Последний адрес. «Одно имя, одна жизнь, один знак». Александр Ефремов. Альвина Петерсон

Имена и судьбы музыкантов, репрессированных в годы советской власти. Двадцатая публикация
Последний адрес. «Одно имя, одна жизнь, один знак». Александр Ефремов. Альвина Петерсон

Александр Ефремов

Александр Семенович Ефремов родился в 1908 в деревне Подгорелец Мценского уезда под Курском.

Проживал в корпусе № 7 дома № 64 по Каменноостровскому проспекту.

Член ВКП (б), исключен в 1935 «за контрреволюционную деятельность».

Перед арестом работал мастером Фабрики народных музыкальных (щипковых) инструментов им. Луначарского (с 1818 до мая 1918 — Фортепианная фабрика «К.М. Шредер», с мая 1918 — Первая государственная фортепианная фабрика, с 20 сентября 1922 — Первая государственная фортепианная фабрика имени А.В. Луначарского, с 1926 — Фабрика народных музыкальных (щипковых) инструментов им. Луначарского). Это было крупнейшее в СССР предприятие по производству музыкальных инструментов. В 1934 фабрикой изготовлено 390 000 инструментов.

4 февраля 1935 Александр Ефремов был арестован сотрудниками НКВД, и уже на следующий день «за содействие контрреволюционной зиновьевской группе» Особое совещание при НКВД СССР постановило выслать Ефремова на три года в город Киренск Восточно-Сибирского края (ныне Иркутской области). В материалах дела А.С. Ефремова отсутствует даже статья уголовного кодекса, в соответствии с которой было принято решение о высылке.

В деле, которое хранится в архиве ФСБ по Иркутской области, указана семья Ефремова: жена Елена Владимировна, дочь Галина пяти лет, отец, мать, два брата и две сестры.

После ареста мужа Елена Ефремова была выслана из Ленинграда. По воспоминаниям дочери, во время блокады мать тайно вернулась в осажденный город ее навестить и погибла.

Ефремов стал жертвой так называемого «кировского потока» — крупномасштабной репрессивной операции, организованной после убийства С.М. Кирова 1 декабря 1934.

В ссылке Ефремов работал столяром Киренского судоремонтного завода. 10 февраля 1938 он был вновь арестован по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 58-10 и 58-11 УК РСФСР. Постановлением тройки УНКВД Иркутской области 25 мая 1938 приговорен к высшей мере наказания с конфискацией имущества «за активное участие в контрреволюционной троцкистской организации и, вероятно, в тот же день расстрелян (точная дата в деле отсутствует). Ему было 30 лет.

В 1956, а затем в 1958 Александр Семенович Ефремов был полностью реабилитирован по обоим делам.

Последний адрес

Дом № 64 по Каменноостровскому проспекту в Санкт-Петербурге — адрес нескольких домов, находящихся по соседству, построенных в разное время и различающихся в нумерации корпусов.

Корпуса № 7 и 8 возведены в 1930-х годах, вошли в жилмассив Кемпжилстрой. 7-й корпус проектировала архитектор Фанни Мазель.

18 ноября 2018 на доме № 64 по Каменноостровскому проспекту был установлен мемориальный знак «Последний адрес» с именем Александра Семеновича Ефремова. 

Альвина Петерсон

Альвина Карловна Петерсон родилась в 1889 на семейном хуторе Лосдас Валкского уезда Лифляндской губернии (ныне территория Латвии). Она была старшей дочерью в семье, в которой было еще две сестры и пять братьев.

В юности Альвина Карловна получила профессию бухгалтера и делопроизводителя. С 1918 она жила в Москве, работая по этим специальностям в различных советских учреждениях. Она была членом Московского латышского клуба и работала там бухгалтером. Последним местом перед арестом ее работы был отдел культуры Моссовета, а последним адресом — комната в доме 17 по Никольской улице (в 1935–1990 — улица 25-го Октября).

30 ноября 1937 НКВД начал одну из своих так называемых «национальных операций» —против живущих на территории СССР латышей. В Москве удар прежде всего пришелся по политэмигрантам из Латвии, членам культурно-просветительского общества «Прометей», Латышского клуба, общества латышских стрелков, Латышскому национальному театру «Скатувэ», труппа которого была практически целиком уничтожена.

А.К. Петерсон была арестована 28 января 1938. На допросах она, в частности, рассказала, что пела в хоре Латышского клуба. Ей предъявлялись тяжкие обвинения: от националистической пропаганды и вовлечения в клуб до фашистской агитации и привлечения в контрреволюционную террористическую организацию, — но ни с одним обвинением она не согласилась, ни одного свидетельства против себя не подтвердила, более того — категорично и решительно их отвергала и в результате не признала, отказавшись 15 февраля 1938 подписать постановление об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения.

Но стойкость Альвины Петерсон не могла ее спасти. «Виновной себя не признала», — гласило обвинительное заключение. 23 марта 1938 ей был вынесен смертный приговор. 7 апреля 1938 года он был приведен в исполнение.

О личной жизни А.К. Петерсон ничего неизвестно. На допросах членами семьи она назвала лишь свою мать, сестер и братьев, но, возможно, она была замужем, так как сменила семейную фамилию Мач на Петерсон. Кроме того, в анкете она указала, что в начале 1930-х годов не работала и была домохозяйкой.

В 1989 Альвина Карловна Петерсон была реабилитирована.

Последний адрес

Дом 17 по Никольской улице расположен на одной из старейших московских улиц и имеет давнюю и богатую историю. В 70-х годах XIX века в здании, когда-то принадлежавшем Синодальной типографии, были открыты гостиница и ресторан «Славянский базар». Постояльцами и посетителями этих заведений были богатые, успешные и знаменитые люди. Здесь часто бывали Чехов, Чайковский, Репин, Римский-Корсаков, в гостинице останавливались знатные иностранцы. В июне 1897 кабинете ресторана встретились К. Станиславский и В. Немирович-Данченко: они беседовали 18 часов и договорились о создании Московского Художественного театра.

В послереволюционные годы в здании разместились советские учреждения, одно из них упоминает в 1928 Владимир Маяковский:

«Кому
в Москве
неизвестна Никольская?
Асфальтная улица —
ровная,
скользкая.
На улице дом —
семнадцатый номер.
Случайно взглянул на витрины
и обмер.
Встал и врос
и не двинуться мимо,
мимо Ос-
авиахима».

Часть помещений дома тогда же была отдана под жилье.

С конца 1960-х по 1979 в этом доме, в помещении бывшей гостиницы «Славянский базар» находился детский музыкальный театр под руководством Н.И. Сац.

В 1997 в это здание переехал Камерный музыкальный театр имени Б.А. Покровского, с сезона 2018/19 — Камерная сцена имени Б.А. Покровского Большого театра России.

18 ноября 2018 на доме № 17 по Никольской улице в Москве был установлен мемориальный знак «Последний адрес» с именем Альвины Карловны Петерсон.