Что общего у «Спартака» с Рахманиновым, у Клина с «Сочи», у Дениса Мацуева с Беларусью?

Ничьей быть не может... Расследование «МО»
Что общего у «Спартака» с Рахманиновым, у Клина с «Сочи», у Дениса Мацуева с Беларусью?
Коллаж Андрей Устинов

С уверенностью можно было ожидать, что воскресным вечером 9 августа разгорится множество страстей. В этот день завершались выборы в Белоруссии и начинался чемпионат России по футболу. Значительная часть общества напряженно следила за этими событиями, ожидая результатов выборов и матчей.

Одновременно в далеком подмосковном городе Клин, в парке музея-заповедника Петра Ильича Чайковского, нашего национального гения и «нашего всего» в музыке, завершался фестиваль Петра Ильича Чайковского. Звучала музыка другого «нашего всего» в музыке, Сергея Васильевича Рахманинова, в исполнении народного артиста России, лауреата Государственной премии, члена Оргкомитета Года Рахманинова в России, члена Президентского совета по культуре и искусству, посла Чемпионата мира по футболу 2018 года в России, члена Оргкомитета Года Рахманинова, лучшего пианиста среди футболистов и лучшего футболиста среди пианистов, многолетнего болельщика «Спартака» Дениса Мацуева, которому 11 июня 2020 исполнилось 45 лет.

Выборы завершились грандиозным скандалом. Сразу же начал поступать сообщения о фальсификациях, протестах, задержаниях, жестокости ОМОНа. Протесты и задержания не прекращаются до сих пор.

В России тоже созрел протест. Первый тур чемпионата России породил первый же судейский скандал, да еще какой! В матче «Спартак» – «Сочи» судья назначил два липовых пенальти в ворота «Спартака». Беспрецедентные эмоции не утихали несколько дней. Бурные разбирательства вокруг несправедливых судейских решений не имели аналогов. Владелец «Спартака» Леонид Федун обвинил судей в травле свой команды и пригрозил сняться с чемпионата России. Комментарии, требования провести расследование, проверить судей на детекторе лжи и т.д. заполнили все СМИ.

Конечно, результат не отменишь и очков не вернешь, но казалось, что справедливость хотя бы частично восторжествовала. Судьи перестали «убивать» «Спартак» (ходили слухи, что команду наказывали по команде откуда-то «сверху» за некоторые высказывания ее владельца — вице-президента «Лукойла»). Арбитров, принявших заведомо неверные решения, обещали дисквалифицировать. А систему VAR — сделать более прозрачной и доступной для понимания.

Однако очень скоро судейские ошибки посыпались одна за другой и уже не вызывали такого резонанса. И система VAR не очень помогала.  Федуну присудили штраф 200 000 руб. «за нарушение этики», с которыми он категорически не согласен. Судью Казарцева, которого, как было сказано, пожизненно дисквалифицируют, уже через месяц назначили на матч первой лиги, а там и до высшей недалеко. А судью Еськова, который был арбитром VAR и не прошел проверку на полиграфе, вообще не тронули: ведь он судья международной категории, и если его дисквалифицируют, то Россия потеряет место арбитра в УЕФА (Европейской федерации футбола). Честь мундира дороже просто чести.

«Спартак» и Рахманинов — его всё

Московский «Спартак» — народная команда, за которую всегда болела и творческая интеллигенция. Десятилетиями за «Спартак» болели деятели культуры: в 30-е – 40-е годы это был своего рода внутренний протест против ЦДКА и «Динамо», представлявших армию и НКВД. Поклонниками «Спартака» были актеры старого МХАТа, великие мастера экрана и сцены Олег Ефремов, Вячеслав Тихонов, Юрий Яковлев, Олег Табаков, Александр Абдулов…

Сегодня самые известные болельщики «народной команды» — Валентин Гафт, Марк Розовский, Армен Джигарханян, министр иностранных дел Сергей Лавров, актер МХАТа Дмитрий Назаров, чьи стихи о любимой команде время от времени взрывают соцсети. И, пожалуй, наиболее заметный и активный (наряду с Назаровым) — Денис Мацуев.

Но стаж боления за «Спартак» главного редактора «МО» Андрея Устинова и его заместителя Павла Райгородского — больше, чем стаж жизни пианиста.

Так что же общего между выборами в Белоруссии, матчем «Спартак» – «Сочи» и концертом в Клину?

Денис Мацуев

В тот момент, когда многомиллионная армия болельщиков «Спартака» возмущалась несправедливом решением судей и подсуживанием клубу «Сочи», Денис играл Второй концерт Рахманинова в сопровождении оркестра «Новая Россия». Каково же ему было играть? С кем были его душа, сердце, голова, ноги и руки? Со «Спартаком» или с Рахманиновым?

Поздним вечером в беседе с корреспондентом ТАСС Мацуев сказал:

«Во время матча «Спартака» я играл второй концерт Рахманинова с Башметом на закрытии фестиваля Чайковского. И успел на последние десять минут матча. И играл, кажется, даже немного быстрее, чем положено. Но то, что я увидел после сцены, это было как ведро холодной воды. После Рахманинова это было нечто.

Только ленивый не обсуждал судейство «Спартака» в прошлом сезоне, сейчас же чаша совсем переполнена. Если первый пенальти в матче с «Сочи» еще можно обсуждать, хотя, мягко говоря, момент спорный. Но второй вообще смешной. Мне сложно комментировать; если бы единичный случай — окей, но все выливается в тенденцию.

Я слышал эмоциональное высказывание Леонида Арнольдовича [Федуна], и его можно понять. Мы должны добиваться успехов в честной борьбе. Болельщики ЦСКА, «Зенита» хотят видеть сильного соперника, побеждать в честном споре. И я бы так же говорил, если бы такое судейство было в матче с участием «Зенита» или ЦСКА. Когда в первом туре такое творится, должно быть разбирательство на всех уровнях. Это, мягко говоря, уже перебор.

Я вообще миротворец. И в детстве в Иркутске мы разборки двор на двор переносили на футбольные матчи и со всеми ребятами дружим до сих пор. Футбол должен мирить людей, объединять, а не провоцировать раздоры. И самое удивительное, что это все происходит при VAR, который был создан, как раз чтобы избегать спорных моментов.

Мне звонят друзья, болельщики не «Спартака», и говорят: зачем такое судейство нужно? Какой-то цирк и бездарный театр, вот что мы увидели в Тушино. И даже судить в одну сторону можно более талантливо. Судья был не талантлив, скажем так. Но уверяю вас, «Спартак» еще отомстит на поле».

Быстрее, быстрее…

Мы посмотрели и сравнили, каков хронометраж исполнений Второго концерта Рахманинова разными пианистами в разные эпохи времена:

Вэн Клайберн с оркестром Московской филармонии, дирижер Кирилл Кондрашин — 36’00” (запись 1972);

Алексис Вайсенберг с оркестром Берлинской филармонии, дирижер Герберт фон Караян — 35’50” (запись 1974);

Святослав Рихтер с оркестром Ленинградской филармонии, дирижер Курт Зандерлинг — 34’45” (запись 1959);

Сергей Рахманинов с Филадельфийским оркестром, дирижер Леопольд Стоковский — 33’50” (запись 1929);

Николай Луганский с оркестром Большого театра, дирижер Александр Ведерников— 33’15” (запись 2012);

Артур Рубинштейн с Chicago Symphony, дирижер Фриц Райнер — 33’05” (запись 1956);

Вадим Руденко с оркестром Московской консерватории, дирижер Вячеслав Валеев — 32’55” (запись 2015);

Лев Оборин с оркестром Всесоюзного радио, дирижер Александр Гаук — 30’50” (запись 1947);

Борис Березовский с оркестром «Новая Россия», дирижер Юрий Башмет — 29’35” (запись 2015; похоже, что пианист и маэстро тоже куда-то спешили. Но надо заметить, что в последние годы темпы вообще имеют тенденцию к ускорению…).

Для Мацуева Рахманинов — практически родной человек. Денис Леонидович много лет боролся за то, чтобы Россия выкупила у Швейцарии имение Рахманинова «СеНаР» и даже получил поддержку В. Путина. Правда, с этим проектом ничего не вышло, зато на горизонте замаячил другой: Конкурс имени Рахманинова, который Мацуев берет под свое крыло. У него теперь тоже будет свой конкурс (как у Валерия Гергиева — конкурс Чайковского). Он пройдет в 2022.

Имение С.В. Рахманинова в Швейцарии, Вилла Сенар

Кстати, в год 100-летия «Спартака».

Ожидается двойной праздник.

Белорусам желаем мирного освобождения от правления Лукашенко.

А «Спартаку» — победы в чемпионате России.

«МО»