Новые назначения в Правительстве и Министерстве культуры Российской Федерации

А корабль все плывет и плывет
Новые назначения в Правительстве и Министерстве культуры Российской Федерации

Конец года и начало следующего — для россиян самое беззаботное время. С католического Рождества и до старого Нового года страна практически не работает. А потом еще две недели, до конца января приходит в себя.

Но в 2020 году все случилось по-другому. Отгуляв праздники, на следующий день, 15 января, мы получили от президента новогодний подарок: новое правительство.

Разговоры об отставке если не правительства, то отдельных министров шли постоянно. Среди тех, кого общественное мнение чаще других, как минимум, раз в полгода, «отправляло в отставку», был министр культуры Владимир Мединский. Уж очень сильны были, и не один год, ожидания этой отставки у значительной части культурной общественности.

И все равно сообщение о смене правительства сразу после новогодних праздников прозвучало как гром среди ясного неба. Правда, мы тогда не знали, что это только первое из глобальных потрясений, обрушившихся на страну в наступившем году.

Фамилии — почти по Чехову

Многие обратили внимание на то, что фамилии нового председателя правительства и его предшественника имеют общую этимологию: Медведев – Мишустин (к тому же Михаил). Было очевидно, что назначение главного налогового инспектора Мишустина — это еще одно укрепление позиций силового  блока. И фактически окончание «эпохи Медведева», который почти 15 лет был вторым лицом в государстве (в 2008–2012 формально первым). А значит, окончательным дезавуированием всего того, что как-то связывалось именно с его деятельностью (хоть он никогда и не был самостоятельным политиком): в частности, цифровизации, развития современного искусства (главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова даже назвала период президентства Медведева лучшим в истории российского театра).

Теперь  Д. Медведев окончательно уведен в тень. Он занимает мало что значащие должности председателя партии «Единая Россия» и заместителя председателя Совета Безопасности (создана специально «под него» после отставки Правительства).

Чернышенко

Смена правительства оказалась не самой радикальной: из 10 вице-премьеров осталось пять (правда, двоих «понизили» до рядовых министров). Из 21 министра свои посты сохранили 12. Силовой блок остался нетронутым (МО, МВД, МЧС, примкнувший к ним МИД). Изменения коснулись в основном социально-гуманитарного блока (здравоохранение, образование, примкнувшая к ним культура). Эта сфера традиционно финансируется по остаточному принципу, а министры находятся под наиболее пристальным вниманием, их критикуют в первую очередь.

Владимир Чернышенко. Фото http://en.kremlin.ru/

Одним из заметных изменений стало назначение нового вице-премьера, курирующего сферу культуры. Им стал Дмитрий Чернышенко, сменивший Ольгу Голодец, причем с существенным расширением полномочий. В его ведение входят вопросы цифровой экономики и инноваций, связи, СМИ, культуры, туризма и спорта. Чернышенко окончил Московский станко-инструментальный институт, как и М. Мишустин (он младше премьера на два года) и уже больше 30 лет работает в медиа-бизнесе. С 2007 по 2014 был председателем Оргкомитета Олимпиады и Паралимпиады в Сочи, отвечая за все вопросы подготовки в Олимпиаде (в том числе и за строительство и эксплуатацию объектов, взаимодействие с властями Краснодарского края). Несмотря на скандалы (допинг, хищения средств, в частности при строительстве трамплина для прыжков на лыжах), работа Чернышенко была признана успешной, и после Олимпиады он был избран председателем Совета директоров АО «Газпром-Медиа Холдинг» (после ухода из жизни Михаила Лесина). Параллельно продолжал работу в качестве спортивного топ-менеджера (председатель Совета директоров Континентальной хоккейной лиги).

Надо полагать, что Чернышенко согласился на должность в правительстве, прежде всего, из соображений карьеры и престижа, поскольку  работа в медиабизнесе наверняка приносит больший доход. Тем более что в подчинение ему достался «довесок» в виде министерства культуры, с минимальным финансированием.

Дмитрий Чернышенко

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Родился 20 сентября 1968 в Саратове.

Окончил Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» по специальности «Системы автоматизированного проектирования» с присвоением квалификации «инженер-системотехник». Учился в СТАНКИНЕ в одни годы с о своим нынешним непосредственным начальником, премьер-министром Михаилом Мишустиным (в числе выпускников этого вуза — бывший премьер-министр РФ Михаил Фрадков и знаменитый джазмен Георгий Гаранян).

В 1989 году основал одну из первых в стране студий компьютерной графики «Информатика Маркетинг Сервис».

В 1993 стал соучредителем Media Arts — одного из крупнейших в России коммуникационных холдингов, которым управлял в течение 12 лет.

В 2005 был назначен генеральным директором Заявочного комитета «Сочи-2014».

В 2007–2014 — президент Организационного комитета XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр-2014 в Сочи. Занимал должность заместителя председателя Наблюдательного совета ГК «Олимпстрой», управлявшей работами, связанными с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией олимпийских объектов в Сочи.

С октября по декабрь 2014 возглавлял инвестиционную компанию Volga Group, управляющую активами предпринимателя Геннадия Тимченко.

С 2015 по 2020 — генеральный директор и председатель правления АО «Газпром-Медиа Холдинг».

С 2014 по 2020 — президент и председатель правления Континентальной хоккейной лиги.

21 января 2020 Указом Президента назначен Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.

Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденами Дружбы, Почета, орденом Преподобного Сергия Радонежского II и III степени, Золотым олимпийским орденом.

Женат, имеет двух дочерей. Увлекается горными лыжами и боевыми единоборствами.

В то же время жертвой реформы правительства пала Ольга Голодец. За 8 лет пребывания в должность вице-премьера ее функции сжались буквально как шагреневая кожа. В 2012–2018 она курировала вопросы здравоохранения, социальные вопросы, пенсионное обеспечение, образование, науку, культуру, туризм, государственную молодежную политику. В 2018 при назначении в новое правительство в ее ведении остались только культура и спорт. Ходили слухи, что тогда она осталась в должности только благодаря В. Гергиеву, вместе с которым занималась организацией нескольких значимых культурных проектов (в частности, Конкурса им. Чайковского).

В 2019 Голодец была назначена куратором национального проекта «Культура». Ее имя появлялось в СМИ в связи проведением крупных культурных событий; с созданием культурно-образовательных центров во Владивостоке, Кемерово, Севастополе и Калининграде; продвижением (совместно с Минпромторгом) в регионах пианино российского производства.

Спустя месяц после отставки Правительства стало известно, что О. Голодец назначена заместителем Председателя Правления Сбербанка России, она курирует социальные и медицинские программы Сбербанка.

Дочь О. Голодец Татьяна Мрдуляш — заместитель генерального директора Третьяковской галереи.

Мединский

Было очевидно, что министр культуры падет одним из первых. Слишком уж противоречивый шлейф дел за ним тянулся все 8 лет, что он работал министром. При Мединском Министерство культуры превратилось практически в министерство «идеологии и пропаганды», а также «экономической эффективности».

Владимир Мединский. Фото http://www.medinskiy.ru/

Он занимал пост министра в два раза дольше, чем его предшественники М. Швыдкой, А. Соколов и А. Авдеев. И намного больше каждого из них (за исключением, может быть, М. Швыдкого) «засветился» в публичном пространстве. Ни один министр культуры не присутствовал в информационном поле столько, сколько  Мединский. Но он в основном озвучивал доминирующие ныне идеологические и политические тезисы, а не отстаивал интересы деятелей культуры.

Запомнится скандал вокруг его диссертации;

его противостояние с  любыми проявлениями в искусстве, отклоняющимися от жесткой государственной идеологии (например, фестивалю «Артдокфест» Виталия Манского «отказано в финансировании, потому что деятельность Манского не укладывается в основы государственной культурной политики»;

среди его заметных высказываний — «Рашка-говняшка» (сказано на встрече с читателями на Санкт-Петербургском культурном форуме 2014 года — о том, как, некоторые режиссеры, по мнению Мединского, показывают Россию в кино);

«Мрази конченые» (о тех историках, которые высказывали сомнения в достоверности событий, связанных с 28 панфиловцами и, по словам министра, «разрушали легенду»);

«критерием истинности и достоверности исторического труда является соответствие интересам России» — так или примерно так он не раз говорил в своих интервью;

огромные тиражи его книг и постановки его пьес…

Годы его руководства  министерством запомнятся и «делом “Седьмой студии”» (из переписки с о. Тихоном Шевкуновым теперь известно, какую роль сыграл министр культуры в этом «деле»); «делом “Тангейзера”» в Новосибирском театре оперы и балета.

«Эпоха Мединского» — это смены руководителей в крупнейших федеральных учреждениях культуры: Третьяковской галерее (Зельфира Трегулова), ГМИИ им. Пушкина (Марина Лошак), Политехническом музее (Юлия Шахновская) и ряде других;

достаточно скандальные перестановки в театрах — МХАТе им. Горького (Эдуард Бояков вместо Татьяны Дорониной), Ярославском театре им. Волкова (Сергей Пускепалис вместо Евгения Марчелли), Новосибирском оперном (Владимир Кехман вместо Бориса Мездрича); а также Большом (Владимир Урин вместо Анатолия Иксанова, хотя к этому назначению министр не имел прямого отношения, все решалось на другом уровне);

в вузах — Санкт-Петербургской, Нижегородской, Саратовской, Новосибирской, Петрозаводской консерваториях, РАМ им. Гнесиных, АРБ им. Вагановой, ГИТИСе. Причем в некоторых случаях отставки и назначения также сопровождались скандалами (СПбГК, Новосибирская консерватория, ГИТИС, АРБ).

Попытка объединения театра им. Волкова с Александринским театром. Перманентное вмешательство в работу научных институтов — ГИИ (увольнение директора Д. Трубочкина  и назначение Н. Сиповской, а спустя 5 лет — попытка снятия Н. Сиповской) и РИИИ.

В. Мединский — председатель Российского Военно-исторического общества (РВИО), одного из главных идеологических устоев нынешней России. А его отец — советник председателя. У РВИО — несколько исторических особняков в центре Москвы, главный — в Петровском переулке, напротив театра Наций и «за спиной» здания Совета Федерации. На счету РВИО — такие произведения монументальной пропаганды, как памятник М. Калашникову на перекрестке Садового кольца, Малой Дмитровки и Долгоруковской улицы в Москве (с автоматом,  направленным на помещение московской редакции Радио «Свобода») и Ржевский мемориал, открытый в честь 75-летия Победы.

24 января Мединский был назначен помощником президента. Его функции четко не были обозначены. Хотя было ясно (и позже это подтвердилось), что основной задачей нового помощника станет кураторство подготовки и проведения торжеств в честь 75-летия Победы. Но по-настоящему развернуться в этом качестве ему помешала пандемия. Было также понятно, что никакого аппарата, как в министерстве, у него теперь нет, никакой конкуренции советнику В. Путина по культуре Владимиру Толстому Мединский в новой должности не составит и в одной системе с ним, как официальное лицо, работать не будет.

18 июля В. Мединскому исполнилось 50 лет. О нем давно уже ничего не слышно, даже как-то тревожно — а куда он исчез? Впрочем, волноваться за него не стоит. По итогам 2019 года задекларированный доход тогда еще министра культуры составил более 38 млн. руб., что говорит об успехах в бизнесе. Его бизнес связан совместными проектами с самыми влиятельными лицами: например, с о. Т. Шевкуновым — переименованием аэропортов и, естественно, всей коммерческой деятельностью на этих объектах. Со структурами Н. Михалкова — Фондом культуры (куда как раз в период смены правительства и руководства Минкультуры были переданы 2,8 млрд. руб., предназначенных на субсидирование культурных проектов в ближайшие три года) и Санкт-Петербургским культурным форумом, директором которого является Егор Москвин, зам. директора РФК, однокурсник Мединского и его бизнес-партнер начиная с 1990-х, член Центрального Совета РВИО. Спаянность бывшего министра с такими могущественными структурами, «вшитость» в них не оставляют сомнений в том, что у В. Мединского все будет хорошо.

К тому же есть непреложный закон политической и экономической жизни: чем меньше известно о той или иной персоне и ее деятельности, тем более  эта персона влиятельна, тем больше управленческого ресурса сосредоточено в ее руках.

Любимова

Все размышления о том, кто же станет министром культуры после Мединского, в итоге оказались «гаданием на кофейной гуще». Кабинет министра заняла 39-летняя Ольга Любимова, чье появление в должности министра оказалось полной неожиданностью. Да и никто не мог подумать, что новый министр выйдет «из своих». Последние годы она работала директором Департамента кинематографии МК РФ, который находился под особым вниманием предыдущего министра (для него, как и для его тезки Ульянова-Ленина, кино явно являлось важнейшим из искусств).

Ольга Любимова. Фото https://www.mkra.org/

Отмечали в высшей степени интеллигентную среду, из которой вышла и в которой выросла Любимова: прадеды — вологодский губернатор Михаил Кормилицын и великий актер Василий Качалов; дед — выдающийся переводчик Шекспира Николай Любимов; отец — ректор училища им. Щепкина Борис Любимов. Сама она — выпускница журфака МГУ и ГИТИСа.

Тут же всплыли некоторые подробности из прошлого О. Любимовой, посты в соцсетях, пикантные фото — но чего легкомысленного не совершаем мы по молодости, не всю же жизнь каяться…

Назначение Любимовой вызвало противоречивую реакцию кинематографистов: одни поддержали это назначение (например, Павел Лунгин), другие отнеслись скептически (Александр Сокуров).

В отличие от предшественников-мужчин, Любимова, кажется, абсолютно не претендует на какую-либо роль в публичном пространстве, ни разу не выступила с заявлением, которое бы выходило за рамки ее профессиональной деятельности и полномочий. Министр культуры в пиар-пространстве фактически отсутствует. Причиной тому, разумеется, и пандемия (сама министр переболела коронавирусом), и как ее результат — консервация и полное исчезновение культурной сферы из актуальной жизни общества — видимо, надолго. А говорить о том, чего нет, очень сложно.

Но есть и другие причины.

Ольга Любимова

Министр культуры Российской Федерации

Родилась 31 декабря 1980 в Москве в семье известного театрального деятеля Бориса Любимова (профессор ГИТИСа, в 2003–2007 директор ГЦТМ им. Бахрушина, с 2007 ректор Высшего театрального училища им. Щепкина)

Окончила факультет журналистики МГУ и театроведческий факультет РАТИ-ГИТИСа.

Работу в СМИ начала в 2000 (корреспондент радиостанции «Европа Плюс»).

С 2001 работала на телевидении: корреспондентом программы «Ортодокс» на ТВЦ, программ «Итоги недели с Глебом Пьяных», «Главная тема» и др. на Третьем канале. На том же канале была шеф-редактором программы «Регион», православного ток-шоу «Русский взгляд» (ведущий Иван Демидов).

В 2005–2009 вела несколько программ на телеканале «Столица».

В 2010 — руководитель итоговой информационно-аналитической программы «Контекст» на телеканале «Культура» (ведущие Юрий Поляков и Игорь Волгин).

В 2011–2012 — старший продюсер документального кино программного департамента ООО «Телеканал ТВ-3».

Одновременно работала в Информационном агентстве РПЦ, где была шеф-редактором передач «Православный календарь» (РТР), «Русский взгляд» (совместно с «Третьим каналом»), участвовала в создании программ для телеканала «Спас», в организации прямых трансляций богослужений из Храма Христа Спасителя и схождения Благодатного огня из Иерусалима.

Как сценарист, шеф-редактор, продюсер принимала участие в создании более 80 документальных фильмов для федеральных телеканалов, в т.ч. «Путь Патриарха» (2009), «Чужая земля» (2013), «Война и мифы» (2014), «Никита Михалков» (2015).

Публиковалась в журналах «Русский взгляд» (где также являлась заведующей отделом культуры), «Политический журнал», «Афиша», «Esquire».

С ноября 2015 работала советником директора Департамента кинематографии МК РФ.

С октября 2016 по январь 2018 — заместитель директора дирекции социальных и публицистических программ АО «Первый канал». Руководила выпуском ток-шоу «Время покажет» и «Мужское/Женское».

С 17 января 2018 по 21 января 2020 — директор Департамента кинематографии

Минкультуры РФ.

С 21 января 2020 — министр культуры РФ.

Михалков

Как сообщил портал Znak.ru, по некоторым сведениям, крестным отцом Ольги Любимовой является Никита Михалков. Скорее всего, именно он и лоббировал ее назначение.

Никита Михалков. Фото Бесогон ТВ

Теперь пазл его культурной империи окончательно (окончательно (по крайней мере, на данный момент) сложился. Сформировалась культурная империя, полновластным хозяином которой является Михалков. Министр культуры — человек из его пула. Из того же пула и председатель Комитета по культуре Госдумы Елена Ямпольская. Его вотчина — Фонд культуры, которые теперь вместо Минкультуры будет распоряжаться субсидиями организациям культуры. По информации РБК, в числе учредителей фонда — сам Михалков, Юрий Башмет, отец министра культуры Борис Любимов, председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, писатель, зам. председателя комитета Госдумы по культуре Сергей Шаргунов.

Кроме них, в совет Фонда входят ректор Московской государственной академии хореографии Марина Леонова, директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак, Владимир Мединский, композитор Алексей Рыбников, митрополит Тихон (Шевкунов), гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, гендиректор Большого театра Владимир Урин, скульптор Зураб Церетели, худрук Александринского театра Валерий Фокин, зам. министра культуры РФ Ольга Ярилова.

Империя Михалкова — это и РАО, поглотившее Союз композиторов;

Студия «Тритэ»;

телепрограмма на федеральном канале;

Московский кинофестиваль, президентом которого Н. Михалков является с 1999; Студия «Тритэ»; телепрограмма «Бесогон» на федеральном канале; Фонд Петра Кончаловского (Н. Михалков — его соучредитель вместе с братом А.Михалковым-Кончаловским); Российский союз правообладателей;

охотничье хозяйство в Вологодской области, другие многочисленные движимые и недвижимые объекты собственности;

«Центр театра и кино под руководством Никиты Михалкова» в бывшем здании Театра-студии киноактера на Поварской, в 20 метрах от дома, где прошло детство актера и режиссера (в 1951 году его отец С.В. Михалков получил квартиру в доме на углу улиц Воровского и Чайковского, ныне Поварской и Смоленского бульвара) — подарок мэра Москвы.

Вместе с Михалковым и его «Центром» О. Любимова совершила свою первую командировку в качестве министра культуры — в Екатеринбург. Город для Михалкова, кстати, нерядовой. Несколько лет назад он явно не без умысла публично подверг остракизму «Ельцин-центр», резонно рассчитав, что, «наехав» на святое, на память о первом президенте России, он спровоцирует определенную общественную реакцию и благодаря этому сможет добиться аудиенции у В. Путина, а уж при личной встрече решит все свои экономические и юридические вопросы. Так и произошло…

Пожалуй, только Михалков может позволить себе обвинить Билла Гейтса в намерении чипировать чуть ли не все человечество (как это он сделал в мае в своей авторской программе «Бесогон», выходящей на канале «Россия 24»: этот выпуск был снят с эфира). И уж точно только Михалков может позволить себе заявить: «Если я что-то утверждаю, я не обязан представлять доказательства. Если вы утверждаете обратное, опровергая меня, это вы должны доказательства представлять».

Министерство

Внутренние изменения происходят в Минкультуры постоянно. Меняются заместители министра, директоры Департаментов.

По сравнению с 2018, из шести заместителей министра культуры сменилось четверо, причем двое с повышением: заместитель министра Алла Манилова назначена статс-секретарем, а Сергей Обрывалин — первым заместителем министра. Также много лет работает в МК РФ Ольга Ярилова: она сменила кресло директора Департамента регионального развития и приоритетных проектов на кресло заместителя министра. А Николай Овсиенко, Максим Ксензов и Владимир Осинцев — новички в Минкультуры, причем никто из них до этого в культуре не работал.

Максим Ксензов

Заместитель министра культуры РФ

Родился в 1973 в г. Запорожье (Украинская ССР). В 1995 окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского по специальности «Радиоинженер-исследователь». По окончании вуза работал научным сотрудником Центрального НИИ Министерства обороны.

С 1997 — в администрации Тюменской области, входил в состав Совета директоров ОАО «ТюменьТелеком».

В 2001–2004 работал на руководящих должностях в компании-операторе спутниковой связи «Газком».

В 2004 возглавил Управление лицензирования Росохранкультуры. В июле 2012 назначен заместителем руководителя Роскомнадзора: отвечал за регулирование деятельности СМИ, а также за контроль над интернетом, принимал окончательное решение о внесении сайтов в список запрещенных.

С 2016 по 2018 работал заместителем генерального директора «Национальной Медиа Группы», советником генерального директора компании «Энергия-Телеком», управляющим директором Департамента информационно-аналитического обеспечения «ВЭБ Капитал».

С октября 2018 — заместитель директора Департамента проектной деятельности Правительства РФ.

1 апреля 2020 назначен заместителем министра культуры РФ. Курирует деятельность Департаментов кинематографии и информационного и цифрового развития.

Мастер спорта по гандболу. Президент Московской федерации гандбола.

Николай Овсиенко

Заместитель министра культуры РФ

Родился в 1961 в г. Золотоноша Черкасской обл. Окончил МВТУ имени Н.Э. Баумана (1984) по специальности автоматизированные системы управления. В 1983–1984 работал оператором ЭВМ-ЕС Информационно-вычислительного центра НИИ проблем высшей школы (Москва). С 1984 по 1990 — инженер-настройщик, старший инженер-настройщик, заместитель начальника отдела внешних связей Рязанского производственно-технического предприятия.

В 1992 окончил Дипломатическую академию МИД СССР и поступил на работу в МИД РФ. В 1992–2009 — атташе, третий, второй, первый секретарь, советник, начальник отдела МИД.

В 2009-2010 работал заместителем генерального директора, директором по внешним связям и корпоративному мониторингу ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (Москва), заместителем генерального директора ООО «Индустриальный союз Приволжья» (Н. Новгород)

В 2010–2011 — заместитель полпреда Президента РФ в Приволжском федеральном округе, с 2011 по 2019 занимал ту же должность в Центральном федеральном округе.

В 2019 назначен заместителем министра культуры РФ. Координирует и контролирует деятельность Департамента управления делами и Департамента науки и образования (отдел имущественных отношений).

Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса.

Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2004), Орденом Почета (2015), Орденом Дружбы (2018).

Владимир Осинцев

Заместитель министра культуры РФ

Родился в 1971 в Актюбинске (Казахская ССР). Окончил Московский государственный университет по землеустройству по специальности «прикладная геодезия, инженер-геодезист», Московский городской университет управления правительства Москвы, в том же вузе прошел обучение по программе «Градостроительное законодательство: практика применения в городе Москве». Обучался в Московской школе управления мэрии Москвы и Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

Работал в управе района Северное Медведково, в префектуре СВАО Москвы, был заместителем префекта Восточного административного округа столицы.

С июля 2011 — заместитель руководителя Департамента строительства г. Москвы (руководитель управления гаражного строительства).

17 апреля 2020 назначен заместителем министра культуры РФ.

Но беда в том, что сегодня работа Министерства культуры фактически остановлена и неизвестно, когда возобновится. Так совпало, что именно в момент прихода новых руководителей сфера культуры выпала из жизни человека и общества. А то, что сегодня вынужденно предлагается потребителю (онлайн-проекты, по всем параметрам редуцированные культурные мероприятия и пр.) — некий суррогат, который не в состоянии заменить нормальное функционирование культуры и искусства и приносить прибыль. Сфера культуры, министерство культуры, подведомственные ему организации больше других превратились в заложников пандемии и надзорных органов. Отчитываются по большей части об отмене событий, чем о самих событиях. Подсчитывают убытки. Самые значительные убытки понесли те, кто больше всего зарабатывал: Большой театр, театр им. Вахтангова, РАМТ, Театр Наций, крупнейшие федеральные филармонии и музеи. Под угрозой вся инфраструктура российской культуры. Неизвестно, кто сможет удержаться на плаву. Крупным игрокам, конечно, частично компенсируют потери. А что будет, скажем, с региональными филармониями, которая выживали не столько за счет госфинансирования, сколько за счет выездной лекционной и концертной работы, которая сейчас запрещена?

Серьезная ротация шла в Департаменте науки и образования МК РФ. В апреле 2019 должность руководителя Департамента покинула Александра Аракелова, и период видимой стабильности в этом подразделении МК РФ закончился. Вместе с Аракеловой ушли и ее сотрудники. На ее место была назначена Наталья Шутенко, которая за год работы попыталась — к счастью, безуспешно — уволить директора Новосибирской СМШ (колледжа) Александра Марченко и директора ГИИ Наталию Сиповскую (подробнее — в материале на стр. …). Можно предположить, что тем самым она «подставила» своего начальника, министра В. Мединского. В конце концов Шутенко, по ходу дела сменившая фамилию на Золотареву, была уволена сама. Сейчас Департамент возглавляет Светлана Ермакова, пришедшая в Министерство культуры из Министерства образования и науки. Как она будет работать с вузами культуры, имеющими свою специфику, покажет время.

Александра Аракелова

И.о. ректора РГАИС

Родилась в 1967. В 1992 окончила Саратовскую консерваторию по специальности «Музыковедение», в 1995 — аспирантуру Московской консерватории по специальности «Музыкальное искусство». Доктор искусствоведения. Стаж педагогической работы — 26 лет: от учителя музыки в школе до доцента МГИМ им. А.Г. Шнитке.

С 2000 по 2004 работала в Минкультуры России главным специалистом отдела образования, консультанта. В 2004–2008 — начальник отдела науки и образования Федерального агентства по культуре и кинематографии.

С 2008 по 2012 — заместитель директора Департамента науки и образования МК РФ.

В 2012–2013 — и.о. директора, с февраля 2013 по апрель 2019 — директор Департамента науки и образования МК РФ.

С июля по октябрь 2019 была советником руководителя Роспатента по вопросам образования и науки.

С 21 октября 2019 — и.о. ректора Российской государственной академии интеллектуальной собственности (РГАИС).

Заслуженный работник культуры РФ, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.

В 2018 награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Светлана Ермакова

Директор Департамента науки и образования Министерства культуры РФ

В 1988–1989 окончила Луцкий педагогический институт им. Леси Украинки по специальностям: «учитель начальных классов, музыки и изобразительного искусства»; «учитель физики и математики».

Окончила курсы профессиональной переподготовки по программе «Менеджмент в сфере образования» и Северо-Западную академию государственной службы по специальности «государственное и муниципальное управление».

С 2002 по 2016 — доцент кафедры развития образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Минобрнауки РФ.

Работала в Департаменте государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ (начальник отдела, зам. директора).

С 2018 по апрель 2020 — зам. директора Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Минпросвещения России.

Кандидат педагогических наук.
Входит в Оргкомитет III Всероссийского музыкального конкурса.

Что касается Аракеловой, то дальнейшее движение ее карьеры содержало некую интригу. Дело в том, что Аракелова проработала в министерстве около 20 лет, из них почти 10 — под руководством Галины Маяровской, которая, покинув в 2008 МК, была назначена ректором РАМ им. Гнесиных. Достигнув в 2014 предельного возраста для руководителей ее ранга (70 лет), Маяровская не была отправлена на пенсию, а продолжила работу в качестве и.о. ректора (также несколько лет был в статусе и.о. ее петрозаводский коллега Владимир Соловьев; сегодня в этом же статусе работают ректор Московской консерватории Александр Соколов, которому исполнился 71 год, и ректор Казанской консерватории Рубин Абдуллин, месяц назад отметивший 70-летие — он возглавляет вуз уже более 30 лет и когда-то был самым молодым ректором консерватории в СССР и в России).

Вероятно, Маяровская хотела видеть Аракелову в качестве своей преемницы, хотя это не афишировалось. В качестве кандидатов на пост ректора РАМ всплывали фамилии пианистов Юрия Богданова и Юрия Розума, некоторые другие. Но когда премию Правительства РФ вместе с Маяровской получил молодой профессор, хоровой дирижер Александр Рыжинский, стало понятно, что и он в числе кандидатов. И именно Рыжинский был назначен ректором Гнесинки, а одним из проректоров стал Святослав Голубенко, заместитель Аракеловой в министерстве (и, очевидно, ее протеже). Маяровская же стала президентом вуза.

Впрочем, предположить, что Александра Олеговна, привыкшая командовать всеми ректорами федеральных вузов культуры (в том числе консерваторий) и переставлять их, как фигуры на шахматной доске (чего стоят увольнения ректора Санкт-Петербургской консерватории Михаила Гантварга и Новосибирской — Константина Курлени), согласилась бы сама стать одной из таких фигур. Прошел год после ухода из министерства — и она объявилась в качестве и.о. ректора Российской государственной академии интеллектуальной собственности — как сказано на сайте РГАИС, единственной государственной образовательной организации в России, которая готовит специалистов в области создания, управления, правовой охраны и коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности.

РГАИС входит в систему Роспатента (Федеральной службы по интеллектуальной собственности), который возглавляет Григорий Ивлиев, с 2011 по 2015 работавший статс-секретарем – заместителем министра культуры РФ, а ранее — председателем Комитета по культуре Государственной думы (после ухода Ивлиева в МК РФ его должность в Думе занял В. Мединский, но и он через полгода очутился в Министерстве, причем в роли непосредственного начальника Ивлиева).

Кстати, еще одно подразделение Роспатента — Федеральный институт промышленной собственности — возглавляет Олег Неретин, предшественник Аракеловой на посту директора Департамента науки и образования. Т.о., Роспатент стал прибежищем чиновников, ушедших из этого Департамента. Нетрудно догадаться, что Роспатент непосредственно связан со структурами РАО, а значит — Н.С. Михалкова.

Культурный блок в Правительстве

Весьма важные задачи в новом Правительстве призван решать Леонид Левин — заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ, курирующий вопросы культуры, искусства, кинематографии, взаимодействия с творческими союзами и фондами, разработки и реализации национального проекта «Культура»; а также информационных технологий, авторских прав, связи, СМИ, национальной политики, туризма, спорта, взаимодействия с религиозными организациями, национального проекта «Цифровая экономика». По образованию он актер (окончил училище им. Щепкина), много лет работал в области PR и информационных технологий, с 2011 — депутат ГД.

Леонид Левин. Фото Парламентская газета

Директором Департамента сопровождения законопроектной деятельности Правительства РФ назначен бывший заместитель министра культуры РФ (в 2018–2020) Павел Степанов — как и вице-премьер Чернышенко, выходец из «Газпром-Медиа» (до прихода в Министерство возглавлял компанию «Центра Партнершип», входящую в «Газпром-Медиа холдинг»).

Павел Степанов. Фото https://minkult.info/

Вернулся в правительство Денис Молчанов. Он возглавил Департамент культуры, спорта, туризма и национальной политики. В начале 2000-х, при министре культуры М. Швыдком, он был заместителем министра, а с 2004 по 2015 работал в правительстве: руководил Департамент правительственной информации (2004–2008), Департамент культуры и образования (2008–2012), был заместителем руководителя главы аппарата Правительства РФ (2012–2015). Известно, что в 2012 году его кандидатура рассматривалась на пост министра культуры.

Денис Молчанов. Фото https://tvkultura.ru/

Леонид Левин

Заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ

Родился в 1974. В 1995 окончил Высшее театральное училище им. Щепкина (курс Ю.М. Соломина).

С 1995 по 1998 — руководитель РR-службы агентства «Медиа-Стар», с 1998 по 2006 — генеральный директор PR-агентства «Тайный Советник».

С 2007 по 2011 — председатель Совета исследовательского центра «Новая политика».

С 2011 избран депутатом Государственной Думы РФ от партии «Справедливая Россия». Вновь избран в Думу в 2016 по одномандатному округу.

С сентября 2014 — председатель Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи (переизбран на этот пост в 2016).

Секретарь Союза журналистов России.

Входит в состав Центрального штаба Общероссийского народного фронта.

Член Общественного совета по изданию Православной энциклопедии.

Председатель совета АНО «Институт развития Интернета» (ИРИ).

Председатель правления Регионального общественного центра интернет-технологий.

Один из авторов поправок, предполагающих признание физического лица иностранным агентом при распространении им материалов для неограниченного круга лиц и получении иностранного финансирования. (поправки были приняты Госдумой РФ в ноябре 2019)

В Аппарате Правительства Левин будет, в частности, курировать вопросы СМИ, информационной политики, культуры и искусства, авторских прав.

Павел Степанов

Директор Департамента сопровождения законопроектной деятельности Правительства РФ

Родился в 1973 в Москве. В 1995 окончил юридический факультет МГУ по специальности «правоведение».

В 1994–1999 работал в российских и иностранных консалтинговых организациях. В 1999–2004 — начальник правового управления Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ.

С 2004 по 2010 работал референтом государственно-правового управления президента РФ. В 2010-2014 — первый зам. генерального директора по корпоративному управлению Российской телевизионной и радиовещательной сети, затем возглавлял ООО «Централ Партнершип».

В августе 2018 назначен советником министра культуры РФ по вопросам кинематографии. С сентября 2018 по январь 2020 работал заместителем министра культуры.

Кандидат юридических наук. Действительный государственный советник III класса.

Денис Молчанов

Руководитель Департамента культуры, спорта, туризма и национальной политики Правительства РФ

Родился в 1968 в Ташкенте.

В 1992 окончил МГУ по специальности «журналист-международник». Работал в «Комсомольской правде» (стажер, корреспондент), «Литературной газете» (специальный корреспондент, обозреватель, редактор отдела). В 1993–1994 вел телепрограммы «Красный квадрат» на канале «Останкино», «Двойной портрет» на ВГТРК.

В 1996 назначен помощником руководителя Администрации Президента РФ. Участвовал в президентской избирательной кампании Бориса Ельцина, фактически выступал его имиджмейкером.

В 1998 занял пост начальника Управления Президента РФ по связям с общественностью (с 1999 — Управление по связям с общественностью и культуре). В 2001 стал первым заместителем министра культуры РФ (министр Михаил Швыдкой).

С апреля 2004 возглавлял Департамент массовых коммуникаций, культуры и образования, с 2008 по 2010 — Департамент культуры и образования, с 2010 по 2012 — Департамент культуры Правительства РФ.

С октября 2012 по ноябрь 2015 занимал пост заместителя руководителя Аппарата Правительства РФ. В течение последующего полугода (до апреля 2016) работал в Госдуме, занимая должность заместителя руководителя аппарата – начальника управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ.

С 30 мая 2017 до возвращения на работу в Правительство — заместитель Генерального директора по взаимодействию с органами государственной власти акционерного общества «Первый Канал».

28 января 2020 назначен директором Департамента культуры, национальной и молодежной политики правительства РФ.

Доктор исторических наук, в 2004 защитил диссертацию на тему «Российский либерализм на рубеже XX–XXI вв.: Традиции и современность».

Действительный государственный советник России 1 класса.

Рокировочки…

Серьезные изменения претерпел научно-образовательный блок Правительства. Точнее, он претерпел их еще два года назад, когда было воссоздано Министерство просвещения, отпочковавшееся от Министерства образования и науки. И система руководства образованием приобрела примерно тот же вид, что и в СССР, где было Министерство просвещения (занималось школьным образованием) и Министерство высшего и среднего специального образования, а также Госкомитет по науке и технике.

В новом правительстве не нашлось места ни предыдущему министру просвещения Ольге Васильевой (с 2015 по 2018 год она занимала пост министра науки и образования, с 2018 — министра просвещения), ни министру науки и высшего образования Михаилу Котюкову. Если Котюков ничем особым не запомнился, то Васильева — персона довольно любопытная. По образованию она дирижер-хоровик, окончила Московский институт культуры, но затем переквалифицировалась в преподавателя истории, с уклоном в православие. Ее специализация — религиоведение, с 2003 она преподает в Сретенской духовной академии (говорят, что по рекомендации о. Тихона (Шевкунова)). Как сообщал “Ъ”, «период работы Ольги Васильевой запомнился несколькими крупными скандалами — самый главный был связан с изменением федерального перечня учебников. При этом СМИ сообщали о тесных связях Ольги Васильевой с издательством «Просвещение», совладельцем которого в 2013–2017 годах был Аркадий Ротенберг. После назначения госпожи Васильевой в «Просвещение» пришла работать ее предполагаемая родственница, полная тезка ее сестры — Ирина Юрьевна Васильева. Кроме того, при Ольге Васильевой министерство критиковали за формирование новых федеральных государственных образовательных стандартов, продвижение совместных с РПЦ факультативных учебных курсов и предложения по ужесточению правил усыновления».

Указом Президента от 18 марта 2020 О. Васильева назначена председателем попечительского совета Российской академии образования сроком на пять лет.

Васильеву сменил Сергей Кравцов, до этого занимавший пост руководителя Росбрнадзора. а еще раньше — совмещал этот пост с постом заместителя министра образования и науки (при министре О. Васильевой). В свою очередь, Кравцова в Рособрнадзоре сменил Анзор Музаев, ранее работавший ректор Чеченского государственного университета, министром образования и науки Чеченской Республики, заместителем руководителя Росорнадзора.

Министром науки и высшего образования назначен Валерий Фальков — один из немногих членов нового правительства, кто до последнего времени работал не в Москве. В 2015–2020 он занимал должность председателя Совета ректоров вузов Тюменской области, с 2016 — депутат Тюменской областной Думы, председатель Комитета по социальной политике.

Сергей Кравцов

Министр просвещения РФ

Родился в 1974 в Москве. В 1996 окончил Московский государственный открытый педагогический университет. В 2000 окончил МГИМО по специальности «государственное и муниципальное управление со знанием иностранного языка». В 2007 защитил диссертацию на тему «Теория и практика организации профильного обучения в школах РФ».

В 1997–2002 работал научным сотрудником и заведующим лабораторией в Институте управления образованием РАО.

С 2002 по 2004 — сотрудник Министерства образования РФ, с 2004 по 2008 помощник руководителя Рособрнадзора.

В 2008–2009 — директор Федерального центра тестирования, где разрабатывалась процедура проведения ЕГЭ. Затем возглавлял Институт управления образованием РАО, исполнял обязанности ректора Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

С апреля 2011 по август 2013 работал на руководящих должностях в Министерстве образования и науки РФ.

С 8 августа 2013 — руководитель Рособрнадзора (в 2017–2018 в течение полугода совмещал этот пост с должностью заместителя министра образования и науки РФ).

21 января 2020 назначен министром просвещения РФ.

Валерий Фальков

Министр науки и высшего образования РФ

Родился в 1978 в Тюмени. В 2000 окончил юридический факультет Тюменского госуниверситета, в 2003 — аспирантуру ТюмГУ. С того времени работал в университете на различных должностях: зам. зав. кафедрой конституционного и муниципального права, зам. директора по учебной работе Института государства и права ТюмГУ, С 2007 по 2011 проректор по дополнительному образованию и филиалам, директор Института права, экономики и управления ТюмГУ.

С октября 2012 по апрель 2013 исполнял обязанности ректора Тюменского госуниверситета. В 2013 избран ректором вуза.

Заместитель председателя регионального отделения, председатель тюменского городского отделения Ассоциации юристов России.

Председатель Совета ректоров вузов Тюменской области.

Член Совета по науке и образованию при Президенте РФ.

Депутат Тюменской городской думы от партии «Единая Россия».

Надо понимать, что образовательные учреждения, подведомственные МК РФ и финансируемые Минкультуры, имеют фактически двойное подчинение, поскольку обязаны жить по правилам и законам Минобразования. А это усугубляет и без того сложную ситуацию в вузах, поскольку как минимум в два раза увеличивает отчетность. Ректоры, педагоги консерваторий, вузов культуры жалуются на нескончаемую бумажную работу, которая отнимает драгоценное время от работы творческой, общения со студентами. Приходится констатировать, что вся образовательная ситуация в стране превратилась в бесконечное производство бумаг и — как один из результатов этого — снижение творческого и личностного потенциала ученых, педагогов, артистов. Ректоры вузов, которые всегда были яркими личностями, превратились в безликих чиновников, вынужденных подчиняться множеству регламентов и распоряжений, послушно выполняющих приказы и постоянно находящихся под дамокловым мечом увольнения без объяснения причин.

В общем, броуновское движение и «рокировочки» в «верхних слоях аппаратной атмосферы» продолжаются.

И никакой коронавирус им не помеха.

«МО»