Сергей Невский, Дмитрий Курляндский, Николай Попов, Александр Хубеев. Concerto grosso «MO/Opus 30/2019/Liberta». Мировая премьера

Сергей Невский, Дмитрий Курляндский, Николай Попов, Александр Хубеев. Concerto grosso «MO/Opus 30/2019/Liberta». Мировая премьера

Дух Свободы и коллективного творчества

Сергей Невский, Дмитрий Курляндский, Николай Попов, Александр Хубеев. «Liberta MO/Opus 30/2019» Concerto grosso для симфонического оркестра, солирующих арфы, альта, флейты, контрабаса, баяна и электроники. Коллективное сочинение

Без нового сочинения, создаваемого в процессе подготовки программы, параллельно с этим процессом, не обходились и предыдущие проекты «МО»: и юбилейные концерты, и фестивали, которые завершались мировой премьерой нового произведения и началом его жизни.

Продвижение современной музыки — непременная часть деятельности газеты. Мы начинали с первых дней в композиторском сообществе, тогда еще в СК СССР.

И наше 30-летие не могло остаться без нового сочинения. Мы хотели продолжить наши исследования «коллективного» в композиторском творчестве. В новый проект пригласили и композиторов, и исполнителей, с которыми сотрудничаем в последние годы.

Надо было определиться, что же будет объединяющим элементом в новом сочинении. Поиски не были долгими. В отличие от окружающей жизни, музыка всегда была территорией свободы. Без нее художник не способен жить и творить в нашем опутанном запретами мире.

Безусловно, это относится и к журналистам, и к СМИ как четвертой власти.

«Если бы мне нужно было решить, иметь ли нам правительство без газет, или газеты без правительства, я бы избрал, не задумываясь, последнее, — писал Томас Джефферсон. — …Наши свободы не могут быть гарантированы иначе, как свободой прессы. Эту свободу невозможно ограничить, не подвергаясь опасности ее потерять».

Поэтому «игра» с цифрой 30 и дух свободы определили и замысел, и название коллективного опуса: Liberta.

Участники проекта

Для осуществления замысла нового коллективного опуса мы пригласили Сергея Невского, Дмитрия Курляндского, Алексея Сюмака, Николая Попова, Александра Хубеева. Все они — лидеры своего композиторского поколения, медийные фигуры, участники совместного абонемента «МО» и МГАФ «Персона – композитор». Невский, Курляндский и Попов — лауреаты Премии «МО» в 2018 в номинации «Композитор года».

Каждый из композиторов по-своему «обыграл» идею Liberta и юбилейную цифру 30.

В качестве солистов мы пригласили наиболее востребованных исполнителей молодого поколения, участников абонементов «МО» в Московской филармонии: «Инструментариум» («Альт – Арфа – Флейта – Контрабас»), «Персона – композитор», «www.баян.ru». Это арфистка Оксана Сидягина, альтист Сергей Полтавский, флейтист Иван Бушуев, контрабасист Григорий Кротенко, баянист Иосиф Пуриц.

Каждый композитор должен был написать свой оркестровый фрагмент и «выход» из него для одного из солирующих инструментов.

Композиторы легко «разобрали» солистов. С. Невский выбрал арфу, Н. Попов взялся писать для баяна, А. Хубеев — для контрабаса, Д. Курляндский — для альта, Сюмак — для флейты.

С последовательностью (кто за кем) тоже определились сразу: Невский, Курляндский, Сюмак, Попов, Хубеев.

Сергей Невский род. в 1972 в Москве. Окончил Музыкальное училище при Московской консерватории по специальности «теория музыки»). Обучился композиции в Высшей школе музыки в Дрездене. Продолжил образование в Университете искусств в Берлине по композиции у проф. Ф. Гольдмана, затем окончил аспирантуру Университета искусств по классу теории у проф. Х. Фладта. Участвовал в мастер-классах М. Шпалингера, В. Глобокара.

Лауреат I премии на Штутгартском конкурсе композиции (2006), приза ансамбля «Про Арте» и публики на фестивале «Пифийские игры» за пьесу «Всё» (2008). Обладатель Берлинской художественной премии (2014), специального приза жюри фестиваля «Золотая Маска»-2014 за оперу «Франциск».

Преподавал на международных курсах композиции в Дармштадте, Киеве, Львове, Виитасаари (Финляндия), на Международной академии солодых композиторов в г. Чайковском. Был куратором направления «музыка» проекта «Платформа» (2011–2012), фестиваля «Трудности перевода» (2011–2014) и музыкальной программы выставки «Underground and Improvisation, альтернативное искусство в Восточной Европе 1968–1994» в Академии искусств Берлина (2018). Читал лекции в Калифорнийском Университете в Беркли, Московской консерватории, СПбГУ, консерваториях Берлина, Дрездена, Ганновера, Бремена и др. В 2013–2015 вел лабораторию для композиторов и режиссеров в Центре им. Мейерхольда.

Музыка С. Невского исполнялась на международных фестивалях в Берлине (Berliner Festwochen, UltraSchall, Maerzmusik), Донауэшингене, Штутгарте, Мюнхене, Амстердаме, Цюрихе, Мадриде, Москве («Территория», «Другое пространство», «Московский форум»), Санкт-Петербурге («Пифийские игры»).

В рамках проекта «Опергруппа» в Большом театре осуществлена постановка оперы С. Невского «Франциск» (2012). Он получал заказы от Штутгартской государственной оперы, Берлинской Государственной оперы, фестивалей Donaueschinger Musiktage, Ruhrtriennale, UltraSchall и Klangspuren Schwaz, Министерства культуры Норвегии, Берлинской академии искусств, берлинского Концертхауса, фестиваля «Территория», фонда «Про Арте», ансамблей Klangforum Wien, Neue Vokalsolisten Stuttgart и др.

Также композитор сотрудничал с симфоническим оркестром Юго-Западного радио Германии, оркестрами MusicaEterna, Musica Viva, ансамблями Ensemble Modern, Collegium Novum Zürich, Neue ensemble recherche, ensemble mosaik, MusikFabrik, МАСМ и многими другими коллективами России и зарубежных стран, дирижерами Владимиром Юровским, Теодором Курентзисом, Филиппом Чижевским, Йоханнесом Калицке, Титусом Энгелем, Эмилио Помарико, солистами Натальей Пшеничниковой, Татьяной Гринденко, Теодором Анцелотти, Якобом Дилем и др.

Написал музыку к театральным проектам («Человек-подушка» Кирилла Серебренникова в МХТ им. Чехова, «Дыхание» Марата Гацалова в Театре Наций), кинофильму К. Серебрнникова «Юрьев день» (2008).

Сочинения С. Невского издаются в Universal Music Publishing Group (RICORDI Berlin). CD выходили на фирмах col legno, Wergo и Fancy Music

Участник абонемента Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение» «Персона — композитор» (сезон 2017–2018, 2019–2020).

Обладатель премии «МО» в номинации «Композитор года» (2018).

Живет в Берлине и Москве.

​Дмитрий Курляндский родился в Москве в 1976. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру в классе проф. Л. Бобылева. Победитель международного конкурса «Гаудеамус» в Голландии (2003), обладатель Премии Джанни Бергамо в Швейцарии (2010), победитель конкурса на оперное сочинение Иоганна Йозефа Фукса в Австрии (2011). Лауреат премии фонда Андрея Вознесенского «Парабола» 2016. Лауреат премии итальянских музыкальных критиков имени Франко Аббьяти 2017.

​Гость Берлинской программы для деятелей искусств (2008).

В 2010 — Композитор ансамбля 2e2m (Франция).

Среди исполнителей сочинений Д. Курляндского — дирижеры Теодор Курентзис, Федор Леднев, Филипп Чижевский, Сюзанна Малькки, Райнберт де Леу, Роланд Клуттиг, Беат Фурер, Юрьен Хемпел и др.;

оркестры SWR (Юго-Западного радио Германии), MusicAeterna, Национальный оркестр Лиона, Стокгольмский новый камерный оркестр, J.Futura (Италия), Московский симфонический оркестр и др.;

ансамбли KlangForum Wien, ASKO и Schoenberg, InterContemporain, Recherche, 2e2m, L’Itineraire, Contrechamps, KNM, Aleph, Slagwerkgroep den Haag, Champ d’action, Quatour Diotima, Kairos quartet, Sonar quartet, МАСМ, eNsemble, Студия Новой Музыки, N’Caged, Questa Musica, Наталья Пшеничникова, Татьяна Гринденко и Opus Posth и др.

​Опера «Астероид 62» поставлена в 2013 в Граце (режиссер Барбара Байер) и в Москве (режиссер Капитолина Цветкова-Плотникова).

Опера «Сверлийцы. Увертюра. Начало» поставлена в Москве в 2012 и 2015 (режиссер Борис Юхананов).

Опера «Носферату» поставлена в Перми и в Москве в 2014–2015 (режиссер Теодорос Терзопулос).

Премьера оперы «Октавия. Трепанация» состоялась в июне 2017 на Голландском фестивале в постановке Бориса Юхананова.

В 2017 перформанс-инсталляция Commedia delle arti представлена в Российском павильоне Венецианского биеннале современного искусства.

Музыка Курляндского регулярно звучит на фестивалях в России и за рубежом: Donaueschingen, Ruhrtriennale, MaerzMusik, Venice biennale, Musica Strasbourg, Huddersfield, Wien modern, Athens festival, Archipel, Transart, Klangspuren, Elektra Montreal, ISCM WMD, Warsaw Autumn, «Территория» и др.

Произведения Дмитрия Курляндского издавались на лейблах FANCYMUSIC и Col Legno, издательствами Donemus, Editions Jobert и Le Chant du Monde.

Дмитрий Курляндский — основатель и главный редактор первого в России журнала, посвященного современной музыке: «Трибуна Современной Музыки» (2005–2009). Художественный руководитель Международной академии молодых композиторов в Чайковском и композиторской лаборатории «Открытый космос» в Москве.

Один из основателей группы композиторов «Сопротивление Материала» (СоМа).

Приглашенный профессор Музыкальной академии Impuls в Граце (Австрия), композиторских курсов Sound of Wander в Милане, композиторских курсов в Руайомоне (Франция), встреч молодых композиторов в Апельдорне (Голландия), COURSE (Украина), Tzlil Meudcan (Израиль), консерваторий в Амстердаме, Милане и Сан-Себастьяне, Международной композиторской академии молодых композиторов в Чайковском (Россия) и др.

С 2013 — музыкальный руководитель «Электротеатра Станиславский».

Участник абонемента Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение» «Персона — композитор» (сезон 2018-2019).

Обладатель премии «МО» в номинации «Композитор года» (2018).

Александр Хубеев родился в 1986 в Перми. В 2011 окончил композиторский факультет Московской консерватории, в 2014 — аспирантуру МГК (класс композиции проф. Ю. Каспарова, класс электроакустической музыки проф. И. Кефалиди).

Стипендиат международных курсов в Дармштадте (Германия, 2014), стипендиат Берлинской Академии искусств (2018), резидент Международной Конфедерации Электроакустической Музыки CIME (2019).

Лауреат и дипломант международных конкурсов: “Connecting music” (Киев, 2009, диплом), V Международного конкурса молодых композиторов имени П.И. Юргенсона (Москва, 2009, диплом), III Конкурса молодых композиторов «Шаг влево» (Санкт-Петербург, 2010, II премия), на создание обязательного сочинения II международного конкурса Московской консерватории для исполнителей на духовых и ударных инструментах (Москва, 2010, победитель), «Посвящение Чайковскому» (г. Чайковский, 2010, II премия), Le Note Ritrovate (Авеллино, Италия, 2010, победитель), «Пифийские игры» (Санкт-Петербург, 2011, Большой приз), reMusik.org (Санкт-Петербург, 2011, II премия), VII Международного конкурса молодых композиторов имени П.И. Юргенсона  (Москва, 2013, диплом), Salvatore Martirano Award (Университет штата Иллинойс, США, 2013, III премия), conDiT (Буэнос-Айрес, Аргентина, 2014, победитель), Gaudeamus (Утрехт, Нидерланды, 2015, победитель), «Время Прокофьевых» (Москва, 2017, II премии), III Международной лаборатории композиторов «Открытый космос» (Москва, 2018, II премия), New Music Generation (Нур-Султан, Казахстан, 2019,  победитель).

Композитор — автор музыки к театральным постановкам (РАМТ, Театр-Студия п/р Олега Табакова и др.).

Симфонические и камерные произведения А. Хубеева звучат в странах Европы, Азии, Северной и Южной Америки, в т.ч. на Венецианской Биеннале, фестивалях “MATA” (Нью-Йорк), “Klara Festival” (Брюссель), “Gaudeamus MusicWeek” (Утрехт), “Darmstadt ferienkurse” (Дармштадт), “Ultima” (Осло), “Gergiev Festival” (Роттердам), “Mixtur” (Барселона), “Quandensprunge” (Карлсруэ),  «Московский форум», «Московская осень» и «Другое пространство» (Москва), «Дягилевский фестиваль» (Пермь), reMusik.org (Санкт-Петербург), «Контрасты» (Львов) и многих других.

Среди исполнителей его сочинений — симфонические оркестры Пермского Театра оперы и балета, Министерства обороны РФ, Омска, Дубны, камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода»; ансамбли Asko|Schoenberg (Нидерланды), Nadar (Бельгия), Schallfeld (Австрия), Slagwerk den Haag (Нидерланды), Blackpage Orchestra (Австрия), Insomnio (Нидерланды), L’Arsenale (Италия), ALEPH (Франция), ExNovo (Италия), Vertixe Sonora (Испания), Uusinta (Финляндия), Vortex (Швейцария), Illinois Modern (США), DAMUS (Аргентина), Московский Ансамбль Современной Музыки, «Студия новой музыки» Московской консеравтории, Ансамбль ударных инструментов под управлением Марка Пекарского, «ГАМ-ансамбль», eNsemble и многие другие.

Его музыка звучала на «Радио России», «Радио Орфей», «France Musique» (Франция), WDR (Германия), ARTxFM (США), DeutchlandRadioKultur (Германия), Ö1 (Австрия), Concertzender (Нидерланды), RTP (Португалия) и других радиостанциях разных стран.

Композитор в резиденции «ГАМ-ансамбля» в 2011 году.

С 2017 его партитуры публикуются издательством “Donemus”.

В настоящее время А. Хубеев — заместитель художественного руководителя Международной академии молодых композиторов в г. Чайковском, сооснователь и куратор Композиторских курсов reMusik.org в Санкт-Петербурге.

Участник абонемента Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение» «Персона — композитор» (сезон 2018-2019).

Обладатель премии «МО» в номинации «Композитор года» (2018).

Николай Попов. Композитор, педагог, исследователь. Родился в 1986 в г. Белебей (Башкирия). Окончил средний специальный музыкальный колледж г. Уфы по классу баяна у преп. Н. Махней и по классу композиции у И. Хисамутдинова. Продолжил образование в Московской консерватории по композиции у проф. В. Агафонникова и И. Кефалиди, а затем в аспирантуре МГК под руководством В. Задерацкого.

Победитель всероссийских и международных конкурсов, среди которых: Открытый Всероссийский конкурс композиторов им. А.Г. Шнитке (2007), Международный конкурс композиторов им. Вл. Золотарева (Нью-Йорк, 2008), II Открытый Всероссийский конкурс композиторов им. Д. Д. Шостаковича (Санкт-Петербург, 2008), Международный конкурс композиторов им. А. Дворжака (Прага, 2010) и др.

Участвовал в мастер-классах композиторов В. Видлака, А. Госсена, Ф. Бедросяна, М. Фургона, И. Феделе, М. Андре, М. Чечилиани, Р. Сендо, Ф. Филидеи, Ф. Леру, Ф. Леви, О. Бьянки и др.

Композитор в резиденции ансамбля «Галерея актуальной музыки» (2016), резидент ZKM/Центр искусств и медиатехнологий в Карлсруэ (2017).

Николай автор ряда камерных, симфонический, электроакустических и мультимедийных композиций, а также музыки театра и кино. В своей работе тесно сотрудничает с видеохудожниками, среди них: Эндрю Квинн (Италия), Тодор Пожарев (Сербия), Ирина Матинян (Россия) и др.

Сочинения Н. Попова исполнялись в России, Германии, Франции, Италии, Испании, Норвегии, Португалии, США, Чехии, на фестивалях «Московская осень», «Московский форум», «Другое пространство», «Ударные дни Марка Пекарского», «Экспозиция XXI», «Opus 52», «Sound 59», «Европа-Азия», Фестивале новой музыки Миланской консерватории, Венецианской биеннале, Московской биеннале современного искусства, Международном фестивале классического балета им. Рудольфа Нуриева, фестивале электроакустической музыки “EMUfest” и др.

Музыку Н. Попова исполняли дирижеры И. Дронов, Д. Волосников, С. Скрипка, В. Урюпин, Д. Лисс, Ф. Кадена, Д. Васильев; солисты М. Пекарский, С. Малышев, Д. Щелкин, И. Сопова, В. Песин, А. Богданова, Е. Корженевич, В. Черных, С. Чирков, В. Пеунов, М. Балашова, Э. Фил; ансамбли «Студия новой музыки» Московской консерватории, «ГАМ-ансамбль» («Галерея актуальной музыки»), Московский ансамбль современной музыки, Ансамбль ударных Марка Пекарского, “Opus posth”,  струнный квартет “Cantando”, “Alter Ego” (Италия), “EX NOVA” (Италия), “Smach” (Испания) и др.

В марте 2019 в Башкирском театре оперы и балета состоялась премьера одноактного балета Н. Попова «О чем молчат камни».

Н. Попов — член Союза композиторов России и Союза художников России, научный сотрудник Центра электроакустической музыки Московской консерватории, преподаватель кафедры истории и теории музыки ГИТИСа.

Участник абонемента Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение» «Персона — композитор» (сезон 2018-2019).

Обладатель премии «МО» в номинации «Композитор года» (2018).

Творчеству Н. Попова посвящена книга профессора Московской консерватории В. Холоповой «Композитор Николай Попов» (М.: Альтекс, 2019).

Как рождалась Liberta

Четыре связки между частями должны были стать импровизациями соседствующих друг с другом инструментов (арфа с альтом, альт с флейтой, флейта с контрабасом, контрабас с баяном).

По предыдущим коллективным опусам мы знали, что реализация такого проекта сопряжена с большими сложностями. В том числе и потому, что все композиторы востребованы, работают одновременно над несколькими заказами, читают лекции, проводят мастер-курсы. Д. Курляндский курирует Академию молодых композиторов в г. Чайковском и проекты Электротеатра, А. Хубеев — проекты Центра reMusik. С. Невский готовил премьеру в Штутгартской опере, А. Сюмак — в театре «Практика».

Исполнители заняты как солисты, в ансамблях (МАСМ, Персимфанс, Студия новой музыки), гастролируют, преподают, проводят мастер-классы. Собрать всех в одно время — непростая задача.

Первым закончил свой труд Д. Курляндский. До последнего ждали фрагмент А. Сюмака. Наконец наступило «время Ч», когда ждать уже было невозможно. И приглашать кого-то вместо Сюмака — тоже. Проблема разрешилась как нельзя лучше: вместо фрагмента Сюмака для флейты с оркестром флейтисту И. Бушуеву предложили исполнить импровизацию, дав ознакомиться предварительно со всеми партитурами.

На репетиции же с оркестром импровизация флейтиста выросла до импровизации флейты с контрабасом (следующим солирующим инструментом). Таким образом, в центре сочинения, между частями Д. Курляндского и А. Хубеева, вместо фрагмента для флейты с оркестром появилась импровизация И. Бушуева и Г. Кротенко. И это только умножило содержание названия «liberta»: импровизация как воплощение свободы.

Получилось блистательное, написанное для оригинального состава и виртуозно исполненное новое произведение.

Фрагмент партитуры "Посвящение". К 100-летию Д.Д. Шостаковича. (2006) Часть Алексея Сюмака

Коллективные опусы в истории «МО»

«Десять взглядов на десять заповедей» (2004)

В 2004 к 15-летию газеты мы решили провести Всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение – opus 15». В связи с 15-летием и выходом юбилейного 250-го номера «МО» возникла идея заказать нескольким композиторам новое оригинальное сочинение к юбилейному концерту.

Выбирать не пришлось, поскольку за два года до этого нами уже были выбраны 10 композиторов, названных «Персонами 2002 года» в рейтинге газеты «События и персоны» за конкретные сочинения, прозвучавшие на фестивале «Московская осень»: Михаил Броннер, Юрий Воронцов, Александр Вустин, Сергей Жуков, Роман Леденев, Сергей Павленко, Ефрем Подгайц, Александр Чайковский, Родион Щедрин, Андрей Эшпай (позже Р. Щедрина, который не смог принять участие, заменил башкирский композитор Рустэм Сабитов).

Все композиторы с удовольствием откликнулись. На первой же встрече определились с жанром — «Концерт для оркестра», составом оркестра, хронометражем каждого фрагмента, названием сочинения (у каждого — свой свод заповедей, свой взгляд). Естественны были аналогии с Концертом для оркестра Лютославского и Бартока, «20 взглядами на младенца Иисуса» Мессиана…

Договорились о том, что каждый композитор пишет свой фрагмент так, чтобы наиболее ярко выразить собственный стиль.

Формообразующим элементом стала тема-звукоряд, предложенная одним из участников проекта и составленная из 10 звуков-букв: B – C – A – G – D – Es – E – C – D – A (по одной от фамилии или имени каждого автора: Es — Эшпай, G — Жуков, B — Броннер и т.д.).

Первым принес свой фрагмент старейшина — А.Я. Эшпай. А когда мы смогли услышать все 10 частей, сформировалась их последовательность.

Если положить на стол 10 намагниченных предметов — шаров или каких-то иных, то они сами соединятся друг с другом в некую форму. Так же естественно получилось и «Десятью взглядами».

Так в истории музыки появилось произведение с невиданной доселе структурой: в каждой части была своя кульминация, а сформированная последовательность частей и кульминаций выстроилась в новую форму.

А затем произошло то, чего никогда не было в истории отечественной музыки. Новое сочинение для симфонического оркестра за три месяца прозвучало 20 раз в 18 городах, в исполнении ведущих симфонических оркестров, среди которых были ЗКР АСО Санкт-Петербургской филармонии, АСО Московской филармонии, Уральский филармонический, оркестр Новосибирской филармонии, ГСО Татарстана и др. Концерт в Москве в КЗЧ был записан телеканалом «Культура» и показан на всю страну: также беспрецедентный случай в истории российской музыкальной культуры.

Андрей Устинов, Кузьма Бодров, Алексей Сюмак, Ольга Бочихина, Антон Буканов. Обсуждение в редакции газеты "Музыкальное обозрение" коллективного сочинения «Посвящение». Июль, 2006

«Посвящение». К 100-летию Д.Д. Шостаковича (2006)

Во втором коллективном проекте было предложено принять участие композиторам молодого поколения. Чтобы определить их имена, мы обратились к экспертам — профессорам Московской консерватории В. Тарнопольскому, Ю. Воронцову и А. Чайковскому. Они назвали наиболее интересных, на их взгляд, молодых композиторов. Тех, кто получил несколько голосов, мы пригласили в наш проект. Их оказалось семеро: Ольга Алюшина, Кузьма Бодров, Ольга Бочихина, Антон Буканов, Артем Васильев, Татьяна Новикова, Алексей Сюмак. Их средний возраст на тот момент был около 30 лет.

Уже на первой встрече (июль 2006) стало ясно, что некое «общее начало» найти будет сложно. Это был год 100-летия Д.Д. Шостаковича, и решили посвятить сочинение великому композитору.

Сначала пришла мысль писать на DSCH. Но пришли к тому, что, поскольку в 12-тоновом звукоряде D-S-C-H были уже заняты самим Шостаковичем, то надо изъять их из звукоряда. А из оставшихся восьми звуков каждый составил 15-секундное motto. После прослушивания голосованием было выбрано motto Т. Новиковой, и каждый композитор мог «вшить» его в любую часть своего фрагмента.

Уникальный концерт

Премьера этого сочинения стала частью концерта «Три коллективных сочинения», в котором прозвучали «Посвящение», «Десять взглядов» и еще один коллективный опус — из истории.

В 1966 к 100-летию МГК 11 педагогов Московской консерватории — Анатолий Александров, Сергей Баласанян, Евгений Голубев, Дмитрий Кабалевский, Алексей Николаев, Николай Сидельников, Владимир Фере, Михаил Чулаки, Альфред Шнитке, Родион Щедрин, Андрей Эшпай — сочинили «Вариации на темы 16-й симфонии Мясковского».

Первое и до той поры единственное исполнение «Вариаций» состоялось на юбилейном концерте в 1966. Партитуру сочинения найти не удалось. В распоряжении оркестра оказались только партии, нашедшиеся в консерватории. Стараниями группы энтузиастов под руководством проректора Сорокиной по оркестровым голосам партитура была восстановлена.

Все три коллективных сочинения прозвучали в уникальном концерте в ММДМ 5 декабря 2006, в исполнении оркестра «Русская филармония», дирижировал Владимир Зива.

P.S.

Таким образом, Liberta/Concerto grosso MO/30/2019 — фактически четвертый коллективный опус, создание и исполнение которого инициировано газетой. Каждый из них — не только срез времени, стилей, поиска и рождения новых форм. Но и срез философий, осмысление баланса коллективного и индивидуального начал в тот или иной период истории.

Оказалось, что чем ближе к нашим дням, тем труднее и мучительнее композиторам сплачиваться вокруг одной идеи, искать общий компонент.

В 1966 было несколько объединяющих факторов:100-летие Московской консерватории, приношение патриарху консерваторской композиторской школы Н.Я. Мясковскому, его музыка — темы из 16-й симфонии.

В 2004 все с удовольствием приняли конструктивную идею, предложенную одним из коллег.

В 2006 молодые композиторы соединились вокруг памятной даты — 100-летия Д.Д. Шостаковича, из уважения к нему и к его месту в отечественной и мировой музыке.

В 2019 — вокруг идеи Liberta, Духа Свободы и юбилея «МО».