You have no items in your cart.
К 70-летию со дня рождения Сергея Павленко
5 мая 2022 – 70 лет со дня рождения композитора Сергея Васильевича Павленко (1952-2012).
Сергей Павленко родился в городе Сумы (Украина), вырос в Ростове-на-Дону. В 1972-1977 учился в Московской консерватории у Николая Сидельникова (композиция) и Эдисона Денисова (инструментовка). В 1980 окончил аспирантуру МГК.
Под влиянием стилистики Денисова были написаны ранние опусы Павленко: Концерты для саксофона, флейты, виолончели с оркестром, Квартет для 4-х саксофонов, Hommage для фагота и струнного квартета (это сочинение, премьеру которого исполнил на фестивале «Московская осень» Валерий Попов, стало одной из «визитных карточек» композитора).
«Я думаю, что определенная линия творчества у меня есть, как она есть у каждого, – вспоминал Павленко спустя годы. – В самом начале, 20 лет назад, когда я приехал в Москву, большое значение для меня имело общение с Денисовым. В его классе можно было получить ту музыкальную информацию, которой я не имел до этого, узнать о самых последних событиях в мире современной музыки, познакомиться с новыми партитурами, записями, в том числе и его собственными. Естественно, что несколько лет я находился под его влиянием, хотя всегда хотел говорить своим “голосом”. Помню, уже после окончания консерватории Денисов в каком-то разговоре высказал любопытную мысль: “Вы должны возненавидеть мой стиль, тогда Вы станете хорошим композитором”». («Музыка из бывшего СССР», вып. 1. – М., «Музыка», 1994, с. 272)
Известность в музыкальных кругах пришла к Сергею Павленко рано. Его талант оценил худрук театра на Таганке Юрий Любимов, в 1976 пригласивший 24-летнего студента консерватории на работу в свой театр. Приглашение от Любимова дорогого стоило: с ним и его театром в те годы сотрудничали такие мэтры, как Эдисон Денисов и Альфред Шнитке.
Молодой музыкальный руководитель самого популярного театра Москвы принимал участие в выпуске спектаклей «Мастер и Маргарита», «Преступление и наказание», «Три сестры», «Владимир Высоцкий» и других. И сам писал музыку к спектаклям Таганки («Жалобная книга» по Чехову и другие постановки).
В 1982 Павленко ушел из театра и полностью посвятил свою жизнь творчеству.
«1980-е годы – пора серьезных творческих свершений, – писал о Павленко его близкий друг композитор Виктор Екимовский в “Музыкальном обозрении”. – За это десятилетие, необычайно плодотворное, Павленко написал пять симфоний, три концерта, большое количество камерных ансамблей, среди которых особо выделяется Концерт-серенада памяти Владимира Высоцкого для кларнета и струнных, признанная не только публикой и музыкантами-профессионалами, но даже самыми лютыми идеологическими критиками.
На рубеже веков Павленко проявил себя как подлинный мастер, выработавший свой стиль и эстетику, где свободно сочетаются “авангардизм” и тональность, сериализм и минимализм, экспрессионизм и постмодерн. Каталог его сочинений активно пополняется, переходя трехзначную цифру. Основной проект композитора в последние годы – Большая инструментальная месса, состоящая из монументальных концертов: De profundis для скрипки и альта с оркестром, Gloria для оркестра, Te deum для фортепиано с оркестром, Credo для виолончели с оркестром. Эти сочинения с успехом прозвучали в концертах фестивалей “Московская осень” с участием известных солистов В. Иголинского, Ю. Тканова, Е. Румянцева, дирижеров В. Понькина и В. Полянского. Премьеры произведений Павленко стали настоящими событиями в музыкальной жизни Москвы. К сожалению, данный мега-проект остался незаконченным: пятая часть – Agnus Dei – появиться не успела». («МО», № 3, 2012)
При жизни Сергея Павленко его музыка исполнялась часто: на фестивале «Московская осень» и на многих других фестивалях в России и за рубежом. Премьеры его сочинений состоялись во Франции, Германии, Нидерландах, Югославии, США, Канаде. Ряд сочинений остался в звукозаписи.
В начале 1990-х Сергей Павленко вошел в АСМ-2 – Ассоциацию современной музыки, основанную его учителем Эдисоном Денисовым, и активно участвовал в ее работе.
Вот как композитор в те годы говорил о своем стиле:
«Я никогда особенно не старался писать так, чтобы кому-то понравиться, да и сейчас не стремлюсь к этому. Честно говоря, в современной музыке есть не так уж много вещей, которые по-настоящему мне импонируют…
Важнейшей предпосылкой плодотворной композиторской работы я считаю развитие собственной, неповторимой с точки зрения идей, музыкально-драматургической концепции и ее убедительное воплощение. При этом не важно, какая композиционная техника используется… Я стремлюсь к соединению различных способов композиции… За каждым конкретным произведением, даже если это небольшая пьеса, стоит определенная художественная задача. Особенно важной кажется мне единичность эстетической идеи.
…Я многое почерпнул из сочинений Эдисона Денисова, Альфреда Шнитке и Софии Губайдулиной. Из западных композиторов важнейшие импульсы для творчества я почерпнул в музыке Лючано Берио, Карлхайнца Штокхаузена, Дьердя Лигети и некоторых других». («Музыка из бывшего СССР», том 1. – М., «Музыка», 1994)
В 2002 Павленко был назван лауреатом Премии газеты «Музыкальное обозрение» и вместе с другими композиторами-лауреатами этой премии был приглашен принять участие в создании коллективного сочинения – концерта для симфонического оркестра «Десять взглядов на десять заповедей», написанного в 2004 к 15-летию «МО». Так сложилось, что Сергей Павленко первым из участников этого проекта ушел из жизни. Это случилось 3 февраля 2012. Сергей Васильевич умер от внезапной остановки сердца, не дожив до своего 60-летия трех месяцев. Сегодня нет в живых уже четверых авторов «Десяти взглядов»: Сергея Павленко, Андрея Эшпая, Романа Леденева, Александра Вустина…
«8 февраля 2012, на очередном заседании Ассоциации Современной Музыки (АСМ-2), членом которой Павленко был с ее основания, намечалось прослушивание сочинений композитора. Однако судьба уготовила именно на этот день траурную церемонию в Союзе композиторов. На ней друзья, близкие и родные сказали немало теплых слов о личности Сергея, о его музыке, о его убежденных и бескомпромиссных взглядах на современною музыку и суждениях о ней; вспоминались примечательные страницы его жизни – в частности, период работы в Театре на Таганке у Ю. Любимова.
А заседание АСМ с произведениями Павленко все же состоялось спустя несколько дней – увы, уже без присутствия автора. На этом мемориальном собрании всем стало совершенно очевидно, что мы потеряли большого композитора, ушедшего на взлете, музыка которого войдет и уже вошла в историю отечественного искусства». (Виктор Екимовский)
Павел РАЙГОРОДСКИЙ, «МО»