Коллективные опусы в истории «МО»

Коллективные опусы в истории «МО»
Фрагмент партитуры "Посвящение". К 100-летию Д.Д. Шостаковича. (2006) Часть Алексея Сюмака

«Десять взглядов на десять заповедей» (2004)

В 2004 к 15-летию газеты мы решили провести Всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение – opus 15». В связи с 15-летием и выходом юбилейного 250-го номера «МО» возникла идея заказать нескольким композиторам новое оригинальное сочинение к юбилейному концерту.

Выбирать не пришлось, поскольку за два года до этого нами уже были выбраны 10 композиторов, названных «Персонами 2002 года» в рейтинге газеты «События и персоны» за конкретные сочинения, прозвучавшие на фестивале «Московская осень»: Михаил Броннер, Юрий Воронцов, Александр Вустин, Сергей Жуков, Роман Леденев, Сергей Павленко, Ефрем Подгайц, Александр Чайковский, Родион Щедрин, Андрей Эшпай (позже Р. Щедрина, который не смог принять участие, заменил башкирский композитор Рустэм Сабитов).

Все композиторы с удовольствием откликнулись. На первой же встрече определились с жанром — «Концерт для оркестра», составом оркестра, хронометражем каждого фрагмента, названием сочинения (у каждого — свой свод заповедей, свой взгляд). Естественны были аналогии с Концертом для оркестра Лютославского и Бартока, «20 взглядами на младенца Иисуса» Мессиана…

Договорились о том, что каждый композитор пишет свой фрагмент так, чтобы наиболее ярко выразить собственный стиль.

Формообразующим элементом стала тема-звукоряд, предложенная одним из участников проекта и составленная из 10 звуков-букв: B – C – A – G – D – Es – E – C – D – A (по одной от фамилии или имени каждого автора: Es — Эшпай, G — Жуков, B — Броннер и т.д.).

Первым принес свой фрагмент старейшина — А.Я. Эшпай. А когда мы смогли услышать все 10 частей, сформировалась их последовательность.

Если положить на стол 10 намагниченных предметов — шаров или каких-то иных, то они сами соединятся друг с другом в некую форму. Так же естественно получилось и «Десятью взглядами».

Так в истории музыки появилось произведение с невиданной доселе структурой: в каждой части была своя кульминация, а сформированная последовательность частей и кульминаций выстроилась в новую форму.

А затем произошло то, чего никогда не было в истории отечественной музыки. Новое сочинение для симфонического оркестра за три месяца прозвучало 20 раз в 18 городах, в исполнении ведущих симфонических оркестров, среди которых были ЗКР АСО Санкт-Петербургской филармонии, АСО Московской филармонии, Уральский филармонический, оркестр Новосибирской филармонии, ГСО Татарстана и др. Концерт в Москве в КЗЧ был записан телеканалом «Культура» и показан на всю страну: также беспрецедентный случай в истории российской музыкальной культуры.

Андрей Устинов, Кузьма Бодров, Алексей Сюмак, Ольга Бочихина, Антон Буканов. Обсуждение в редакции газеты "Музыкальное обозрение" коллективного сочинения «Посвящение». Июль, 2006

«Посвящение». К 100-летию Д.Д. Шостаковича (2006)

Во втором коллективном проекте было предложено принять участие композиторам молодого поколения. Чтобы определить их имена, мы обратились к экспертам — профессорам Московской консерватории В. Тарнопольскому, Ю. Воронцову и А. Чайковскому. Они назвали наиболее интересных, на их взгляд, молодых композиторов. Тех, кто получил несколько голосов, мы пригласили в наш проект. Их оказалось семеро: Ольга Алюшина, Кузьма Бодров, Ольга Бочихина, Антон Буканов, Артем Васильев, Татьяна Новикова, Алексей Сюмак. Их средний возраст на тот момент был около 30 лет.

Уже на первой встрече (июль 2006) стало ясно, что некое «общее начало» найти будет сложно. Это был год 100-летия Д.Д. Шостаковича, и решили посвятить сочинение великому композитору.

Сначала пришла мысль писать на DSCH. Но пришли к тому, что, поскольку в 12-тоновом звукоряде D-S-C-H были уже заняты самим Шостаковичем, то надо изъять их из звукоряда. А из оставшихся восьми звуков каждый составил 15-секундное motto. После прослушивания голосованием было выбрано motto Т. Новиковой, и каждый композитор мог «вшить» его в любую часть своего фрагмента.

Уникальный концерт

Премьера этого сочинения стала частью концерта «Три коллективных сочинения», в котором прозвучали «Посвящение», «Десять взглядов» и еще один коллективный опус — из истории.

В 1966 к 100-летию МГК 11 педагогов Московской консерватории — Анатолий Александров, Сергей Баласанян, Евгений Голубев, Дмитрий Кабалевский, Алексей Николаев, Николай Сидельников, Владимир Фере, Михаил Чулаки, Альфред Шнитке, Родион Щедрин, Андрей Эшпай — сочинили «Вариации на темы 16-й симфонии Мясковского».

Первое и до той поры единственное исполнение «Вариаций» состоялось на юбилейном концерте в 1966. Партитуру сочинения найти не удалось. В распоряжении оркестра оказались только партии, нашедшиеся в консерватории. Стараниями группы энтузиастов под руководством проректора Сорокиной по оркестровым голосам партитура была восстановлена.

Все три коллективных сочинения прозвучали в уникальном концерте в ММДМ 5 декабря 2006, в исполнении оркестра «Русская филармония», дирижировал Владимир Зива.

P.S.

Таким образом, Liberta/Concerto grosso MO/30/2019 — фактически четвертый коллективный опус, создание и исполнение которого инициировано газетой. Каждый из них — не только срез времени, стилей, поиска и рождения новых форм. Но и срез философий, осмысление баланса коллективного и индивидуального начал в тот или иной период истории.

Оказалось, что чем ближе к нашим дням, тем труднее и мучительнее композиторам сплачиваться вокруг одной идеи, искать общий компонент.

В 1966 было несколько объединяющих факторов:100-летие Московской консерватории, приношение патриарху консерваторской композиторской школы Н.Я. Мясковскому, его музыка — темы из 16-й симфонии.

В 2004 все с удовольствием приняли конструктивную идею, предложенную одним из коллег.

В 2006 молодые композиторы соединились вокруг памятной даты — 100-летия Д.Д. Шостаковича, из уважения к нему и к его месту в отечественной и мировой музыке.

В 2019 — вокруг идеи Liberta, Духа Свободы и юбилея «МО».