Фестиваль «Сотворчество»
13—23 сентября 2021, Саратов

<strong>Фестиваль «Сотворчество»<br>13—23 сентября 2021, Саратов</strong>

София ГУБАЙДУЛИНА (1931)

София Губайдулина родилась 24 октября 1931 года в городе Чистополь Татарской АССР в русско-татарской семье.  Отец — инженер-геодезист. Мать — педагог. В 1932 году семья переехала в Казань.

Окончила Казанскую музыкальную гимназию по фортепиано и композиции, а с 1949 по 1954 — в Казанской консерватории по классу композиции у профессора Альберта Лемана, по классу фортепиано у Григория Когана. С 1954 училась в Московской консерватории по композиции у Юрия Шапорина, затем Николая Пейко, по фортепиано — у Якова Зака. В 1963 окончила аспирантуру МГК по композиции у Виссариона Шебалина.

Молодого композитора напутствовал Дмитрий Шостакович, в те годы первый секретарь Союза композиторов РСФСР: «Я вам желаю идти вашим “неправильным” путем».

Лауреат I премии на Всесоюзном конкурсе инструментальных пьес за Allegro rustico для флейты и фортепиано (1963), I премии  на Международном конкурсе композиторов в Риме за произведение «Ступени» для оркестра (1974).

В 1969–1970 Губайдулина работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки в музее имени А.Н. Скрябина и написала там электронную пьесу Vivente — non vivente (Живое — неживое, 1970). Губайдулина писала также музыку для кино. Всего она написала музыку к 25 фильмам, включая «Вертикаль» (1967), «Маугли» (мультфильм, 1971), «Человек и его птица» (мультфильм, 1975), «Чучело» (1983), «Мария — королева Шотландии» (2013).

С 1975 выступала с импровизациями в составе ансамбля «Астрея» вместе с композиторами Виктором Суслиным и Вячеславом Артемовым.

В 1991 Губайдулина получила немецкую стипендию и полтора года находилась в г. Ворпсведе. С 1992 живет в Аппене под Гамбургом, сохраняя российское гражданство.

В 2001 в России торжественно отмечалось 70-летие Софии Губайдулиной. Главный юбилейный концерт состоялся 24 октября 2001 в Москве, в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.

В 2005 году композитор провела мировое турне, посвященное 1000-летию Казани.

В 2011 году в Казани прошли торжества и акции в честь 80-летия Губайдуллиной, в том числе два фестиваля ее имени и объявление ее почетным гражданином Казани. С личным патронатом и участием Софии Губайдулиной в Казани силами Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан основан ежегодный фестиваль современной музыки ее имени «Конкордия». Художественный руководитель фестиваля —Александр Сладковский.

В 2011 и 2016 в Москве проходили юбилейные фестивали к 80-летию и 85-летию Софии Губайдулиной, в организации и проведении которых активно участвовала газета «Музыкальное обозрение».

В Казани ежегодно проводится международный конкурс пианистов имени Губайдулиной с участием студентов Казанской и других консерваторий.

С 2001 года в Казани, в реконструированном доме на улице Тельмана, где композитор провела детские годы, функционирует Центр современной музыки Софии Губайдулиной.

София Губайдулина удостоена десятков почетных наград и званий России и других стран. Среди них — звание заслуженного деятеля искусств РСФСР (1989), Государственная премия Российской Федерации (1992), премия “Silenzio”, Москва (2001), Независимая премия «Триумф» (2006), Почетная награда Правительства Москвы и Международного Совета российских соотечественников «Соотечественник года — 2007», Орден Дружбы (30 декабря 2010) — за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность. Почетный гражданин Казани (2011).

Почетный доктор Йельского, Чикагского университетов, Почетный профессор консерваторий Пекина и Тяньцзиня (Китай), Почетный член Академии искусств Западного Берлина, Американской академии искусств и литературы, Национальной Академии Св. Цецилии, член Гамбургской Открытой академии искусств, Баварской академии, Шведской королевской академии музыки.

София Губайдулина — лауреат Премии князя Монако (1987), премии имени Кусевицких (США, 1990, 1994), премии Франко Аббиато (Италия, 1991), почетного титула «Сентябрьская музыка» г. Турин (Италия 1991), премии на 7-м Международном фестивале композиторов-женщин в Гейдельберге (1992), премии имени Людвига Шпора (Германия, 1995), премии культуры г. Пиннеберг (Германия, 1997), Императорской Премии (Япония, 1998), премии фонда «Библия и культура» (Германия, 1999),  премии Леони Соннинг (Дания, 1999), Золотой медали Почетного фонда Концертного зала Стокгольма (2000), «Polar Music Prize» (Швеция, 2002), «Living Composer» (Франция, 2003), «Европейской культурной премии (Амстердам, Нидерланды, 2005), премия имени И.С. Баха г. Гамбург (2007), премия «Новые достижения в музыке» (Флоренция, Италия,  2009), премии Европейской церковной музыки города Швабиш Гмюнд (2009), премии им. Александра Меня «За выдающийся вклад в духовное и культурное сближение народов России и Германии» Академии епископата Роттенбург-Штутгарт (2010), приза «Золотой лев» музыкального фестиваля Венецианской биеннале (2013), приза Королевской Академии наук и искусств Бельгии (2014).

Награждена наградами Германии: орденом «Pour le Mérite» («За заслуги») (1999), Большим Крестом ордена «Pour le Mérite» («За заслуги») (2002), Орденом «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (2002), медалью Гете (2001).

В 2006 и 2011 годах София Губайдулина удостоена Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Персона года».

Ольга АЛЮШИНА (1975)

Ольга Алюшина родилась в 1975 в Новокузнецке. Окончила Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (2002, класс композиции проф. А. Чайковского, класс инструментовки проф. К. Хачатуряна), аспирантуру на кафедре композиции (проф. А. Чайковский) и на кафедре истории зарубежной музыки (проф. Н. Гаврилова). Дипломант II (2003) и лауреат III (2005) международных конкурсов молодых композиторов им. П. Юргенсона.

Кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России.

Основные сочинения: Симфония, «Окутанные мглой» для симфонического оркестра, «Landscape», «Steps», «Through» для камерного ансамбля, Секстет для флейты и струнного квинтета, «Осенняя сюита» для солистов, женского хора и струнных, «Из ненаписанного» на слова Р.Костелянца для сопрано и камерного ансамбля, вокальный цикл «Жить» на стихи поэтов-символистов, «Музыкальный калейдоскоп» для детского хора.

Сочинения О. Алюшиной исполнялись на фестивалях «Молодежные академии России», «Московская осень», «Пифийские игры», «Международная трибуна композиторов ЮНЕСКО», на концертах и фестивалях в России и за рубежом.

Среди исполнителей – ансамбль «Студия новой музыки», “de ereprijs” (Голландия), “eNsemble” (Санкт-Петербург), Государственный академический симфонический оркестр, Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского, Академический симфонический оркестр МГАФ, Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга им. М. И. Глинки.

С 2015 – руководитель Московского международного фестиваля славянской музыки в номинации «Конкурс молодых композиторов».

С 1 ноября 2017 — заведующая учебной частью деканата по работе с иностранными учащимися (с 2020 – зам. декана) Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. C 2020 – ответственный секретарь Приемной комиссии.

Артем ВАСИЛЬЕВ (1974)

Артем Васильев родился в 1974 в Москве. Занятия музыкой начал в возрасте 12 лет под руководством Г. Шатковского. В 1995 окончил теоретическое отделение музыкального училища им. Гнесиных по композиции у Ю. Воронцова и по классу электроакустической музыки у А. Киселева. Окончил с отличием композиторское отделение Московской консерватории у проф. Ю. Воронцова и продолжил обучение в его же классе аспирантуре (2000–2002).

Стажировался в Институте экспериментальной музыки (Бурж, Франция), в студии электронной студии Венгерского радио HEAR (Будапешт, Венгрия), студии BEAST (Бирмингем, Великобритания). С отличием окончил курс MMus Composition Королевской музыкальной академии в Лондоне (2001–2003) в классе Брайана Элиаса, получив степень магистра музыки (2003) и докторскую степень (2010).

Преподавал в училище им. Гнесиных (1997–2000, основы электронной музыки и музыкальную информатику), в РАМ им. Гнесиных (1998–2001), в Королевской музыкальной академии в Лондоне (2006–2010). Участвовал в создании курса электронной композиции в Московской консерватории. С 2005 преподает музыкальные технологии в Королевской Музыкальной Академии в Лондоне.

Член Российской Ассоциации электроакустической музыки при ЮНЕСКО с 1995, Союза композиторов России с 2001, Академии Айворса с 2002.

Работал в компании Yamaha music (2011–2016), на Общественном телевидении России (2013–2018).

Автор камерной, симфонической, электроакустической музыки. Писал по заказам Королевской Музыкальной Академии, Московского Ансамбля Современной Музыки, камерных оркестров «Кремерата Балтика», Sinfonietta-Köln, Amsterdam Sinfonietta, Britten Sinfonia, альтиста М. Рысанова, блокфлейтистки М. Петри, Лондонского детского балета (балеты «Кентервильское привидение» и «Таинственный Сад»), фестивалей «Возвращение», Wired Strings festival и др.

Автор музыки к художественным фильмам «Тайна темной комнаты», «Уик энд», «72 часа», «Вакантна жизнь шеф-повара», «Воин», «Конец прекрасной эпохи», «Опасные каникулы», «София», «Экипаж», «Годунов», «Грозный» и др.; нескольким документальным фильмам. Сотрудничает с кинокомпаниями Universal, Paramount Pictures, Working Title, Stone Village.

Автор музыки к балету «Чарли и Мария» по заказу балерины М. Александровой (2011).

В 2016 в Екатеринбургском театре оперы и балета состоялась премьера балета А. Васильева композитор был номинирован на «Золотую маску».

Произведения А. Васильева исполнялись на фестивалях «Московская осень», «Возвращение», «Московский Форум», на фестивалях современной музыки во Франции, Германии, Англии, Швеции, Швейцарии, Шотландии, Италии, Голландии, США. Его сочинения выпущены звукозаписывающими компаниями BMG, Black Box Music, Quartz Music, Electroshock Records, Preiser, опубликованы в Choir and Organ Music Magazine.

Артем Васильев — участник двух проектов газеты «Музыкальное обозрение»: «Посвящение. К 100-летию Д.Д. Шостаковича» (2006) и увертюры для симфонического оркестра «Вологодские кружева», написанной по заказу Третьего фестиваля «Кружева»

С 2019 — преподаватель кафедры сочинения Московской консерватории по курсу «Основы медиамузыки».

Алексей СЮМАК (1976)

Алексей Сюмак родился в 1976. В 2002 окончил Московскую консерваторию, в 2004 – аспирантуру (класс композиции проф. А. Чайковского).

Лауреат I и II премий Международного конкурса молодых композиторов им. П.И. Юргенсона (Москва). Победитель конкурса «Пифийские игры» (2006). Участник мастер-классов Международных встреч молодых композиторов в Апелдорне (Нидерланды) и Международной академии «Ансамбля Модерн» (Германия).

Член Союза композиторов России (c 2004), групп «Сопротивление Материала» (СоМа) и «Пластика Звука», член художественного совета Молодежного отделения Союза композиторов России (МоЛот).

Преподает на кафедре композиции в Московской государственной консерватории.

Сочинения А. Сюмака исполняются на фестивалях современной музыки в России, Великобритании, Германии, Нидерландах, Франции, Норвегии, Финляндии, Словении, Австрии, Италии, Польше, США, Японии и других странах – в том числе такими коллективами, как ГАСО России им. Е.Ф. Светланова, Российский национальный оркестр, симфонический оркестр Новосибирского театра оперы и балета, ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского, Московский ансамбль современной музыки (МАСМ), «Студия новой музыки», eNsemble (Петербург), «Ансамбль Модерн» (Франкфурт), Schoenberg Ensemble (Амстердам), de ereprijs (Апелдорн), хор «Мастера хорового пения» и др.

А. Сюмак – автор камерных инструментальных и хоровых сочинений, музыки к театральной постановке поэмы М. Лермонтова «Демон» (Москва, 2007), музыки к фильму «Прогулки по Берлину» (в соавторстве), музыки к спектаклю «Киже» (МХТ им. Чехова, 2009), симфонического перформанса «Реквием» к 65-летию со дня Великой победы (Москва, 2010), опер «Станция» (2008), «Немаяковский» (2013), «Сверлийцы» (2014, в соавторстве, проект Б. Юхананова).  Сотрудничает с театром «Практика» (опера «Мороз, Красный нос», 2019), Красноярским театром оперы и балета (сделал редакцию партитуры фарс-оперетты А. Бородина «Богатыри», композитор и музыкальный руководитель иммерсивного спектакля «Хворостовский. Возвращение домой»).

Лауреат премии «Золотая Маска» за оперу «Cantos» в постановке Пермского театра оперы и балета (2018).

Антон БУКАНОВ (1977)

Антон Буканов родился в 1977 в Ярославле. В шесть лет начал заниматься музыкой. В 1992 окончил ДМШ №1 г. Ярославля по классу фортепиано и тубы, в 1996 — историко-теоретическое отделение Ярославского музыкального училища им. Л.В. Собинова. В 2001 с отличием окончил Московскую консерваторию по классу композиции (педагоги — профессора А. Леман и Ю. Воронцов). С 2001 по 2003 обучался в аспирантуре (рук. проф. Ю. Воронцов).

Музыку сочиняет с 1993. Среди сочинений — Симфония, Концерт для виолончели с оркестром, 11 инструментальных сонат, 7 струнных квартетов, камерные ансамбли, многочисленные произведения для фортепиано, джазовые композиции, песни. Произведения А. Буканова исполняли ГАСК под управлением В. Полянского, ансамбль ударных п/у М. Пекарского, виолончели В. Тонха, фаготист В. Попов и другие известные музыканты.

Лауреат международных конкурсов имени Пушкина (Москва, 1998, I премия, за сюиту для фортепиано соч. 1996–1997) и имени Шнитке (Москва, 2002, III премия, за цикл «Четыре полифонические пьесы для фортепиано» соч. 2002).

Участник международных фестивалей «Московская осень», «Молодежные академии России», «Декабрьские вечера», «Открытая сцена».

Член Союза композиторов России с 2006.

Антон Буканов — аранжировщик мюзиклов и телешоу, концертирующий пианист. С 1993 выступает как джазовый пианист — солист и в ансамбле с известными музыкантами. Участвует в международных джазовых фестивалях в России и за рубежом. В 2004 открыл серию сольных концертов в Ярославском джазовом центре, посвященных великим джазовым исполнителям и композиторам прошлого и настоящего.

В 2007–2008 вышли три авторских диска: «Two Days» (с саксофонистом Анатолием Герасимовым), «Meditations» и «Exclusively FROM My Friends».

В 2012–2014 вышли три художественных фильма с музыкой Антона Буканова.

В настоящее время — музыкальный руководитель Экспериментального Музыкально-драматического театра (г. Жуковский). Занимается преподавательской деятельностью (в частности, ведет класс композиции в Ярославском музыкальном училище).

Татьяна НОВИКОВА (1975)

Татьяна Новикова родилась в 1971. Окончила Московскую консерваторию и аспирантуру в классе профессора Ю.В. Воронцова (композиция), доцента К.В. Кнорре (фортепиано), профессора В.Г. Кикты (инструментовка).

Член Союза московских композиторов (2000). Участвует в фестивалях современной музыки.

Автор оперы «Фауст», Симфонии, «Гимна» для хора и оркестра, «Псалмов Давида» для смешанного хора a cappella, камерно-инструментальных и вокальных опусов, музыки к драматическим спектаклям.

Сочинения Т. Новиковой исполняют оркестры под управлением Владимира Федосеева, Валерия Полянского, другие известные российские и зарубежные музыканты.

В настоящее время Татьяна Новикова отошла от композиторской деятельности и профессионально занимается живописью.

Ольга БОЧИХИНА (1980)

Ольга Бочихина родилась в 1980 в Кирове. Окончила Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского (класс проф.  В. Тарнопольского) и Музыкальную Академию Базеля (класс проф. Э. Онья и проф. Я. Ульмана).

Лауреат III Международного конкурса им. П.И. Юргенсона (I премия, 2005), стипендиат Швейцарской Конфедерации (2009–2011). Участник международных академий современной музыки: Young composers meetings — 2004» (Апельдорн, Нидерланды), «Impuls 2009» (Грац, Австрия). Посещала мастер-классы Х. Лахенмана, Б. Фуррера, Т. Мюрая, В. Глобокара, Л. Андриессена, К. де Вриза, А. Госсена, Ж. Цинстага. Член Союза композиторов России.

Участница совместного российско-голландского оперного проекта «Boxing Pushkin» (премьера в 2007 в пяти городах Нидерландов). В ноябре 2018 в рамках фестиваля «Другое пространство» впервые было исполнено мультимедийное сочинение «Face: немая опера» для ансамбля, электроакустики и видео.

Основные сочинения: «Тактильные инструменты» на текст Г. Сапгира для сопрано и ансамбля солистов (2004); Симфонический пролог к театральному представлению «Невский проспект» (2005); «Каденция к концерту Моцарта» для скрипки и камерного оркестра (по заказу Д. Фрювирта и В. Гергиева, 2006); «Хордонеон» для ансамбля солистов (2007); Fluttuazioni для акустических и электронных звуков (2008); Unter der Kuppel hervor («Из-под купола») для 9 исполнителей (по заказу фестиваля Young Euro Classic, 2009); X.II (Chagall’s clock) (Часы Шагала) для 12 исполнителей (2010); «Invisible choir» для ансамбля барочных флейт и виол да Гамба (по заказу Schola Cantorum г. Базеля, 2011); Коru Kari (по заказу ансамбля «Студия Новой Музыки», 2011); Musica Sacra для ансамбля ударных инструментов (2012); Musica Sacra II: Funeral processing для фортепиано с электроникой (2013), Musica Sacra III: Christmas Song для ансамбля (2013).

Среди исполнителей: Ансамбль «Студия новой музыки», Оркестр Мариинского театра, ГАСО России им. Е. Ф. Светланова, оркестр «de ereprijs» (Нидерланды), оркестр «Русская филармония», London Sinfonietta (Великобритания), «Phoenix Ensemble» (Швейцария), «Cikada string quartet» (Швеция), «Quasars ensemble» (Словения), «Ensemble Modern», «Türmchen Ensemble» (Германия), Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского; такие дирижёры, как В. А. Гергиев, В. М. Юровский, И. А. Дронов, Ф. Чижевский, С. Кондрашёв, Илан Волков, Юрг Хеннебергер.

Сочинения исполнялись на российских и европейских международных фестивалях в Германии, Нидерландах, Франции, Австрии, Словении, Италии, Швеции, Швейцарии и других. Среди них: «6. Weimarer Frühjahrstage für zeitgenössische Musik» (Веймар, 2005), «Московская осень» (2005-2013), «Пифийские игры» (2006), «Московский форум» (2007- 2013), «Young Euro Classic» (Берлин, 2009), «World New Music Days» (Швеция, Växjö, 2009, Словения, Košice, 2013), Frau Musika Nova (Кельн, 2009), международные летние курсы новой музыки в Дармштадте (Германия, 2010), «Manca Festival» (Франция, 2010), «Schein-Polyphonie 2011» (Швейцария) совместно с Базельской «Schola Cantorum», Венецианская биеннале, фестиваль «Россия глазами европейцев. Европа глазами россиян» (Москва, 2011).

Среди последних проектов – междисциплинарные проекты: композиция для карильона архитектурного комплекса «Цвингер» (в рамках городского ритуала «Inverse» для жителей города Дрезден), «Ротонда» – акустический перформанс для архитектурной формы и исполнителей, ID-перформанс IN↔OUT в рамках Международного фестиваля-лаборатории современной музыки «Gnesin Contemporary Music Week – 2020».

Кузьма БОДРОВ (1980)

Кузьма Бодров родился в г. Ош (Киргизия) в 1980. В 2005 окончил Московскую государственную консерваторию (класс композиции проф. А. Чайковского), в 2008 – аспирантуру МГК по классу композиции проф. А. Чайковского.

Участвовал в мастер-классах Р. Щедрина, А. Пярта, Ю. Буцко и др.

Лауреат композиторских конкурсов в Масса (Италия, 1998, I премия за Сонату для фортепиано); им. А. Скрябина (Москва, 2000, I премии в двух номинациях); им. Д.Д. Шостаковича (Санкт-Петербург, 2006, I премия за Концерт для скрипки с оркестром); Пифийских игр (Санкт-Петербург, 2006, I премия и Специальный приз от оркестра за Симфониетту); им. А. Петрова (Санкт-Петербург, 2008, III премия); им. Мясковского (Москва, 2012, I премия за Струнный квартет); им. Прокофьева (Санкт-Петербург, 2012, I премия за Концерт-симфонию для скрипки с оркестром).

C 2006 преподает в Московской консерватории. Вел теоретические дисциплины, в настоящее время ведет класс композиции. Член Совета Союза композиторов России.

В марте 2008 получил композиторский приз от радиостанции «Deutsche Welle» («Немецкая волна», Германия, Бонн). Сотрудничает с издательством «Universal Edition» в Вене. С 2011 является композитором-резидентом оркестра JMJ в Мадриде. Автор нескольких произведений, написанных для мессы Его Святейшества Папы Римского Бенедикта XVI (2011).

Участник лаборатории режиссера и художника Д. Крымова. В области кинематографа сотрудничал с такими режиссерами, как К. Хабенский и П. Лунгин. Музыкальный руководитель проекта образовательных анимационных фильмов «Сказки старого пианино», который в 2013 получил премию Правительства РФ. Обладатель премии министерства обороны Российской Федерации за музыку к фильму К. Хабенского «Собибор».

Музыка К. Бодрова звучит в России, Европе, Америке, Австралии и Новой Зеландии. Ее исполняют оркестр «Новая Россия», Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, АСО Московской филармонии, БСО им. П. И. Чайковского, Национальный филармонический оркестр России, Камерный ансамбль «Солисты Москвы», Камерный хор Московской консерватории, хор АХИ имени В. С. Попова, капелла имени А. А. Юрлова, хор имени А. В. Свешникова и другие известные коллективы; солисты Ю. Башмет, Н. Борисоглебский, многие другие.

В 2006 Кузьма Бодров был одним из авторов коллективного опуса «Посвящение. К 100-летию Д.Д. Шостаковича». В 2010 по заказу фестиваля «Кружева» в Вологде сочинил увертюру «Вологодские кружева» для симфонического оркестра (премьера в Вологде, исполнители — АСО Московской филармонии, дирижер Ю. Симонов), а в 2014 — произведение Kyrie eleison для хора и оркестра к 25-летию «МО», прозвучавшее на юбилейном концерте “OPUS 25” в Концертном зале им. Чайковского.

В 2011 газета «Музыкальное обозрение» назвала К. Бодрова «Персоной года» в номинации «Новое поколение – музыкант года».

В 2021 состоялись премьеры сочинений Кузьмы Бодрова: «Реквиема» на стихи Р. Рождественского и произведения «Мечта о космосе» для хора и оркестра к 60-летию полет Юрия Гагарина (первое исполнение — на праздничном концерте на Байконуре 12 апреля 2021).

Сергей НЕВСКИЙ (1972)

Сергей Невский род. в 1972 в Москве. Окончил Музыкальное училище при Московской консерватории по специальности «теория музыки»). Обучился композиции в Высшей школе музыки в Дрездене. Продолжил образование в Университете искусств в Берлине по композиции у проф. Ф. Гольдмана, затем окончил аспирантуру Университета искусств по классу теории у проф. Х. Фладта. Участвовал в мастер-классах М. Шпалингера, В. Глобокара.

Лауреат I премии на Штутгартском конкурсе композиции (2006), приза ансамбля «Про Арте» и публики на фестивале «Пифийские игры» за пьесу «Всё» (2008). Обладатель Берлинской художественной премии (2014), специального приза жюри фестиваля «Золотая Маска»-2014 за оперу «Франциск».

Преподавал на международных курсах композиции в Дармштадте, Киеве, Львове, Виитасаари (Финляндия), на Международной академии молодых композиторов в г. Чайковском. Был куратором направления «музыка» проекта «Платформа» (2011–2012), фестиваля «Трудности перевода» (2011–2014) и музыкальной программы выставки «Underground and Improvisation, альтернативное искусство в Восточной Европе 1968–1994» в Академии искусств Берлина (2018). Читал лекции в Калифорнийском Университете в Беркли, Московской консерватории, СПбГУ, консерваториях Берлина, Дрездена, Ганновера, Бремена и др. В 2013–2015 вел лабораторию для композиторов и режиссеров в Центре им. Мейерхольда.

Музыка С. Невского исполнялась на международных фестивалях в Берлине (Berliner Festwochen, UltraSchall, Maerzmusik), Донауэшингене, Штутгарте, Мюнхене, Амстердаме, Цюрихе, Мадриде, Москве («Территория», «Другое пространство», «Московский форум»), Санкт-Петербурге («Пифийские игры»).

В рамках проекта «Опергруппа» в Большом театре осуществлена постановка оперы С. Невского «Франциск» (2012). Он получал заказы от Штутгартской государственной оперы, Берлинской Государственной оперы, фестивалей Donaueschinger Musiktage, Ruhrtriennale, UltraSchall и Klangspuren Schwaz, Министерства культуры Норвегии, Берлинской академии искусств, берлинского Концертхауса, фестиваля «Территория», фонда «Про Арте», ансамблей Klangforum Wien, Neue Vokalsolisten Stuttgart и др.

Также композитор сотрудничал с симфоническим оркестром Юго-Западного радио Германии, оркестрами MusicaEterna, Musica Viva, ансамблями Ensemble Modern, Collegium Novum Zürich, Neue ensemble recherche, ensemble mosaik, MusikFabrik, МАСМ и многими другими коллективами России и зарубежных стран, дирижерами Владимиром Юровским, Теодором Курентзисом, Филиппом Чижевским, Йоханнесом Калицке, Титусом Энгелем, Эмилио Помарико, солистами Натальей Пшеничниковой, Татьяной Гринденко, Теодором Анцелотти, Якобом Дилем и др.

Написал музыку к театральным проектам («Человек-подушка» Кирилла Серебренникова в МХТ им. Чехова, «Дыхание» Марата Гацалова в Театре Наций), кинофильму К. Серебренникова «Юрьев день» (2008).

Сочинения С. Невского издаются в Universal Music Publishing Group (RICORDI Berlin). CD выходили на фирмах col legno, Wergo и Fancy Music

Участник абонемента Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение» «Персона — композитор» (сезон 2017–2018, 2019–2020).

Обладатель премии «МО» в номинации «Композитор года» (2018).

В 2020 в Штутгартской опере прошла онлайн-премьера оперного проекта С. Невского «Годунов». В спектакле объединены первая редакция «Бориса Годунова» Мусоргского и опера Сергея Невского «Время секонд хэнд» (по одноименной книге Светланы Алексиевич).

27 июля на Фестивале новой музыки в Штутгарте Сергей Невский представил премьеру документальной оперы «Простые» («Die Einfachen»). Либретто оперы С. Невский написал, основываясь на письмах российских гомосексуалов, написанных в 1920-е годы основателю Психоневрологического института Владимиру Бехтереву.

Сергей Невский живет в Берлине и Москве.

Дмитрий КУРЛЯНДСКИЙ (1976)

Дмитрий Курляндский родился в Москве в 1976. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру в классе проф. Л. Бобылева. Победитель международного конкурса «Гаудеамус» в Голландии (2003), обладатель Премии Джанни Бергамо в Швейцарии (2010), победитель конкурса на оперное сочинение Иоганна Йозефа Фукса в Австрии (2011). Лауреат премии фонда Андрея Вознесенского «Парабола» 2016. Лауреат премии итальянских музыкальных критиков имени Франко Аббьяти 2017.

​Гость Берлинской программы для деятелей искусств (2008).

В 2010 — Композитор ансамбля 2e2m (Франция).

Среди исполнителей сочинений Д. Курляндского — дирижеры Теодор Курентзис, Федор Леднев, Филипп Чижевский, Сюзанна Малькки, Райнберт де Леу, Роланд Клуттиг, Беат Фурер, Юрьен Хемпел и др.;

оркестры SWR (Юго-Западного радио Германии), MusicAeterna, Национальный оркестр Лиона, Стокгольмский новый камерный оркестр, J.Futura (Италия), Московский симфонический оркестр и др.;

ансамбли KlangForum Wien, ASKO и Schoenberg, InterContemporain, Recherche, 2e2m, L’Itineraire, Contrechamps, KNM, Aleph, Slagwerkgroep den Haag, Champ d’action, Quatour Diotima, Kairos quartet, Sonar quartet, МАСМ, eNsemble, Студия Новой Музыки, N’Caged, Questa Musica, Наталья Пшеничникова, Татьяна Гринденко и Opus Posth и др.

​Опера «Астероид 62» поставлена в 2013 в Граце (режиссер Барбара Байер) и в Москве (режиссер Капитолина Цветкова-Плотникова).

Опера «Сверлийцы. Увертюра. Начало» поставлена в Москве в 2012 и 2015 (режиссер Борис Юхананов).

Опера «Носферату» поставлена в Перми и в Москве в 2014–2015 (режиссер Теодорос Терзопулос).

Премьера оперы «Октавия. Трепанация» состоялась в июне 2017 на Голландском фестивале в постановке Бориса Юхананова.

В 2017 перформанс-инсталляция Commedia delle arti представлена в Российском павильоне Венецианского биеннале современного искусства.

Музыка Курляндского регулярно звучит на фестивалях в России и за рубежом: Donaueschingen, Ruhrtriennale, MaerzMusik, Venice biennale, Musica Strasbourg, Huddersfield, Wien modern, Athens festival, Archipel, Transart, Klangspuren, Elektra Montreal, ISCM WMD, Warsaw Autumn, «Территория» и др.

Произведения Дмитрия Курляндского издавались на лейблах FANCYMUSIC и Col Legno, издательствами Donemus, Editions Jobert и Le Chant du Monde.

Дмитрий Курляндский — основатель и главный редактор первого в России журнала, посвященного современной музыке: «Трибуна Современной Музыки» (2005–2009). Художественный руководитель Международной академии молодых композиторов в Чайковском и композиторской лаборатории «Открытый космос» в Москве.

Один из основателей группы композиторов «Сопротивление Материала» (СоМа).

Приглашенный профессор Музыкальной академии Impuls в Граце (Австрия), композиторских курсов Sound of Wander в Милане, композиторских курсов в Руайомоне (Франция), встреч молодых композиторов в Апельдорне (Голландия), COURSE (Украина), Tzlil Meudcan (Израиль), консерваторий в Амстердаме, Милане и Сан-Себастьяне, Международной композиторской академии молодых композиторов в Чайковском (Россия) и др.

С 2013 — музыкальный руководитель «Электротеатра Станиславский».

Участник абонемента Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение» «Персона — композитор» (сезон 2018–2019).

Обладатель премии газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Композитор года» (2018).

Юрий КАСПАРОВ (1955)

Юрий Каспаров родился 8 июня 1955 в Москве. В 1978 году окончил Московский энергетический институт, в 1984 — Московскую консерваторию (класс композиции Михаила Чулаки), в 1991 — аспирантуру (класс Эдисона Денисова).

Лауреат Всесоюзного конкурса композиторов (I премия за Симфонию № 1 «Герника», Москва, 1985) Лауреат Международных конкурсов: «Guido d’Arezzo» (I премия за «Ave Maria» для 12 голосов и 3 инструменталистов, Италия, 1989), «Henri Dutilleux» (Гран-при за «Effet de Nuit» для бас-баритона и 5 исполнителей на стихи П. Верлена, Франция, 1996).

С 1984 по 1989 годы — главный музыкальный редактор на Центральной студии документальных фильмов. В этот период активно работал как кинокомпозитор.

В 1990 организовал Московский Ансамбль современной музыки и в течение 18 лет был его художественным руководителем.

Юрий Каспаров — автор около 40 симфонических и около 60 камерных партитур. Мировые премьеры его сочинений проходили в России, Франции, Италии, Германии, Австрии, Испании, Англии, Швейцарии, Бельгии, Польше, Румынии, Украине, странах Скандинавии, Японии, США. Произведения композитора исполнялись на фестивалях современной музыки в Италии, Германии, Франции, Японии, Испании, Польше и многих других странах.

Композитор написал сочинения по заказу Ensemble Modern (Германия), Радио Франс совместно с Институтом Музыкальных Исследований, международных фестивалей «Дни Новой Музыки» в Цюрихе (Швейцария) и «Фельдкирх-фестиваль» (Австрия), Гранд-Театра и Симфонического оркестра г. Тур (Франция), Симфонического оркестра г. Ставангер (Норвегия), Ensemble Accroche Note и Ensemble Orchestral Contemporain (Франция), CORE–Ансамбля (США) и др.

Среди исполнителей сочинений Юрия Каспарова —

дирижеры П. Мефано, П. Рулье, Д. Кавка (Франция), Ф. Гольдманн (Германия), О. Кюанде (Швейцария), Т. Отака (Япония), Д. Милнс (США), Э. Хачатурян, В. Полянский, В. Зива, С. Скрипка, В. Синайский, А. Дмитриев (Россия);

солисты: флейтист П.-И. Арто (Франция), гобоист Д. Глига (Румыния), кларнетисты А. Ангстер (Франция) и Н. Кокс (Англия), фаготисты В. Попов (Россия) и Дж. Райнхард (США), баритоны Ж. Бона и В. Ле Тесье (Франция), органист Э. Дезарбр (Франция), скрипач В. Иголинский, пианист М. Дубов, виолончелисты В. Тонха, С. Судзиловский и А. Загоринский (Россия);

оркестры и камерные ансамбли: Оркестр ВВС Уэльс (Великобритания), Филармонический оркестр г. Ницца (Франция), Национальный оркестр Румынского радио, Ensemble Contrechamps (Швейцария), Шенберг-Ансамбль (Нидерланды), Ансамбль 2e2m (Франция), ведущие симфонические оркестры и камерные ансамбли Москвы и России.

Авторские компакт-диски композитора изданы на Olympia (Англия), Harmonia Mundi (Франция), Vista Vera (Россия) и др.

С 2005 — сопредседатель Российской секции Международного общества современной музыки ISCM, которая является полномочным представителем России в этом обществе.

С 2005 преподает композицию и инструментовку в Московской консерватории. Читает лекции и проводит мастер-классы в Красноярской академии музыки и театра, Миланской консерватории им. Дж. Верди, Академии музыки им. Яначека в Брно, Пхеньянской консерватории. В числе его учеников — лауреаты международных конкурсов Александр Хубеев, Андрей Бесогонов, Станислав Маковский, Елена Рыкова, Татьяна Герасименок.

Член жюри российских и международных композиторских конкурсов.

Юрий Каспаров — заслуженный деятель искусств РФ (2007), Кавалер Ордена Искусств и Литературы Франции (2008), правительственной награды Казахстана «Мәдениет саласының үздігі» (нагрудный знак «Совершенство в культуре», 2015).

Лауреат премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Композитор года» (2009). Участник абонемента «МО» «Персона – композитор. Представление и интервью — Андрей Устинов» в Московской филармонии. (2011, 2016). Автор произведения «Эхо тишины» для ансамбля солистов, написанного в 2015 по заказу Шестого фестиваля «Кружева» в Вологде (художественный руководитель Андрей Устинов).

Александр ХУБЕЕВ (1986)

Александр Хубеев родился в 1986 в Перми. В 2011 окончил композиторский факультет Московской консерватории, в 2014 — аспирантуру МГК (класс композиции проф. Ю. Каспарова, класс электроакустической музыки проф. И. Кефалиди).

Стипендиат международных курсов в Дармштадте (Германия, 2014), стипендиат Берлинской Академии искусств (2018), резидент Международной Конфедерации Электроакустической Музыки CIME (2019).

Лауреат и дипломант международных конкурсов: “Connecting music” (Киев, 2009, диплом), V Международного конкурса молодых композиторов имени П.И. Юргенсона (Москва, 2009, диплом), III Конкурса молодых композиторов «Шаг влево» (Санкт-Петербург, 2010, II премия), на создание обязательного сочинения II международного конкурса Московской консерватории для исполнителей на духовых и ударных инструментах (Москва, 2010, победитель), «Посвящение Чайковскому» (г. Чайковский, 2010, II премия), Le Note Ritrovate (Авеллино, Италия, 2010, победитель), «Пифийские игры» (Санкт-Петербург, 2011, Большой приз), reMusik.org (Санкт-Петербург, 2011, II премия), VII Международного конкурса молодых композиторов имени П.И. Юргенсона  (Москва, 2013, диплом), Salvatore Martirano Award (Университет штата Иллинойс, США, 2013, III премия), conDiT (Буэнос-Айрес, Аргентина, 2014, победитель), Gaudeamus (Утрехт, Нидерланды, 2015, победитель), «Время Прокофьевых» (Москва, 2017, II премии), III Международной лаборатории композиторов «Открытый космос» (Москва, 2018, II премия), New Music Generation (Нур-Султан, Казахстан, 2019,  победитель).

Композитор — автор музыки к театральным постановкам (РАМТ, Театр-Студия п/р Олега Табакова и др.).

Симфонические и камерные произведения А. Хубеева звучат в странах Европы, Азии, Северной и Южной Америки, в т.ч. на Венецианской Биеннале, фестивалях “MATA” (Нью-Йорк), “Klara Festival” (Брюссель), “Gaudeamus MusicWeek” (Утрехт), “Darmstadt ferienkurse” (Дармштадт), “Ultima” (Осло), “Gergiev Festival” (Роттердам), “Mixtur” (Барселона), “Quandensprunge” (Карлсруэ),  «Московский форум», «Московская осень» и «Другое пространство» (Москва), «Дягилевский фестиваль» (Пермь), reMusik.org (Санкт-Петербург), «Контрасты» (Львов) и многих других.

Среди исполнителей его сочинений — симфонические оркестры Пермского Театра оперы и балета, Министерства обороны РФ, Омска, Дубны, камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода»; ансамбли Asko|Schoenberg (Нидерланды), Nadar (Бельгия), Schallfeld (Австрия), Slagwerk den Haag (Нидерланды), Blackpage Orchestra (Австрия), Insomnio (Нидерланды), L’Arsenale (Италия), ALEPH (Франция), ExNovo (Италия), Vertixe Sonora (Испания), Uusinta (Финляндия), Vortex (Швейцария), Illinois Modern (США), DAMUS (Аргентина), Московский Ансамбль Современной Музыки, «Студия новой музыки» Московской консеравтории, Ансамбль ударных инструментов под управлением Марка Пекарского, «ГАМ-ансамбль», eNsemble и многие другие.

Его музыка звучала на «Радио России», «Радио Орфей», «France Musique» (Франция), WDR (Германия), ARTxFM (США), DeutchlandRadioKultur (Германия), Ö1 (Австрия), Concertzender (Нидерланды), RTP (Португалия) и других радиостанциях разных стран.

Композитор в резиденции «ГАМ-ансамбля» в 2011 году.

С 2017 его партитуры публикуются издательством “Donemus”.

В настоящее время А. Хубеев — заместитель художественного руководителя Международной академии молодых композиторов в г. Чайковском, сооснователь и куратор Композиторских курсов reMusik.org в Санкт-Петербурге.

Участник абонемента Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение» «Персона — композитор» (сезон 2018-2019).

Обладатель премии «МО» в номинации «Композитор года» (2018).

Николай ПОПОВ (1986)

Николай Попов родился в 1986 в г. Белебей (Башкирия). Окончил средний специальный музыкальный колледж г. Уфы по классу баяна у преп. Н. Махней и по классу композиции у И. Хисамутдинова. Продолжил образование в Московской консерватории по композиции у проф. В. Агафонникова и И. Кефалиди, а затем в аспирантуре МГК под руководством В. Задерацкого.

Победитель всероссийских и международных конкурсов, среди которых: Открытый Всероссийский конкурс композиторов им. А.Г. Шнитке (2007), Международный конкурс композиторов им. Вл. Золотарева (Нью-Йорк, 2008), II Открытый Всероссийский конкурс композиторов им. Д. Д. Шостаковича (Санкт-Петербург, 2008), Международный конкурс композиторов им. А. Дворжака (Прага, 2010) и др.

Участвовал в мастер-классах композиторов В. Видлака, А. Госсена, Ф. Бедросяна, М. Фургона, И. Феделе, М. Андре, М. Чечилиани, Р. Сендо, Ф. Филидеи, Ф. Леру, Ф. Леви, О. Бьянки и др.

Композитор в резиденции ансамбля «Галерея актуальной музыки» (2016), резидент ZKM/Центр искусств и медиатехнологий в Карлсруэ (2017).

Николай автор ряда камерных, симфонический, электроакустических и мультимедийных композиций, а также музыки театра и кино. В своей работе тесно сотрудничает с видеохудожниками, среди них: Эндрю Квинн (Италия), Тодор Пожарев (Сербия), Ирина Матинян (Россия) и др.

Сочинения Н. Попова исполнялись в России, Германии, Франции, Италии, Испании, Норвегии, Португалии, США, Чехии, на фестивалях «Московская осень», «Московский форум», «Другое пространство», «Ударные дни Марка Пекарского», «Экспозиция XXI», «Opus 52», «Sound 59», «Европа-Азия», Фестивале новой музыки Миланской консерватории, Венецианской биеннале, Московской биеннале современного искусства, Международном фестивале классического балета им. Рудольфа Нуриева, фестивале электроакустической музыки “EMUfest” и др.

Музыку Н. Попова исполняли дирижеры И. Дронов, Д. Волосников, С. Скрипка, В. Урюпин, Д. Лисс, Ф. Кадена, Д. Васильев; солисты М. Пекарский, С. Малышев, Д. Щелкин, И. Сопова, В. Песин, А. Богданова, Е. Корженевич, В. Черных, С. Чирков, В. Пеунов, М. Балашова, Э. Фил; ансамбли «Студия новой музыки» Московской консерватории, «ГАМ-ансамбль» («Галерея актуальной музыки»), Московский ансамбль современной музыки, Ансамбль ударных Марка Пекарского, “Opus posth”,  струнный квартет “Cantando”, “Alter Ego” (Италия), “EX NOVA” (Италия), “Smach” (Испания) и др.

В марте 2019 в Башкирском театре оперы и балета состоялась премьера одноактного балета Н. Попова «О чем молчат камни».

Н. Попов — член Союза композиторов России и Союза художников России, научный сотрудник Центра электроакустической музыки Московской консерватории, преподаватель кафедры истории и теории музыки ГИТИСа.

Участник абонемента Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение» «Персона — композитор» (сезон 2018–2019).

Обладатель премии газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Композитор года» (2018).

Творчеству Н. Попова посвящена книга профессора Московской консерватории В. Холоповой «Композитор Николай Попов» (М.: Альтекс, 2019).

Николай Попов — автор произведения «Вологодские кружева» для симфонического оркестра и электроники, написанного по заказу фестиваля «Кружева» (мировая премьера состоится на фестивале в Вологде в октябре 2021).

Джон ДОУЛЕНД (1563—1626)

Джон Доуленд (1563-1626) – выдающийся лютнист и композитор эпохи Ренессанса. Родился в Лондоне (по другой информации – недалеко от Дублина). В 1580-1584 находился в Париже на службе у английского посла Генри Кобхэма, затем у его преемника Эдварда Стаффорда. Вернувшись в Англию, окончил так называемый Крайст-черч (Сhrist Church), колледж при Оксфордском университете, получив степень бакалавра музыки. С 1598 по 1606 был на службе у Кристиана IV, короля Дании и Норвегии, любившего музыку и платившему лютнисту Доуленду гигантские суммы. С 1612 и до конца жизни – лютнист при дворе Якова I. Писал преимущественно для лютни: это и танцевальные пьесы, и «арии» для голоса и лютни, и обработки (в том числе для консорта) «народных» мелодий и песен. Кроме того, Доуленду принадлежат свободные переложения (для вокального ансамбля) некоторых псалмов, включая Miserere и De profundis.


Арканджело КОРЕЛЛИ (1653—1713)

Арканджело Корелли (1653-1713) – скрипач и композитор. Родился в коммуне Фузиньяно административного центра Равенна. Несколько десятилетий, вплоть до своей кончины, прожил в Риме. Достиг высот едва ли не во всех основных жанрах эпохи барокко: широко известны, в частности, его concerti grossi. Повлиял на многих последующих композиторов, в том числе на Антонио Вивальди, Джузеппе Тартини, Франческо Джеминиани, Пьетро Локателли.


Георг Филипп ТЕЛЕМАН (1681—1767)

Георг Филипп Телеман (1681-1767) – композитор, мультиинструменталист, теоретик, музыкальный критик, литератор. «Счастливый соперник И. С. Баха», по меткому определению Ромена Роллана. Родился в Магдебурге (Саксония-Анхальт). Изучал право в Лейпцигском университете. Параллельно писал церковную музыку. Кроме того, был некоторое время в Лейпциге директором оперного театра. Дальнейшие годы его жизни связаны с Франкфуртом (служба капельмейстером ряда местных церквей) и, в значительно большей степени, Гамбургом (Г. Ф. Телеман – кантор в гимназии Йоханнеум и церковный музикдиректор). К 40 годам, когда Телеман перебрался в Гамбург, его годовой доход был сопоставим с доходом высокопоставленного городского чиновника. Он оставил после себя тысячи сочинений, охватив все известные в эпоху позднего Барокко формы и жанры. Написал три автобиографии, значительно облегчив тем самым работу исследователей его жизни и композиторских устремлений. Скончался в Гамбурге.

Жан-Филипп РАМО (1683—1764)

Жан-Филипп Рамо (1683-1764) – композитор, органист, клавесинист, автор теоретических трактатов. Один из ведущих клавесинных и оперных композиторов барочной Франции (наряду с Франсуа Купереном и Жаном-Батистом Люлли). Родился в Дижоне. С раннего детства учившись музыке, еще в юном возрасте отправился (благодаря отцу) совершенствоваться в Милан. Вернувшись во Францию, служил церковным органистом в ряде соборов. В 1706 в Париже написал свои первые пьесы для клавесина. Далее – Дижон, Клермон-Ферран (служба органистом в церквях) и – уже основательно, с 1722 и до конца жизни – Париж. Именно там Рамо пишет свой, возможно, главный теоретический труд: «Трактат о гармонии, сведенной к ее природным началам» (последующие теоретические работы написаны и опубликованы там же). Он был настоящим экспериментатором – и в клавесинных пьесах, и в операх («музыкальных трагедиях»). В целом же музыкальное значение Рамо далеко не ограничилось эпохой барокко: известно, что его музыку пристально изучали такие выдающиеся композиторы 19-20 веков, как Гектор Берлиоз, Камиль Сен-Санс, Клод Дебюсси.


Иоганн Себастьян БАХ (1685—1750)

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – влиятельнейший, неисчерпаемый для изучения композитор позднего Барокко, органист, педагог. Аккумулировал в своем гигантском наследии (свыше 1000 опусов) едва ли не все предшествующие композиторские достижения и во многом определил пути развития музыкальной мысли на столетия вперед. Родился в Эйзенахе (Тюрингия). Обучался хоровому пению, игре на органе и клавесине в школе при Церкви Святого Михаила в Люнебурге (Нижняя Саксония). Служил церковным органистом в Арнштадте и Мюльхаузене (Тюрингия). Многие годы жизни Баха были связаны с тремя городами: Веймаром (придворный органист и концертмейстер), Кётеном (придворный капельмейстер), Лейпцигом (кантор Школы Святого Фомы). После смерти Баха в Лейпциге в 1750 его музыка была основательно забыта. Лишь в первой половине 19 века интерес к ней начал постепенно возвращаться – во многом благодаря Феликсу Мендельсону-Бартольди, исполнившему в 1829 в Берлине «Страсти по Матфею» (в сокращенной версии).


Рихард ВАГНЕР (1813—1883)

Рихард Вагнер (1813-1883) – композитор, дирижер, мыслитель, радикальный оперный реформатор. Родился в Лейпциге. Еще ребенком потеряв отца, под влиянием отчима (актера, драматурга, художника Людвига Гейера) рано увлекся театром. Обучаясь в церковных школах, изучал гармонию и композицию. Услышав в Гевандхаусе 9-ю симфонию Бетховена, Вагнер был настолько впечатлен, что создал ее фортепианную транскрипцию. В те же годы (конец 1820-х) он увидел и услышал сопрано Вильгельмину Шрёдер-Девриент в бетховенской «Фиделио» и был ею покорен (впоследствии Вагнер напишет не одну партию для этой великой певицы). Был потрясен молодой Вагнер и моцартовским «Реквиемом». Таковы были его музыкальные ориентиры тех лет. В 1831 Вагнер начал учиться музыке в Лейпцигском университете, пробовал себя не только в фортепианном, симфоническом, но и в оперном жанре (правда, опера «Свадьба» так и осталась незавершенной). Уже с начала 1840-х он был поглощен мыслями о своем грандиозном гигантоманском проекте, премьера которого состоялась в 1876 в специально выстроенном для этого оперном театре Байройта. Речь, конечно же, о «Кольце Нибелунга», гремящем и по сей день далеко не только в пределах ежегодного Байройтского фестиваля. Мысливший синтетически (музыка неотрывна от философии), Вагнер значительно обогатил музыку и в ее статусе автономного искусства: развитая система лейтмотивов и гиперрасширенный состав оркестра – лишь некоторые из его новшеств. Умер Вагнер в 1883 в Венеции, от сердечного приступа. Похоронен в Байройте.


Антон АРЕНСКИЙ (1861—1906)

Антон Аренский (1861-1906) – композитор, пианист, дирижер, педагог. Родился в Новгороде. Окончил Петербургскую консерваторию (класс Н. Римского-Корсакова). С 1882 преподавал в Московской консерватории (с 1888 – профессор). В 1895-1901 – управляющий Придворной певческой капеллой в Петербурге. С 1901 неоднократно выступал в России и за рубежом в качестве пианиста и дирижера, в том числе с исполнением собственной музыки. Скончался в Перк-ярви (ныне поселок Кирилловское Ленинградской области), похоронен в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.


Клод ДЕБЮССИ (1862—1918)

Клод Дебюсси (1862-1918) – один из крупнейших представителей новой французской композиторской школы. Родился в городке Сен-Жермен-ан-Ле (департамент Ивелин региона Иль-де-Франс). В десятилетнем возрасте поступил в Парижскую консерваторию, где обучался последующие 11 лет; среди его наставников были Эмиль Дюран (гармония), Эрнест Гиро (композиция), Сезар Франк (орган). Одаренный пианист, в занятиях фортепиано в консерватории Дебюсси был неровен, неоднозначно оценивался его пианистический талант и на ежегодном консерваторском конкурсе: лишь однажды, в 1877, Дебюсси получил вторую премию. Далее он, по большей части, сосредоточился на гармонии и композиции, хотя и вкусил роскоши в Замке Шенонсо в качестве пианиста-резидента летом 1879. В начале 1880-х некоторое время гостил в усадьбе Плещеево у Надежды фон Мекк, где, в частности, переложил для фортепианного дуэта несколько фрагментов «Лебединого озера» Чайковского. В 1884 получил Большую Римскую премию за кантату «Блудный сын». К тому времени начал формироваться его зрелый стиль, ярко проявившийся в опере «Пеллеас и Мелизанда» на текст Мориса Меттерлинка и более поздних импрессионистских сочинениях. Дебюсси умер в 1918 в Париже, похоронен на кладбище Пасси в фешенебельном 16-м округе.


Сергей РАХМАНИНОВ (1873—1943)

Сергей Рахманинов (1873-1943) – композитор, пианист, дирижер. Родился в усадьбе Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии. Обучался фортепиано в Московской консерватории у Н. Зверева и А. Зилоти, теории и композиции – у С. Танеева и А. Аренского. Окончил консерваторию как пианист и композитор с большой золотой медалью. В 1897-1898, по приглашению Саввы Мамонтова, был вторым дирижером Московской частной русской оперы, а в 1904-1906 – дирижером Большого театра. Затем активно гастролировал по Европе, США и Канаде как пианист и дирижер, параллельно сочинял (в частности, в 1909 был написан Третий фортепианный концерт). В 1917 покинул Россию. Жил и выступал в Европе и Америке. Похоронен в США на кладбище Кенсико.


Чарльз АЙВЗ (1874—1954)

Чарльз Айвз (1874-1954) – один из основоположников американской композиторской школы. Родился в Данбери (штат Коннектикут). Обучаться музыке начал под руководством отца, военного капельмейстера. С 13 лет был органистом в церкви. Окончил музыкальный факультет Йельского университета как органист и композитор. С 1899 – церковный органист в Нью-Йорке и других городах и – одновременно – успешный страховщик. Музыку писал со второй половины 1880-х, последнее сочинение датировано 1943 годом. Безусловный новатор, изобретатель собственного языка, применявший также многие актуальные для первой половины 20 века приемы композиторского письма, Айвз в немалой степени опирался и на музыку своего детства: американский фольклор.


Морис РАВЕЛЬ (1875—1937)

Морис Равель (1875-1937). Родился в Сибуре (департамент Атлантические Пиренеи). Занятия фортепиано начал в 6 лет, с 12 осваивал гармонию. В годы учебы в Парижской консерватории (среди учителей – пианист Ш. В. де Берио и композитор Г. Форе) познакомился с Э. Сати, организовывал впоследствии циклы его концертов. В 1901, 1902, 1903 пытался получить Большую Римскую премию, но всякий раз его обходили более удачливые конкурсанты. В 1905 Равеля по решению жюри не допустили к заключительному туру, что вызвало протесты в музыкальном мире и околомузыкальной прессе и не замедлило сказаться на известности композитора – и без того уже известного к тому времени. Прерванное войной сочинительство (Равель был принят добровольцем и прослужил шофером грузовика, к персональной радости Сати, с удовольствием «проехавшемуся» по этому факту) возобновилось, в частности, оркестровкой «Картинок с выставки» Мусоргского (1922) и достигло сверхкачества в «Болеро» (1928). До смерти Равеля в Париже от последствий нейрохирургии оставалось 9 лет.


Бенджамин БРИТТЕН (1913—1976)

Бенджамин Бриттен (1913-1976) – композитор, пианист, дирижер. Одна из наиболее значительных фигур британской музыки 20 века. Родился в Лоустофте (портовый город в графстве Саффолк). Обучался в Королевском колледже музыки в Лондоне (класс композиции Джона Айрленда, класс фортепиано Артура Бенджамина), также брал частные уроки у композитора Фрэнка Бриджа. Сотрудничал с поэтом Уистеном Хью Оденом и певцом Питером Пирсом (который стал спутником жизни Бриттена). Мировая известность пришла к Бриттену с премьерой в 1945 в лондонском Sadler’s Wells Theatre оперы «Питер Граймс». В 1948 Бриттен основал (вместе с П. Пирсом и либреттистом Эриком Крозье) в городке Олдборо фестиваль музыки и искусств. Несколько раз был в СССР, где его музыку горячо пропагандировали Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Дмитрий Шостакович посвятил Бриттену Четырнадцатую симфонию, а Бриттен Шостаковичу – оперу-притчу «Блудный сын». В 60-е бриттеновские оперы ставились в Большом и Кировском театрах. В 80-е некоторые из опер звучали на «Декабрьских вечерах». К тому времени Бриттена уже не было в живых: он скончался в Олдборо в 1976.


Беат ФУРРЕР (1954)

Беат Фуррер (1954) – композитор и дирижер. Родился в Шаффхаузене (Швейцария), в 1975 переехал в Вену. Окончил Венский университет музыки и исполнительского искусства по классам дирижирования и композиции. В 1985 основал ансамбль Klangforum Wien, занимающий с тех пор одно из лидирующих мест в мире. С 1991 – профессор композиции в Университете музыки и театра Граца. Обладатель «Золотого льва» Венецианской биеннале 2006 за оперу FAMA. В 2014 получил Большую Австрийскую Государственную Премию. В 2019 в Берлинской государственной опере состоялась мировая премьера оперы Беата Фуррера «Фиолетовый снег» на текст Владимира Сорокина.


Кайя СААРИАХО (1952)

Кайя Саариахо (1952). Обучалась в Академии имени Сибелиуса. В 1980 посетила Международные летние курсы новой музыки в Дармштадте. В 1981-1983 училась в Высшей школе музыки во Фрайбурге у Брайана Фернихоу (композиция) и Клауса Хубера (инструментовка). С 1982 живет в Париже, стажировалась и затем работала в созданном Пьером Булезом исследовательском институте IRCAM. Уже не одно десятилетие Кайя Саариахо в числе самых исполняемых современных композиторов. Она удостоена многих престижных наград. Ее музыка выпускается крупнейшими лейблами.