В Новосибирске — «новые-старые» руководители культуры, которых ждали и не ждали

Время «второго пришествия»
В Новосибирске — «новые-старые» руководители культуры, которых ждали и не ждали
Фото https://rusevik.ru/

В корпусе управленцев культурой Новосибирска и Новосибирской области вновь произошли серьезные изменения.

8 июля назначен «новый-старый» министр культуры: Наталья Ярославцева (уже возглавляла ведомство с 2008 по 2013).

7 августа директором театра «Глобус» вновь назначена Татьяна Людмилина (возглавляла этот театр с 2001 по 2014). Тоже второе пришествие.

Директор филармонии Бейбит Мухамедин отправлен в отставку. Предполагалось, что и здесь случится второе пришествие, и в филармонию назначат Александра Назимко (был директором НГАФ с 2000 по 2014). Но директором назначен Александр Бочарников (с 2001 по 2006 заместитель директора новосибирского театра «Глобус», с 2006 по 2020 — заместитель директора Московского театра сатиры).

В условиях дефицита и отрицательного отбора

В последние годы в управленческом аппарате культуры по всей стране происходят назначения, порой удивляющие своей ничтожностью, экзотичностью, невежеством. Такое впечатление, что в кругу тех, кто производит эти назначения, сложилось мнение: на культуру можно «сажать» кого угодно — подруг, друзей, родственников, любовниц, нужных людей… Многие эксперты и наблюдатели отмечают, что преобладает отрицательный отбор.

Так на должностях министров и начальников департаментов культуры, директоров оперных театров, филармоний появляются люди, не имеющие отношения к музыке и вообще к искусству и управлению в культуре: учителя младших классов, юристы, математики, врачи, детские психологи, работники сферы торговли… Люди, не знающие специфику этой сферы и даже не пытающиеся заняться ликбезом, чтобы ее узнать.

Казалось бы, если вас внедрили в доселе незнакомую сферу деятельности — попробуйте в ней разобраться: запишитесь на курсы, изучайте специфику разных видов искусств, а также управления, менеджмента, IT-технологий; посещайте семинары и мастер-классы; ходите в музеи, на концерты и выставки и т.д. и т.п.

Но так не происходит: зачем это нужно? Ведь сегодня профессионализм, компетентность и знание предмета — не главное в работе. Главное — быть удобным начальству. Поэтому иногда кажется, что культурой руководят лично губернаторы. И наши очень известные музыканты договариваются о выступлении в том или ином городе и гонораре не с руководством концертной организации, а сразу с первым лицом региона.

Конечно, бывает и так, что на руководящие должности в те же филармонии попадают люди с музыкальным образованием, но к этому моменту то, что было в них музыкального, куда-то выветривается (а может быть, они так учились, что даже и не проникало). Заняв высокий пост, они руководят так, словно у них не осталось и следов этого образования, знания процессов, происходящих в культуре и искусстве. Зато проявились и заработали инстинкты чиновника: адаптация в структурах власти, умение приспосабливаться к мнению вышестоящих начальников, которые сами, как правило, мало что понимают в вопросах искусства и культуры.

Немного истории

В Новосибирске решили сделать ставку на проверенных людей, хорошо известных в регионе. И отрицательному отбору, хотя бы на областном уровне, удается противостоять.

Наталья Ярославцева работала во главе ведомства при двух губернаторах: Викторе Толоконском (губернатор Новосибирской области в 2000–2010, полпред Президента в СибФО в 2010–2014) и Викторе Юрченко (2010–2014). После нее министром стал Василий Кузин — пианист, выпускник Новосибирской консерватории, до министерства шесть лет работавший проректором, затем ректором Новосибирского театрального института. Он возглавлял министерство культуры Новосибирской области всего лишь два с небольшим года (сентябрь 2013 — декабрь 2015), но на его долю выпали два самых крупных конфликта. В филармонии — коллектива с директором Татьяной Людмилиной, этот конфликт министр урегулировать не смог; и в оперном театре — вокруг постановки оперы «Тангейзер» (начало 2015), на развитие которого Кузин, будучи руководителем регионального уровня, повлиять не мог (театр находится в подчинении Минкультуры РФ, и с ситуацией разбирались в Москве. Как и заказали эту ситуацию, вероятно, там же).

Покинув министерство по собственному желанию, Кузин вернулся на прежнее место работы — в театральный институт, в должность проректора, а в 2019 был вновь избран ректором.

После Кузина на должность министра культуры был назначен Игорь Решетников, до этого пять лет (с 2010) работавший заместителем министра. Это случилось при губернаторе Владимире Городецком (руководил областью с 2014 по 2018, а до этого 14 лет был мэром Новосибирска). Наиболее резонансный ход Решетникова на посту министра — кадровые перестановки в руководстве филармонии: увольнение директора Т. Людмилиной и назначение Бейбита Мухамедина. Спустя некоторое время после избрания нового губернатора Андрея Травникова Решетников подал в отставку. С сентября 2019 он работает советником художественного руководителя театра оперы и балета В. Кехмана. Почти год, до назначения Ярославцевой, и.о. министра был заместитель Решетникова Юрий Зимняков.

Татьяна Людмилина — супруга дирижера Алексея Людмилина (1942–2019), который с 1989 по 2001 занимал пост главного дирижера Новосибирского театра оперы и балета — в 1990-х была заместителем директора театра оперы и балета, а в 2000 стала заместителем директора театра «Глобус» Марии Ревякиной (которая была директором с 1987 по 2001). Уехав в Москву, Мария Евсеевна Ревякина оставила должность своему заму, и Людмилина 13 лет работала директором театра «Глобус». Спустя 6 лет (из которых 2,5 года проведены ею в кресле директора филармонии) она вернулась на эту должность.

Как известно, Ревякина сделала стремительную и успешную карьеру в столице: назначенная министром культуры Михаилом Швыдким на должность директора МХТ, она стала в 2004 генеральным директором «Золотой Маски» после отставки Эдуарда Боякова. А в 2012 — еще и директором Театра Наций, художественным руководителем которого является актер Евгений Миронов, член Президентского совета по культуре и искусству.

Вероятно, влияние М. Ревякиной на культурную жизнь Новосибирска по-прежнему существует.

Зона турбулентности

А что же музыкальная культура? В этом отношении Новосибирск долгое время казался чуть ли не раем с полной музыкальной инфраструктурой: уникальный театр оперы и балета — «Сибирский Колизей»; замечательный музыкальный театр; филармония с легендарным маэстро Арнольдом Михайловичем Кацем и его оркестром; консерватория — одна из лучших в стране, кузница кадров для всей Сибири и не только; знаменитая на весь мир НСМШ; музыкальный колледж; хореографическое училище — все эти организации еще при советской власти входили в число лучших и самых авторитетных в СССР.

И сегодня Новосибирск в рейтинге музыкальных столиц России делит третье место с Екатеринбургом (после Москвы и Санкт-Петербурга).

Однако в последние 10 –15 лет главные музыкальные организации города попали в «зону турбулентости»: нескончаемые кадровые перемены, громкие конфликты и скандалы. Чего стоит история с «Тангейзером», назначение Кехмана, проблемы в консерватории и филармонии…

НОВАТ (Новосибирский государственный академический театр оперы и балета). Фото Rossaprimavera.ru

Театр оперы и балета

Почти 20 лет театр живет в атмосфере конфликтов: внутренних и внешних. В 2001 случилось противостояние директора театра Валерия Егудина (работал в этой должности с 1992) и главного дирижера Алексея Людмилина. В результате оба были уволены со своих постов (театр федеральный, и министр М. Швыдкой решил эту проблему «одним махом»). Директором был назначен Борис Мездрич, до того работавший в Омске и ранее сотрудничавший со Швыдким в творческих проектах. Музыкальным руководителем в 2004 приглашен Теодор Курентзис. В 2008 Мездрич из-за конфликта с Курентзисом ушел из театра. Директором был назначен заместитель Мездрича Руслан Ефремов, каким-то образом наладивший отношения с капризным маэстро. Но в конце 2010 Ефремов при загадочных обстоятельствах погиб в Минске, а в начале 2011 из Новосибирска в Пермь вместе с оркестром MusicAeterna уехал Курентзис.

Но театр сохранял механизм выживаемости (во многом благодаря службам и людям театра — заместителю директора Татьяне Гиневич, главному художнику Игорю Гриневичу) и с возвращением Бориса Мездрича вернулся в нормальное творческое и организационное русло. Сильным ходом стало приглашение в 2012 качестве музыкального руководителя Айнарса Рубикиса, незадолго до этого получившего первую премию на конкурсе дирижеров имени Г. Малера в Бамберге и ставшего артистом одного из самых престижных концертных агентств мира Askonas Holt.

В те годы сложилась команда, воплощавшая яркие репертуарные и творческие идеи. Постановки НГАТОиБ заслуженно привлекали внимание ведущих критиков, всего театрального сообщества. Спектакль «Месса» (на музыку Л. Бернстайна) в 2014 завоевал две «Золотые маски» в категории «Оперетта – мюзикл» по итогам сезона 2012–2013: лучшему дирижеру — Айнарс Рубикис, за лучшую мужскую роль —  Дмитрий Суслов.

Печальным событием тех лет стал уход из жизни выдающегося художника Игоря Гриневича (1952–2012), чьи спектакли «Кармен» (реж. А. Степанюк), «Князь Игорь» (реж. Т. Кулябин), «Молодой Давид» В. Кобекина (реж. Д. Черняков), «Катя Кабанова» Яначека (реж. Т. Шимерда) вошли в «золотой фонд» театра.

Но в начале 2015 грянул скандал с «Тангейзером» (реж. Тимофей Кулябин, дирижер А. Рубикис). Министр культуры РФ В. Мединский уволил Мездрича, следом ушел Рубикис (сейчас он главный дирижер берлинского театра «Комише опер», где работает в тандеме с главным режиссером Барри Коски. В Большом театре России идет их совместный с Кулябиным спектакль «Русалка» Дворжака, выдвинутый на «Золотую Маску» в восьми номинациях). Новосибирский же театр был отдан «банановому королю», директору Михайловского театра Владимиру Кехману (первый случай в истории российской культуры, когда один директор возглавил два театра). С тех пор все разговоры о некогда прославленном «Сибирском Колизее»  — объекте культурного наследия РФ, ровеснике Победы (день рождения театра — 12 мая 1945) — фактически сошли на нет и сводятся к редким упоминаниям о событиях со скандальным оттенком: то это банкротство Кехмана; то несогласованный с управлением по охране памятников, а значит, незаконный ремонт зрительного зала, приведший к утрате исторического облика интерьеров (за что Кехман был оштрафован); то новая подсветка, шокировавшая новосибирцев, на которую истрачено более 400 млн. руб.; то переименование в некий НОВАТ…

Однако похоже, что в среде критиков существует негласная договоренность не упоминать ни НОВАТ, ни худрука ни тех, кто там работает. Кстати, худруком Кехман стал после того, как, будучи банкротом, вынужден был отказаться от поста гендиректора — на эту должность в начале 2018 призвали москвича Ару Карапетяна, ранее служившего директором МАМТа и театра им. Б.А. Покровского.

Та история стала драмой не только новосибирского, но и российского масштаба. С «Тангейзера» началась травля «Золотой Маски», нападки на художников, на свободу творчества, с печальными последствиями для всего отечественного театра.

НОВАТ, Большой зал. Фото Ведомости законодательного собрания Новосибирской области

Консерватория

Крупнейший музыкальный вуз Сибири переживает не лучшие времена. Когда в 2007 после 35 лет ректорства покинул свой пост Евгений Гуренко и был избран его ученик Константин Курленя, казалось, что вуз обретет новое дыхание. Но этого не произошло. А желающие подхватить слабеющий организм всегда найдутся. Вдруг на горизонте появилась фигура сравнительно молодого (1985 г.р.), не слишком известного музыканта, однако очень амбициозного Михаила Симоняна, родившегося в Новосибирске и здесь же учившегося (но недоучившегося) играть на скрипке. Чем-то он напоминает Дмитрия Когана, рано ушедшего из жизни…

Симонян считает себя скрипачом, дирижером, общественным деятелем и благотворителем. Постоянно пытается проникнуть в высокие структуры. Некоторое время он был советника губернатора Калужской области, пытался создать в Калуге Молодежный оркестр (правда, играли в нем московские студенты, ездившие в Калугу на электричке). В 2015 стал президентом фонда «Открытое море», имеет связи с Благотворительным фондом «САФМАР» Михаила Гуцериева.

Обратив взор на родной город, Симонян создал и сам же возглавил Попечительский совет НГК. Вероятно, не без его влияния в разгар 2018/2019 учебного года К. Курленя, незадолго до этого избранный на очередной срок, был внезапно смещен с поста ректора. И.о. ректора Минкультом РФ назначена Жанна Лавелина, ученица Курлени, что вызвало некую оторопь и в вузе, и в городе. Лавелина до сих пор все еще «и.о.», вистов за прошедшие два года она не набрала. А М. Симонян шагает все шире и все дальше: инициирует и открывает в новосибирском метро мемориальную доску покойному лидеру КНДР Ким Чен Иру, возглавляет Попечительский совет консерватории в столице КНДР Пхеньяне. В августе 2020 года в его жизни произошли два знаменательных события: назначение советником губернатора Новосибирской области А. Травникова (что вызвало, по меньшей мере, удивление общественности города) и поступление на первый курс Колледжа имени Гнесиных на отделение оркестровых струнных инструментов, причем на договорной основе. Что ж, учиться никогда и никому не поздно.

Но вот на что обратил внимание один из самых уважаемых новосибирских музыкантов, худрук филармонического ансамбля “Insula Magica” и профессор консерватории Аркадий Бурханов в своей официальной жалобе министру культуры Н. Ярославцевой на хамское поведение Симоняна:

«Уважаемая Наталья Васильевна!

С негодованием сообщаю Вам о том, что 03.08.2020 у меня произошла неожиданная шокирующая встреча с Симоняном М.А. на улице перед зданием Консерватории, из которой я вышел после консультации с абитуриентами. Симонян шел навстречу в сопровождении и.о. ректора консерватории Лавелиной Ж.А. В ответ на мое приветствие я неожиданно услышал резкое: «Когда вы прекратите эту свою писанину!?» Выяснилось, что он начал обвинять меня в том, что я якобы являюсь автором публикаций в интернете под псевдонимом Nsglinka (речь идет о публикациях о Симоняне в ЖЖ консерватории — «МО»), в которых часто звучит действительно резкая критика его творческой и общественной деятельности. Я сразу же дал ему понять, что я, хоть и читаю эти посты, но автором их не являюсь и не знаю, кто это пишет. Однако мне не удалось его переубедить, и он продолжал «общение» в оскорбительном для меня тоне (ведь он вдвое младше меня) с использованием угроз и ненормативной лексики! Мое воспитание не позволяет мне процитировать в этом обращении все его выражения в полном объеме. Будучи убежден, что я все равно знаю автора или авторов публикаций, он сообщал им (но почему я это выслушивал?), что за это они заслуживают быть «засунутыми головой в унитаз», «подзатыльников» и т.п. Просил меня передать им, что он «год терпел это “……” и сейчас передает через меня свое последнее предупреждение!» «Я все равно выясню, кто это пишет, — продолжал Советник Губернатора по культуре, — и когда подключу весь свой ресурс — кому-то мало не покажется!» Я не уверен в дословной точности цитирования, но суть и эмоции передаю так, как я их воспринял. Один из пассажей меня особенно заинтересовал: «Мы ведь здесь не нефтяные вышки делим!» Дескать, там разборки бывают и покруче! Симонян, конечно же, сказал, что уважает меня, как музыканта, но о политике предложил поговорить в другом месте…

Повторно сообщаю, что никакого отношения к содержанию публикаций «Нсглинки» я не имел и не имею! Кто пишет под этим псевдонимом, мне неизвестно! В своей профсоюзной деятельности и антикоррупционных публикациях я никогда не выступал с бездоказательными обвинениями и всегда делал это в открытую, не скрывался под псевдонимами, отстаивая свое мнение, на которое имею право в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Прошу впредь оградить меня от подобных подозрений, инсинуаций и возможного рода преследований.

Считаю подобное поведение недостойным и недопустимым для Председателя Попечительского Совета НГК им. М.И. Глинки, порочащим имя одного из ведущих музыкальных вузов страны, и тем более для советника по вопросам Культуры Губернатора НСО, поскольку это подрывает авторитет Губернатора Андрея Александровича Травникова».

Не получив ответа по существу, Бурханов обратился к губернатору с открытым письмом, которое закончил так:

«Выражая мнение возмущенной общественности, считаю сам факт “политической и культурной” деятельности недообразованного “советника губернатора”, ныне первокурсника СУЗа — Симоняна М.А., допускающего хамство в общении с деятелями культуры, позором нашего города, имеющего амбиции культурной и научной ‘Столицы Сибири”.

Надеюсь, что Вы примете адекватное кадровое решение в соответствии с предвыборным лозунгом — “Забота и Уважение к людям”».

Новосибирский музыкальный театр. Фото News-factor.ru

Новосибирский музыкальный театр

Пожалуй, только две организации сохранили в эти годы устойчивость, благополучное организационное и творческое состояние.

Четверть века, с 1995, его возглавляет в качестве директора и художественного руководителя Леонид Кипнис (с 1992 по 1995 работал худруком филармонии, после ухода в театр его сменил в этой должности Владимир Калужский). Под руководством Кипниса театр выдвинулся в число ведущих в России. Только в 2016–2019 завоеваны четыре «Золотые Маски» (и еще 15 номинаций).

НСМШ (колледж) — ведущая музыкально-образовательная организация России, сравнимая по статусу с ЦМШ. Колледж, воспитавший В. Репина, М. Венгерова и многих других выдающихся музыкантов, в этом году отмечает 50-летие. Более 30 лет его возглавляет Александр Марченко, входящий в корпус элитных директоров страны, безусловный лидер в сфере детского и юношеского музыкального образования. К тому же до назначения директором НСМШ Марченко уже имел большой опыт руководящей работы в сфере культуры: в 1982–1989 был заместителем начальника Управления культуры Новосибирского облисполкома.

Но и выдающуюся по российским (да и, пожалуй, не только российским) меркам НСМШ и ее директора не обошли стороной неприятности. В сентябре 2019 как гром среди ясного неба прозвучало сообщение о том, что Марченко не прошел аттестацию в Министерстве культуры РФ. Ходили слухи, что причиной неаттестации могло стать категорическое несогласие Марченко с намерением присоединить НСМШ к НГК (информация о том, что в недрах вуза обсуждается слияние консерватории и колледжа, в какой-то момент просочилась в СМИ; якобы были люди, которые лоббировали процесс слияния в федеральном министерстве).

На заседании Аттестационной комиссии произошел сложный разговор о перспективах и проблемах НСМШ. Директор резонно указал на острые вопросы, без решения которых обеспечить дальнейшее развитие НСМШ невозможно: прежде всего — сохранение юридической самостоятельности школы и неприсоединение ее к консерватории; получение школой гранта Правительства РФ; сохранение своевременного и в полном объеме финансирования из бюджета МК РФ, что необходимо для выполнения всех обязательств перед учащимися, в том числе живущими в общежитии, и педагогами.

Члены комиссии упрекали Марченко в том, что у него якобы отсутствуют стратегия и планы развития школы. И это при том, что НСМШ известна великолепной организацией учебного и творческого процесса, идеальным порядком!

В результате возникла мрачная перспектива увольнения директора. Но мгновенно, менее чем за сутки по всей стране поднялась кампания в защиту А.Т. Марченко, дошедшая до аппарата президента, полпреда в СибФО. На сайте change.org была размещена петиция «Против увольнения директора НСМШ г. Новосибирска Марченко Александра Тихоновича!!!» собравшая за день 3570 подписей.

Справедливость восторжествовала. Марченко получил аттестацию и продолжает успешно работать.

Директором Департамента науки и образования МК РФ в то время работала Н. Шутенко. Несколько позже, также в бытность ее у руля Департамента, случился еще один казус: очередной наезд на Государственный институт искусствознания и попытка увольнения директора ГИИ Н. Сиповской, что отозвалось нешуточным протестом как всего коллектива ГИИ, так и культурной общественности, вступившейся за известного ученого-искусствоведа и достойного руководителя. К счастью, худшего не случилось. Сиповская сохранила свой пост и продолжает уверенно и успешно возглавлять ГИИ. Шутенко же через некоторое время сменила фамилию на Золотареву, а потом и вовсе ушла из Министерства культуры РФ (см. стр. 20).

Новосибирская специальная музыкальная школа. Фото Культура.РФ

Филармония

Чтобы разобраться в карте музыкального Новосибирска, надо понимать, что учредителем НОВАТа, Новосибирской консерватории, НСМШ, хореографического училища является Министерство культуры РФ. И только филармония и музыкальный театр финансируются областью. Они же во все времена были предметом особой гордости, заботы, внимания и бережного отношения со стороны руководства региона.

Новосибирская филармония — уникальное явление. Одна из самых многочисленных (а возможно, самая многочисленная) в России по числу сотрудников. И наверняка самая многочисленная по количеству творческих коллективов и артистов. Ее можно сравнить с подводной лодкой в походе, которая может обеспечить своих обитателей всем необходимым. В составе НГАФ — симфонический, два камерных, духовой, эстрадный, народный, джаз-оркестры, биг-бэнд; хоровая капелла и ансамбль «Маркелловы голоса». Уникальные для региональных филармоний, чуть ли не единственные в российских регионах ансамбль ранней музыки “Insula Magica” и струнный квартет. Вокальные, инструментальные, фольклорные ансамбли; музыкально-литературные и музыкально-театральные коллективы; солисты.

Исполнительский состав таков, что можно обходиться собственными силами. Но, конечно, только теоретически: без гастролеров афиша может очень скоро стать пресной, а коллективы — наскучить публике.

Долгое время филармония могла гордиться стабильным развитием. Более чем за четверть века ею руководили всего два директора: Владимир Миллер (1987–2000) и Александр Назимко (2000–2014, с 1988 по 2000 первый заместитель директора по концертно-гастрольной деятельности). В. Миллер, передав руководство филармонией своему заму, ушел на повышение: стал начальником Департамента культуры. А в 2012 вернулся в филармонию и до сих пор трудится в должности руководителя службы развития.

За те же годы в филармонии работали два худрука: Леонид Кипнис и Владимир Калужский. Некоторые коллективы работают по 30 и более лет под руководством своих основателей.  

50 лет (с 1956 по 2006) симфонический оркестр возглавлял Арнольд Михайлович Кац (1924–2007). После его ухода из жизни симфонический оркестр (надо отдать должное и оркестрантам, и администрации — директорам Льву Крокушанскому и Николаю Сизикову, редактору Татьяне Шиндиной, и руководству филармонии) смог сохранить исполнительский уровень, заложенный великим дирижером и самим оркестром, музыкантами; сохранил европейское звучание. Выбор оркестром главных дирижеров позволил славному коллективу не попасть «под руку» случайных людей, не растерять культуру и традиции, наработанные за полвека.

Но адекватной замены А.М. Кацу найти не удалось. Ни известности оркестру, ни достижений менеджменту прошедшие 10 с лишним лет не добавили. К тому же нынешний худрук и главный дирижер Томас Зандерлинг (только что контракт с ним продлили еще на три года), как и предыдущий — Гинтарас Ринкявичус — в силу обстоятельств проводили с оркестром не так много времени.

Новосибирская государственная филармония, Камерный зал филармонии. Фото gelio.livejournal.com

«Яблоко раздора»

Очевидно, что работа в течение десятилетий в неизменных форматах, по одним и тем же лекалам не всегда способствует творческому развитию. А что будет дальше? Жизнь, профессия, искусство требуют перемен, новых форм и подходов, постоянного обновления.

Годы управления В. Миллера и А. Назимко можно считать благополучным периодом в истории НГАФ. При А. Назимко в середине 2000-х началось строительство нового зала. Губернатором тогда был В. Толоконский, и в том, что строительство началось, велика была его заслуга. Но во время кризиса 2008–2009 стройка была заморожена. В 2010 Толоконский был назначен полпредом президента в Сибирском федеральном округе, а сменивший его В. Юрченко нашел ресурсы, чтобы возобновить стройку и довести ее до конца.

Так получилось, что два губернатора не смогли «поделить» между собой славу и престиж открытия этого зала, который получил имя А.М. Каца. Толоконский считал новый зал памятником не только Кацу, но и своей деятельности; Юрченко же ставил открытие зала, прежде всего, в заслугу себе. Одним из итогов этих сложных взаимоотношений и стала отставка Назимко, которому не дали выполнить все планы.

Прежде всего, не была доведена до необходимого уровня акустика БКЗ. Не был закуплен орган, наличие или отсутствие которого серьезно влияет и на звучание, и на репертуар нового зала почти на 1000 мест. Не были привлечены к работе с акустической моделью зала иностранные специалисты (как это, в частности, было ранее с успехом сделано в соседнем Омске).

ГКЗ им. А.М. Каца был открыт 11 сентября 2013, но был сдан с недоработками. Вскоре после этого, в январе 2014, Назимко был уволен. Ныне он работает директором новосибирской ДМШ № 1.

Вероятно, тогдашние руководители области (В. Юрченко) и министерства культуры (В. Кузин) полагали, что директор театра «Глобус» Т. Людмилина сможет обеспечить обновление филармонии, устранить недоработки и повести филармонию в светлое будущее.

Но при назначении не был учтен такой существенный момент, как принципиальное различие между драмтеатром и филармонией. Об этом писало «МО», анализируя сложившуюся в НГАФ ситуацию: «…Творческий состав театра “Глобус” — около 120 человек (около 80 актеров и оркестр — чуть более 40): столько же, сколько в одном симфоническом оркестре, не считая множества остальных коллективов и солистов. Всего же в театре работает около 200 человек, в филармонии — 600. Каждый концерт — по сути, как премьера. В иные дни идет по несколько таких премьер.

Директор филармонии, в отличие от директора театра, должен учитывать специфику каждого жанра и коллектива (симфоническая, камерная музыка, квартет, хор); взаимодействие с другими музыкальными институтами (консерватория, оперный театр). Необходимо понимание процессов, происходящих в этих организациях. Осознание места филармонии в музыкальной инфраструктуре города и страны. Понимание темпо-ритма подготовки программ, особенностей филармонического менеджмента (по сравнению с театральным), специфики гастрольной деятельности как собственных артистов и коллективов, так и приглашаемых в Новосибирск» («МО», 2014 , № 3).

В итоге первых дней работы в НГАФ Людмилина столкнулась с сопротивлением коллектива. Дело дошло до открытых писем против директора, публичных обвинений, увольнений. Постепенно страсти немного улеглись, однако полностью погасить конфликт не удалось. Нельзя сказать, что 2,5 года директорства Людмилиной прошли впустую. Но дело и в том, что она пришла работать в совершенно новые для филармонии условия, с только-только открывшимся уникальным залом, на который теперь пришелся «центр тяжести» всей филармонической деятельности. К работе в новых условиях в тот момент филармония еще не была готова.

И уже при министре И. Решетникове в сентябре 2016 Людмилина была отправлена в отставку. Она стала директором компании ExpoEvents, проводившей мероприятия на площадке «Новосибирск Экспоцентр», а в 2018 возглавила частную филармонию ArtEvents.

А директором филармонии совершенно неожиданно был назначен тромбонист оперного театра, директор «Дирекции фестивальных, конкурсных и культурно-массовых программ» Бейбит Мухамедин. Поначалу это назначение было принято с энтузиазмом, но со временем стали накапливаться проблемы, которые не решались. Стало ясно, что и его отставка не за горами.

Возвращение Людмилиной в «Глобус» и отставка Мухамедина стали первыми кадровыми решениями «нового-старого» министра Н. Ярославцевой. Вряд ли Б. Мухамедин был доволен этим решением, но его уход был обставлен достойно: с интеллигентным прощанием и напутствиями в соцсетях, благодарными письмами в адрес партнеров и коллег.

Соблюдая преемственность

Если проследить кадровые перестановки в организациях культуры Новосибирска, можно заметить, что при назначениях преимущество отдается, как правило, опытным, давно работающим людям: примеры тому — Ярославцева, Людмилина, Миллер, Кипнис… Когда директор уходит на другую работу, организация, как эстафетная палочка, часто передается в руки его заместителя.

(То же и во власти: так, из четырех губернаторов, руководивших областью в XXI веке, двое — В. Толоконский и В. Городецкий — до избрания на эту должность работали мэрами Новосибирска).

Учитывая тенденцию к возвращению прежних руководителей, можно было предположить, что после длительных консультаций, с учетом рекомендаций, поступавших в адрес министра (а она консультировалась с широким кругом музыкантов, в том числе и с руководством «МО») будет возвращен в филармонию и А. Назимко. Из новосибирских СМИ и других источников известно, что при обсуждении кандидатуры будущего директора упоминались директор камерного оркестра Алена Болквадзе, директор симфонического Николай Сизиков, известный новосибирский музыкант Станислав Янковский, снова — Татьяна Людмилина…). Но назначен был Александр Бочарников, и это тоже возвращение «на круги своя»: он — уроженец Новосибирска и несколько лет работал в «Глобусе» администратором, затем заместителем Людмилиной. Наверняка назначение состоялось не без ее участия. Тем более что в истэблишменте города знают: Людмилина и Ярославцева если не подруги, то приятельницы.

К тому же из четырех заместителей Бочарникова двое — Елена Алябьева и Марина Пономаренко — раньше работали в театре «Глобус». Алябьева была директором в годы между уходом и возвращением Людмилиной (2014–2020). Вероятно, либо они не нужны Людмилиной в театре, но она позаботилась об их трудоустройстве; либо это попытка усилить свое влияние в филармонии.

«Предлагали ли мне снова идти в филармонию? Я оставлю этот вопрос без ответа. Все прошло. Сейчас там прекрасный генеральный директор, мой бывший заместитель Александр Сергеевич Бочарников. Получается, сейчас там работают четыре моих бывших заместителя из театра “Глобус”. Поэтому я считаю, что выполнила свою миссию — отдала им все, что знаю», — сказала Татьяна Людмилина в интервью порталу ngs.ru.

«Начинаем с чистого листа»

В своем выступлении на первой встрече с коллективом НГАФ Александр Бочарников проявил понимание сегодняшней ситуации в филармонии, ее перспектив и проблем:

«Новосибирская филармония — очень важное учреждение не только в регионе, но и во всей стране, — отметил он. — По количеству человек — самая большая концертная организация в России. Поэтому работать здесь интересно и очень ответственно. Я надеюсь, у меня все получится. Кардинальных революционных изменений не будет. Будут постепенные корректировки. Первоначальной своей задачей я вижу выполнение государственного задания, в которое еще будут внесены коррективы, а также увеличение слушательской аудитории. Я хочу, чтобы филармония стала единым организмом, который бы работал на конечный продукт — концертные  программы, работал для слушателя. Слушатель всегда прав. Мы должны работать исключительно для нашей публики. <…>  Я не собираюсь раскачиваться. Я прямо сейчас начинаю работать. Мне не хочется оглядываться назад по поводу противоречий, скандалов, которые здесь происходили. Мы начинаем работу с чистого листа, а там посмотрим, какие сложатся взаимоотношения с коллегами, с коллективами.

Мы постараемся, чтобы филармония работала в едином русле, работала исключительно на творческие замыслы и перспективы, давала хороший качественный продукт новосибирской публике и достойно представляла Новосибирскую область на концертных площадках России и мира. Мы также с удовольствием будем давать концерты в области и отдаленных районах города. Я лично изучу этот вопрос и посмотрю, что мы можем сегодня предложить жителям. Первична художественная идея и тот творческий продукт, который мы будем предлагать слушателям. Уверен, мы найдем удобный формат для каждого района, постараемся сделать так, чтобы о нас не забывали».

Министр Н. Ярославцева поставила задачу: к 2022 (ни много ни мало) увеличить число концертов вдвое. Вероятно, это было сказано, чтобы придать коллективу НГАФ бодрости и оптимизма в постпандемический период, когда количество концертов сократились до нуля.

При этом проблем у филармонии немало. Это и совершенствование акустики и установки органа в Большом зале ГКЗ им. А.М. Каца (одно с другим неразрывно связано). И более четкое определение функций и задач двух других залов ГКЗ (на 200 и 300 мест). И ремонт, реконструкция и обновление исторического здания «Дома Ленина».

Хочется верить, что будет проведена серьезная работа по совершенствованию имиджа НГАФ, укреплению позиций филармонии в музыкальной жизни города и региона, продвижению ее в России, возвращению ее престижа и значимости на российском музыкальном пространстве.

Было бы верно выстроить более эффективное взаимодействие с ведущими исполнителями из других городов, федеральными проектами, с Транссибирским Арт-Фестивалем Вадима Репина.

Очевидно, что назрела реорганизация служб менеджмента, рекламы, маркетинга. Вероятно, будет проведена корректировка задач, проанализированы возможности исполнительских коллективов филармонии (с точки зрения их избыточности или недостатка, сокращения или развития).

Возможно, стоит подумать о новых импульсах в развитии симфонического оркестра: внедрении более перспективной управленческой модели (один из вариантов — дирижерская коллегия), совершенствовании менеджмента, рекламной политики и стратегии.

И в целом — о новых идеях и формах в творческой деятельности, в работе со зрителями. Особенно в нынешних необычных условиях, в которых НГАФ — как и все остальные концертные организации — начинает новый сезон.

«МО»