18 декабря состоялся второй концерт абонемента «Персона – композитор. Представление и интервью — Андрей УСТИНОВ». Музыка будущего. Сергей НЕВСКИЙ. «Гипсовое небо» (фотогалерея)

18 декабря состоялся второй концерт абонемента «Персона – композитор. Представление и интервью — Андрей УСТИНОВ». Музыка будущего. Сергей НЕВСКИЙ. «Гипсовое небо» (фотогалерея)

18 декабря 2017 состоялся второй концерт абонемента Московской филармонии и национальной газеты «Музыкальное обозрение» «Персона – композитор». Музыка будущего. Сергей НЕВСКИЙ «Гипсовое небо».

В программе концерта прозвучали произведения Сергея Невского «Прерванный хорал» для флейты и виолончели (1997), Elliptic Glide («Эллиптическое скольжение») для флейты и аккордеона (2015, Российская премьера), «Правила любви», вокальный цикл (части №№ 2, 3, 4, 6) (2013), «Азбука слепых», версия для бас-флейты, аккордеона, виолончели и ударных (2007, Российская премьера), «Гипсовое небо» для голоса, органа и фортепиано (2017, Российская премьера), Wut («Гнев») для флейты, фортепиано, виолончели, ударных (2013/2017, Российская премьера).

В концерте принимали участие Наталья Пшеничникова (голос), Московский Ансамбль Современной Музыки: Иван Бушуев (флейта, бас-флейта), Илья Рубинштейн (виолончель), Сергей Чирков (аккордеон), Михаил Дубов (фортепиано, орган), Александр Суворов.

Видеозапись концерта — на сайте Московской филармонии

Варвара ТУРОВА: Редкие минуты. Вспомнить все. Иногда они возвращаются. Тряхнуть стариной. И всякое такое. Жаль, я не критик anymore, очень хотелось бы написать большой, подробный текст про сегодняшний концерт из музыки Sergej Newski в филармонии. Но напишу так, пунктиром, курсивом моим, на бегу.

Моя мама говорит “нет фразы омерзительнее, чем фраза Я же Говорила”, но иногда нет фразы точнее. Я всегда говорила, что главное свойство музыки Невского – ее красота. Красота демонстративная, неприкрытая, красота красавицы, которая знает, что красива, сама по себе, не прилагая усилий. И сегодня я снова наслаждалась этой красотой, любовалась ею. И конечно, наш Невский – светлая голова (и красавица). Потому что все, и в первую очередь последовательность сегодняшних музык были просто гениальными. Про этот концерт должны писать рецензии театральные критики, это был готовый, цельный, прекрасный спектакль. Он начался с пьесы 1997 года, пижонской, максималистской, смотрите как много я знаю, как много я хочу сказать миру, как много я должен сказать миру, а еще я умею вот так и вот эдак, продолжился пьесой Elliptic glide 2015 года, и черт возьми приятно, когда музыка через 20 лет становится настолько лучше (знаем ведь примеры, когда наоборот). Потом были “Правила любви”, которые я слышала то ли 5 то ли 6 раз и сегодня они мне впервые в жизни не зашли, (что их прекрасности не отменяет ничуть). Во втором отделении случилась нежнейшая «Азбука слепых”, к которой у меня возник вопрос, касающийся формы, как-то эта пьеса кончается внезапно, как будто что-то не успевает случиться, вот не знаю, задумано ли так, но мне не хватило. А вот следом за нею была исполнена вещь “Гипсовое небо”. И это, простите, просто большое явление современной культуры. Прекрасная, страшная, сильная пьеса, требующая от певицы долго перечислять чего,но приблизительно всего – и при этом ни одной лишней ноты, ни одного поверхностного спецэффекта, а только вглубь, только всерьез, кроме шуток. А вещь “Гнев”, завершавшая концерт это просто хит. Клянусь, если бы я не знала названия, я бы поняла о чем речь. Как тихими короткими волнами, тихими и короткими, в душе, в теле, случается вот это вот. Гнев, да.

Про музыкантов Московского Ансамбля Современной Музыки можно говорить бесконечно, это просто лучшие музыканты на свете, про Наталью Пшеничникову хочется написать оду, как в 18 столетии, сегодняшнее испаолнение “Гипсового неба” было просто нереальным. а еще был отличный конферанс автора абонемента Андрей Устинов, ровно в нужной степени и в нужном количестве, нужном балансе интересный, просветительский и легкий, остроумный. А еще зал попросили писать вопросы и передавать их на сцену. И кто-то написал вопрос и передал его на сцену. И вот Невский берет бумажку и читает в микрофон:

“Второе отделение вообще огонь. Какие планы на вечер?”. И говорит в этот микрофон, то есть в том числе в трансляцию на сайте московской филармонии: “Ну вообще нас Варя Турова к себе звала”. Вот я считаю надо так делать на любых концертах, всегда. Музыканты, прислушайтесь ко мне.

Варвара ТУРОВА, Facebook

Персона-композитор. Музыка будущего. Сергей Невский. Гипсовое небо. Представление и интервью Андрей Устинов.

Фото Владимир Волков