Уильям Уолтон — 120 лет со дня рождения

Уильям Уолтон — 120 лет со дня рождения
Фото https://theviolinchannel.com/

120 лет назад 29 марта в британском городе Олдем родился Уильям Уолтон (1902-1983). «Награжденный многими почетными званиями и титулованный рыцарством в 1951 г., наряду с Бриттеном и Типпетом [он] является гордостью музыкальной культуры страны в XX в. На протяжении 6 десятилетий зрелого творчества Уолтон снискал славу за пределами Англии, его музыка упрочила позиции современной английской композиторской школы», – подчеркивает в своей книге «Английская музыка XX века», вышедшей в 1986 в издательстве «Советский композитор», музыковед Людмила Ковнацкая.

«Сын учителя пения, Уильям Уолтон с 5 лет в церковном хоре. <…> Шестнадцати лет он был уже бакалавром музыки, и в Оксфорде, где жил и учился, пользовался консультациями и поддержкой Хью Аллена, вскоре принявшего пост директора Королевского колледжа музыки. <…> Раскрыть самобытные черты дарования молодого композитора суждено было семье Ситуэлов, с которой он знакомится в начале 20-х гг. Поэтесса Эдит Ситуэл (1887-1964) и два ее брата – прозаики и поэты Осберт (1892-1969) и Сачэверел (р. 1897, на момент издания книги Л. Ковнацкой, в 1986, был еще жив, скончался в 1988. – «МО») – принадлежали к художественной элите. <…> По всей вероятности, именно из-за Ситуэлов Уолтон переезжает из Оксфорда в Лондон, путешествует с ними по Италии. Их совместная работа “Фасад” – произведение для чтеца и 7 инструменталистов, названное “развлечением”, – прозвучало тогда вызывающе оригинально».

«Важной вехой в творчестве Уолтона стал Альтовый концерт (1929). Путь от “Фасада” к концерту – всего 7 лет! – это путь от подчеркнутого антиромантизма к романтичности образного мира. <…> И если ранние произведения сам композитор характеризует как “непереваренные Шёнберг и Барток» (сказано по поводу Первого струнного квартета), а первые самобытные опусы вызывают в памяти музыку Стравинского и Хиндемита, то ныне связь с Мендельсоном, Брамсом, Сибелиусом, чей творческий авторитет в Англии, как известно, чрезвычайно велик, свидетельствует о родстве с традициями лирического симфонизма. Можно сказать, что Альтовый концерт открыл в Уолтоне художника-романтика».

«30-е и 40-е гг. принесли с собой два сочинения крупной формы – масштабную, четырехчастную Первую симфонию (1934), Скрипичный концерт. <…> Особое место в творчестве Уолтона, так же как и в английском музыкальном театре середины века, занимает опера “Троил и Крессида” (1954). <…> Другая его опера – “Медведь” – имеет мало точек соприкосновения с “Троилом и Крессидой”. “Медведь” (1967) – одноактная комическая опера. <…> Для полноты обзора творчества Уолтона необходимо упомянуть два оригинальных оркестровых опуса – Вариации на тему Хиндемита (1963) и Импровизации на Экспромт Бриттена (1970)».

«В целом место Уолтона в национальной культуре находится, если так можно выразиться, в Элгаровом русле. <…> Подобно Элгару, Уолтон – виртуоз оркестрового письма».

(Цитаты из упомянутой выше книги «Английская музыка XX века»)

ПОДРОБНАЯ БИОГРАФИЯ УИЛЬЯМА УОЛТОНА И СПИСОК ЕГО СОЧИНЕНИЙ

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм