Вышел номер 12 газеты «Музыкальное обозрение»

Вышел номер 12 газеты «Музыкальное обозрение»
Фото Андрей Устинов

«Музыкальное обозрение», № 12 (488) 2021

Гравюра номера: Лютнист, арфист и тромбонист. Jost Amman, 1849. С оригинала XVI века: Le Moyen Age et la Renaissance, Paul Lacroix, Ferdinand Séré и A Rivaud, Volume IV

В номере:

OPUS 33. Всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение — OPUS 33» пройдет в 2022, в год 33-летия «МО». Репертуар фестиваля формируется из сочинений эксклюзивного проекта «МО»: опус 33, № 33, написанных в 33 года. 33 вариации и «Крейцерова» соната Бетховена, оперы Россини и Верди, симфонии Гайдна, Моцарта, Мендельсона и Прокофьева, концерты Сен-Санса, Вариации на тему рококо Чайковского, фортепианные шедевры Шопена, Рахманинова, Скрябина, Равеля… 33 богатыря, 33 коровы, 33 буквы алфавита…

«Филармонический маршал». Отметил 75 лет Александр Колотурский — с 1989 директор Свердловской филармонии, выдающийся музыкальный менеджер, лидер филармонической жизни России, лауреат Государственной премии РФ 2008 года в области литературы и искусства «за выдающийся вклад в развитие филармонической деятельности». Накануне юбилея А.Н. Колотурский ответил на вопросы «МО».

Александр Скрябин (1872–1915) — 150 лет со дня рождения. К памятной дате выпущено первое в истории Полное собрание сочинений композитора в 12 томах (научный редактор издания — Валентина Рубцова).

Фестивали и концерты из произведений Скрябина в Москве, России, Европе, США. Особая программа празднований в Мемориальном музее А.Н. Скрябина в Москве: «150 лет/Скрябин/150 дней» с 6 января по 4 июня 2022 (концерты, лекции, мастер-классы, конкурс «Стипендия А.Н. Скрябина»).

Оркестр. Юбилеи дирижера АСО Санкт-Петербургской филармонии Владимира Альтшулера и директора НФОР Георгия Агеева.

Новоиспеченный Сибирский юношеский симфонический оркестр сыграл «Грустный вальс» Сибелиуса на Красноярской ГЭС.

В Хабаровской филармонии ищут худрука Дальневосточного симфонического оркестра, а в АСО Санкт-Петербургской филармонии нашли композитора-резидента — в сезоне 2021–2022 им стал Джеймс МакМиллан.

Омский симфонический оркестр отметил 55-летие гала-концертом на фестивале «Белая симфония».

Так себе «симфоническая феерия» в ДК «Пигмент». В Тамбове расформировали и заново формируют симфонический оркестр. Зачем? Чем новый коллектив лучше старого? И когда в городе откроется филармонический зал, реконструкция которого длится уже 10 лет?

С высоты птичьего полета. Валентин Урюпин покинул Ростов-на-Дону и объявился в Москве, в роли музыкального руководителя театра «Новая опера». О достоинствах и недостатках молодого маэстро — в статье «МО»/

«Концерт, созданный вместе». Московский институт музыки им. А.Г. Шнитке провел превосходный концерт Всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение – OPUS 32» из произведений Чайковского, Моцарта, Шнитке и Шостаковича, с участием хора, симфонического, струнного и камерного оркестров (дирижер Игорь Громов). В концерте приняли участие Камерный хор Московской консерватории, скрипачка Елена Рольбина, солист Большого театра Илья Селиванов (тенор). Блистательно прокомментировала программу и каждое сочинений музыковед Дина Кирнарская. Как пишет «МО», «концерт фестиваля «Музыкальное обозрение» — как программа opus 32, так и уровень исполнительского мастерства участников — оставил сильное впечатление и подтвердил статус Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке как динамично развивающегося музыкального вуза».

Книги. «МО» представляет книгу профессора Московской консерватории Валентины Холоповой «Композитор Николай Попов» о творчестве лидера композиторского поколения нынешних 30-35-летних. Подробно описывая биографию Н. Попова и анализируя его произведения, В.Н. Холопова отмечает: «Творчество Н. Попова с очевидностью принадлежит к новаторской ветви ныне создаваемой музыки. Вхождение в неведомое, обязательность нестандартного определяют главный ракурс его направления в музыке. Не назвать ли это третьим, четвертым авангардом? Нет, синтез новаторских компонентов здесь таков, что можно говорить о новом типе музыки, даже новом типе искусства и лучше вспомнить о термине ars nova, пусть бывшем много веков назад: ars nova первых десятилетий ХХI в.»

«Книга памяти». «МО» продолжает публиковать имена музыкантов и музыкальных деятелей, репрессированных в годы советской власти. Тридцатая публикация.

In memoriam. Директор Ставропольского музыкального колледжа им. Сафонова Андрей Дмитриевский; хоровой дирижер, композитор и педагог Юрий Евграфов; пианистка, профессор Московской консерватории Ольга Жукова; оперный певец, народный артист России Леонид Зимненко; вологодский журналист Надежда Кузьминская; томский композитор Константин Лакин; бывший ректор Саратовской консерватории Валерий Ломако; композитор, лауреат Госпремии РФ Леонид Любовский; хоровой дирижер, профессор Санкт-Петербургской консерватории Владимир Максимков; музыковед Юрий Паисов; солистка Большого театра СССР, народная артистка СССР Бэла Руденко; солистка волгоградского театра «Царицынская опера» Ольга Сабирова; пианист, бывший ректор РАМ им. Гнесиных Михаил Саямов; основатель и художественный руководитель Московского детского музыкально-драматического театра Геннадий Чихачев; композитор, профессор Московской консерватории Татьяна Чудова.

Конкурсы. Итоги и условия российских и международных конкурсов, проходящих под эгидой Ассоциации музыкальных конкурсов России.

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: sw7800596@yandex.ru
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике

«МО»