Юбилей Михаила Садовского

Юбилей Михаила Садовского

26 марта поэт, писатель, драматург Михаил Рафаилович Садовский отметил 85-летие.

Михаил Садовский – литератор, которого по справедливости можно назвать и классиком, и современником. Его «детские» стихи включены в поэтические антологии. Регулярно издается поэтическая лирика. Пьесы и мюзиклы ставятся в России и за рубежом. Эссе, повести и романы выходят на родине и переведены на многие языки мира.

Соавторами вокальных произведений Садовского в разные годы становились известные композиторы: Вано Мурадели, Антонио Спадавеккиа, Кирилл Молчанов, Леонид Афанасьев, Олег Хромушин, Александр Флярковский, Владислав Соколов, Ростислав Бойко, Юрий  Чичков, Зиновий Компанеец, Геннадий Гладков, Людмила Лядова, Борис Кравченко, Сергей Баневич, Витаутас Баркаускас, Александр Кулыгин, Сергей Никитин и многие другие.

В своем солидном возрасте Михаил Рафаилович остается молод душой и продолжает работать в разных жанрах. Челябинское издательство MPI в течение нескольких лет выпускает серию «Музыкальная коллекция на стихи поэта М. Садовского», в которую вошли инструментальные произведения композиторов XVIII–XX веков – Гайдна, Бетховена, Шумана, Листа, Энеску, Грига, Мак-Доуэлла, Чайковского, Дворжака, Монюшко, Грига, Шумана, Мак-Доуэлла, Чайковского, Энеску, Мурадели – в обработке для хора, к которым Михаил Садовский написал стихи  (сегодня эта серия насчитывает 12 сборников).

Вот как писал о Садовском в предисловии к его книге «Фитиль для керосинки» музыковед Владимир Зак — близкий друг поэта:

«Хочу сказать о Мише Садовском совсем не с позиций аналитика данного сборника рассказов, а как свидетель его вхождения в музыкальный мир. Я не оговорился – именно, в музыкальный. Хотя первоначальная профессия Садовского – инженер (со степенью кандидата технических наук).

В нынешней России ставится оригинальная пьеса Садовского по песням и письмам Александра Вертинского, где самым чудесным образом задействован балет, идут его мюзиклы, идут спектакли в драматических театрах… да, композиторы уже давно хорошо почувствовали музыкальную интонацию Садовского…

Хорошо помню, как все начиналось… со стихов о музыке.

Мой брат учит Шумана,
Мой брат зубрит Шумана,
Мой брат долбит Шумана…
И больше нет Шумана –
Я слышу бездельника шумного…

Музыка не отрывается от повседневности, но преобразует повседневность и, в конце концов, возвышает ее. Теперь уже у Садовского целая летопись о музыке и музыкантах, начиная с Перголези и кончая великим Дмитрием Шостаковичем.

Но, пожалуй, самым удивительным жанром, в котором Садовский проявляет свое мастерство, внедряясь в чужие стили, – хоровые циклы. Что это значит?

Когда-то в ХIХ столетии знаменитый американец Эдуард Мак-Доуэлл создал “Идиллии Новой Англии” – инструментальные пьесы. Подчеркиваю – инструментальные. Садовский же почувствовал в них дыхание живого слова и наделил их словом. Известный профессор Московской консерватории Владислав Геннадиевич Соколов необычайно вдохновился этим. Так и родились хоровые поэмы, выдержавшие уже несколько изданий и ставшие популярными в хоровых коллективах.

А с течением лет получили новую жизнь произведения Гретри и Рамо, Гайдна и Бетховена, Листа и Шумана, Грига и Дворжака. Даже инструментальный Сергей Прокофьев не был обойден его вниманием.

Превращение “абстрактного в конкретное” благодаря поэтическому слову, органично впитывающему в себя эмоции и смысл музыкальных мотивов, стало целым направлением его творчества.

Если угодно, – это форма популяризации классики. И полагаю, что Мишу Садовского, столь чутко отражающего музыку в слове, ждет успех и на этом поприще».

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм