Бенджамин Бриттен – 110 лет со дня рождения

Бенджамин Бриттен – 110 лет со дня рождения

22 ноября 2023 исполняется 110 лет со дня рождения британского композитора, дирижера, пианиста Бенджамина Бриттена (1913-1976).

В московском театре «Новая Опера» 21 ноября состоялся концерт из произведений Бриттена, Перселла и Элгара (автор программы, партия фортепиано – Татьяна Сотникова). В концертном зале Мариинского театра 22 ноября прозвучит «Военный реквием» Бриттена в исполнении хора и симфонического оркестра Мариинки под управлением Кристиана Кнаппа. Санкт-Петербургская филармония отметит памятную дату в следующем году – концерт к 110-летию Бриттена перенесен с 22 ноября 2023 на 5 февраля 2024.

Самый исполняемый английский композитор ХХ столетия – с этого определения начинается большинство статей, посвященных юбилею Бенджамина Бриттена. Он возродил национальную оперную традицию и занял место лидера английской композиторской школы, фактически, пустовавшее после смерти Перселла. Его авторитет на родине был настолько высок, что именно ему поручили сочинить оперу к коронации Королевы Елизаветы II, а в последний год жизни он получил титул барона Бриттена из Олдборо.

Образ Бриттена воспринимается, как воплощение «английскости». Он всю жизнь прожил в графстве Саффолк, в восточной Англии, и говорил, что его первым воспоминанием был «звук бурлящей воды в момент рождения». Не случайно действие его самых известных произведений, таких, как «Питер Граймс» или «Билли Бад» тесно связано с морем и водной стихией. Интерес к потустороннему, мистическому, загадочному, характерный для английской литературы со времен Шекспира и «готических романов», проник в его «Сон в летнюю ночь» и «Поворот винта». Практичность и действенность английского джентльмена, которого культуролог Григорий Гачев называет «самосделанным человеком», нашли отражение в том упорстве, с которым Бриттен создавал все условия для распространения своей музыки и музыки своих современников, начиная от организации Английской оперной труппы, школы для одаренных исполнителей и заканчивая знаменитым фестивалем в Олдборо, ставшего одним из самых значимых музыкальных событий Великобритании.

В эпоху авангардизма и музыкальных экспериментов Бриттен остался тональным композитором. Хотя он очень часто использовал необычные тембровые сочетания, сложную вокальную мелодику, среди его сочинений есть опусы для слушателей и исполнителей с самым разным уровнем подготовки этим во многом объясняется популярность его музыки, как при жизни, так и после смерти.

Сегодня оперы Бриттена звучат чаще, чем любого из его британских современников, а «Путеводитель по оркестру» много лет остается филармоническим хитом в категории «произведения для юных слушателей».

В России оперы Бриттена входят в репертуар нескольких театров.

В Большом театре – «Билли Бадд» (дирижер-постановщик – Уильям Лейси; режиссер-постановщик – Дэвид Олден; 2016) «Маленький трубочист» (дирижер-постановщик – Айрат Кашаев; режиссер-постановщик и сценограф – Олег Долин; 2020).

В Мариинском театре – «Поругание Лукреции» в концертном исполнении (дирижер – Элис Фарнем); «Поворот винта» (музыкальный руководитель – Валерий Гергиев; режиссер-постановщик – Дэвид Маквикар; 2006) «Сон в летнюю ночь» (музыкальный руководитель – Валерий Гергиев; режиссер – Клаудиа Шолти, 2011).

В Новой Опере – «Поругание Лукреции» (музыкальный руководитель и дирижер – Ян Латам-Кёниг; дирижер – Василий Валитов; режиссер – Екатерина Одегова; 2019, московская премьера)

В Театре им. Н. И. Сац ставились оперы «Ноев Ковчег» (музыкальный руководитель и дирижер – Сергей Михеев; режиссеры и художники-постановщики – Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов; 2016) и «Оуэн Уингрейв» под названием в «Тайна семьи Уингрейв» (музыкальный руководитель и дирижер – Алевтина Иоффе; режиссер – Виктория Агаркова; 2018).

В Пермском театре оперы и балета в июле 2022 состоялась премьера оперы «Река Кёрлью» (музыкальный руководитель и дирижер – Евгений Воробьев; режиссер – Федор Федотов).

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.