Меланхолия и разговоры с мертвыми в ДК Рассвет (24 ноября и 1 декабря 2023)

Меланхолия и разговоры с мертвыми в ДК Рассвет (24 ноября и 1 декабря 2023)

В ДК Рассвет – сольные концерты скрипача Ивана Наборщикова (24 ноября) и пианиста Сергея Каспрова (1 декабря) – с тонко выстроенными программами, сопоставляющими музыку разных стран и эпох.

Концертная программа Ивана Наборщикова «Краткая история меланхолии» посвящена теме меланхолии в разных преломлениях, от светлой печали до безысходности. В программе – сочинения Бартока, Шнитке, Пьяццоллы, Шельси, Саариахо, Куртага. Завершением вечера станет пассакалия g-moll (1676) Генриха Игнаца фон Бибера – самое выдающееся полифоническое произведение для скрипки соло, созданное до Чаконы из 3-й партиты Баха.

Иван Наборщиков о программе: «Подобно знаменитой гравюре Дюрера Melencolia I, концерт можно воспринимать на нескольких уровнях познания. Для меня важно показать меланхолию во всех ее проявлениях, так как в современном мире это понятие очень размыто. Не случайно в программе концерта можно увидеть такой разброс жанров и стилей. Я старался затронуть все аспекты и причины этого состояния – как объективные, так и субъективные. Музыкальные произведения следуют одно за другим и будут восприниматься как единое целое, как одно большое высказывание. Визуальное оформление концерта тоже имеет определенный смысл – мягким синим светом в полутьме ДК Рассвет будет гореть уличный фонарь. Кто-то вспомнит знаменитое стихотворение Александра Блока, а кто-то обратит внимание на символику синего как цвета грусти и меланхолии».

Сергей Каспров представит фортепианную программу «Разговор с мертвыми», в которой старинные пьесы для клавесина Жана-Батиста Лойе и Жана-Филиппа Рамо в переложении для фортепиано и оригинальной трактовке Леопольда Годовского перекликаются с первой тетрадью «Образов» Дебюсси и «Картинками с выставки» Мусоргского.

Сергей Каспров о программе: «В 1909 году Леопольд Годовский публикует сюиту „Ренессанс“. Идея возрождения старинной музыки витала в воздухе и разговор „с мертвыми на новом языке“ дал свои плоды: французские клавесинисты облачились в art nouveau – пьесы Рамо и Лойе превратились в изощренно виртуозный калейдоскоп. Четырьмя годами ранее, в 1905-м, Клод Дебюсси закончил первую тетрадь „Образов“. Вторая пьеса цикла – „Hommage à Rameau“ – сарабанда с отзвуками католической мессы (григорианский хорал, гул органа под сводами собора St. Eustache), эпитафия, перерастающая в гимн, спиритический сеанс со старинными зеркалами, вызывание духов эпохи Короля-Солнца – разговор „с мертвыми на живом языке“. Поиском новой реальности называл этот язык сам Дебюсси, открещиваясь от слова „импрессионизм“. Одним из источников этого поиска без сомнения был Модест Мусоргский – визионер и мистик, прорвавшийся в свою новую реальность одним из первых».

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.