.

Разные времена переживала наша Отчизна за свою тысячелетнюю историю, не склонила головы в самые трагические моменты, когда хищники рвали ее на части. Так неужели мы сами уничтожим друг друга?!

Люди искусства руководствуются в своей жизни принципами, далекими от воинственности. Мы исповедуем принципы гуманизма, справедливости, ненасилия. Наши ружья-бутафорские, и противостояние на сцене заканчивается с закрытием занавеса.

Мы понимаем, что воинственное противостояние приведет к новым жертвам и разрушенным человеческим жизням. Пусть мир и спокойствие вернутся на наши улицы! Мы — один народ».

Большой театр Беларуси. Фото https://briya09.livejournal.com/

Купаловский театр

После публичного возмущения фальсификацией результатов выборов и последовавшей за этим волной насилия в стране был уволен директор Национального академического театра имени Янки Купалы Павел Латушко. Коллектив театра заявил, что увольняется вместе с ним, если это решение не будет пересмотрено, и выступил с обращением, в котором требовал остановить применение силы в отношении мирных людей:

Павел Латушко, экс-директор Купаловского театра, экс-Министр культуры Республики Беларусь

«Мы, купаловцы, с болью смотрим на то, что происходит в нашей стране. Мы уважаем закон и права человека, но каждую ночь живем как на фронте. Мы против террора и насилия. Мы против крови в нашей стране».

В театр был назначен новый и.о. директора: посланец Минкультуры Валерий Громада. Здание театра было заблокировано «в связи с проведением санитарно-эпидемиологической обработки всех помещений», были объявлены санитарные дни, актеры и сотрудники не могли попасть на работу. А когда они вошли в театр, то обнаружили, что гримерки и служебные помещения вскрыты. Общение с и.о. директора должно было проходить только с глазу на глаз, а передвигаться по театру можно было только в сопровождении милиционеров. В результате театр покинули 58 человек, в том числе 36 актеров, художественный руководитель Николай Пинигин, все штатные режиссеры, художник по свету, многие ведущие специалисты. На прощание актеры оставили у входа в Купаловский свои награды и дипломы. Уволившимся сотрудникам театра пришлось освобождать жилье, полученное в аренду от государства.

Коллег-купаловцев поддержал Константин Райкин:

Константин Райкин. Фото http://art-library.vrn.muzkult.ru/

«У наших коллег в Минске беда. В Национальном академическом театре драмы имени Янки Купалы вчера приказом премьер-министра уволен директор Павел Латушко. Уволен за открытое честное высказывание своей гражданской позиции в поддержку протестующих. Читал текст этой речи — ясной, точной, призывающей соблюдать конституцию и наказывать тех, кто ее нарушает. Всё. За это он уволен. А большинство актеров этого знаменитого театра, включая главного режиссёра Николая Пинигина, ранее выражавших солидарность с протестующими, подали заявления об уходе в знак протеста против увольнения директора.

Дорогие коллеги! Всей душой, целиком и полностью поддерживаю вас в вашем протесте против вопиющей несправедливости, жестокости и беззакония. Театр призван объединять людей на основе духовности, совести и гуманности. Театр исповедует любовь и милосердие. Особенно наш театр. Я говорю «наш», имея в виду то единое культурное пространство, в котором мы исторически развивались и пребываем. Сегодня главная драматургия разворачивается на улицах и площадях белорусских городов. Крайне важно, что в этом острейшем спектакле жизни вы выступаете в роли порядочных и смелых людей. Я с Вами, родные мои!»

14 сентября театру им. Янки Купалы исполнилось 100 лет. Но юбилейные торжества были отменены. Пока театр закрыт до ноября. Откроется ли он в ближайшее время — сказать сложно.

Координационный совет

14 августа был образован Координационный совет белорусской оппозиции, в который вошли 35 человек. В Президиум КС избраны 7 человек: Светлана Алексиевич, писательница, лауреат Нобелевской премии; Павел Латушко, бывший министр культуры, дипломат, директор Купаловского театра; Мария Колесникова, музыкант, координатор штаба кандидата в президенты РБ Виктора Бабарико (который не был зарегистрирован и сейчас находится в тюрьме по надуманному обвинению); а также адвокат Максим Знак, юрист и политолог Ольга Ковалькова, юрист Лилия Власова, председатель стачкома Минского тракторного завода Сергей Дылевский. Все они, за исключением Алексиевич, подверглись репрессиям.

Власова, Знак, Дылевский арестованы. Латушко и Ковалькова вынуждены были уехать в Польшу (по «настоятельной просьбе» белорусского КГБ). Сейчас Латушко находится в Литве, как и кандидат в президенты и вероятный победитель президентских выборов Светлана Тихановская.

7 сентября была задержана Мария Колесникова. Как сообщил очевидец событий, неизвестные люди возле Национального художественного музея посадили ее в микроавтобус с надписью «Связь» и увезли в неизвестном направлении. Вместе с ней были задержаны члены КС Антон Родненков и Иван Кравцов. Во время перевозки из одного отделения в другое им на голову надели черные мешки, руки сковали наручниками. На следующий день их попытались вывезти на территорию Украины. Родненков и Кравцов были фактически выброшены на территорию соседнего государства, однако Колесникова порвала свой паспорт и выбралась из машины, после чего была вновь задержана. С тех пор она находится в минском СИЗО № 1. Ей предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 361 УК РБ («призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности, совершенные с использованием СМИ и сети интернет»).

Мария Колесникова. Фото https://news.vitebsk.cc/

Мария Колесникова родилась в 1982 в Минске. Окончила Белорусскую государственную академию музыки по специальностям «флейтист» и «дирижер». Преподавала игру на флейте одной из минских гимназий. Играла в оркестре оперного театра, Национальном академическом концертном оркестре Республики Беларусь под управлением Михаила Финберга, Президентском оркестре Республики Беларусь.

В 2007 переехала в Германию, где обучалась игре на барочной флейте в Высшей школе музыки в Штутгарте на факультетах старинной и современной музыки.

В 2010-х годах вела активную концертную деятельность и организовывала международные культурные проекты в Германии и Белоруссии, среди которых цикл лекций под названием «Уроки музыки для взрослых». В 2017 году выступила в качестве одного из создателей творческого объединения Artemp, проводившего различные мероприятия в области современного искусства. Также Мария была в 2017 году спикером на минской конференции TEDx, а в 2019 году вместе с разработчиком музыкальных приложений Gismart и ассоциацией «Образование для будущего» сделала проект «Оркестр роботов». В этом проекте школьников учили программированию роботов-музыкантов.

После смерти матери в 2019 Мария вернулась к отцу в Минск. На родине стала арт-директором культурного хаба (центра) ОК16.

В 2020 Колесникова возглавила штаб оппозиционного кандидата Виктора Бабарико на выборах Президента Республики Беларусь. 16 июля вместе с Вероникой Цепкало, главой штаба Валерия Цепкало (еще одного оппозиционного кандидата, отстраненного от выборов) и кандидатом в президенты Светланой Тихановской Колесникова заявила об объединении штабов. Ныне является представителем объединенного штаба Светланы Тихановской и членом президиума Координационного совета белорусской оппозиции.

31 августа Мария Колесникова объявила о создании политической партии «Вместе».

Алексиевич

Светлана Алексиевич — самая известная и уважаемая в мире представительница Белоруссии, лауреат Нобелевской премии по литературе. Ненависть к ней со стороны Лукашенко столь велика, что за четверть века его власти в Белоруссии не была напечатана ни одна ее книга. И лишь в 2019 впервые за 25 лет одно из минских издательств выпустило книгу «У войны не женское лицо» на белорусском языке. На упоминание ее имени в белорусских СМИ и в белорусском руководстве наложено табу, как в официальных российских источниках — на упоминание имени Навального.

Светлана Алексиевич. Фото Reuters

С требованием к Лукашенко уйти Алексиевич выступила сразу после выборов. После создания КС писательницу вызывали в Следственный комитет, где она отказалась отвечать на вопросы. А после того как все ее коллеги по Президиуму КС были арестованы или высланы из страны, в ее квартиру пытались попасть неизвестные, которым писательница отказалась открывать дверь. После этого Алексиевич пригласила к себе домой дипломатов из Литвы, Германии, Польши, Словакии, Чехии и Швеции, чтобы они не допустили ее ареста.

В тот же день, 9 сентября, Алексиевич обратилась к своим коллегам — российским писателям:

«Уже не осталось никого из моих друзей-единомышленников в президиуме координационного совета. Все или в тюрьме, или выброшены за границу. Сегодня взяли, последним, Максима Знака.

Сначала у нас похитили страну, теперь похищают лучших из нас. Но вместо вырванных из наших рядов придут сотни других. Восстал не Координационный комитет. Восстала страна. Я хочу повторить то, что говорю всегда. Мы не готовили переворот. Мы хотели не допустить раскола в нашей стране. Мы хотели, чтобы в обществе начался диалог. Лукашенко говорит, что не будет говорить с улицей, но улица — это сотни тысяч людей, которые каждое воскресенье и каждый день выходят на улицу. Это не улица. Это народ.

Люди выходят на протест со своими маленькими детьми, потому что верят, что победят.

Еще я хочу обратиться к русской интеллигенции, назовем это так по старому обычаю. Почему вы молчите? Мы слышим только редкие голоса в поддержку. Почему вы молчите, когда видите, как растаптывают маленький, гордый народ? Мы все еще ваши братья.

Своему народу я хочу сказать следующее: я люблю вас и горжусь вами».

Обращение Светланы Алексиевич заканчивается словами: «Вот опять кто-то неизвестный звонит в дверь…».

Народный пианист

Многие СМИ рассказали историю пианиста-любителя из Бреста, архитектора, а ныне пенсионера Александра Ивачева. Он освоил инструмент пять лет назад, когда ему было уже 60, в память о своей умершей жене, преподавательнице фортепиано. Играл дома, а нынешним летом, в год 75-летия Победы решил давать уличные концерты для всех желающих на электропианино. Репертуар — песни военных лет и о войне, старинные романсы.

Вечером 9 августа, увидев шествие по улицам города, Ивачев решил поддержать протестующих.

«Когда шло шествие, я как раз дома занимался музыкой. У меня электропианино в тот день не было. Я под влиянием какого-то порыва, на адреналине, один прикатил через всю комнату фортепиано прямо к балкону — и играл, насколько мог громко, «Священную войну» и патриотические песни. Потом уже, представляете, не смог сам инструмент назад перетащить. Пришли знакомые и помогли. 200 килограммов все-таки!»

Во второй день протестов в квартире Ивачева — на втором этаже в доме на одной из центральных улиц Бреста, собрались друзья-музыканты. К электропианино подключили колонку.

«Видим, что ОМОН начинает идти на людей — играем песни, которые придадут мужества людям: «Священную войну», «Варшавянку», «Разбуры турмы муры». Как только противостояние затихало, мы переходили к спокойным композициям: «Беловежская пуща», «Молодость моя, Белоруссия», «Журавли на Полесье летят», «Купалинка». А когда «люди в черном» стояли под нашими окнами и готовились к очередному броску, мы перешли на музыку, которая растапливает сердца и призывает к гуманности: вальсы, ноктюрны, классические произведения. Очень спокойные и душевные. Помню, «космонавты» в задних рядах разминаются, мы играем вальс, а они дубинами начинают три четверти выбивать».

11 августа Ивачев сыграл уличный концерт без происшествий. Но на следующий день, когда музыкант, по его словам,  отыграл блок военно-патриотических песен и перешел к романсам,  к нему подошли «несколько ребят высокого роста и попросили выйти из-за фортепиано. На вопрос, куда, сказали: «Мы вам все объясним». Один завел мне руку за спину, и повели в Брестский РОВД».

«Меня не били. Они тыкали палками мне в бок, в живот, в спину и всячески оскорбляли. Потом завели в пустую комнату на первом этаже, поставили к стенке. Один из них сказал следующее: «Этот пол каждый день залит кровью детей. И твоя здесь будет». То есть они не скрывают, что там дети 14, 15, 16 лет под их дубинками истекают кровью. И действительно следы еще оставались на этом линолеуме, несмотря на то что его, очевидно, неоднократно затирали…»

Александру пытались донести, что «Священная война» разлагает молодежь, поэтому ее нельзя играть. Он лишь ответил, что эта песня каждые 15 минут звучит в Брестской крепости. Дальше, понимая, что пререкаться бессмысленно, соглашался с обвинениями. Перед ним прыгали, собираясь нанести удары, но мужчина держал руки по швам, чтобы не обвинили в сопротивлении милиции.

«Потом мне, пожилому человеку, приказали стать на корточки в угол лицом к стене, чтобы унизить. Если я шевелился, они снова гневно меня оскорбляли, — вспоминает собеседник. — А потом зашел какой-то их начальник и сказал, чтобы меня быстро выпустили. Напоследок они предупредили, чтобы я не вздумал больше играть на улице, иначе могут и инструменты мои изуродовать, и квартиру поджечь. Я верю вполне, потому что это звери.

Если бы кто-то, например, я, все это сделал в отношении сотрудника правоохранительных органов, мне бы уже светило определенное количество лет. И я хотел бы, чтобы эти люди так же отвечали. Не важно, при новом или старом режиме, но я буду требовать сатисфакции. А еще хотел бы увидеть этих людей без масок. У нас есть масса свидетелей, которые видели, как избивали людей. Будем требовать, чтобы установили этих садистов.

Да, я не пошел на баррикады. Я не в том возрасте, чтобы от кого-то убегать, противостоять ОМОНу, когда они начинают избивать женщин и детей. Но силой искусства, силой музыки я хотел вселить в их души хоть что-то человеческое, если там есть за что зацепиться», — рассказывал музыкант.

Вернувшись домой, Ивачев соорудил белый баннер с красной надписью посередине «Музыка з народам», который повесил на балкон. С тех пор он играл только дома. Но и это оказалось небезопасно. 6 сентября во время протестного марша из окон квартиры брестского пенсионера вновь звучали военно-патриотические композиции. Через несколько часов в дверь Александру Викторовичу позвонили неизвестные. Кто к нему приходил, музыкант не рассмотрел — глазок закрыли пальцем. После этого позвонили на мобильный и, не представившись, позвали еще раз посетить Брестский РОВД.

На следующий день Александр Викторович написал открытое письмо председателю Брестского горисполкома. В своем обращении, в частности, потребовал дать оценку избирательной системе и расследовать обращения о насилии со стороны силовиков.

После этого Александр Викторович уехал за город. Музыка из его окон пока не звучит. Но он надеется еще сыграть для своего народа.

Борьба белорусов за свободу продолжается.


*«Беларусь! Беларусь! Пусть тебя минуют все невзгоды». Строка из песни «Жыве Беларусь!», гимна Республики Беларусь в 1991-1995 (композитор Василий Раинчик, поэт Леонид Пранчак)

Использованы материалы TUT.BY, газеты «Брестская правда».

Опубликовано МО № 9 (466) 2020